Т. В. Чернова, М. В. Соломатина
К ВОПРОСУ О ДОСТИЖЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация
Выбор и разработка Стратегии, направленной на достижение целей, предусмотренных в Концепции, предполагают использование программно-целевого метода. Данный метод обеспечивает согласование деятельности всех заинтересованных сторон на конечный результат и увязки заявленных задач с объемами необходимых ресурсов, сроками и исполнителями. Целевые региональные программы ориентированы на получение конкретного измеряемого результата, поскольку выступают связующим звеном между целью и средствами её достижения. В статье представлены количественные характеристики по принятию и исполнению региональных целевых программ Ростовской области и обозначены проблемы в их разработке и реализации.
Ключевые слова
Стратегия социально-экономического развития, региональная экономика, программно-целевой метод.
T. V. Chernova, M. V. Solomatina
TO THE QUESTION ABOUT ACHIEVE STRATEGIC OBJECTIVES IN THE IMPLEMENTING THE PROGRAM OF REGIONAL DEVELOPMENT
Annotation
The strategy development involves the use of program-target method, aimed at achieving the Concept objectives. This method provides coordination among all stakeholders on the final result and linking problems with necessary resources, deadlines and performers. Targeted regional program links goal and means of if achievement, oriented to specific measurable results. This article presents quantitative characteristics of Rostov region adoption and execution regional programs. Problems are marked in their development and implementation.
Keywords
Socio-economic development strategy, regional economics, the program-target method.
Перспективы социально-экономического развития административно-территориальных образований РФ различного таксономического уровня (федеральные округи, регионы, муниципальные образования) находят отражение в разработке разнообразных документов (стратегия, концепция, программа), определяющих официально оформленную позицию властей по отношению к тем или иным аспектам и проблемам жизнедеятельности территории.
Рассматривая программные документы по уровню значимости, содержа-
тельности, степени детализации и логической разработанности всех разделов документа, в первую очередь, выделим Концепцию. Понимая под Концепцией в общем смысле «систему взглядов на те, или иные явления; общий замысел», можно идентифицировать концепцию социально-экономического развития региона как конструктивно обрисованный ведущий замысел, устанавливающий направления движения и основные ориентиры решения ключевых проблем в установленной перспективе. Концепция должна содержать взаимоувязан-
ную систему стратегических целей, принципов, прогнозов развития обозначенных направлений и критериев оценивания оптимальности использования ресурсов.
Стратегические цели региональной Концепции развития, чаще всего, ориентированы на достижение максимально возможных темпов роста экономических показателей, на улучшение социальных условий жизни населения, на расширение и диверсификацию промышленного производства путем внедрения эффективных хозяйственных механизмов, обеспечивающих мобилизацию и предельную полноту использования производственных, сельскохозяйственных, научно-технических и финансовых ресурсов территории, на формирование условий для реализации мегапроектов национального значения и т. п. Концепция социально-экономического развития региона-субъекта РФ должна учитывать базовые принципы: регион, являясь неотъемлемой частью экономической территории страны, имеет право на саморазвитие, проведение самостоятельных социально-экономических преобразований, используя внутри- и межрегиональную кооперацию, межмуниципальное сотрудничество. Ведущий замысел принятой Концепции будет успешно реализован, если будут разработаны соответствующие Стратегии.
Под Стратегией в целом принято понимать способ использования средств и ресурсов, направленный на достижение определенной цели, учитывающий условия внешней среды и рассматриваемый как система принятия решений, основанная на получаемой информации о ходе процесса и изменениях среды. В стратегии определяются цели и задачи развития, механизмы и условия их реализации на базе сочетаний интересов макро- и микроэкономики.
Определяя стратегию как искусство руководства, как обобщенную модель практических действий, необходи-
мых для достижения поставленных целей управления на основе выбранных критериев и эффективного распределения ресурсов, можно выделить группы факторов, влияющих на выбор той или иной стратегии региона:
1) факторы макросреды, вытекающие из социально-экономического положения страны, федерального округа и конкретного региона в его составе;
2) факторы мезоуровня включают пространственно-экономический ландшафт региона, т. е. потенциал и характеристики развития его муниципальных образований, стадии жизненного цикла его территорий (экономических районов);
3) позиционирование региона по конкурентным возможностям, вытекающим из его отраслевой специализации и ресурсного потенциала;
4) вероятность выхода региона или его локальных территориальных образований на тот или иной вариант перспектив развития: пессимистический, реалистический, оптимистический.
