_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_
Список использованной литературы
1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 1970.
2. Гурович Л.М. Проблема содержания работы по ознакомлению детей с художественной литературой в детском саду [Текст] / Л.М. Гурович // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М., 1999. - С. 501-510.
3. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения. //Избранные психологические труды в 2 т. - М., 1986г.
4. Конина М.М. Художественная литература, как средство нравственного воспитания. // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. - М., 1960г.
5. Лушкова О. Н. Влияние художественной литературы на развитие личности ребенка-дошкольника [Текст] / О. Н. Лушкова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 11 дек. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 183-185. — ISBN 978-5-9909215-3-5.
6. Панкратова Л.Я. Содержание и методы обучения художественно-речевой деятельности детей 4 - 7 лет. // Эстетическое воспитание в детском саду. - М., 1985г.
7. Программа воспитания и обучения детей в детском саду. - М., 2008г.
8. Соловьева О.И. О принципах отбора художественных книг для круга чтения в детском саду. // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. - М., 1960г.
9. Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка. - М., 2000г.
© Изотова Э.И.2017
УДК 378
Р.Ж. Карабалаева
аспирант 2 курса педагогического факультета Кыргызский Государственный Университет им. И.Арабаева
г.Бишкек, Кыргызстан e-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые теоретические и практические аспекты формирования культуры толерантности у студенческой молодёжи. Даётся определение данного феномена, определяется его актуальность и показаны отдельные пути его формирования. Особое внимание уделяется курсу педагогики как вузовской дисциплине, в наибольшей степени способствующей формированию культуры толерантности.
Ключевые слова
Толерантность, культура толерантности, формирование культуры толерантности, пути формирования культуры толерантности, образовательные организации, вузовские дисциплины.
Проблема толерантности является в настоящее время одной из важнейших, предопределённых глобализационными процессами, в том числе усилением взаимодействия, как отдельных людей, так и целых сообществ. Это, прежде всего, вопрос о том, как при глубоких различиях в положении, интересах, воззрениях люди могут наладить совместную жизнь. Толерантность служит своего рода мостом, соединяющим частное и общее, различие и единство.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_
Проблема толерантности существует на уровне целых государств, в определённых сообществах, а также в частном порядке в межличностных отношениях. К примеру, в Казахстане проблемы толерантности имеют свою конкретно-историческую специфику. Истоки, изменения и последствия происходящих перемен здесь несколько иные, чем, к примеру, на Западе, поскольку граждане Казахстана пережили распад Советского Союза и другие кризисные явления. Идеи интернационализма, социального равенства стали не столь актуальны, что несло определённую угрозу демократическому развитию общества. Идеи толерантности восполнили в определённой степени тот пробел, который в идеологических установках, который возник в новых социально-экономических условиях.
Данные позиции подкрепляются тем фактом, что наряду со своеобразием Казахстану свойственны также многие из порождённых глобализацией противоречий, характерных и для других регионов мира. Более того, оказавшись в промежуточном положении между государствами, развивающимися по так называемой «западной модели» и странами развития, республика стала плацдармом, на котором переплелись противоречия, свойственные и тем и другим. Данные и другие противоречия обусловили моральную деградацию морально неустойчивой части общества. Решить данную проблему поможет, как было отмечено выше, формирование толерантности.
Обозначенные процессы затрагивают и сферу высшего образования, в силу чего проблему формирования толерантности студенческой молодёжи можно также считать актуальной и своевременной.
Под толерантностью понимается терпимость к чужому образу жизни, обычаям, поведению, чувствам, мыслям, идеям, верованиям [1, с.99]. Как известно, 16 ноября 1995 года Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла Декларацию принципов толерантности. Согласно Декларации принципы толерантности требуют , с одной стороны, терпимость к иному мнению, культурным традициям, вере и т.д., с другой стороны, твёрдости в отстаивании своих жизненных позиций и ценностей [2]. Реализация в реальной практике принципа толерантности требует не только принятия позиции терпимости, но и формирования у личности особых способностей и умений: культуры переговоров, умения поиска компромиссов и т.д.
