Научная статья на тему 'К вопросу о формах муниципально-частного партнерства'

К вопросу о формах муниципально-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
521
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
муниципально-частное партнерство / государственно-частное партнерство / формы муниципально-частного партнерства / местное самоуправление / соглашения о государственно-частном партнерстве. / municipal-private partnership / public-private partnership / forms of municipalprivate partnership / local self-government / agreements on public-private partnership

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Н К. Машкович

В статье анализируются понятие муниципально-частного партнерства и нормы Федерального закона от 13 июля 2015 года №224-ФЗ «О государственночастном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации», рассматриваются такие формы муниципально-частного партнерства, обусловленные российской практикой как инвестиционные соглашения (контракты с инвестиционными обязательствами частного бизнеса), концессии (концессионные соглашения) и сочетающие в себе различные виды работ и отношений собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Н К. Машкович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF FORMS OF MUNICIPAL-PRIVATE PARTNERSHIP

The article analyzes the concept of municipal-private partnership and the norms of the Federal Law of July 13, 2015 No. 224-ФЗ “On Public-Private Partnership, MunicipalPrivate Partnership in the Russian Federation”, considers such forms of municipal-private partnership due to Russian practice as investment agreements (contracts with investment obligations of a private business), concessions (concession agreements) and combining various types of work and property relations.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формах муниципально-частного партнерства»

К ВОПРОСУ О ФОРМАХ МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА Н.К. Машкович, студент

Научный руководитель: Э.А. Шарипова, канд. филос. наук, доцент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11997

Аннотация. В статье анализируются понятие муниципально-частного партнерства и нормы Федерального закона от 13 июля 2015 года №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации», рассматриваются такие формы муниципально-частного партнерства, обусловленные российской практикой как инвестиционные соглашения (контракты с инвестиционными обязательствами частного бизнеса), концессии (концессионные соглашения) и сочетающие в себе различные виды работ и отношений собственности.

Ключевые слова: муниципально-частное партнерство, государственно-частное партнерство, формы муниципально-частного партнерства, местное самоуправление, соглашения о государственно-частном партнерстве.

Федеральный закон ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации» (далее - ГЧП и МЧП) направлен на создание условий для увеличения инвестиционной привлекательности Российской экономики, качества услуг, организация обеспечения которых относится к вопросам ведения органов государственной власти, органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления являются «первичным уровнем взаимодействия граждан и органов государственной власти» [8, с. 23]. «Органы местного самоуправления, их должностные лица являются субъектами конституционно-правовых отношений» [7, с. 101]. То есть, данные субъекты участвуют в базовых общественных отношениях в интересах народа, и, следовательно, муниципально-частное партнерство должно развиваться в рамках конституционных принципов, гарантирующих права каждого гражданина.

«Муниципально-частное партнерство» относительно новое понятие в Российском праве, закреплено в статье 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ О ГЧП и МЧП в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 1 января 2016 года. Муниципально-частное партнерство на-

правлено на оформление на определенный срок и на объединение ресурсов, распределение рисков между участниками соглашения о государственно-частном партнерстве, а также соглашения муниципально-частном сотрудничестве [1].

Публично-частное партнерство является выгодным как для публичных образований (путем привлечения частных ресурсов увеличится внедрение новых общественных проектов, внедрения инновационных технологий и др.), так и для предпринимателей (получение налоговых льгот, дополнительное извлечение прибыли из проектов, в которых необходимо участие органов власти и т.д.), поэтому различные формы партнерства получили свое распространение в Российской Федерации задолго до разработки и принятия Федерального закона о ГЧП и МЧП. К тому же, на момент принятия данного Федерального закона вопросы государственного частного партнерства были урегулированы в более чем 60 субъектах Российской Федерации, а муниципально-частного партнерства - во многих муниципалитетах.

Также стоит отметить, что и Федеральным законом о ГЧП и МЧП четко не определены формы муниципально-частного партнерства. Положениями данного закона установлено, что при принятии решения о реализации проекта государственно-

частного партнерства, муниципально-частного партнерства уполномоченными в соответствии с указанным Федеральным законом на принятие такого решения органом государственной власти с помощью включения в соглашение предусмотренных частью 1 статьи 6 Федерального закона о ГЧП и МЧП обязательных элементов соглашения и определения последовательности их реализации. Помимо этого обязательные элементы соглашения, предусмотрены частью 2 статьи 6 Федерального закона о ГЧП и МЧП и элементы соглашения, которые могут быть включены в него в целях определения формы государственно-частного партнерства или муниципаль-но-частного партнерства предусмотренные частью 3 статьи 6 Федерального закона о ГЧП и МЧП [1].