Учеными и практиками [2, 3] в стратегическом менеджменте организаций выделяется более 20 типовых стратегий, применяемых в зависимости от состояния национальной экономики, стадии жизненного цикла товара, конкурентной позиции предприятия в отрасли и вариантов его развития. Часть типовых стратегий может быть адаптирована к использованию на уровне региона. Данные стратегии в обобщенном виде можно объединить в три группы: стратегии роста, стратегии сохранения и стратегии сокращения (табл. 1). При этом содержательные характеристики стратегии могут носить и смешанный характер, поскольку реалии современной экономики весьма разнообразны. Так, если ставить задачу роста промышленного производства, то вероятно увеличение нагрузки на окружающую среду, что негативно будет влиять на экологическую обстановку, на уровень заболеваемости населения. Значит, при
реализации стратегии роста промышленного производства необходимо разрабатывать стратегию сокращения негативного антропогенного влияния и уменьшения объема выбросов вредных
Стратегии прокладывают «дорожную карту» для реализации основных направлений деятельности исполнительной и законодательной власти региона, а также всех заинтересованных хозяйствующих субъектов региональной экономики. Выбор и разработка Стратегии для достижения целей, поставленных в Концепции, предусматривают использование программно-целевого метода государственного регулирования экономики как наиболее отвечающего требованиям обеспечения постоянной ориентации деятельности на конечный результат и увязки заявленных задач с объемами необходимых ресурсов, сроками и исполнителями. Если в Стратегии уточняются параметры разных проектов, замысел которых представлен в Концепции, то Программы ориентированы на получение конкретного измеря-
отходов в окружающую среду, а также стратегию сохранения здоровья нации, используя меры профилактического характера и создавая экологически чистые технологии.
емого результата, поскольку выступают связующим звеном между целью и средствами её достижения.
Программа составляется на весь период, необходимый для реализации поставленных целей, и предусматривает поэтапное решение экономических и социальных задач развития территории. Последовательность в реализации программных мероприятий обусловлена ограниченностью финансовых ресурсов, прежде всего, бюджетных средств. Выделение плановых периодов необходимо, поскольку в процессе реализации программных мероприятий могут возникать различные неувязки, что требует оперативного вмешательства. Необходимо периодически корректировать параметры программы с учетом сложившихся реалий и воздействий макросреды, осуществлять согласования по срокам и ис-
Таблица 1 — Виды стратегий и их характеристики
Виды стратегий Содержательные характеристики
1. Стратегии роста
- стратегии концентрированного роста обусловлены изменением структуры рынка и его запросов, ведется поиск «полюсов роста» и опорных территорий развития в рамках региональной экономики
- стратегия интегрированного роста предполагает расширение путем добавления новых структур, развитие кластеров, расширение межмуниципального сотрудничества
- стратегия диверсифицированного роста поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке за счет межрегиональной кооперации, переход на новый рынок за счет совместных проектов в рамках национальной экономики
2. Стратегии сокращения
- стратегии сокращения дисбаланса реализуется, когда очевидно наличие избыточных ресурсов и есть нужда в перегруппировке сил после длительного спада и кардинальных изменений в экономике
- стратегии сокращения уровня неравномерности развития реализуется при высоком уровне дифференциации уровня жизни населения в целях его выравнивания
3. Стратегия сохранения реализуется для сохранения достигнутого уровня обеспеченности и устойчивого развития по всем аспектам жизнедеятельности
полнителям. Кроме того, комплексное решение социальных задач предполагает создание условий для заинтересованности негосударственного (корпоративного) сектора экономики в осуществлении ряда социальных функций, поскольку процесс доведения заданий до исполнителей программ является объектом договорных отношений между органами местного самоуправления и коммерческими организациями, что также может влиять на сроки исполнения программы. Пожалуй, согласование интересов различных субъектов хозяйствования, вовлекаемых в реализацию программы, является основой для централизации действий регионального и местного самоуправления как при формировании стратегии решения социально-экономических проблем, так и при обеспечении её необходимыми ресурсами. Формирование непротиворечивой качественно и количественно стратегической цели, достижение которой должно быть выгодно хо-
Анализ финансирования программ Ростовской области за период 20072014 гг. согласно отчетам, представленным на официальном портале правительства Ростовской области, показывает, что происходит не выполнение плановых объемов финансирования (табл. 3). Так, в 2007-2009 гг. финансирование программ исполнено на 83 %, в
зяйствующим субъектам территории, является залогом эффективного выполнения программных мероприятий, при условии должной концентрации и централизации ресурсов, достаточных для их выполнения. Так, анализ документов стратегического развития Ростовской области показывает их значительное разнообразие, только Концепций разработано по 18-ти направлениям и соответственно большое количество Стратегий и Программ развития, включая Федеральные целевые программы (ФЦП), Долгосрочные целевые программы (ДЦП), Ведомственные целевые программы (ВЦП), Областные программы (табл. 2). Разрабатывая и внедряя программно-целевой подход в решении задач социально-экономического развития, региональные власти Ростовской области инициировали разработку различных программ, число которых с конца 2000-х гг. выросло в 4 раза, а финансирование увеличилось в 8,5 раза.
