К ВОПРОСУ О КАЧЕСТВЕННЫХ КРИТЕРИЯХ ИДЕНТИФИКАЦИИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ЮДИН НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Данная статья посвящена актуальным проблемам, связанным с сущностными характеристиками такой экономической категории, как малое предпринимательство, а также особенностями критериального подхода, касающегося отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства. Автором исследуются вопросы, которые связаны с выделением отличий между категориями «малое предпринимательство» и «малый бизнес», а также на основе данного анализа приводятся основные критерии такого разграничения: творческий подход к ведению хозяйственной деятельности, высокая степень неопределенности и риска, инициативный характер деятельности, сочетание общественной и персональной полезности, соответствие ведения хозяйственной деятельности существующим в обществе формальным и неформальным нормам. В статье также рассматривается необходимость использования и адаптации в российской экономической действительности не только количественных критериев идентификации субъектов малого предпринимательства, но также и качественных показателей. Применение данных критериев позволит, с одной стороны, более правильно и экономно использовать средства соответствующих бюджетов, и, с другой стороны, даст возможность оказывать поддержку тем предприятиям, деятельность которых наиболее полно соответствует потребностям народного хозяйства и общества в целом. Автором была проведена систематизация качественных критериев малого предпринимательства, а также предложены критерии инновационного потенциала и степени социальной ответственности малого предпринимательства как основные показатели, способные лечь в основу дифференцированного подхода в оказании государственной поддержки малым фирмам. Именно использование качественных критериев позволит ориентировать государственную поддержку малого предпринимательства на оказание помощи тем малым предприятиям, интересы которых находятся в полной взаимосвязи с интересами государства, экономики и общества на современном этапе их развития.
Ключевые слова: малое предпринимательство, малый бизнес, социальная ответственность предпринимательства, инновационный потенциал, государственная поддержка.
Явление предпринимательства можно рассматривать как одно из ключевых в экономической системе любого государства. Однако на протяжении нескольких столетий, в течение которых оно рассматривается не только выразителями экономической мысли, но и видными философами, социологами, политологами и т. д., не выработано единого подхода к его однозначной трактовке, несмотря на существование огромного количества мнений и разработанных теорий. В то же время можно утверждать, что предпринимательство играет важнейшую роль в экономической жизни государства, выраженную в присущих ему фундаментальных функциях, при этом важность этой роли возрастает со временем. Отсутствие же единого подхода к толкованию сущности предпринимательского феномена может свидетельствовать о многогранности данного понятия, открытости его для дальнейших исследований, что еще раз под-
тверждает его важность не только в экономической, но и социальной, политической и финансовой жизни общества [1].
В настоящее время существуют десятки трактовок термина «малое предпринимательство», отличающихся как определением сущностных характеристик данной категории, так и ролью в экономической системе государства. Стоит отметить, что, как правило, исследователи сферы малого предпринимательства в нашей стране практически никогда не разделяют понятия «малое предпринимательство» и «малый бизнес», ставя между ними знак равенства. Однако, по нашему мнению, данные понятия являют собой не совсем тождественные категории, в виду того, что в экономической литературе «бизнес» чаще всего представляется как связанная с риском деятельность, направленная на получение максимальной отдачи в виде прибыли, в то время как предпринимательство при
сохранении тех же характеристик предполагает еще и использование чего-то нового в области осуществления производственной деятельности. Кроме того, по мнению Т. Н. Кошелевой, категория «бизнес» включает в себя все виды деятельности, направленные на извлечение максимальной доходности вне зависимости от их законности. В это же время «предпринимательство» подразумевает осуществление деятельности в рамках действующего законодательства [2].
Необходимо отметить, что в российской практике категории «малое предпринимательства» и «малый бизнес» никак не разграничаются, в том числе и законодательно. Однако бытует достаточно условное деление, обусловленное тем, что термин «малое предпринимательство» используется в
нормативно-правовых актах как официальное наименование данной категории, а выражение «малый бизнес» применяется как общепринятый вариант употребления.
