учащимся увидеть классика как реального, живого человека, которому, как и самим подросткам, свойственно ошибаться, неправильно строить взаимоотношения с близкими, а следовательно, несмотря на социальный успех, чувствовать себя глубоко несчастным человеком. Этот нравственный урок усилит мотивацию изучения классического наследия русской культуры.
Наш опыт включения в урок литературы анализа коммуникативных проблем писателя,
обращения к его коммуникативному опыту способствует активизации интереса учащихся к личности, произведениям мастера слова, занятию в целом; дает основу для качественного восприятия биографических сведений; конструктивно влияет на формирование коммуникативной компетенции подростков, чья практика общения в силу особенностей возраста (максимализм, категоричность, неготовность к компромиссу) насыщена подобными проблемами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бунин, И.А. Освобождение Толстого [Текст] / И.А. Бунин // Лев Толстой, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни / сост. Я. Ларин. — Челябинск: Урал-ЕГО, 1999. - С. 305-462.
2. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 480 с.
3. Громова, О.Н. Конфликтология [Текст]: курс лекций / О.Н. Громова. — М.: Экмос, 2001. — 320 с.
4. Лаврин, Я. Лев Толстой, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни [Текст]: [пер. с нем] / Я. Лаврин. — Челябинск: Урал-ЕГО, 1999. — 462 с.
5. Ладыженская, Т.А., Уроки риторики в школе [Текст]: кн. для учителя / Т. А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, — М.: Баласс, С-инфо,
2006. - 80 с.
6. Лук, А.Н. Творческая личность [Текст] / А.Н. Лук // Юмор, остроумие, творчество. — М.: Искусство, 1977. — С. 162—182.
7. Педагогическое речеведение [Текст]: слов.-справ. / под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михаль-ской; сост. А.А. Князьков. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 1998. — 312 с.
8. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий [Текст] / Б.М. Теплов. — М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1998. — 544 с.
9. Толстой, И.Л. Мои воспоминания [Текст] / И.Л. Толстой. — М.: Правда, 1987. — 464 с.
УДК 378
А.А. Шакуров
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО»
Актуальность данной статьи обусловлена тем, что профессиональная деятельность выпускника определяется его умениями грамотного информационного взаимодействия как при непосредственной коммуникации, так и опосредованно. Рынок труда на современном
этапе развития ставит перед вузами задачу повышения качества образования выпускника — бакалавра или магистра. Для решения поставленной задачи в процессе обучения необходим компетентностный подход, и в частности формирование информационно-коммуникативной
компетентности студентов как составляющей их общей профессиональной компетенции.
Книгоиздательская отрасль сегодня тесно связана с производством информации и предоставлением информационных услуг. С появлением компьютерных технологий и расширением информационных сетей формируются новые модели профессиональной коммуникации. И сейчас выпускник вуза должен обладать не только знаниями, умениями и навыками, но и компетенциями и компетентно-стями, приобретенными в процессе обучения. Наиболее важным из умений, которыми должен овладеть студент, является умение учиться. Именно оно оказывает самое сильное влияние на профессиональное становление выпускника и в дальнейшем определяет его способности в непрерывном послевузовском образовании. Следовательно, необходимо научить студента самостоятельно добывать знания и творчески мыслить [6]. Рынок труда требует от бакалавра или магистра издательского дела не только владения профессиональными знаниями, но и опыта рационального и продуктивного поиска, анализа и использования информации, полученной с помощью компьютерных сетей или других источников.
В процессе обучения студент должен овладеть информационной компетентностью. В самом широком значении этот термин можно понимать следующим образом: «сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий, определенного набора личностных качеств» [1, с. 14]. А.Л. Семенова дает следующее определение: «информационная компетентность — это новая грамотность, которая включает в себя умение активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технических средств» [5, с. 32]. А.Г. Пекшева определяет информационную компетенцию как «совокупность умений и навыков получения и обработки информации» [4, с. 101].
Наиболее значимыми для этих определений, на наш взгляд, являются знания, умения и способность работать с информацией из различных источников, а также умение собирать, анализи-
ровать и хранить полученную информацию на основе новых информационных технологий.
Информационная компетентность обнаруживает близость с коммуникативной компетентностью. По мнению И.А. Зимней, «коммуникативная компетентность — это овладение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность; ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету, освоение ролевого репертуара в рамках данной профессии» [2, с.13—14]. Похожего мнения придерживается М.К. Кабардов, указывая, что «коммуникативная компетенция — это усвоение этно- и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение "техникой" общения» [3, с.103—104].
