УДК 371.013
К ВОПРОСУ О ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ (ОЧНО-ЗАОЧНОЕ/ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ) © И.С. Башмакова1
Иркутский государственный технический университет,
664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Обосновывается актуальность вопроса о необходимости изменения форм организации учебного процесса по иностранному языку у студентов очно-заочного/заочного отделений. Предлагается примерная модель дистанционного обучения с более активным использованием современных технологий (кейс -технологии, мультимедийные средства), что позволит значительно повысить качество знаний студентов и будет способствовать формированию как иноязычной коммуникативной, так и социокультурной компетенций.
Табл. 1. Библиогр. 8 назв.
Ключевые слова: дистанционное обучение; заочное обучение; инновационный подход; кейс-технологии (case-study); мультимедийные средства; самостоятельная деятельность студентов; аудитивные профессиональные иноязычные тексты; перцептуальные привычки.
TO THE PROBLEM OF FOREIGN LANGUAGE DISTANCE LEARNING IN TECHNICAL UNIVERSITY (INTRA-EXTRAMURAL /CORRESPONDENCE TRAINING)
I.S. Bashmakova
Irkutsk State Technical University,
83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article proves the relevance of changing the organizational forms of teaching the students of intra- extramural and correspondence training foreign languages. The author suggests a new model of distance learning, which implies the active use of modern technologies (case technologies, multimedia). The last will substantially improve the quality of students' knowledge and contribute to the formation of the foreign communicative competence as well as the socio-cultural one.
1 table. 8 sources.
Key words: distance learning; correspondence training; innovative approach; case study; multimedia; students' independent research; audio professional texts in a foreign language; perceptive habits.
В системе высшего образования Российской Федерации более 70 лет действует система заочного образования. Однако необходимо признать, что схема образовательного процесса заочного обучения устарела и недостаточно хороша для современных условий. Традиционное заочное образование в России предполагает прямой контакт студентов и преподавателей. Сессии проводятся, как правило, в самом учебном заведении. Во время сессий, продолжительность которых составляет примерно от 30 до 60 дней в году, проводятся лекционные и семинарские занятия по общему для всех студентов плану, контрольные и курсовые работы сдаются в установленный срок, летние и зимние сессии, сдача зачетов и экзаменов проводятся в определенные вузом дни и месяцы. Для выполнения довольно сложных программ по иностранному языку необходимо соответствующее количество аудиторных занятий. Поэтому основные усилия заочных институтов/университетов, факультетов направлены на увеличение количества часов, которые студенты должны провести непосредственно в учебном заведении. Но вряд ли можно ожидать, что современный работодатель в течение нескольких лет будет
отпускать своего сотрудника на сессии продолжительностью в месяц и более. Следовательно, одной из главных задач заочного, а также очно-заочного обучения (ввиду необходимости сочетания трудовой и учебной деятельности одновременно) становится предоставление студентам эффективного обучения в соответствии с конкретными потребностями различных категорий обучаемых в более гибкой форме.
Очевидно, что программы обучения определяются спросом. С изменением спроса адекватно ставятся цели и задачи, составляются программы. Учебные материалы должны соответствовать запросам различных аудиторий и принципам обучения, действенным сегодня. Как отмечалось ранее [1], изменения, происходящие в современном обществе, привели к изменению парадигмы образования, к созданию государственных стандартов третьего поколения. В этой связи возникла необходимость модернизации учебного процесса, заключающейся в использовании более эффективных, современных средств (мультимедийные) и технологий, в том числе кейс-технологии (case-study), где технология обучения есть способ реализации образовательных целей на основе определенных
1 Башмакова Ирина Степановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков для технических специальностей № 1, тел.: 89834033862, e-mail: [email protected]
Bashmakova Irina, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Foreign Languages for technical specialities no.1, tel.: 89834033862, e-mail: bis61 @mail.ru
методов и средств обучения. В свою очередь методы и средства обучения раскрываются в формах организации учебного процесса в основных видах учебной деятельности [2, с. 11-15].
