© C.B. Хатькова, H.B. Ивушкина, 2012
С.В. Хатькова, Н.В. Ивушкина
Ê ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГОРНЫЕ МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ»
Рассмотрен уровень учебной мотивации студентов, обучающихся по специальности «Горные машины и оборудование». Разрабатывается комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня учебной мотивации и формирование профессионального самосознания студентов, обучающихся по данной специальности.
Ключевые слова: мотивация, профессиональное самосознание, межпредметная интеграция.
В России инженерное образование рассматривается как ключевой фактор социально-экономического развития страны. В настоящее время перед высшими учебными заведениями ставится не просто задача подготовить хорошо обученных узких специалистов, а задача гораздо более сложная — современные ВУЗы должны готовить специалистов для инновационной инженерной деятельности. Таким образом, получение высшего образования больше не рассматривается как получение некой суммы усвоенных знаний по отдельным узкоспециализированным предметам, основой образования становятся не столько учебные предметы, сколько способы мышления и деятельности, т.е. процедуры рефлексивного характера. [3] Иным словами, знания и методы познания, а также деятельности необходимо соединить в органическую целостность. Чтобы обучаемый стал профессионалом-инженером, ему необходимо выйти из пространства знаний в пространство деятельности и жизненных смыслов. [7] Такой подход предполагает, что студенты сами становятся активными участниками образовательного процесса, а преподаватель из носителя теоретических знаний становится квалифицированным консультантом. Нам представляется, что для успешного осуществления данного процесса крайне важно формировать у студентов познавательную и профессиональную мотивацию, совершенствовать способы усвоения материала и развивать творческий потенциал.
В качестве отправной точки для нашей работы мы решили провести исследования, которые позволяют нам выяснить уровень развития мотивационной сферы у студентов нашего института. Исследования проводились среди студентов 1, 2, 3, 4, 5 курсов инженерной специальности Цель исследования — определить уровень мотивации у студентов разного возраста, сравнить эти результаты между собой.
Результаты исследования представлены на рис. 1. и в табл. 1.
Рис. 1. Мотивация обучения в вузе
Таблица 1
Изучение мотивов учебной деятельности студентов
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс
1.Получить 1.Стать 1.Постоянно 1.Получить 1.Получить
диплом. хорошим получать диплом. диплом
специалистом стипендию.
2. Стать 2.Получить 2. Получить 2. Стать хо- 2.Постоянно
хорошим диплом. диплом. рошим спе- получать
спец-том. Обеспечить циалистом. стипендию.
успешность Обеспечить
будущей успешность
проф. деят- будущей
сти. проф. деят-
сти.
3. Успешно З.Приобрести 3. Стать З.Постоянно 3. Успешно
учиться, сда- глубокие и хорошим получать учиться, сда-
вать сессию прочные зна- специалистом. стипендию. вать сессию
на «4» и «5» ния. на «4» и «5»
Результаты данного исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Наши студенты находятся на первом уровне развития мотивации. Этот уровень характеризуется тем, что решение задач, выполнение упражнений, написание рефератов не увлекает студента, он стремится избежать такой работы. Его привлекают формальный, простой материал, несложные задания, с помощью которых можно получить зачет или даже сдать экзамен, достигнуть условных успехов без особых усилий и напряжений. Личностные профессионально значимые качества проявляются слабо и не всегда, их профессиональную значимость выявить сложно, скорее всего, мотив учения характеризуется через осознание «надо». Он, как правило, связан с внешней стороной процесса обучения, ориентирован на формальный успех, достижение оценочного результата. Об этом говорит то, что среди мотивов обучения в вузе значительно преобладает мотив «получить диплом». Это означает стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачётов.
2. Ситуация по уровню развития мотивации никак не меняется у студентов в зависимости от того, на каком курсе они обучаются. Это является серьёзной проблемой, так как со 2 курса студенты начинают работать по специальности, и, казалось бы, у них должен расти интерес к выбранной профессии. Успехи в профессиональной деятельности должны приводить их к успехам в учебной деятельности, а значит, к повышению мотивации к обучению. Однако этого не происходит, что говорит о недостаточной сформированности профессионального самосознания студентов.
Под профессиональным самосознанием мы понимаем, в том числе и представление человека о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих данному профессиональному сообществу. В современной психологической литературе процесс профессионального становления понимается как целостный феномен, который включает в себя компоненты как объективного (престижность профессии, ее социальная конкурентоспособность, уровень безработицы и т. д.), так и субъективного характера (отношение личности к профессии, к себе как профессионалу, выраженность профессиональных
способностей, профессиональные идеалы, переживание успехов и неудач в профессиональной деятельности).
Поскольку от уровня развития потребностно-мотиваци-онной сферы, во многом зависит эффективность процесса овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с профилем деятельности, мы считаем необходимым проводить на выпускающих и обеспечивающих кафедрах целенаправленную работу по развитию профессионального самосознания у студентов, начиная с первых дней обучения в ВУЗе.
Среди основных направлений данной работы мы выделяем следующие два:
1. воспитательная работа;
2. осуществление межпредметной интеграции.
Человеку с древнейших времен свойственно избегать, сторониться незнакомого. Так работает наш инстинкт самосохранения. Поэтому любая новая информация, приходящая извне, сопровождается неосознанным сопротивлением и чувством дискомфорта. Другой стороной действия этого же механизма является потребность в известном. Нам необходимо убедить себя в том, что мы «знаем». В отношении будущей профессии и обучения в выбранном ВУЗе это может проявляться в возникновении стереотипных представлений, касающихся перспектив, престижности, уровня сложности или компетенций, необходимых для работы по данной специальности. Для того, чтобы избежать ситуации недостаточной или ложной информированности студентов, мы предлагаем включить в воспитательную работу следующие мероприятия:
Беседы о профессиональном содержании специальности, которую студенты должны получить в процессе обучения в ВУЗе.
