Научная статья на тему 'К вопросу о деятельности полиции в организационно-правовом механизме обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации'

К вопросу о деятельности полиции в организационно-правовом механизме обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
658
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА / RIGHTS / СВОБОДЫ / ЧЕЛОВЕК / INDIVIDUAL / ГРАЖДАНИН / ПОЛИЦИЯ / POLICE / МЕХАНИЗМ / MECHANISM / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION / LIBERTIES / ENSURING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киричёк Е. В.

В статье рассматривается деятельность полиции в организационно-правовом механизме обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, автор делает ряд выводов и научно-практических рекомендаций по ее совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Police as a Part of the Organizational and Legal Mechanism of Ensuring Human and Civil Rights and Liberties In the Russian Federation

The paper considers the activity of police as a part of organizational and legal mechanism of ensuring human and civil rights and liberties in the Russian Federation. The Authors comes to some conclusions and makes research and practice recommendations to improve it.

Текст научной работы на тему «К вопросу о деятельности полиции в организационно-правовом механизме обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации»

Е.В. КИРИЧЁК,

*

докторант кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент

(Академия управления МВД России)

S н и о X

л

<

и н к

:'5

0 X

л

<

и н S

1

<

а

X о о

м

<

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

42

К вопросу о деятельности полиции в организационно-правовом механизме обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

В статье рассматривается деятельность полиции в организационно-правовом механизме обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, автор делает ряд выводов и научно-практических рекомендаций по ее совершенствованию.

Права, свободы, человек, гражданин, полиция, механизм, обеспечение, Российская Федерация.

Происходящие в России демократические преобразования, курс на строительство правового государства, провозглашение приоритета личности создают предпосылки для повышения роли полиции Российской Федерации в укреплении законности и правопорядка в стране, охране и защите конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Реальность — раскрепощение экономической инициативы, поощрение социальной активности населения, расширение политической демократии, обогащение правового статуса человека и гражданина — внесла серьезные коррективы в определение приоритетных целей и задач в деятельности полицией. На ближайшую перспективу одной из главенствующих магистралей в правоохранительной сфере видится именно обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Современная отечественная юридическая наука располагает исследованиями по отдельным вопросам организации и деятельности органов внутренних дел в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Определенный вклад в разработку отмеченных проблем внесли Ю.В. Анохин, Д.Н. Бах-рах, В.М. Безденежных, Л.Ш. Берекашвили, В.Н. Бутылин, И.И. Веремеенко, И.В. Гончаров, Р.И. Денисов, М.И. Еропкин, И.Ш. Ки-лясханов, Л.М. Колодкин, А.П. Коренев, А.П. Косицын, А.С. Мордовец, Л.Л. Попов,

Ранее - заместитель начальника кафедры административной деятельности органов внутренних дел и охраны общественного порядка Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России.

И.В. Ростовщиков, Г.А. Туманов, В.В. Черников, А.П. Шергин и другие авторы.

Вместе с тем, организационно-правовой механизм обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина (далее — организационно-правовой механизм) не получил широкого распространения в науке. Кроме того, исследование деятельности полиции в этом механизме не стало предметом пристального изучения.

В России существует достаточно разветвленная система субъектов правоохранительной и правозащитной деятельности, которые являются неотъемлемой частью организационно-правового механизма обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина. Определить какую-либо универсальную иерархию субъектов вряд ли возможно, поскольку каждый из них имеет свою специфику деятельности, собственную компетенцию в данной сфере, конкретный статус; также между ними существуют различные субординационные отношения и т. д. Иерархичность можно проследить лишь применительно к конкретной ситуации по охране и защите прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим полагаем правильным в данном случае все субъекты механизма подразделить на две группы: 1) субъекты судебной охраны и защиты; 2) субъекты внесудебной охраны и защиты.

Судебная охрана и защита обеспечивается деятельностью федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации.

Внесудебная охрана и защита включает Президента РФ; Администрацию Президента РФ; Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, другие совещательные органы при Президенте РФ1, созданные в целях оказания помощи в реализации его полномочий как гаранта Конституции, прав и основных свобод человека и гражданина; Правительство РФ, федеральные органы исполнительной (например, полиция)

1 Комиссия по вопросам гражданства, Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий, Комиссия по делам ветеранов, Комиссия по делам инвалидов и т. д.

и законодательной ветвей власти; прокуратуру РФ; Уполномоченного по правам человека в РФ; Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка; уполномоченных по правам человека и правам ребенка в субъектах РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах; избирательные комиссии; органы исполнительной и законодательной (представительной) ветвей власти субъектов РФ; органы местного самоуправления; Общественную палату РФ, общественные советы, общественные палаты (советы) в субъектах РФ; неправительственные правозащитные организации и т. д.

Как видим, полиция Российской Федерации в организационно-правовом механизме является субъектом внесудебной охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина. Он олицетворяет особый вид профессиональной государственно-властной (управленческой) деятельности, которая, в свою очередь, является частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Данная деятельность направлена на охрану общественного порядка, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, общественной, государственной, национальной, экономической, экологической и любой другой безопасности и связана с применением мер государственно-принудительного характера.

Отечественная юридическая наука активно пользуется понятием «механизм» для объяснения функционирования и развития тех либо иных правовых явлений. Примером могут служить такие категории, как «механизм правотворчества» [11], «механизм осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей» [5], «механизм правового регулирования» [1], «социально-правовой механизм реализации конституционных прав и свобод граждан» [6], «механизм обеспечения экономической безопасности» [10, с. 45], «государственно-правовой механизм охраны конституционных прав и свобод граждан» [4], «механизм государственно-правового обеспечения прав и свобод личности» [3], «механизм социально-правовой защиты конституционных прав» [8] и др.