Мировое сообщество XXI в. переживает структурные преобразования, которые определяются двумя тенденциями: информационно-технической революцией и глобализацией. По этой причине интерес представляет, прежде всего, дистанционное обучение, получившее широкое распространение во всем мире и которое может являться одним из вариантов совершенствования формы заочного и очно-заочного обучения по дисциплине «Иностранный язык» в технических вузах в целом и в ИрГТУ в частности.
В России, как и в других странах, разработана Концепция создания и развития системы дистанционного образования, утвержденная Правительством и Президентом Российской Федерации в 1995 г., согласно которой система дистанционного обучения призвана содействовать решению следующих социально значимых задач [3]:
- реализации потребностей населения в образовательных услугах независимо от места проживания;
- повышению уровня образованности общества;
- удовлетворению потребностей страны в качественно подготовленных специалистах;
- повышению социальной активности, что в свою очередь способствует расширению кругозора человека и доступа его к информационному пространству мирового сообщества;
- сохранению и приумножению знаний, кадрового и материального потенциалов, накопленных системой образования и науки;
- развитие единого образовательного пространства в рамках России и всего мирового сообщества.
Исходя из вышеперечисленных положений, актуальной задачей, особенно для преподавателей технических вузов, становится создание модели дистанционного обучения иностранным языкам. Эта модель должна рассматриваться как часть социокультурного образования, способствующего формированию основ коммуникативной компетенции, нравственного мировоззрения средствами познания различных культур, а также учитывать личностный подход.
Следует отметить, что формирование основ коммуникативной компетенции у студентов было и остается одной из сложнейших задач в технических вузах и прежде всего у студентов заочного отделения из-за малого количества учебных часов, выделяемых на дисциплину, а также ввиду незаинтересованности в получении соответствующих знаний самих студентов [4, с. 24-29]. Не менее важной причиной того, что развитие коммуникативной компетенции у обучающихся не приоритетно, является факт «размытости» самого понятия. Несмотря на общепринятое определение коммуникативной компетенции как сложного целого, состоящего из взаимосвязанных частей: лингвистической, социолингвистической, социокультурной, дискурсивной и стратегической - содержание данных понятий недостаточно проработано. Как следствие, учебные программы по иностранному языку для тех-
нических вузов (заочное отделение) не всегда включают необходимый набор заданий и упражнений в том объеме, который позволил бы решить задачи, стоящие перед обучением общению (говорению). Вопросам коммуникации на занятиях по иностранному языку уделяется большое внимание как методистами, так и лингвистами во всем мире [5]. По использованию коммуникативных умений выделяются две диаметрально противоположные точки зрения: интуитивная и рациональная. С точки зрения построения дистанционной модели обучения иностранному языку для студентов-заочников следует учитывать оба подхода. Рациональный подход базируется на языке и открывает большие возможности для проведения ролевых, деловых игр, защиты проектов. В свою очередь интуитивный подход может сделать обучение более интересным, поскольку находит выражение в коммуникативно-ориентированных упражнениях, целью которых является повышение осознания неправильных перцептуальных привычек, характерных для представителей различных культур.
Под дистанционным обучением общепринято понимать комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений. Отечественные разработчики дистанционного обучения (Е.С. Полат, Ю.В. Аксенов, М.В. Моисеева, М.Ю. Бухаркина, Е.И. Дмитриева и др.) выводят следующие педагогические положения дистанционного обучения [6, с. 14-15]:
Гибкость: обучаемые не посещают регулярных занятий, а работают в удобное для себя время, в удобном месте, в удобном темпе.
Модульность: каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области, что позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым принципам.
Экономическая эффективность: средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что дистанционное обучение обходится на 50% дешевле традиционных форм.
Новая роль преподавателя: на преподавателя возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректирование преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами.
Специализированный контроль качества: формой контроля являются дистанционно организованные текущие зачеты, собеседования, практические работы, курсовые и проектные работы, тестирующие программы, экзамены.
Возможность коммуникации и сотрудничества с партнерами по обучению в процессе познавательной и творческой деятельности.
Дифференцированное обучение в зависимости от уровня усвоения.
Использование специализированных технологий
и средств обучения.