Проанализировав различные определения понятия «коммуникативная компетентность», можно сделать вывод, что коммуникативная компетентность — это знания, умения и способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке, а также владение стандартной терминологической (специальной) лексикой.
Информация поступает к нам тем или иным способом с помощью системы языка, следовательно, важнейшими составляющими профессиональной компетентности издателя — редактора являются информационная и коммуникативная компетентности, которые можно объединить в одну информационно-коммуникативную компетентность.
Наличие информационно-коммуникативной компетентности способствует наиболее эффективному формированию у выпускника умения делового и межличностного общения, делая его более мобильным и уверенным в своих силах на рынке труда. Поэтому формирование данной компетентности и освоение современных информационно-коммуникативных технологий становятся не только приоритетной задачей высшего профессионального образования, они также требуют включения личностных усилий при обращении к ресурсам образовательной системы. Выполнение этой
задачи обеспечивается изучением следующего цикла гуманитарных и экономических дисциплин: «Современный русский язык», «Практическая и функциональная стилистика», «Психология и педагогика», «Политология», «Культурология», «Менеджмент в издательском деле», «Маркетинг в издательском деле», «Экономика издательского дела».
Компонентный состав в структуре категории информационно-коммуникативной компетентности можно представить следующим образом:
♦ когнитивный — знания и умения оперирования информацией, т. е. процесс получения, переработки, анализа, сравнения, передачи, прогнозирования и хранения информации;
♦ ценностно-мотивационный — процесс создания мотивационных условий (и ценностей) к получению и использованию информации, которые будут влиять на профессиональную деятельность человека и его жизнь в целом;
♦ коммуникативный — знания, умения и навыки использования языков или других знаковых систем и технических средств коммуникаций в процессе передачи информации;
♦рефлексивный — самосознание и самосовершенствование в процессе профессиональной деятельности человека;
♦ технико-технологический—знания, умения и навыки работы с информацией при помощи информационных технологий.
По нашему мнению, компонентный состав информационно-коммуникативной компетентности носит теоретический характер, поскольку нет четкой границы между умениями и навыками. Следует отметить, что на практике происходит одновременное сочетание умений и навыков относительно составляющих компонентов. Например, умение осуществлять поиск, отбор и анализ информационных материалов в работе редактора относится одновременно к когнитивному, коммуникативному и технико-технологическому компонентам.
Если говорить о значимости информационно-коммуникативной компетентности как одной из основных профессионально ориентированных компетентностей при подготовке бакалавра или магистра издательского дела, то можно отметить следующее: во-первых, их конкурентоспособность
определяется не только уровнем профессиональной подготовки, но и информационной компетентностью; во-вторых, информационная компетентность недолжна сводиться только к способности свободно ориентироваться, оперировать информационными потоками и владеть компьютерными технологиями, выпускник должен уметь конструктивно взаимодействовать с деловыми партнерами.
Таким образом, информационно-коммуникативная компетентность включает в себя навыки и умения обращения со всеми видами информации, профессионального и межличностного общения, создания благоприятного морально-психологического климата в творческом коллективе издательства или редакции, толерантность и понимание. Для составления портрета конкурентоспособного выпускника по направлению 035000 «Издательское дело» нами был произведен анализ требований к коммуникативным и информационным компетенциям, предъявляемых работодателями книгоиздательской отрасли в Санкт-Петербурге (см. таблицу).
Коммуникативные и информационные компетенции, которыми должен обладать бакалавр/магистр по направлению подготовки «Издательское дело»
Умения и навыки Работодатели, %
Коммуникативные компетенции
Выбирать оптимальный стиль обще- 20,7
ния в деловых ситуациях
Аргументированно доказывать свою 17,4
точку зрения
Управлять своими эмоциями и по- 14,3
ведением
Уважать и понимать точку зрения собеседника 12,6 11,1
Вступать в диалог с коллегами
Прогнозировать и предупреждать межличностные конфликты 7,6
Публично высказывать свою точку 5,3
зрения
Вызывать интерес к своей позиции у 4,5
единомышленников и оппонентов
Окончание табл.