Знакомство с историей кафедры, перспективами её развития, посещение лабораторий и учебных аудиторий кафедры.
Организация встреч с профессорско-преподавательским составом кафедры, во время которых студенты получат полезную информацию о традициях кафедры, успехах в подготовке профессиональных кадров, научных достижениях и т.д.
Организация встреч со студентами старших курсов, выпускниками кафедры, с профессионалами разных уровней. В хо-
де таких встреч коллеги поделятся своим опытом организации самостоятельной работы в учебном процессе, расскажут о трудностях профессионального становления.
Проведение бесед о научно-исследовательской работе студентов специальности. Можно пригласить на встречу с группой студентов-старшекурсников, имеющих опыт и достижения в написании научно-исследовательских работ.
Организация экскурсий на производственные профильные предприятия.
Демонстрация студентам кино и видеофильмов о специальности с их последующим обсуждением.
В рамках работы по формированию мотивации важная роль отводится занятиям иностранным языком. Как уже указывалось, профессиональное самосознание включает представление человека о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, что невозможно сформировать без осознания роли и места выбранной профессии в человеческой хозяйственной деятельности. В связи с этим мы считаем, что в системе высшего профессионального образования иностранный язык должен преподаваться в контексте будущей профессиональной деятельности. Говоря о роли, которую языковое образование играет в программе высшего учебного заведения, мы считаем, что иностранный язык как поддерживающая и как самостоятельная дисциплина может стать основой формирования комплекса профессиональных и социально-личностных компетенций. Для достижения этой цели необходимо реализовать программу обучения иностранному языку, интегрированную с основным предметом изучаемой специальности. В современной дидактике термин «интеграция» используется в следующих значениях: 1) как объединение в целое, в единство каких-либо частей, элементов; 2) как состояние взаимосвязи отдельных компонентов системы и процесс, обусловливающий такое состояние; 3) как процесс и результат создания неразрывно связанного единого, цельного. Так, согласно первому из приведенных выше толкований при обучении студентов по специальности «Горно-шахтное оборудование» тематика программы по иностранному языку должна отражать:
• различные аспекты горного дела;
• процессы разработки, производства и совершенствования горно-шахтного оборудования.
Весьма перспективными с точки зрения овладения основами профессии и формирования иноязычных компетенций в то же время представляются такие темы как:
• история развития отрасли в России и в мире;
• сравнительное изучение основ профессии и профессиональной культуры на примере России и страны изучаемого языка.
Необходимыми условиями для реализации данной программы обучения иностранному языку являются: создание комфортной среды обучения, создание условий для самостоятельной работы, индивидуализация и интенсификация обучения через использование активных (деятельностных) и эвристических методов, а также благодаря реализации разноуровневого обучения. Мы полагаем, что программа обучения иностранному языку, в которой предметом изучения стал бы не просто язык изучаемой специальности, но и сама специальность, должна способствовать формированию профессионального самосознания и мотивации к овладению данной профессией.
Итак, острая потребность общества в квалифицированных инженерах входит в противоречие с недостаточным уровнем их подготовки. Одной из основных причин слабой подготовки является низкий уровень профессионального самосознания и, как следствие, учебно-познавательной мотивации, ориентированность не на получение знаний, а на получение диплома. Для формирования профессионального самосознания и учебной мотивации мы предлагаем систему мер, направленных на создание у студентов более полного представления о выбранной профессии, мотивацию на достижение успеха, активизацию познавательной деятельности.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алисултанова Э.Д. Компетентностный подход в инженерном образовании: монография. — М: Академия Естествознания. — 2010. — 154 с.
2. Асеев В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности. — М.: Мысль. — 1976. — 157 с.
3. Волкова A.B. Воспитание гуманистической личности на современном этапе развития образования // Труды научно-практической конференции. — Караганда, 2008. — С. 37-38.
4. Егоров В.В., Конобай И.В., Ким Л.М. Профессиональное самоопределение учащихся как условие формирования конкурентоспособной личности // Наука и образование — ведущий фактор стратегии «Казахстан — 2030»: материалы междунар. науч. конф. — Караганда, 2009. — С. 74-76.
5. Кручинина Г.А., Патяева Н.В. Формирование профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерно-строительных специальностей в контекстном обучении: диссертация. — Нижний Новгород: ННГАСУ. — 2007. — 202 с.
6. Смирнова Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. — Л.: Изд-во ЛГУ. — 1977. — 136 с.
7. Образ российской молодежи в современном мире: ее самосознание и социокультурные ориентиры: доклады и материалы Всерос. науч. конференции, Москва, 6-7 декабря 2007 г. / отв. ред. Вал. А. Луков. — М.: Изд-во Моск. гуманитарного университета. — 2007. — 332 с.
8. Юшкова Л.Б. Структура и динамика познавательных интересов студентов вуза в зависимости от их представлений о цели обучения. — Л: издательство ЛГУ. — 1988. — 76 с. йЗШ
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -
Ивушкина Наталия Владимировна — старший преподаватель, [email protected],
Хатькова Светлана Васильевна — [email protected],
Юргинский технологический институт (филиал) Национальный исследовательский Томский политехнический университет.