Технология дистанционного обучения - это совокупность методов, средств и форм взаимодействия преподавателя и учащегося в процессе самостоятельного, но в то же время систематически контролируемого освоения студентом определенного массива знаний. Дистанционное обучение может быть как синхронным, так и асинхронным. При синхронном методе обучения общение студентов с преподавателем/тьютером осуществляется в виртуальной аудитории в реальном времени с помощью современных средств передачи информации. При асинхронном подходе обучающийся самостоятельно выбирает подходящий для себя носитель информации, темп обучения и, выполнив работу, отправляет ее для проверки преподавателю/тьютеру.
Отметим, что основное отличие дистанционного обучения от традиционного и состоит как раз в акценте на самостоятельную работу студентов, что идеально подходит для заочной формы обучения. При минимальном количестве контактных часов (читаются только обзорные лекции) освоение всей программы по каждому курсу осуществляется благодаря множеству индивидуальных видов работы: видеолек-
ции/видеоролики, самостоятельное усвоение учебных тем по специально разработанным учебным блокам/кейсам. Кроме того, организуются различные виды совместной активной работы: форумы, деловые и операционные игры, дискуссии, защиты проектов и т.д. По мнению автора, именно дистанционное образование является наиболее перспективной формой заочного и очно-заочного обучения, при которой для передачи информации активно используются современные технические средства связи, глобальная сеть Интернет.
Однако недостаточно механически перенести разработанные традиционные материалы в электронную версию и переслать их с помощью электронной почты студентам. При таком подходе не учитывается дидактическая сущность самого учебного процесса и интерактивность его участников. Дистанционное обучение имеет цели, обусловленные социальным заказом, и содержание, определенное программой вуза. Несмотря на то что дидактические принципы, а именно: системность, научность, наглядность, дифференциация и индивидуализация обучения, активность - при организации дистанционного обучения остаются прежними, методы, формы и средства обучения должны базироваться на технологической основе (компьютерных телекоммуникациях в комплексе с кейс-технологиями, CD/DVD-дисками). Каждый студент проходит курс по индивидуальному плану, составленному самостоятельно самим студентом и согласованному с преподавателем/тьютором. Общение между студентом и тьютором/преподавателем осуществляется систематически в установленные дни и время в режиме on-line.
Специфика предмета «Иностранный язык» заключается в его деятельностной основе, предусматривающей необходимость предоставления каждому студенту (личностный подход) достаточной практики в соответствующем виде речевой деятельности, в
упражнениях по формированию соответствующих навыков. Изучение иностранных языков считается наиболее эффективным, если оно базируется на трех основных закономерностях: опоре на слухомоторные навыки, опоре на родной язык и системность подаваемой информации. Таким образом, при создании модели дистанционного обучения:
- должна присутствовать звуковая основа в сетевом варианте либо на другой основе;
- опора на родной язык студентов, что обеспечит сознательное, следовательно, более прочное усвоение материала;
- независимо от избранной методики изучения иностранного языка обучение необходимо строить таким образом, чтобы в сознании обучаемого формировалась система языка. Различные формы и виды дифференциации уровня знаний обучающихся, столь необходимые для более эффективного сотрудничества между преподавателем/тьютером и студентами, обусловлены самой спецификой обучения в сетях и осуществляются с помощью системы гиперссылок (отсылки к справочным материалам, дополнительным заданиям в соответствии с уровнями А, В, С и т.д.).
Важно отметить, что при разработке модели дистанционного обучения иностранному языку в техническом вузе необходимо принимать во внимание, с одной стороны, дидактические свойства и функции телекоммуникаций, мультимедийных средств, их использование в качестве технологической основы обучения (графические и видео изображения, анимация, звук), с другой стороны, концептуальные направления дидактической организации такого обучения как элемента общей системы образования на современном уровне.
На практике в обучении выделяются три основные дистанционные технологии [7, с. 32]:
- кейс-технологии;
- ТУ-технологии;
- сетевые технологии.
