Н. К. Гарифуллина
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ И КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Ключевые слова: технологическое образование, информационная культура, коммуникативно-речевая компетенция.
Статья посвящена определению понятий информационная культура и коммуникативно-речевая компетенция выпускника вуза по направлению «Технологическое образование».
Keywords: technological formation, information culture, the communicatively-speech шmpetence.
Article is devoted definition of concepts information culture and the communicatively-speech competence of the graduate of university in a direction «Technological formation.
В Казанском государственном технологическом университете на базе кафедры обучения на двуязычной основе открыто направление 050500.62 «Технологическое образование», которое должно подготовить специалистов, компетентных в сфере агропромышленных, нефтехимических и строительных технологий, а также преподавателей технологии, призванных осуществлять педагогическую деятельность и обеспечить промышленность региона специалистами среднего звена и высококвалифицированными рабочими.
Чему в первую очередь следует научить студента, выбравшего эту специальность? Ответ на этот вопрос очевиден - его надо научить работать с информацией. Использование информационных технологий обучения должно быть ориентировано на подготовку в вузе не специалиста-исполнителя, а творчески мыслящей личности, способную к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию. Поэтому основной задачей совершенствования качества подготовки следует рассматривать формирование у студентов информационной культуры. «Информационная культура выпускника вуза может быть представлена гораздо шире - как относительно целостная подсистема общей и профессиональной культуры человека, состоящая из нескольких взаимосвязанных структурных компонентов:
• аксиологического, подразумевающего принятие на личностном уровне гуманистической ценности информационной деятельности человека;
• коммуникативно-этического, характеризуемого культурой общения и сотрудничества в области информационных контактов, эффективным использованием возможностей телекоммуникаций для межличностного и коллективного взаимодействия, нравственным поведением в сфере информационных отношений;
• познавательно-интеллектуального, включающего в себя компетентность и свободную ориентацию в сфере информационных технологий, гибкость и адаптивность мышления;
• прогностического, предполагающего предвидение возможных последствий информационной деятельности, профессионально-социальную адаптацию в постоянно обновляющихся информационных условиях;
• прикладного, характеризуемого использованием информационнотехнологических возможностей для наиболее эффективного решения учебных и профессиональных задач, освобождения студента от выполнения рутинных операций;
• правового, включающего знания и выполнение основных правовых норм регулирования информационных отношений, осознание ответственности за действия, совершаемые с информационными ресурсами» [1].
Особенности обучения студентов, получающих профессионально-педагогическое образование в технологическом вузе, ставят перед профессорско-преподавательским составом иные задачи, диктуют и иные технологии обучения, так как в процессе обучения происходит формирование как собственно познавательной, так и готовности к будущей профессиональной деятельности, при этом будущая профессиональная деятельность направлена на организацию учебно-познавательной деятельности. Формы организации учебно-познавательной деятельности студентов данного направления аналогичны формам их будущей профессиональной деятельности - лекции, практические и лабораторные занятия, семинары, зачеты, экзамены. Содержание и технологии предметного обучения с студентов в последующей профессиональной деятельности выступают в качестве теоретико-методологической базы, обеспечивающей эффективное преподавание учебных дисциплин. Это основные обстоятельства, которые диктуют единство структуры и содержания образовательной и будущей профессиональной деятельности студента.
Профессионально ориентированная информационная подготовка будущих бакалавров по направлению «Технологическое образование» предполагает:
• принцип реализации технологичности обучения (усвоение студентами не только предметного содержания, но и педагогических приемов, форм и методов обучения, технологии обучения в целом);
• личностно и профессионально ориентированное предметное обучение контекстного типа в рамках предметной подготовки;
• выполнение методических заданий при изучении специальных дисциплин
(анализ содержания, составление его тезауруса и логической структуры; составление учебного текста на основе адаптации вузовского материала, планирование его изучения и т.д.);
• включение студентов в систему научно-исследовательской и научно-
методической работы кафедры, начиная с 1 курса (возможная схема: конспектирование -реферирование - аннотирование - рецензирование - научно-методическая работа -научно-исследовательская работа);
• включение студентов в профессионально ориентированную систему
внеаудиторной деятельности;
• мониторинг качества образования: входной, постоянный текущий,
промежуточный и итоговый контроль (в виде компьютерного тестирования);
• социально-коммуникативную среду межличностного взаимодействия [2].
Кроме того, будущая профессиональная деятельность студента, получающего
технологическое образование, - это диалог с коллегами, с партнерами, с руководством; если же наш выпускник выберет педагогическую деятельность, он должен осознавать, что является носителем гражданского самосознания и хранителем традиций русской речевой
культуры и литературного языка. Речь педагога должна являться образцовой для учащихся и речевым идеалом в их самостоятельной речетворческой деятельности.
Практически все государственные, образовательные, финансовые, промышленные организации оценивают и отбирают кадры, проявившие компетентность в своей области. Речевой имидж - важная составляющая профессионала, то есть хорошее владение русским языком и культурой речи является необходимой частью профессиональной компетентности современного специалиста. Образованность, интеллект, знание своего дела - эти качества всегда высоко ценились. Наше время - время активных, предприимчивых, деловых людей. Но для того, чтобы быть востребованным, занять достойное место в коллективе, добиться успеха в карьере, требуется развитие коммуникативных возможностей современного человека, а именно:
• овладение риторическими знаниями;
• овладение умением решать коммуникативные и речевые задачи в конкретной ситуации общения;
• овладение опытом анализа и создания профессионально значимых типов высказывания;
• развитие творчески активной речевой личности, умеющей применять полученные знания и сформированные умения в разнообразных коммуникативных ситуациях и т.д. [3].