В толерантности сосредоточены социальные требования современного общества, ориентирующие людей в выборе действий и поступков. Осознанная человеком толерантность становится характеристикой личности, нормой её поведения. Не случайно, поэтому, формирование толерантности у студенческой молодёжи становится важной задачей всей системы воспитательной работы современного вуза.
Понятие толерантности дополняется в настоящее время понятием культуры толерантности -культуры взаимоуважения особенностей друг друга. Культура толерантности проявляется в личностных качествах личности, в её деятельности, и в особенностях взаимоотношений с окружающими.
Наш опыт работы показывает, что в вузе наблюдается отставание в подготовке выпускников в области культуры толерантности. В педагогической практике отсутствуют апробированные модели и комплексно-целевые программы формирования культуры толерантности у студентов вузов. Отсюда необходимо определение педагогических условий формирования культуры толерантности у студенческой молодёжи. К данным условиям мы относим:
- создания в вузе толерантной среды обучения и воспитания;
-разработка технологии толерантного обучения и воспитания;
- совершенствование культуры толерантности у преподавателей вузов;
- усиление нравственного и толерантного потенциала проводимых в вузе занятий.
Значительную роль в формировании культуры толерантности могут сыграть дисциплины
педагогического цикла. Речь идёт о необходимости использования потенциала данных дисциплин в формировании культуры толерантности. Данный потенциал должен быть направлен на философско-мировоззренческую ориентацию личности студента в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности, отражающих богатство человеческой культуры и на выработку своего отношения к ним.
Поиск форм и методов формирования культуры толерантности у студентов средствами педагогических дисциплин должно начинаться с разработки толерантного содержания учебного курса.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_
Современный курс «Педагогики», нацеленный на гуманистическую образовательную парадигму, обладает значительным потенциалом в формировании культуры толерантности. Педагогика как наука имеет своим предметом воспитание - процесс наиболее полно способствующий формированию культуры толерантности. Педагогика изучает человека во всех его сложностях и многообразии, именно человек является носителем культуры толерантности. Педагогика как наука не имеет строгих пределов. Обучение и воспитание человека - это бесконечный процесс. Поэтому содержание курса «Педагогики» вобравшее в себе достижения педагогической науки, является важным источником формирования культуры толерантности. Учитывая, что курс педагогики читается в настоящее время не только для студентов педагогических специальностей, можно с уверенность говорить о его воспитательном влиянии на всю студенческую молодёжь.
В целом курс называется «Педагогика и психология», и на него, как правило отводится 36 часов (18 часов на психологию и 18 часов на педагогику). Но даже при таком малом количестве часов преподаватель может средствами данного курса способствовать формированию культуры толерантности студентов. Она формируется посредством содержания данного курса, с помощью соответствующих технологий обучения и посредством участия студентов в общественно-педагогической работе.
Возьмём, к примеру, такую тему как принципы воспитания. Многие из них напрямую связаны с формированием толерантности. Например, принцип гуманизации. Данный принцип требует гуманного отношения к личности воспитанника, уважения его прав и свобод, уважения его позиции, уважения права человека быть самим собой, уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда с этой позицией не согласны окружающие ненасильственное формирование требуемых личностных качеств, признание чести и достоинства личности воспитанника, признание права личности от отказа формирования тех личностных качеств, которые противоречат его убеждениям и т.д.
С принципом гуманизации тесно связан принцип опоры на положительное в воспитаннике. Данный принцип предполагает, что педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, формировать нужные личностные качества, в том числе культуру толерантности.