За рубежом ситуация несколько иная. В иностранных источниках, когда речь заходит о предпринимательстве, то сознательно подчеркивается творческий подход к ведению хозяйственной деятельности лицом, ее осуществляющим, его личное участие в создание новаторских форм товаров и услуг, способов их реализации и т. д. В западной практике трактовка терминов «предпринимательство», «малое предпринимательство» неотрывно связана с рассмотрением инновационной составляющей данных явлений в экономической жизни общества.
Таблица 1
Критерии разграничения категорий «малое предпринимательство» и «малый бизнес»
Малое предпринимательство Малый бизнес
Направленность на извлечение прибыли на основе реализации товаров и услуг
Рисковый характер деятельности
Инициативность при принятии хозяйственных решений
Новаторский подход к видению деятельности (инноваци-онность) Использование при ведении хозяйственной деятельности более традиционных способов
Сочетание (часто неосознанное) общественной и персо- Как правило, ориентация на эгоистичный подход ведения
нальной полезности деятельности
Функционирование в рамках действующего законодатель- Ведение бизнеса может выходить за рамки действующего
ства. Опора на нравственно-этические нормы законодательства и устоявшихся нравственно-моральных ценностей
Как показывает таблица 1, категория «малое предпринимательство» несколько шире понятия «малый бизнес». Основу предпринимательской деятельности, как и «бизнеса», составляет направленность на извлечение прибыли в ходе инициативного и самостоятельного ведения хозяйственной деятельности, сопряженного с той или иной степенью риска, находящейся в зависимости от сферы деятельности, проводимой государственной экономической политики, состояния рыночной конъюнктуры и т. п. В то же время малое предпринимательство предполагает творческий подход к своему делу, внедрение инноваций, их перманентную смену. Иными словами, предприниматель воплощает в процессе своей деятельности новые идеи, получающие свое выражение в новых видах товаров и услуг, не использующихся ранее, и более эффективных способах производства и сбыта. Предприниматель стремится занимать еще незанятые ниши производства и сбыта товаров и услуг с целью развития их потенциала, с одной стороны, и получения наилучших конкурентных преимуществ, с другой. В отличие от предпринимателя, бизнесмен, как правило, использует уже имею-
щуюся модель ведения хозяйственной деятельности и ориентирует ее на получение максимальной отдачи.
На основании вышесказанного можно прийти к выводу, что творческий подход является отличительной чертой предпринимательской деятельности. Так, Ф. Кларк давал следующую характеристику малому предпринимательству: «...суть мелкого предпринимательства заключается не столько в извлечении максимальной прибыли, сколько в удовлетворении, получаемом людьми от таких нематериальных факторов, как независимость, творческий характер работы и особенно образ жизни, которые никогда нельзя измерить в цифрах прибылей и убытков» [3]. Важно подчеркнуть, что подобная особенность предпринимателя чаще всего не рассматрвается приобретенным его свойством, а является врожденной характеристикой, лишь только отточенной со временем в процессе предпринимательской деятельности до совершенства. Сам же процесс ведения бизнеса, «искусство делать деньги», можно в определенной степени рассматривать как специальность и профессию, которой может обучиться любой желающий.
Следующая отличительная черта - предприниматель в своей деятельности преследует не только личные цели, но часто способствует достижению общественных, хоть иногда и не сознательно. Питером Друкером в свое время было отмечено, что предпринимательство есть одна из форм социальной деятельности, опирающейся на инновации, в чем его взгляд, разумеется, перекликается с теорией Шумпетера. Ведение предпринимательской деятельности должно иметь, по мере возможности, социальный характер в части создания новых рабочих мест, а также замены устаревших элементов инфраструктуры сферы обслуживания.