Для заочного и очно-заочного обучения более доступным и выполнимым являются кейс-технологии (case-study). Кейс - это специальный набор учебнометодических материалов по определенному курсу, модулю, дисциплине, который передается или пересылается обучаемому для самостоятельного изучения. Кейс-технологией предусмотрено, что студент в процессе изучения учебно-методических материалов (информационный блок) систематически консультируется у преподавателей/тьюторов, которые работают в созданных для этих целей учебных центрах. Основные функции, характерные данному блоку, совпадают с функциями традиционного учебника. В электронной версии пособия предоставляется структурированная определенным образом учебная информация:
- план (программа);
- содержательная часть (учебная информация, разбитая на модули);
- глоссарий (толкование терминов и понятий, используемых в учебнике);
- полные или сокращенные тексты по темам;
- набор заданий для самостоятельной работы;
- сценарии тестирования, включающие группы вопросов для осуществления систематического контроля качества знаний.
Важно отметить, что коммуникация проводится с помощью электронных сообщений (электронная почта, чат, форум, skype).
Для оценки качества знаний, кроме традиционных зачетов и экзаменов (при необходимости), проводится компьютерное тестирование (контрольный блок), организация которого требует наличия соответствующего программного обеспечения и банка тестовых заданий (НТМ1_-тесты). Специфика тестовых заданий предполагает обобщение вопросов по темам, смысло-
вую валидность, градацию вопросов по уровню сложности.
Для демонстрации организации примерной модели дистанционного обучения для студентов заочного/очно-заочного отделений с целью конкретизации методической задачи, типов/видов упражнений/заданий по аспекту «говорение» в неязыковых вузах приводится сводная таблица комплекса умений коммуникативной компетенции для профессиональных сфер и ситуаций общения (таблица), а также предлагается примерная структура представления учебного материала в учебном пособии (электронная версия) на материале работы [8] (Module 1).
Формирование комплекса умений коммуникативной компетенции для конкретных профессиональных сфер и ситуаций общения (заочное/очно-заочное отделение)
Период Тема цикла занятий Методическая задача: навыки и умения в конкретных видах речевой деятельности (говорение) Типы,виды упражнений,заданий; текущий контроль
сентябрь декабрь The Engineering Profession. Famous People. Machines and Tools Коммуникативные Уметь начинать, поддерживать и заканчивать беседу по конкретной ситуации; привлекать внимание собеседника к информации; высказывать свое мнение; сообщать информацию (подготовленное монологическое высказывание) в рамках определенной тематики (в объеме не менее 1012 фраз за 3 мин) (нормальный средний темп речи). Фонетика Совершенствование слухопроизносительных навыков, приобретенных в средней школе. Лексика Коррекция и развитие лексических навыков (объем лексического минимума - 1800-2000 единиц продуктивно); развитие рецептивного и продуктивных навыков словообразования. Гоамматика Грамматические формы и конструкции, обозначающие: предмет/лицо/явление - субъект действия - существительное в единственном/множественном числе с детерминативом (артикль, указательное/притяжательное местоимение, местоимение-прилагательное, существительное в притяжательном падеже, числительное); безличное местоимение it (в составе конструкции it is cold/necessary); конструкция there is/there are. Действие/процесс/состояние: глаголы полнозначные (переходные/непереходные) и связочные в Present/Past Indefinite Active. Побуждение к действию/просьба - глагол в повелительной форме; конструкции с let (let us do it, let me do it, let him do it). Объект действия - существительное в единственном/множественном числе (без предлога/с предлогом); личные местоимения Коммуникативные (ролевые) игры; подготовка и воспроизведение диалогов; монологические высказывания по профессиональным темам (The Engineering Profession, Famous People, Machines and Tools); поэтапная работа над видеороликом, включающая подготовительный период (введение и отработка новых лексических единиц) или лабораторная работа с использованием мультимедийных средств
Примерная схема построения модуля при дистанционном обучении
MODULE 1
Engineer Is My Profession
Contents
Unit 1. The Engineer Profession
Case-Study. The Institute I Study At.
Case-Study. At the Lecture on Geometry.
Case-Study. In the Chemical Laboratory.
