М. И. Надеева, Р. Р. Авхатшина
К ВОПРОСУ О ГУМАНИТАРИЗАЦИИ
ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: гуманизация, гуманитаризация, общечеловеческие ценности, культуросообразное образование, абилитация, инженерное образование, философия образования. humanization, humanitarization, overwhelming values, culture like education, habilitation, engineering education, philosophy of education
На пороге XXI в. перед мировым сообществом встает проблема преодоления пагубных для судеб цивилизации издержек технократической модели НТР.
В общественном сознании все более утверждается понимание настоятельной необходимости всесторонней гуманитаризации всех сфер человеческой деятельности. Очевидно, что определяющая роль в темпах гуманитаризации принадлежит высшей школе как генератору духовно-творческого потенциала общества. Проблема гуманитаризации образования в процессе реформирования высшей технической школы рассматривается в широком социокультурном контексте на уровне методологического, теоретического анализа.
On the eve of the 21-st century the worldwide community meets the problem of technocratic model overcoming. The understanding of humanitarization necessity of all the spheres of human activity is being affirmed now. The major role in humanitarization rate belongs to a high school. The problem of education humanitarization is being considered in a quite wide contest on a theoretic analysis level.
Актуальность исследования проблем гуманитаризации высшего технического образования обусловлена целым рядом факторов, характерных для современного состояния общественной жизни России и мировой цивилизации в целом. Пристальное внимание к этой проблеме во многом связано с эволюцией современных философских воззрений, в соответствии с которыми в центр научной картины мира в настоящее время выдвигается человек. Для сегодняшнего общества справедливы слова В.И. Вернадского о том, что «... демократизация жизни и государственных форм не только меняет старую школу, но и создает новые, негаданные и раньше невиданные формы высшего образования» [1].
Совокупность знаний о человеке и обществе, перспективах их развития все более становится фактором интеграции различных сфер человеческой деятельности. Это связано с осознанием односторонности и бесперспективности технократического уклона в развитии цивилизации. На смену НТР в ее техническом варианте идет гуманитарная. Это означает, что для решения целого ряда современных проблем жизнедеятельности человечества необходима иная постановка вопросов, связанных со взаимодействием науки и общечеловеческих ценностей, социального и технического прогресса, культуры и образования.
Важные проблемы духовности, гуманизации и нравственности встают сегодня с небывалой остротой. Парадоксальность бездуховности человека образованного кажущаяся. Общественное мнение традиционно, в течение сотен лет, рассматривало образованность человечества как несомненную гарантию его духовности, а человека образованного - как человека предзаданно духовного. Но непредвзятый взгляд на эту проблему позволяет сделать вывод, что, являясь продуктом соответствующего содержания образования, результаты активности человека образованного могут воздействовать угнетающим, деформирующим и даже разрушающим образом на внешний и внутренний мир личности. Современное
состояние образования, преимущественно ориентируя индивида на узкую профессиональную специализацию, часто ведет к научному прогрессу (подчас взрывного характера) в соответствующей сфере знания, но не всегда ведет к духовному развитию личности.
Технократический стиль в образовании опирается, прежде всего, на тот факт, что современный человек (учащийся, в частности) достаточно часто способен реализовать себя в качестве субъекта материального производства, но редко - как субъекта духовной деятельности.
Идею культуры, культуросообразного образования можно по праву считать доминирующей в современной отечественной педагогической мысли. Такому новому пониманию культуры сопутствует процесс ограничения сциентистских и технократических претензий на основания сознания, социальной жизни, образования.
Ориентация нашего общества на общечеловеческие ценности заставляет другими глазами посмотреть на инженерную профессию, на задачи высшей технической школы.
Известно, что инженеру принадлежит роль проводника научных идей в социальную практику удовлетворения общественных потребностей. Ориентиром в деятельности инженера, главным критерием ее целесообразности должно быть благо человека, идеи гуманизма. Узкопрофессиональная подготовка при технократическом стиле мышления без такого ориентира приводит на практике к серьезным бедам социального и экологического характера, а подчас и к человеческим жертвам. Поэтому возникает настоятельная необходимость гуманизации подготовки будущих инженеров.