Потребителей можно рассматривать как некий индиктор эффективности предпринимательства в силу того, что именно на них предприниматель обязан ориентировать свою деятельности. Исходя из этого, он должен умело выявлять их потребности и желания, тем самым сочетая общественную полезность, реализовывая товары и услуги, острая необходимость в которых пристутсвует в обществе, и которые характеризуются такими свойствами, как высокое качество, доступность и цена, универсальность и соответствие государственным стандартам, с принципом рациональности, с собственной выгодой.
Очевидно, что морально-этический и правовой аспекты хозяйственной деятельности могут вступать в острое противоречие с ее рациональностью, связанной с направленностью на извлечение выгоды, а в некоторой мере даже эгоистичностью предпринимателя при принятии хозяйственных решений. Однако, как и любая другая сфера общественной деятельности, предпринимательство должно соответствовать не только формальным установкам действующего законодательства, но и бытующим в обществе понятиям о достойном поведении человека. В зарубежной практике представления о законопослушности и честности предпринимателя играют значительную роль, и постановка под сомнение этих качеств может отрицательнейшим образом сказаться на его репутации. В нашей же стране укоринились принципы ведения предпринимательской деятельности, ставшие традиционными в 90-е гг. прошлого столетия, связанные с получением своего любой ценой и любыми методами вне зависимости от их законности и соответствию нормам морали и нравственности. С учетом этого трудности, значительно препятсвующе благоприятному развитию малого предпринимательства в России и связанные с пробелами в действующем законодательстве, высокими административными барьерами и весомой ролью бюрократической и коррупционной составляющей, неэффек-
тивной налоговой и денежно-кредитной политикой, дают весомый толчок для полной или частичной реаллокации предпринимателями своей деятельности в теневой сектор экономики. Однако теневой сектор экономики во многом приводит к искажению самой культуры предпринимательства и ее этической стороны.
Когда речь заходит о законности ведения бизнеса, то в данном контексте не обязательно должно говориться об откровенно криминализированном его характере. В частности, при ведении своей деятельности бизнесмен с целью получения больших выгод может идти на различного рода ухищрения, в частности, для уклонения от уплаты налогов или занижения их размеров. Также лица при ведении безнеса хоть и получают сейчас прибыль (в связи с полным или частичным уклонением от уплаты налогов), однако вместе с тем они берут на себя дополнительные и, чаще всего, неоправданные риски, связанные с возможностью применения по отношению к ним санкций, предусмотренных статьями 194, 198 и 199 Уголовного кодекса РФ, которые могу варьироваться от уплаты штрафов до лишения свободы до 6 лет. Также, уклоняясь от уплаты налогов, предприниматели тем самым занижают свою экономико-социальную значимость как одного из главных источников формирования доходной части бюджетов всех уровней, а также стимулируют существенное искажение ценовых соотношений. Таким образом, уклонение от налогов как элемент незаконного ведения бизнеса накладывает неблагоприятный отпечаток на состояние государственного бюджета, тем самым нарушает интересы населения и порождает деформацию принципа социальной ответственности предпринимательства. Также, статья 4 федерального закона 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предусматривает, что на право считаться субъектом малого предпринимательства могут рассчитывать лишь те предприятия и физические лица, которые в установленном законодательством порядке внесены в Единый государственный реестр юридических лиц [4]. Однако значительное распространение (особенно среди индивидуальных предпринимателей) получила незаконная хозяйственная деятельность без проведения данной процедуры регистрации. В связи с этим, предприниматель лишается возможности получения льгот в рамках государственной поддержки малого предпринимательства, которые являются одними из важнейших факторов, определяющих развитие малого предпринимательства в связи с высокой степенью зависимости малых предприятий от такой поддержки.
Таким образом, можно прийти к выводу, что именно малое предпринимательсво выступает ключевым фактором обеспечения экономического роста и развития инноваций в экономике. Малое предпринимательство дает положительный социальный и экономический эффект для государства в виде стабильного источника наголовых поступлений в бюджеты всех уровней и создания основы для стабильного и эффективного его развития, для потребителя путем обеспечения его новыми товарами и услугами, отличными от товаров и услуг конкурентов не только разбросом в уровне цен, но качественно новыми характеристиками, и, наконец, для самого предпринимателя - как основного действующего лица экономического пространства страны - в форме обеспечения для его деятельности уникальных условий через систему государственной поддержки [5].