2010 г. — на 85 %, в 2011 г. — на 87 %, в 2012 г. — на 82 %, в 2013 г. — на 86 %, в 2014 г. — на 87 %. Такая ситуация может быть спровоцирована несвоевременным финансированием в условиях перераспределения денежных средств между мероприятиями программы или нецелевым использованием средств.
Таблица 2 — Количество программ Ростовской области с 2007 по 2014 гг.
Виды программ 2007-2009 2010 2011 2012 2013 2014
ФЦП 5 5 10 12 8 -
ВЦП - - 2 1 - -
ДЦП 3 15 28 26 25 -
Гос. программы - - - - 21
Областные программы 1 1 1 2 1 6
Всего 9 21 41 41 34 27
Таблица 3 — Результаты финансирования программ, млрд руб.
Вид программ 2010 201 1 2012 2013 2014
план факт план факт план факт план факт план факт
ФЦП 13,4 11,1 26,1 21 22 15,1 14 10 - -
ВЦП - - 3,8 3 2 1,3 - - - -
ДЦП 15,7 14,7 67,4 63 50 43 105 97 - -
Гос. программы - - - - - - - - 184 174
Обл. программы 11,9 9,3 32,5 26 60 51 51 40 79 55
Итого: 41,0 35,1 129,8 113 134 110 170 147 263 229
Анализ исполнения целевых региональных программ Ростовской области за период 2007-2014 гг. раскрывает недостатки в порядке их разработки и проблемы в реализации программных мероприятий. Неосвоение бюджетных средств ежегодно в среднем на 25 % свидетельствует о несовершенстве механизма контроля за реализацией программ, не проводится мониторинг отчетов исполнения всех программ по плановым периодам. Снижает эффективность исполнения повторяемость (дублирование) некоторых программных мероприятий. Например, в программе «Развитие здравоохранения» прописаны следующие мероприятия: а) «развитие раннего выявления заболеваний патологического состояния и факторов риска», б) «совершенствование оказания специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи», в) «совершенствование системы оказания медицинской помощи больным онкозаболеваниями». Эти же мероприятия прописаны во всех подпрограммах, более того, они же указаны в программе «Социально-экономическое развитие РО». Кроме того, зачастую в программах не корректируются показатели эффективности с начала её действия до текущего момента, а условия реализации программы могут вносить существенные изменения и требуют адаптации индикаторов к сложившимся реалиям.
Таким образом, в условиях нестабильной экономической ситуации в це-
лом по РФ следует устанавливать минимальное финансирование выделяемых по годам на исполнение программ, привязав их с показателями эффективности, согласно квартальным отчетам. Принятие программ необходимо соотнести с конкретными и необходимыми вопросами, тем самым упреждая заведомо расширенный перечень целевых программ. Также необходимо сократить продвижение конкретных программ с повторяющимися мероприятиями, с целью получения финансирования из бюджета. Целесообразно при принятии и разработке целевых программ опираться на прогноз социально-экономического положения территории в целом и учесть социальную эффективность на случай, если программа не реализуется. Для этого необходимо полное знание конкретной отрасли или вида экономической деятельности, под которую разрабатывается программа в данном локальном территориальном образовании. Всемерное развитие механизма межотраслевой координации на основе согласования интересов различных субъектов хозяйствования с целевыми задачами органов местного самоуправления, систематический анализ, мониторинг и контроль целевых программ на всех ее этапах являются обязательными базовыми условиями эффективного достижения стратегических целей региональных программ развития.
Библиографический список
1. Румянцева, Е. Новая экономическая энциклопедия. — М. : ИНФРА, 2005. — Т. VI. — С. 724.
2. Гольдштейн, Г. Я. Стратегический менеджмент : учеб. пособие. — 2-е изд., доп. — Таганрог : изд-во ТРТУ, 2003.
3. Егоршин, А. П. Теория и практика стратегического планирования в регионе // Стратегии территориального и регионального социально-экономического развития : материалы всерос. науч.-практ. конф. — М., 2003.
Bibliographic list
1. Rumyantsev, E. New Economic encyclopedia. — M. : INFRA, 2005. — T. VI. — P. 724.
2. Goldstein, G. Ya. Strategic Management : textbook. — ed. 2nd, ext. — Taganrog : Publishing house of TRTU, 2003.
3. Egorshin, A. P. Theory and practice of strategic planning in region // Strategy of territorial and regional socioeconomic development Proceedings of All-Russian : scientific-practical conf. — M., 2003.