Хотелось бы обратить внимание еще на одно явление в системе образования. Современная отечественная школа всех уровней до сих пор ориентирована на просвещение, то есть на то, чтобы дать своим питомцам знания. Из четырех элементов содержания образования, по И.Я.Лернеру, акцент в программах делается только на первом - на знаниях. Три других важнейших элемента социального опыта (умение и навыки; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-оценочной деятельности) в программах фактически игнорируется [2]. При ориентации вуза на личность студента смысл подготовки специалиста должен быть в другом.
В предисловии к своей известной книге «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» Дейл Карнеги отмечает, что образование - это умение правильно действовать в любых жизненных ситуациях. Цитируя Роберта Спенсера, Карнеги подчеркивает, что великая цель образования - это не знания, а действия [3]. При ориентации учебного процесса на развитие способности учащегося действовать единый процесс обучения и воспитания должен стать процессом абилитации (от латинского ЬаЬШБ - способный). В этом случае школа формирует способность действовать, обеспечивает личность возможностью самореализации. Особенно это важно для высшей технической школы.
В инженерном образовании необходим системный подход и глубокое понимание на фундаментальном уровне сущности объектов, процессов и явлений с обязательным учетом их воздействия на человека и окружающую среду, что в настоящее время в большинстве прикладных и специальных дисциплин отсутствует. Центральная методологическая проблема - это воспроизведение в предметах наук, прежде всего, структуры диалектической взаимосвязи человека и окружающего мира. Поэтому вся подготовка инженера, его профессиональное, нравственное, культурное воспитание должны ориентировать сознание студентов на ценностные установки, формирующие умения и навыки управлять переходом от индустриальной, техногенной формы развития производства к экологизированной. Таким образом, гуманизация технического образования предполагает необходимость изменения содержания и структуры самих учебных дисциплин.
Если вопрос о главных источниках оснований образования более или менее ясен, то форма и механизм перехода от общих идей к конкретным образовательным решениям в сфере содержания, организации и методов образования в целом только разрабатываются.
Сегодня можно говорить о двух направлениях развития системы инженерного образования. Первое призвано обеспечить инженерное образование, отвечающее требованиям развивающегося производства и интересам личности в труде; второе должно обеспечить весь диапазон общекультурных запросов всех членов общества и каждого в отдельности в соответствии с их индивидуальными потребностями и интересами, с представлением о разностороннем развитии личности.
Исходя из вышеизложенного, можно определить две составляющие профессионального образования в инженерном вузе. Первая составляющая предполагает создание условий реализации образовательных процессов как процессов личностных, опирающихся на субъективные детерминанты, формируемые в рамках профессиональной деятельности; вторая составляющая - это признание самостоятельной ценности внепрофессиональных личностных образовательных запросов.
В соответствии со второй составляющей в инженерной подготовке предполагается создание гуманитарного модуля образования, отвечающего духовным запросам как профессиональных, так и внепрофессиональных личностных сфер деятельности. Это предполагает гуманитаризацию содержания образования в вузе как одного из основных направлений формирования кадров технической интеллигенции. Гуманитаризация образования должна рассматриваться не как альтернатива профессиональному содержанию подготовки кадров, но как условие его обогащения, расширения и, в конечном счете, фундаментализации.
Новые ценности и требования диктуют и новый образ образования. Его глобальная цель - создать человека не «знающим», а «понимающим», чувствующим, культурным, то есть подготовить к реальной жизни в сложном и противоречивом мире. Последнее означает, что именно в вузе человек должен погрузиться в основные проблемы, волнующие общество: проблемы экологии, мира, нравственности, ответственности, демократии.
Сегодня наметилась тенденция рассматривать образование как часть культуры в философско-методологическом, историческом, национальном и мировом аспектах. Появилась новая отрасль педагогической науки - философия образования, которая акцентирует свое внимание на гуманитарном, гуманизирующем подходе, когда образование рассматривается как творческий процесс, способствующий становлению «образа человеческого».