Одной из тем, стоящих во главе угла при рассмотрении малого предпринимательства как самостоятельного экономического феномена, являются критерии отнесения предприятий к малым предприятиям. При этом как в отечественной, так и зарубежной практике принято выделять качественные и количественные критерии. Чаще всего предпочтение отдается лишь только количественным критериям. При этом попытки ученых выделить какой-то основной показатель градации чаще всего заканчиваются провалом, так как они со временем начинают подвергаться критике и пересматриваться [6].
Систематизация качественных
Помимо количественных критериев выделения малых предприятий, в международной практике получили распространение также и качественные показатели. Специфика рассмотрения подобного рода критериев заключается в том, что если в большинстве стран существуют законодательно закрепленные количественные критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, которые совпадают по многим государствам, то какого-то строгого подхода к выделению качественных критериев не существует в принципе. Отсутствие законодательного закрепления качественных критериев малого предпринимательства во многом определяется отсутствием возможности четкого разграничения малых фирм по этим критериям, так как в их основе лежит субъективно-опытная оценка. Фактически, данные, на которых основывается установление количественных критериев, являются относительно открытыми и доступными для оценки, в то время как качественные критерии являются предметом закрытой внутренней информации каждой отдельной фирмы, а также они могут существенно различаться от предприятия к предприятию, что вместе с отсутствием единого подхода к их классификации затрудняет их применение на практике.
Проанализировав наиболее часто встречающиеся в правоприменительной практике критерии выделения субъектов малого предпринимательства и классифицировав их по характеру относительно показателя объективности, мы представили их в таблице 2.
Таблица 2
субъектов малого предпринимательства
Качественные критерии малого предпринимательства
Объективные Субъективные
Ограниченность источников финансирования 1. Единство собственности и управления
1. Организационно-функциональная гибкость 2. Персонифицированный подход к управлению и к работе с клиентами
2. Мобильность 3. Личностный характер отношений внутри предприятия
3. Узость рынков сбыта 4. Ключевая роль руководителя
4. Уязвимость от внешних факторов
Разделение качественных критериев малого предпринимательства, представленное в таблице 2, осуществляется на основе рассмотрения данных критериев как объективных и субъективных. Объективные критерии непосредственным образом обуславливают особенности малых предприятий, которые связаны с экономическими и юридическими особенностями их деятельности. Данные критерии по большей части и отличают малые предприятия от крупных. Субъективные критерии связаны с внутренней культурой организации дея-
тельности на предприятии, которая может иметь различный характер на каждой фирме.
Рассмотренные нами выше качественные критерии выделения субъектов малого предпринимательства априори являются теми характеристиками, которые присущи каждому малому предприятию, поэтому не могут являться объектом нашего пристального внимания. По нашему мнению, большее внимание стоит уделять законодательному закреплению таких критериев, как инновацион-ность и степень социальной ответственности ма-
лых фирм. Как уже было сказано выше, данным качественным характеристикам уделяли значительное внимание множество именитых ученых-экономистов.
Отметим, что необходимость законодательного закрепления качественных критериев отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является крайне необходимой в виду нескольких причин. Во-первых, определение качественных критериев даст возможность конкретно выделить границы малого предпринимательства, а затем уже разрабатывать и ориентировать государственную поддержку именно на те предприятия, которые заняты в наиболее приоритетных отраслях народного хозяйства и способны дать наибольший социально-экономический эффект. Во-вторых, в условиях ограниченности финансовых ресурсов, особенно ужесточившихся с присоединением Крымского полуострова к Российской Федерации, необходимо осуществлять дифференциацию подходов к оказанию такой поддержки. Помимо этого, особый приоритет набирает разработка системы стимулирования крупных предприятий как частного, так и государственного секторов, к кооперации с малыми предприятиями в области разработки и продвижения инноваций.