Следовательно, важно научить будущего бакалавра по направлению «Технологическое образование» эффективному взаимодействию с людьми, что предполагает готовность к диалогу, овладение навыками полилога, стремление позитивно воспринимать точку зрения партнера по общению, способность корректировать свою позицию в соответствии с дискурсом, что в свою очередь предполагает умение строить аргументированное высказывание.
Основная задача дисциплин «Русский язык и культура речи», «Риторика», «Основы коммуникативной культуры педагога», «Культура и этика общения» - сформировать у студентов потребность анализировать свою и чужую речь, что позволит научить мотивированно использовать языковые средства, оптимальные для достижения коммуникативных задач, связанных с их будущей профессиональной деятельностью.
Профессионально ориентированный курс педагогической риторики позволяет сформировать общекультурную компетентность будущих бакалавров, а это предполагает:
• формирование профессиональной педагогической коммуникативной компетентности, умение находить оптимальные средства речевого воздействия и взаимодействия как важнейшего компонента педагогического мастерства;
• воспитание речевой личности специалиста как коммуникативного лидера, способного применить верную технологию воздействия и добиться взаимодействия.
Основная функция педагогической риторики - информативность. Ее задача - не только пробудить любознательность, но и дать новое представление о предмете.
Информационная речь должна отвечать следующим требованиям:
1) в ней не должно быть ничего спорного;
2) она должна вызывать интерес;
3) сообщение должно быть актуально.
Особенность педагогической речи заключается в необходимости поддержания интереса к своему предмету, отсюда возникает необходимость включения в педагогическую речь элементов убеждающей речи.
Цель педагогического общения успешно реализуется в том случае, если педагог,
хорошо знающий свою аудиторию, умеет выбирать из личного арсенала речевых средств те слова речевого воздействия, которые будут наиболее адекватны и эмоционально созвучны данной ситуации [4].
Риторика охватывает все сферы человеческого общения - этическую, эмоциональную и логическую - и поэтому является мощнейшим инструментом реализации не только профессиональных целей, но и формирования взглядов, убеждений людей, коллективов и всего общества в целом.
Изучение риторики дает возможность решить следующие практические вопросы:
• повысить общую и деловую культуру общения;
• установить деловые связи с людьми, организациями, структурами;
• подготовить и успешно провести деловые переговоры;
• организовать эффективную рекламную кампанию фирмы;
• создать творческую атмосферу в коллективе;
• установить благоприятный психологический климат на предприятии;
• совершенствовать процесс управления фирмой с помощью речевых средств.
Коммуникативная компетенция специалиста включает следующие компоненты:
• лингвистическую компетенцию (владение орфоэпическими, лексическими, морфологическим, синтаксическими нормами современного русского литературного языка);
• лингвопрагматическую компетенцию (умение правильно оценивать и не нарушать социолингвистический контекст речи);
• социокультурную компетенцию (знание правил речевого и неречевого поведения в типичных ситуациях общения, в том числе учет специфики межкультурного диалога);
• дискурсивную компетенцию (знание правил построения риторически грамотного текста);
• стратегическую компетенцию (умение отбирать и использовать наиболее эффективные речевые технологии для решения прогнозируемых задач);
• предметную компетенцию (применительно к менеджменту - это профессиональные умения в соответствии с тремя основными моделями управления: переработка информации, принятие решения, передача управленческой задачи).
Овладение орфоэпической, грамматической, лексической, стилистической нормой -шаг необходимый, но не достаточный для формирования общекультурной компетенции. Актуальна работа над остальными коммуникативными качествами речи - точностью, логичностью, чистотой, уместностью, богатством и выразительностью. Для этого студентам на занятиях по дисциплинам, формирующим эти качества, должна даваться краткая история ораторского искусства; необходимо тщательно работать над такими понятиями как тема, вид, цель, композиция и план ораторской речи. Особо рассматриваются такие вопросы, как искусство речи делового человека, культура дискуссий и обучение риторике в век компьютеров и т. д.
Кафедра обучения на двуязычной основе КГТУ большое внимание уделяет формированию личности. А речь человека - это существенная часть внутреннего «Я», это первый показатель развития и интеллектуальной самостоятельности человека. «От культуры слова - к культуре эмоциональной, от эмоциональной культуры - к культуре моральных чувств и поступков» - таков путь к гармонии знаний и нравственности [5].
Наша основная цель - воспитание личности; ориентир - общечеловеческие ценности, возрождение традиций русской духовной культуры, принципы
общечеловеческой морали; конечная цель - профессиональное общение, умение вести дискуссию.
Выпускник высшей школы должен быть не только профессионалом, но и творческой личностью и обладать высокой духовностью. Другими словами, риторика в таком ее понимании становится средством познания действительности, ее
совершенствования путем гармонизации отношений в процессе общения, а также средством самосовершенствования личности.
Литература
1. http://pavelobraztsov.narod.ru/indexru.htm
2. Турбовский, Я.С. Концепция высшего профессионального педагогического образования / Я.С.Турбовский // Мир образования - образование в мире. -2002. - №4.
3. Педагогическая риторика: учебное пособие / Под ред. Н.А.Ипполитовой. - М., 2001. - 352с.
4. Далецкий, Ч. Риторика: Заговори и я скажу, кто ты / Ч.Далецкий. - М.: Омега. - Л., 2003. - 488с.
5. Чеснокова, М.П. Повышение языковой компетенции студентов технических вузов / М.П.Чеснокова // Риторика и культура речи в современном обществе и образовании. - М., 2006. -С.160.
© Н. К. Гарифуллина - ст. преподаватель каф. ОДО, КГТУ, [email protected].