В соответствии с этим меняются цели и задачи, стоящие перед образованием. В «Международной стандартной классификации образования» термин «образование» определяется как «организационный длительный процесс коммуникации с целью обучения». Расширяя это определение, можно сказать, что образование, в конечном счете, включает все, что имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидов путем привития им новых знаний, умений и навыков.
Основой содержания образования должны являться не столько учебные предметы, сколько способы мышления и деятельности. Вне и помимо образования не могут быть заложены основы новой культуры, преодолевающей потребительские и эгоистические ориентации и способствующие утверждению этики согласованного развития человека, общества и природы.
Реформа образования и появляющаяся в рамках этой реформы новая идеология образования должны учитывать следующие обстоятельства:
- вхождение человечества в новый виток цивилизационного развития, характеризующийся не только освоением материи и энергии, но и информации - мы входим в инфосферу (сферу информации и информационных технологий). Главное значение информации состоит в беспрецедентном сокращении «дистанции» (временной, пространственной,
культурной) между появлением новой идеи и освоением ее индивидами, организациями, обществами. С другой стороны, каждому заинтересованному субъекту станет в принципе доступно все накапливаемое богатство идей;
- свертывание технических реализаций состоит в резком сокращении трудовых, временных, финансовых и иных затрат, требуемых для материального воплощения технического аспекта новых идей. Следовательно, можно предположить будущий рост «интеллектуальной армии», свободной от рутинного обязательного труда, но стремящейся и способной влиять на развитие своего общества;
- рефлексивная предметизация природной и социальной среды есть процесс превращения обществом своего окружения и самого себя в предмет постоянного изучения, контроля и практической активности. Рефлексия одиночек (Сократ) или интеллектуальной элиты (Римский клуб) неуклонно развертывается во всеобъемлющую и действенную рефлексию общества. Современные движения за «экологию природы» и «экологию культуры» нужно квалифицировать как предвестников и проводников перехода общества в новое качественное состояние («общество с рефлексией»);
- полисубъектность социальных решений есть одно из главных следствий демократизации международной и внутриполитической жизни современных обществ. Сегодня ситуация такова, что при осуществлении крупного социального проекта люди работают с помощью сети компьютеров и банков знаний, с помощью сложнейших технических систем, с помощью разнообразных систем управленческих процедур и гибких экономических механизмов. Для такого контингента естественна высокая социальная активность, стремление оказывать влияние на социальные решения и т.д. [4, 5].
Возникновение принципиально новых состояний развития цивилизации, новых образов мира обусловливают необходимость выработки приоритетов и ориентиров образования.
Итак, гуманитаризация образования в России исходит из положения о смене парадигм образования как общецивилизационной тенденции, определяющей переход от парадигмы просветительской, образовательных услуг к парадигме человекоцентристского образования. Данный переход одновременно выполняется сменой парадигмы узкоспециализированного, фрагментарного образования и соответствующих ей фрагментарного сознания и фрагментарного интеллекта парадигмой синтетического, системного образования и соответствующего ей синтетического, системного сознания и интеллекта. Последняя парадигма включает в себя подготовку профессионалов новой формации - профессионалов-проблемников. Человекоцентристская, качественная модель функционирования и развития общества, приходящая на смену технократической модели, должна иметь адекватный тип образования.
Литература
1. Вернадский, В.И. Задачи высшего образования нашего времени / В.И. Вернадский //Вестник высшей школы. - 1988. - №3. - С.58.
2. Лернер, И.Я. Диалектические основы методов образования / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика. 1981.
- 186с.
3. Карнеги, Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей / Д. Карнеги. - М.: Прогресс. 1989. - 720с.
4. Розов, Н.С. Культура, ценности и развитие образования / Н.С. Розов. - М., 1992. - С.56-59.
5. Галенко, С.П. На пути к новой идеологии образования / С.П. Галенко. - Наб. Челны. 1996. - С.81-82.
© М. И. Надеева - д-р пед. наук, проф. каф. социальной работы, педагогики и психологии КГТУ, kaspp@mail.ru; Р. Р. Авхатшина - студ.КГТУ, kaspp@mail.ru.