Важность опоры именно на именно эти критерии при определении субъектов малого предпринимательства объясняется рядом причин. В современных условиях в силу своей мобильности и гибкости, способности быстро реагировать на потребности рынка, именно малые инновационные предприятия выступают основным двигателем инновационного развития экономики государства. Однако, как показывает аналитика, в нашей стране доля малых инновационных предприятий в ВВП сегодня составляет едва ли не менее 1 % [7], что является, несомненно, ничтожно малым показателем для государства, вступающего на путь инновационного развития в условиях постиндустриального общества. Эта особенность также соотносится с недостаточным вниманием со стороны государства к вопросам законодательного определения понятия «инновационное малое предприятие», а также критериев определения таких фирм и их всесторонней поддержки. В нашей стране как раз малое предпринимательство, в том числе и инновационное, чаще всего не получает достаточной поддержки со стороны государства [8]. Данный вопрос является все еще остро дискуссионным, так как с учетом того, что именно инновационные предприятия выступают важнейшим инструментом повышения эффективности национальной экономика и генера-
тором научно-технических новшеств, такой подход не позволят выстроить грамотную стратегию поддержки малых предприятий, обладающих определенным инновационным потенциалом. Закон 209-ФЗ не производит разграничения предприятий в зависимости от рода их деятельности и хозяйственного значения, главным критерием по-прежнему является среднесписочная численность работающих, а сами положения закона носят скорее рекомендательный характер в плане поддержки малых предприятий. Именно это обстоятельство вкупе с отсутствием учета качественных критериев малых предприятий является одной из причин неэффективности действующей системы государственной поддержки малых предприятий. В связи со сказанным выше, приоритетным является использование специфических критериев отбора малых фирм для их точечной государственной поддержки, основным из которых должен являться инновационный потенциал.
Критерий социальной ответственности бизнеса также может занять важное место в оказании приоритетной поддержке малым фирмам. Сегодня ориентирование только на экономический результат хозяйственной деятельности в виде постулатов о максимизации прибыли и смитовского «экономического человека» фактически уже теряет свое былое значение. Исходя из этого «повышается значение этической компоненты бизнеса; внимание к социальным проблемам как внутри, так и вне компании становится фактором делового успеха» [9].
Принцип социальной ответственности предпринимательства сегодня заключает в своей основе двоякую роль. Во-первых, само по себе развитие общества и степень разрешения актуальных на сегодняшний день социальных проблем выступают одним из определяющих факторов, оказывающих влияние на уровень экономического развития и устойчивые темпы экономического роста [10]. Во-вторых, ориентация бизнеса на разрешение социальных вопросов в современных экономических реалиях фактически предопределят имидж предпринимателя, что, соответственно, влияет на то, как у него идут дела, осуществляется реализация производимых товаров и услуг, налаживаются деловые отношения с контрагентами и т. п. Особое значение играет тот факт, что реализация принципа социальной ответственности предпринимательства не обязательно для исполнения всеми субъектами предпринимательской деятельности, а является следствием их волеизъявления. То есть, иначе говоря, социальная ответственность, в отличие от ответственности юридической, не предъявляет каких-либо жестких норм к исполнению.
Таким образом, существует две стороны проявления социальной ответственности предпринимательства (табл. 3).
Классификация общественной роли социальной ответственности предпринимательства, выдвигаемая нами в таблице 3, показывает двоякую роль этого принципа. С одной стороны, имеет место общественная сторона данного принципа, выраженная в появлении положительного социаль-
Проявления социальной отве'
но-экономического эффекта для общества и государства в целом. С другой стороны, следование принципу социальной ответственности не характеризуется лишь только «однобоким» эффектом, но также и учитывает интересы предпринимателя, ведь соблюдение этого принципа приводит к укреплению доверия к нему как со стороны потребителя и возможных контрагентов, так и со стороны государства.