Умения и навыки Работодатели, %
Коммуникативные компетенции
Создавать благоприятный социально- 3,4
психологический климат в коллективе
Проявлять терпимость к чужой точке 3,1
зрения
Информационные компетенции
Рационально использовать имеющие- 22,8
ся информационные ресурсы
Компьютерная грамотность 19,0
Применять информационные техно- 14,1
логии
Отбирать, оценивать и анализировать 11,7
информацию
Защищать информацию 9,1
Поиск информации 7,3
Пользоваться электронными библио- 4,5
теками, информационно-поисковыми
системами, электоронными базами
данных
Адекватно формулировать свою по- 4,0
требность в информации
Перерабатывать информацию и соз- 4,0
давать новую
Перерабатывать большой объем ин- 3,5
формации, в том числе с использова-
нием компьютерных технологий и ин-
теллектуальных методик
Проанализировав особенности книгоиздательского рынка труда, мы пришли к выводу, что работодатели кроме прямых профессиональных качеств высоко ценят следующие коммуникативные умения и навыки: выбор оптимального стиля общения в деловых ситуациях, умение аргументировано доказывать свою точку зрения, способность управлять своими эмоциями и поведением, т. е. они выбирают эмоционально устойчивого специалиста, который может продуктивно взаимодействовать с коллегами и партнерами по бизнесу, умеет уважать и принимать точку зрения собеседника. Такие качества сотрудников способствуют успеху всей компании на рынке печатной продукции.
Из информационных компетенций работодатели отдают предпочтение умению рационально использовать имеющиеся информационные ресурсы и компьютерной грамотности, т. е. на первое место выходит умение сотрудников работать с большим потоком информации, используя при этом все современные информационные технологии, а также умение защищать информацию.
Личность, обладающая информационно-коммуникативной компетентностью, — это целостная личность, которая может рационально и продуктивно работать с огромным объемом информации, анализировать, преобразовывать, создавать новую, хранить и передавать ее в процессе коммуникации.
Для того чтобы сформировать профессиональную информационно-коммуникативную компетентность, надо четко и правильно определить все критерии даной компетентности бакалавра и магистра издательского дела, создать все необходимые педагогические условия образовательного процесса, обеспечивающие эффективность дальнейшей профессиональной деятельности выпускников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зайцева, О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.Б. Зайцева. — Армавир, 2002. - 19 с.
2. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентност-ного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя; Моск. исслед. центр подготовки специалистов. — М., 2004. — 40 с.
3. Кабардов, М.К. Языковые и коммуникативные способности [Текст] / М.К. Кабардов, Е.В. Ар-цишевская // Способности и склонности. — М.: Педагогика, 1989.
4. Пекшева, А.Г. К вопросу о подборе технологии представления контента учебно-методического комплекса «Методика обучения информатике на предпрофильном этапе» [Текст] / А.Г. Пекшева // Информатизация образования — 2008: материалы междунар. науч.-практ. конф. — Славянск-на-Кубани,
2008. — С. 100—103.
5. Семенов, А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании [Текст] / А.Л. Семенов. — М., 2000.
7. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / С.Д. Смирнов. — М.: Академия, 2001. — 304 с.
УДК 81'271.1
А.Ю. Шестакова
АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ПИСЬМЕННОЙ ДЕЛОВОЙ РЕЧИ У СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года указано, что «основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности» [2].
В действующем ФГОС ВПО «Бакалавр юриспруденции» в части IV «Характеристика профессиональной деятельности юриста» отмечено, что бакалавр должен уметь решать целый ряд профессиональных задач. К основным задачам относятся участие в подготовке нормативных правовых актов и составление юридических документов. В части V «Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата» четко сказано, что выпускник должен обладать определенными общекультурными компетенциями, в частности способностью «логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь» (ОК-4) [1, с. 5], а также профессиональными компетенциями, т. е. владеть «навыками
подготовки юридических документов» (ПК-7) [Там же. С. 7]. Между с тем в базовой (обязательной) части гуманитарного, социального и экономического учебного цикла по юридическому направлению отсутствуют дисциплины, которые непосредственно направлены на формирование указанных компетенций, например «Русский язык и культура речи», «Делопроизводство». Подобное распределение обязательных дисциплин в структуре основных образовательных программ (ООП) бакалавриата юриспруденции можно было бы объяснить тем, что задача изучения учебных курсов гуманитарного блока предполагает в первую очередь освоение обучающимися общекультурных дисциплин, формирующих личностные, а не профессиональные качества студента. Однако в действительности для указанных курсов это не совсем так. Проанализируем особенности реализации письменной деловой речи.
Как известно, речевая деятельность — это система действий по порождению и восприятию речи, в рамках которой (деятельности) осуществляется обмен информацией [6, с. 70]. Выделяют четыре вида речевой деятельности:
♦ говорение—отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию;
♦ слушание (или аудирование) — восприятие речевых акустических сигналов и их понимание;