В практике Российской Федерации формы муниципально-частное партнерство чаще классифицируются исходя из организационно-правовых форм, с применением которых преимущественно заключаются соглашения публично-частного партнерства:

1) инвестиционные соглашения (контракты с инвестиционными обязательствами частного бизнеса);

2) договоры аренды государственного и муниципального имущества, включая лизинговые соглашения;

3) концессии (концессионные соглашения);

4) совместное инвестирование (участие в капитале), создание совместных акционерных предприятий;

5) соглашения о разделе продукции (СРП);

6) контракты, сочетающие в себе различные виды работ и отношений собственности.

Более подробно рассмотрим основные формы муниципально-частного партнерства в Российской Федерации.

Инвестиционные соглашения (контракты с инвестиционными обязательствами частного бизнеса). Муниципалитеты заключают контракты на поставку товаров, выполнение работ, а также услуг с целью выполнения муниципальных нужд в форме муниципальных контрактов, порядок за-

ключения которых определен законодательными актами Российской Федерации. Основным источником финансирования являются ресурсы городского бюджета. Эта модель, по сути, включает в себя только односторонние договоренности: поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг в определенные контрактом сроки за установленную цену, и на основе этого можно сделать заключение о том, что муниципальные контракты не относятся к муниципально-частному сотрудничеству.

Наиболее широко используемой формой публично-частного партнерства является концессия. Это объясняется тем, что порядок заключения концессионных соглашений давно определён (Федеральный закон от 21 июля 2005 года №115- ФЗ «О концессионных соглашениях» [4]). Целью заключения этого договора для муниципалитетов являются такие сферы как ЖКХ, общественного транспорта, сбора и переработка отходов.

Также есть такие формы, как смешанные. Из-за того, что законодатель не разграничил государственно- и муниципаль-но-частную конфигурацию партнерства, часто используются разные смешанные формы или такие планы, которые нельзя точно отнести к какой-либо форме. Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, муниципально-частное партнерство по своему смыслу и юридическому содержанию отличается от государственно-частного партнерства только масштабами проектов и вопросов, которые призвано решить такое партнерство (в случае муниципально-частное партнерство - это вопросы местного значения). Государство принимает участие в осуществлении крупных проектов государственно-частного партнерства с целью формирования отдельных отраслей народного хозяйства или регионов. Муниципалитеты заинтересованы в маленьких проектах. Это определяет выбор тех или иных форм.

Во-вторых, муниципально-частное партнерство как одно из двух его форм -это, по сути, оформленная договором между публичным и частным партнером, це-

левая работа лиц достаточно широкого спектра организационно-правовых форм, направленная на осуществление публичных целей и задач (публичного интереса); в случае муниципально-частное партнерство - направленная на реализацию муниципальных интересов.

В-третьих, органы местного самоуправления мотивируется тем, чтобы привлечь инвестиции на территорию муниципально-

Библиографический список

1. Федеральный закон от 13 июля 2015 года №224-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 26.07.2019) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 27 июля 2010 года №190-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 29.07.2018) «О теплоснабжении».

3. Федеральный закон от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 25.12.2018) «О водоснабжении и водоотведении».

4. Федеральный закон от 21 июля 2005 года №115- ФЗ (с посл. изм. и доп. от 27.12.2018) «О концессионных соглашениях».

5. Шарипова Э.А. К вопросу о системе субъектов конституционно-правовых отношений / Идель-Уральские правовые чтения Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. - Уфа: БашГУ, 2015. - С. 101-106.

6. Аминов И.Р. Актуальные проблемы и перспективы развития самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан / Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2017. - №3 (77). - С. 22-26.

TO THE QUESTION OF FORMS OF MUNICIPAL-PRIVATE PARTNERSHIP N.K. Mashkovich, Student

Supervisor: E.A. Sharipova, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor Bashkir State University (Russia, Ufa)

Abstract. The article analyzes the concept of municipal-private partnership and the norms of the Federal Law of July 13, 2015 No. 224-ФЗ "On Public-Private Partnership, Municipal-Private Partnership in the Russian Federation", considers such forms of municipal-private partnership due to Russian practice as investment agreements (contracts with investment obligations of a private business), concessions (concession agreements) and combining various types of work and property relations.

Keywords: municipal-private partnership, public-private partnership, forms of municipal-private partnership, local self-government, agreements on public-private partnership.

го образования, но меньшие возможности для мотивации бизнес-партнеров. Поэтому органам местного самоуправления должны выстраивать соответствующую политику по привлечению инвестиций не только в бизнес, но и в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.