Таблица 3
нности предпринимательства
Общественная сторона | Частная сторона
Общая характеристика
Предопределение уровня экономического роста разрешением социальных проблем Формирование имиджа добропорядочного предпринимателя, которому небезразличны общественные интересы
Детализированная характеристика
1. Ориентация на решение актуальный социальных вопросов за счет благотворительности, участия в реализации социальных программ 1. Усиление доверия к предпринимателю со стороны потребителей, следовательно, более полная реализация товаров и услуг
1. Обеспечение стабильных поступлений в бюджет за счет полной и своевременной уплаты налогов и сборов 2. Укрепление товарной марки
2. Сокращение теневой составляющей экономики 3. Улучшение взаимоотношений с контрагентами и государством
В нашей стране малые предприятия редко придерживаются данного принципа. Это связно с тем, что значительный сегмент российского предпринимательства осуществляет свою деятельность в теневом секторе экономики, что уже само по себе подрывает саму сущность принципа социальной ответственности предпринимательства [10]. Данная особенность не только снижает значимость реализации рассматриваемого критерия, но и наносит значительный вред экономике нашей страны, так как «теневая экономика охватывает в сфере малого предпринимательства от 30 до 40 % объема продукции и услуг» [1 1]. С другой стороны, в российском законодательстве, регулирующим аспекты поддержки субъектов малого предпринимательства, также отсутствуют положения, учитывающие категории «социальной ответственности предпринимательства», что, в свою очередь, отнимает возможность ориентировать такую поддержку на наиболее значимые малые предприятия.
Таким образом, критерии инновационного потенциала и степени социальной ответственности рассматриваются нами как сущностные характеристики субъектов малого предпринимательства. Такое выделение является, по нашему мнению, справедливым по двум основным причинам. Во-первых, выбор этих особенностей находится в полном соответствии с теми характеристиками, которые давали предпринимательству как особой экономической категории классики
экономической теории на всем этапе ее развития (начиная от Смита и заканчивая Друкером). Во-вторых, ориентация государства именно на эти признаки в процессе выработки и реализации политики по поддержке субъектов малого предпринимательства позволит оказывать поддержку именно тем предприятиям, деятельность которых является наиболее соответствующей требованиям современной экономической действительности [12].
Итак, нами может быть выделена следующая классификация качественных критериев градации субъектов малого предпринимательства, основанная на присущих им особенностях (табл. 4).
При этом, по нашему мнению, при рассмотрении данных критериев и их соотнесения с реальной картиной предпринимательства в стране, они должны иметь также и количественную оценку. Так, показателем, характеризующим инновационный потенциал малого предприятия, может стать показатель удельного веса новой продукции в общем объеме ее выпуска. Такого рода оценка получила значительное распространение в зарубежной практике, и его пороговое значение устанавливается в районе 15-20 %.
Таким образом, в результате проведенного в данном параграфе исследования в отношении критериев малого предпринимательства нами были выявлены некоторые проблемные моменты. На основании проделанного анализа критериев малого предпринимательства в развитых странах и в России можно сделать вывод о необходимости
пересмотра некоторых моментов выделения данных критериев. В частности, эти изменения должны коснуться критерия величины предельной годовой выручки малых предприятий в части их периодической переоценкой (раз в 1,5-2 года) для увязки их с изменениями экономической обстановки в стране, а критерий предельной численности персонала мы считаем целесообразным увеличить в соответствии с реальной картиной
Качественные критерии выделения
численности работников малого бизнеса сегодня и необходимость вовлечения большего числа предприятий в этот сектор (например, численность работников малых предприятий установить не на 100 человек, на 150). Данное нововведение даст возможность получить большему количеству фирм статус малого предприятия и, и соответственно, рассчитывать на поддержку со стороны государства.
