УДК 7.77
Е.Б.Юсса
К ВОПРОСУ О ФУНКЦИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЗВУКОРЕЖИССУРЫ
В данной статье рассматривается искусство звукорежиссуры, как специфическая форма художест-венного творчества и компонент современной музыкальной культуры. Затрагивается тема конвергенции между профессиями композитора, дирижера, музыканта-исполнителя, аранжировщика, звукорежиссера. Анализируется совокупность методов звукозаписи и выразительных средств, их воздействие на эстетику и художественное качество фонограмм. Ставится вопрос о расширении функций и приобретении большей масштабности и многоуровневости в профессиональной деятельности звукорежиссера.
Ключевые слова: Звукорежиссура; музыкальная культура; звуковая картина; конвергенция; профессиональные навыки; фонограмма.
YUSSA ELENA BORISOVNA TO THE QUESTION OF THE FUNCTIONS OF A MODERN SOUND ENGINEERING
The article examines the art of sound recording as a specific form of creativity and a vital component of modern musical culture. The text touches upon a subject of convergence between professional duties of composers, conductors, performer musicians, arrangers and sound engineers. The summation of recording methods and means of expression and their impact on the esthetic and artistic value of actual recordings is also analyzed. The author gives consideration to the question of professional development of sound engineers and describes their multilayered functions.
Keywords: Sound engineering; musical culture; sound picture; convergence; professional skills; phonogram.
В настоящее время искусство звукорежиссуры является неотъемлемой частью и необходимым компонентом современной музыкальной культуры. И фонограмма, на наш взгляд, как конечный результат профессиональной деятельности звукорежиссера, становится не только одним из звеньев актуального художественного пространства, но и способом сохранения современного музыкального наследия.
На сегодняшний день с полной уверенностью можно утверждать, что звукозапись является специфическим инструментом создания звуковой реальности, целенаправленно изменяющим и модифицирующим записанный музыкальный материал. «В тривиальном смысле <...>: звукорежис-сер придумывает «легенду», адекватную материалу в образном смысле, персонифицируя при этом партитурные голоса, проектируя некий спектакль фонографических образов. Эта легенда впоследствии станет <...> вербальной основой фоно-композиционных построений, она укажет на необходимость применения тех или иных средств» [1, с.17].
Соответственно этим постулатам, мы можем предложить следующую дефиницию: звукорежиссура -специфическая форма художественного творчества, в основе которой лежит процесс создания звукового образа музыкального произведения характерными средствами звукорежиссуры, направленная на всестороннее воплощение авторского и исполнительского замысла.
Вклад звукорежиссера в раскрытие художественно-эстетических смыслов музыкальных образов произведения несомненен. Его творческое участие в работе над произведением очевидно, особенно если принять во внимание тот факт, что звукозапись является последним звеном в реализации авторских и исполнительских намерений, и именно звукорежиссерское видение звуковой картины предстоит оценить слушателю.
В зависимости от первоначального источника, «сырой» записи музыкального материала, предоставленного для мастеринга, степень отклонения работы звукорежиссера от первичного замысла, или интерпретация этого замысла может быть различной - от незначительной «технической» коррекции до значительной творческой переработки. «Художник-звукорежиссер не просто излагает в фонограмме различные музыкальные или речевые голоса - он строит звуковые изображения...<..>. Без этого звукопередача будет мертвой и никчемной, как голый технический акт..» [1, с.20]
Звукорежиссура, таким образом, становится видом искусства, где авторский текст и работа исполнителей являются своеобразным «исходным материалом», а художественные средства выразительности звукорежиссуры способствуют созданию окончательного облика музыкального произведения
В основе процесса практической деятельности современного звукорежисссера лежит использование средств художественной выразительности, реализуемых посредством технической палитры Современный звукорежиссер оперирует специфическим инструментарием, который находится в процессе постоянного обновления и обогащения, объективно отражая изменения и нововведения в языке музыкального искусства.
Художественно-эстетические и инновационно - технологические преобразования в музыке и звукорежиссуре привели к значительно возросшей конвергенции между профессиями композитора, дирижера, музыканта-исполнителя, аранжировщика, звукорежиссера. Во многих исследованиях, посвященных звукозаписи современных произведений отмечается, что звукорежиссер становится не только соисполнителем, но и в ряде случаев соавтором, тонмейстером, аранжировщиком, музыкальным редактором
произведения. [2]
При рассмотрении палитры средств художественной выразительности звукорежиссуры и разнообразия практической деятельности звукорежиссера в контексте современного музыкального искусства, необходимо выявить не только главные инновационные качественные музыкальные преобразования объекта звукозаписи, но и основные функциональные связи и взаимовлияния между музыкой Новейшего времени и современной звукорежиссурой.