Важен такой принцип как принцип личностного подхода. Личностный подход понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики: направленность личности, её ценностные ориентации, жизненные позиции, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Естественным образом возникает вопрос взаимосвязи личностного подхода и культуры толерантности. Эта связь, на наш взгляд самая непосредственная. При личностном подходе педагог: 1) хорошо знает черты характера, особенности темперамента, вкусы, привычки и т.д. своих воспитанников; 2) умеет диагностировать и хорошо знает уровень сформированности личностных качеств воспитанников, таких как образ мышления, мотивы, интересы, ценностные ориентации, жизненные планы и т.д. 3) постоянно привлекает воспитанников к деятельности, способствующей формированию определённых личностных качеств;4) своевременно выявляет и устраняет причины, мешающих формированию ценных личностных качеств; 5) максимально опирается на собственную активность личности; 6) сочетает воспитание с самовоспитанием личности, помогает в его выборе целей, методов, форм; 7)развивает самостоятельность, инициативу воспитанников [3, с.433-435].
Таким образом, мы видим, что даже изучение только этих трёх принципов воспитания может вывести студента в плоскость необходимости формирования культуры толерантности, что говорит о большом культурно-толерантном потенциале курса «Педагогика». Конечно, содержание данного курса регулируется Государственным образовательным стандартом, но творчески работающий преподаватель всегда может внести в содержание курса элементы, способствующие формированию культуры толерантности.
Как было отмечено выше, следующий путь формирования культуры толерантности - это применений технологий обучения, способствующих решению данной задачи.
Это, прежде всего, применение технологий педагогики сотрудничества, когда преподаватель и студент выступают как сотрудники, совместно решающие учебно-воспитательные задачи; это использование игровых технологий (ролевые игры), когда студент в ситуациях, максимально
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х
приближённых к реальной жизни обучения и воспитания может проявить свои культурно-толерантные качества. Однако мы считаем, что наиболее действенной в формировании культуры толерантности является технология «Дебаты». Она приучает студентов культурно вести спор, не унижать человеческого достоинства оппонента, аргументировано отстаивать свою точку зрения. В данной технологии имеется целый свод правил, выполнение которых в той или иной мере способствует формированию культуры толерантности. Например:
- дебаты не могут быть направлены против личности; можно формулировать аргументы против идей и суждений;
- основа дебатов - честность; нельзя пользоваться лживыми суждениями;
- любое мнение и суждение ценно;
- нет таких суждений, которые могут быть одинаково приняты и т.д.
Что касается общественно-педагогической деятельности, то это участие студентов в различных акциях гуманистической направленности и в волонтёрском движении (работа с детьми в детских домах и реабилитационных центрах, оказание помощи интернатам для престарелых, воспитательная работа с детьми « группы риска» и т.д.)
Подводя итог сказанному можно сделать следующий выводы:
- культура толерантности - это важнейшее личностное качество, ценность которого возросла в эпоху глобализации и которое можно и нужно формировать;
- культура толерантности должна быть сформирована у всех слоёв населения, но в первую очередь это должно происходить в образовательных организациях, на которых лежит большая ответственность за формирование личности воспитанников;
- культура толерантности формируется как в процессе обучения, так и в процессе воспитания путём содержания учебных дисциплин, путём применения соответствующих образовательных технологий и путём активного участия молодёжи во внеучебной деятельности, имеющей культурно-толерантную направленность.
Список использованной литературы:
1. Педагогический словарь: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений/ Под ред. В.И.Загвязинского, А.Ф.Закировой.= М.: Издательский центр «Академия», 2008.-352 с
2. Декларация принципов толерантности =Интернет-ресурс: http||www.um/org./ru/documents/decl_conv/ declarations/tolerate
3. Подласый И.П. Педагогика: учебник - М.: Юрайт-Издат, 2009.-540 с.
© Карабалаева Р.Ж., 2017
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Исакаев Алексей Семенович учитель информатики лицея г.Бирска
г. Бирск, РФ
ОСВОЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМЫ MathCAD
Аннотация
Представлена методика освоения учащимися средних общеобразовательных школ математического