Таблица 4
ектов малого предпринимательства
Качественный критерий
Инновационный потенциал Социальная ответственность
Не внедряющие инновации Игнорирование формальных и неформальных правил
Внедряющие, но не разрабатывающие инновации Стремление к соблюдению существующего законодательства, в том числе полная и своевременная уплата налогов
Разрабатывающие и внедряющие инновации Учет при ведении хозяйственной деятельности не только формальных правил, но также и бытующих в обществе нравственно-этических норм
Однако пересмотр количественных критериев малого предпринимательства является во многом недостаточным для целей оказания ему эффективной государственной поддержки. Важность приобретает приоритетность в поддержке малых предприятий, отборе для ее целей более перспективных хозяйствующих субъектов. Используя зарубежный опыт градации малых предприятий по определенным признакам, нами видится необходимым закрепление в законодательном порядке также и качественных критериев малых предприятий. К таким критериям, как было установлено нами, стоит отнести, например, единство функций собственности и управления, организационно-функциональная гибкость и мобильность, степень инновационного потенциала, персонифицированный характер отношений предпринимателя, относительная узость рынков сбыта и др. Однако данные критерии поддаются достаточно сложной оценке и, с другой стороны, не могут выступать критерием, выступающим ориентиром для государства при предоставлении соответствующей поддержки тем или иным малым фирмам [13]. В связи с этим нами предлагается использование в качестве таких критериев инновационный потенциал и степень социальной ответственности малых предприятий. Данные критерии позволят:
1. Оказывать поддержку тем малым фирмам, которые действительно в ней нуждаются.
2. В значительной мере сократить расходы бюджета в этой сфере.
Литература
1. Лапуста М., Поршнев А. Г. Предпринимательство: учебник для вузов // ИНФРА-М. М., 2008. С. 5.
2. Кошелева Т. Н. Сущность и значение малого предпринимательства // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). СПб, 2009. № 3. С. 18-25.
3. Рубе В. А. Сотрудничество или эксплуатация? Мелкий бизнес глазами буржуазных экономистов // Мысль. М., 1986. С. 34.
4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014). URL: http://www.-consultant.ru/document/cons_doc_LAW
5. Радюкова Я. Ю., Бушуева Е. Н. Совершенствование конкурентной политики как инструмент развития предпринимательства в России // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 20ii. № i2. С. 58-65.
6. Chatain J., Gaudon R. Petites et moyennes entreprises: l'heure du choix. // Notre Temps. Paris. i975. P. 43.
7. Россия в глобализирующемся мире. М.: Наука, 2004. С. 626.
S. Хоппе К. Х., Пецольдт К., Валдайцев С. В., Молчанов Н. Н. Малое инновационное предпринимательство // ОЦЭиМ. СПб. 2004. С. 43.
9. Савичева Е. Ю. Социальная ответственность предприятий малого бизнеса в России: проблемы становления и перспективы реализации: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. СПб., 2011.
10. Савичева Е. Ю. Модели социальной ответственности малого бизнеса в России / Проблемы современной экономики. СПб, 2010. № 4 (36). С. 164-167.
11. Буев В. Теневая деятельность малых предприятий // Мониторинг общественного мнения. 2010. № 2 (96). С. 67.
12. Меньщикова В. И., Кармышев Ю. А. Модернизация инновационной подсистемы региона как фактор его устойчивого развития // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 9. С. 99-103.
13. Мамонтов В. Д., Кожевникова Т. М. Состояние и проблемы развития малого бизнеса в Тамбовской области // Глобальные проблемы модернизации национальной экономики: сб. конф. / под ред.: Юрьева В. М. Бурмистровой А. А., Мамонтова В. Д., Юриной Е. А., Пахомова М. А., Кожевниковой Т. М., Саяпина А. В. Тамбов, 2012. С. 350-357.
References
1. Lapusta M., Porshnev А. G. Predprinimatel'stvo: Uchebnik dlya vuzov // INFRА-M. M., 2008. S. 5.
2. Kosheleva T. N. Sushchnost' i znacheniye malogo predprinimatel'stva // Obshchestvo. Sreda. Razvitiye (Terra Humana). SPb, 2009. № 3. S. 18-25.