Так, к примеру, в музыке стохастического или технического направлений, в зависимости от замысла и структуры произведения, композитор нередко берет на себя функции исполнителя, аранжировщика и звукорежиссера, а звукорежиссер - композитора, исполнителя и аранжировщика. В современном джазе и алеаторических произведениях, где мобильные звуковые структуры преобладают над стабильными, исполнитель, дирижер и звукорежиссер часто становятся не только полноправными, но и необходимыми соавторами произведения, создающими или видоизменяющими не только формальные, но и содержательные компоненты произведения. Таким образом, наблюдается своеобразная диффузия разных специальностей.
Звуковое пространство современных произведений включает в себя не только музыкальные звуки, но и звуки окружающей внемузыкальной среды. К ним, согласно классификации А.Папениной, относятся звуки природы, урбанистические звуки или индустриальные шумы, трансформиро-ванные и синтетические техногенные звуки (специально созданные для включения в музыкальный текст), сонорные тембровые пласты (блоки, кластеры, поля), составленные из звуков любого происхождения и т.д. [3, с.33-34]. Звукорежиссер не может упускать данные нововведения из виду. Совокупность избранных методов звукозаписи и выразительных средств непосредственно воздействует на эстетику и художественное качество фонограммы и определяет стиль не только звукорежиссуры, но и музыкальной культуры в целом [4].
С момента использования звукозаписи как инструмента создания новой звуковой реальности, целенаправленно изменяющей и модифицирующей записанный музыкальный материал в соот-ветствии с эксклюзивным авторским и исполнительским замыслом, функции звукорежиссера не только многократно расширились, но и качественно изменились. В последние десятилетия, за счет усовершенствования звукотехнического оборудования, музыкально-компьютерных технологий и общедоступной информативности, профессиональная деятельность звукорежиссера приобрела большую масштабность и многоуровневость. «Творческий процесс создания звуковой картины приобретает в этих аспектах новые грани, о которых, вполне возможно, многие звукорежиссеры прежде и не предполагали, или в лучшем случае, только ощущали их» [1, с.1].
Необходимость иерархически организовывать последовательность задач, определять их первостепенность и приоритетность в конкретной практической деятельности предъявляет к современному звукорежиссеру огромный пласт требований, направленных как на профес-сиональные умения и навыки, так и на общекультурные и личностные качества. Настоящий профессионал обязан обладать обширными знаниями в области гуманитарных и технических наук, в том числе зарубежной и отечественной истории музыкального искусства, музыкальной психологии, аудиовизуальных искусствах, акустике и звукотехнике. По мнению известного отечественного звукорежиссера В.Б. Бабушкина, звукорежиссер - это «технарь», имеющий хорошее музыкальное, художественное и эстетическое образование, которого сама профессия обязывает иметь широкий кругозор [5].
Литература
1. Dinov V.G. Zvukovaja kartina: Zapiski o zvukorezhissure. Izdanie vtoroe, pererabotannoe i dopolnennoe. SPb: «Gelikon Pljus», 2007.
2. Ignatov P.V. Jevoljucija sredstv hudozhestvennoj vyrazitel'nosti v tvorchestve zvukorezhissera, avt.ref. na soiskanie uch. stepeni kand. isk., SPb., 2006. - 29s.
3. Papenina A.. Muzykal'nyj avangard serediny HH veka i problemy hudozhestvennogo vosprijatija. SPb, 2008. S. 33-34
4. David Gibson -.Art of mixing. - 162 s.
5. Osnovy zvukorezhissury: tvorcheskij praktikum:uch. posobie,Spb.:Iz-vo SPbGUP, 2005. -168s.
1. Динов В.Г. Звуковая картина: Записки о звукорежиссуре. Издание второе, переработанное и дополненное. СПб: «Геликон Плюс», 2007.
2. Игнатов П.В. Эволюция средств художественной выразительности в творчестве звукорежиссера, авт.реф. на соискание уч. степени канд. иск., СПб., 2006. - 29с.
3. Папенина А.. Музыкальный авангард середины ХХ века и проблемы художественного восприятия. СПб, 2008. С. 33-34
4. David Gibson -.Art of mixing. - 162 с.
5. Основы звукорежиссуры: творческий практикум:уч. пособие,Спб.:Из-во СПбГУП, 2005. -168с.