Grammar
(Грамматические формы и конструкции, обозначающие: предмет/лицо/явление - субъект дествия -существительное в единственном/множественном числе с детерминативом (артикль, указательное/притяжательное местоимение, местоимение-прилагательное, существительное в притяжательном падеже, числительное); безличное местоимение it (в составе конструкции it is cold/necessary).
Review (текущий контроль) - Test 1 в
HTML.
Role play. Monologue/dialogue ... «My profession is an engineer» (Tutor & 2-3 students; on-line).
Unit 2. Famous People
Case-Study. Albert Einstein.
Case-Study. D.I. Mendeleev.
Case-Study. Igor Kurchatov.
Grammar
(Конструкция there is/there are; действие/процесс/состояние: глаголы полнозначные (переходные/непереходные) и связочные в Present/Past Indefinite Active)
Review (текущий контроль) - Test 2 в
HTML.
In group discuss. The development of industries is unthinkable without great people (Forum).
Unit 3. Machines & Tools
Case-Study. Measurements.
Case-Study. Machine tools - A measure of man's progress.
Case-Study. Superhard materials from powder.
Grammar
(Побуждение к действию/просьба - глагол в повелительной форме; конструкции с let (let us do it, let me do it, let him do it); объект действия - существительное в единственном/множественном числе (без предлога/с предлогом); личные местоимения).
Review (текущий контроль) - Test 3в HTML.
In group discuss. The development of industries is unthinkable without materials with special properties (Forum).
Final task (итоговый контроль).
Group project. A scientist's role in the country development. Can be everything predicted by the investiga-
tion?
Grammar Reference
Glossary
Как видим, модуль состоит из трех блоков (The Engineer Profession, Famous People, Machines & Tools), тестов в HTML по контролю знаний (текущий/итоговый контроль), грамматического справочника, включающего гиперссылки, краткого терминологического словаря. Каждый блок (case) включает: вводный материал, нацеленный на введение студентов в контекст изучаемой темы; текст, работа над которым осуществляется с помощью предтекстовых (key vocabulary) и после-текстовых заданий/упражнений; проблемную ситуацию для телеконференций/форума в режиме on-line, контроль усвоения лексического и грамматического материала, проекты для совместной деятельности. Грамматический справочник содержит информацию по базовой грамматике английского языка.
В соответствии с вышеизложенным можно сформулировать следующие выводы:
1. Постановка вопроса о необходимости изменения форм организации учебного процесса по иностранному языку у студентов заочного/очно-заочного отделений и предложение по созданию новой модели обучения с более активным использованием современных технологий, модели, которая объединяла бы оба вида обучения: заочное в его традиционной форме и дистанционное - актуальны.
2. Разработка модели дистанционного обучения довольно трудоемкая задача, так как необходимо не только подготовить электронный ресурс в соответствии с программой обучения, но и детально проработать систематические действия преподавателя/тьютера и обучающихся в новой информационнопредметной среде.
3. При организации образовательного процесса по дистанционной форме обучения находят отражение инновационные формы взаимодействия студентов и преподавателя/тьютера, осуществляется с опорой на информационные технологии, развиваются умения и навыки самостоятельной работы с научнотехнической литературой, что способствует закреплению профессионально-ориентированной лексики.
4. При дистанционной модели обучения использование глобальной сети Интернет, активное внедрение новых технологий будет способствовать переходу от репродуктивной парадигмы к активной парадигме освоения знаний студентами заочного/очно-заочного отделений и будет способствовать формированию иноязычной коммуникативной компетенции, что является приоритетным при личностно-ориентированном подходе.
Статья поступила 30.10.2013 г.
Библиографический список
1. Башмакова И.С. Инновационные технологии и средства обучения, направленные на формирование интереса к изучению иностранных языков у студентов технических вузов // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 5. С. 255-259.
2. Дмитриева Е.И. О перспективах и возможностях дистан-
ционного обучения иностранным языкам с использованием компьютерных телекоммуникационных сетей // Иностранные языки в школе. 1997. № 2.
3. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-joe.ru/sod/97/2_97/st064.html (дата
обращения: 22.10.2013).