3. Rube V. А. Sotrudnichestvo ili ekspluatatsiya? Melkij biznes glazami burzhuaznykh ekonomistov // Mysl'. M., 1986. C. 34.
4. O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federatsii: feder. zakon ot 24.07.2007 № 209-FZ (red. ot 28.12.2013) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.07.2014). URL: http://www.-consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW
5. Radyukova Ya. Yu., Bushuyeva Ye. N. Sovershenstvovaniye konkurentnoj politiki kak instrument
razvitiya predprinimatel'stva v Rossii // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2011. № 12. S. 58-65.
6. Chatain J., Gaudon R. Petites et moyennes entreprises: l'heure du choix. // Notre Temps. Paris. 1975. P. 43.
7. Rossiya v globaliziruyushchemsya mire. M.: Nauka, 2004. S. 626.
8. Khoppe K. Kh., Petsol'dt K., Valdajtsev S. V., Molchanov N. N. Maloye innovatsionnoye predprinimatel'stvo // OTSEiM. SPb., 2004. S. 43.
9. Savicheva Ye. Yu. Sotsial'naya otvetstvennost' predpriyatij malogo biznesa v Rossii: problemy stanovleniya i perspektivy realizatsii: avtoref. dis. ... kand. ekonom. nauk. SPb., 2011.
10. Savicheva Ye. Y. Modeli sotsial'noj otvetstvennosti malogo biznesa v Rossii / Problemy sovremennoj ekonomiki. SPb, 2010. № 4 (36). S. 164-167.
11. Buyev V. Tenevaya deyatel'nost' malykh predpriyatij // Monitoring obshchestvennogo mneniya. 2010. № 2 (96). S. 67.
12. Men'shchikova V. I., Karmyshev Yu. A. Modernizatsiya innovatsionnoj podsistemy regiona kak faktor yego ustojchivogo razvitiya // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2012. № 9. S. 99-103.
13. Mamontov V. D., Kozhevnikova T. M. Sostoyaniye i problemy razvitiya malogo biznesa v Tambovskoj oblasti // Global'nye problemy modernizatsii natsional'noj ekonomiki: sb. konf. / pod red.: Yur'yeva V. M. Burmistrovoj A. A., Mamontova V. D., Yurinoj Ye. A., Pakhomova M. A., Kozhevnikovoj T. M., Sayapina A. V. Tambov, 2012. S. 350-357.
* * *
TO THE ISSUE ABOUT QUALITATIVE CRITERIA OF SMALL BUSINESS IDENTIFICATION
YUDIN NIKOLAY SERGEYEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
This article is about actual problems connected with intrinsic characteristics of such economic category as small business, and also features of the criteria approach concerning reference of the enterprises to subjects of small business. The author investigates questions which are connected with allocation of differences between the categories «small entrepreneurship» and «small business», and also on the basis of this analysis author gave the main criteria of such differentiation: creative approach to conducting economic activity, high degree of uncertainty and risk, initiative nature of activity, a combination of public and personal usefulness, compliance of conducting economic activity to the formal and informal norms existing in society. In article author also considered need of use and adaptation for the Russian economic reality not only quantitative criteria of identification of subjects of small business, but also quality indicators. Application of these criteria will allow, on the one hand, more correctly and economically to use means of the relevant budgets, and, on the other hand, will give the chance to give support to those enterprises which activity most fully corresponds to requirements of a national economy and society in general. The author carried out systematization of qualitative criteria of small business, and author also offered
criteria of innovative potential and degree of social responsibility of small business as the main indicators capable to form the basis of the differentiated approach in rendering the state support to small firms. Use of qualitative criteria will allow to focus the state support of small business on assistance to those small enterprises which interests are in full interrelation with interests of the state, economy and society at the present stage of their development.
Key words: small entrepreneurship, small business, social responsibility of business, innovative potential, state support.