4. Башмакова И.С. К вопросу о формировании профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции у студентов неязыковых вузов // Вестник МГЛУ, 2003. № 447. С. 134-142.
5. Yeatts & Hyten. Language & Species. The University of Chicago Press, 1990. 209 p.
6. Дистанционное обучение: учеб. пособие / Е.С. Полат [и
др.]. М.: Гуманитарный ИЦ «Владос», 1998. 192 с.
7. Рожина Л.В., Карпукова А.Л., Сладкова А.В. Современные педагогические технологии. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2006. 191 с.
8. Андрианова Л.Н., Багрова Н.Ю., Ершова Э.В. Курс английского языка для вечерних и заочных технических вузов: учебник. М.: Высш. шк., 2006. 463 с.
УДК 130.122
ФОБИЯ ЭТНОСА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ГЕНЕЗИСА
© А.И. Бобков1
Иркутский государственный университет,
664000, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1.
Народное сегодня выступает как экзотика, создаваемая технократической волей. Генезис этнического безволия в современных условиях является весьма важной проблемой, решение которой во многом предопределяет наше национально-цивилизационное развитие. В статье проводится анализ исторического генезиса социальных практик, порождающих этнофобию, а также обозначаются методологические связи, способствующие гносеологическому преодолению фобии перед этническим в рамках социально-философского дискурса.
Библиогр. 7 назв.
Ключевые слова: этнофобия; технократическая элита; лиминальность; этническое самосознание; воля к власти; религиозный опыт.
ETHNOS PHOBIA: SOCIAL AND PHILOSOPHICAL RECONSTRUCTION OF GENESIS A.I. Bobkov
Irkutsk State University,
1 K. Marx St., Irkutsk, 664000, Russia.
The national is treated today as the exotics created by a technocratic will. Genesis of ethnic passivity in the current context is a very important problem, whereas its solution in many respects predetermines our national and civilizational development. The article analyzes the historical genesis of the social practices that cause ethnophobia, and identifies the methodological relations promoting gnoseological overcoming of the ethnophobia within a social and philosophical discourse.
7 sources.
Key words: ethnophobia; technocratic elite; liminality; ethnic consciousness; will to power; religious experience.
Актуальность проблемы, анализируемой в данной статье, следует усматривать в том, что автором предпринята попытка рассмотрения феномена этнофобии не как естественного продукта истории, а как некоего технического (искусственного) конструкта, блокирующего этнический разум. «Неразумный» этнос достаточно эффективно пугает массы тем, что он не участвует в создании глобального социума. Этническое самосознание зачастую ставит под сомнение ценность прогресса. Оно предполагает оценивание истории не с позиции новых приобретений вещного характера, а с позиции утрат многих человеческих качеств, до этого определяющих перспективы развития человеческого бытия.
«Демонизация» этноса и его устранение как исторического субъекта, имеющего свою волю, являются проблемами, которые на сегодняшний день выходят на первый план философского знания благодаря работам многих зарубежных и отечественных мыслите-
лей. Вместе с тем нельзя не отметить, что наиболее актуальной проблема этнофобии предстает в трудах именно русских мыслителей в силу нового технократического эксперимента, проводящегося в нашем Отечестве. Среди них нельзя не упомянуть имена А.С. Панарина, С.С. Аверинцева, В.В. Бибихина, Ф.И. Ги-ренка. Философские аспекты их работ разноплановы, но генезис этнофобии и ее связь с политическим насилием их объединяет.
Постараемся подробно раскрыть методологическое значение конструкта этнофобии как концептуальной основы десубъективации этноса. Хотелось бы показать феномен исторической беспомощности русского этноса не с позиции привычного ментальногенетического подхода, а с позиции понимания его как властной мифологемы, имеющей важное значение с точки зрения управления массами.
Сегодняшнее положение этнического бытия можно определить по М. Хайдеггеру как «некажимое» [1, с.
1Бобков Александр Иванович, кандидат философских наук, доцент кафедры социальной философии и социологии, тел.: 89086625879, e-mail: e-mail: [email protected]
Bobkov Alexander, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Social Philosophy and Sociology, tel.: 89086625879, e-mail: [email protected]