Для того чтобы обеспечить перевод конституционных прав и свобод человека и гражданина из разряда возможностей, провозглашенных Конституцией России, в конкретные блага, по мнению А.В. Корнева, необходимо создать надежный конституционно-правовой механизм их обеспечения [13, с. 449—450]. Так, К.К. Га-санов конституционно-правовой механизм обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина определяет как взятую в единстве систему взаимных конституционно-правовых

средств, при помощи которых государство осуществляет юридическое воздействие на правоотношения между субъектами права в условиях признания, соблюдения и реализации прав и свобод человека и гражданина — следовательно, это все совокупность юридических форм и средств (нормативных, процессуальных, институционных), позволяющих не допустить нарушений основных прав и свобод человека и гражданина, а в случае выявления таковых — эффективно восстановить нарушенные права и свободы [7, с. 197].

Как «комплекс взаимосогласованных мер материально-технического, организационно-управленческого, идеологического (социально-психологического) и социально-юридического характера, осуществляемых государством, его органами и должностными лицами и имеющих своим назначением обеспечить реальное действие прав и свобод, то есть создать условия, при которых граждане, объединения и организации могут беспрепятственно и эффективно использовать предоставляемые им возможности для удовлетворения многообразных интересов и потребностей» определяет В.И. Гойман механизм обеспечения [9, с. 12—13].

Анализируя эти и другие точки зрения, опираясь на действующее законодательство и практику его применения, автор полагает, что под организационно-правовым механизмом обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации следует понимать сложную, целостную, многостороннюю и многоуровневую систему организационно-правовых средств, с помощью которых осуществляется целенаправленное, результативное воздействие на общественные отношения в сфере реализации, охраны и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина посредством взаимообусловленного, сбалансированного взаимодействия (функционирования) всех структурных элементов, каждый их которых имеет свое функциональное предназначение, с целью создания оптимальных политических, экономических, социальных, духовных, правовых и иных условий для наиболее полного пользования человеком и гражданином социальными благами (эффективного обеспечения прав и свобод).

Следует отметить, что данное авторское определение не может быть безукоризненным. Вместе с тем, по нашему мнению, оно является самостоятельной научной категорией, построение которой имеет важное значение при определении места и роли полиции в рассматриваемом механизме. Это проявляется через характеристику статической и динамической сторон структуры механизма. Статическая (инструментальная) сторона показывает внутренности

S н и о X

л

<

и н к

:|5

о X

л

<

и н S

X

<

а

X О О

са <

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

43

S н и о X

л

<

и н к

:'5

0 X

Л

<

и н S

1

<

а

X О О

м

<

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

44

этого целостного механизма, его отдельные элементы, взятые в единстве: социальные нормы (нормативная основа); субъекты, объекты и характер связей между ними; гарантии; механизм реализации, включающий механизмы охраны и защиты прав и свобод, юридической ответственности, целеполагания (вне анализа и оценки которых нельзя ничего понять в управлении организационно-правовым механизмом обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина); специфические организационно-правовые средства (правовая культура, правовое сознание, законность, правопорядок).

Статическая сторона является основой (фундаментом) для динамической стороны организационно-правового механизма, ее предпосылкой. Динамическая (функциональная) сторона определяет взаимообусловленное, сбалансированное взаимодействие (функционирование) всех структурных элементов (организационно-правовых средств), имеющих свое функциональное предназначение [2, с. 84—86]. В ее основе лежит движение, т. е. процесс (процедура) функционирования, что и определяет взаимодействие статических элементов. Более того, действенность этого механизма (динамическая сторона) зависит от степени социально-правовой активности личности, ее отношения к своим правам и свободам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с изложенной выше структурой организационно-правового механизма обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина место полиции определяется статической стороной организационно-правового механизма. Вместе с тем роль полиции характеризуется динамической стороной, посредством раскрытия содержания ее деятельности в этом механизме.

Исследование организационно-правового механизма только в статике не даст должных результатов. Именно его функционирование обнажает соответствующие цели, роль и значение отдельных органов и составных частей [15, с. 57]. Поэтому представляется более рациональным изучать столь сложную категорию — «организационно-правовой механизм» — с позиции функционального подхода. Это связано с тем, что организационно-правовой механизм предназначен для выполнения определенного набора функций. Еще В.И. Ленин писал, что характер организации любого учреждения естественно и неизбежно определяется содержанием деятельности этого учреждения [16, с. 99]. Ввиду этого именно деятельность полиции (наряду с другими субъектами) определяет позитивный аспект функционирования рассматриваемого механизма.

Роль полиции здесь весьма значительна, ведь именно ее сотрудники, нередко с риском для

жизни, делают многое для охраны и защиты прав и свобод человека, обеспечения личной безопасности граждан России.

Это подтверждают и статистические данные о деятельности полиции. Так, по данным МВД России, в январе—декабре 2012 г. органами внутренних дел было рассмотрено 26,24 млн заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, что на 6,6 % больше, чем за 12 мес. 2011 г. По каждому 14-му сообщению (7,1 %) принималось решение о возбуждении уголовного дела. Всего возбуждено 1861,4 тыс. уголовных дел, что на 6,1 % меньше показателя аналогичного периода прошлого года. Всего было зарегистрировано 2302,2 тыс. преступлений, что на 4,3 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 22 субъектах Российской Федерации, снижение — в 61 субъекте [14].

Однако наиболее острая проблема взаимоотношений населения с сотрудниками полиции кроется в том, что подчас последние, эффективно выполняя свои функции гаранта правопорядка, прав и свобод человека и гражданина, сами же их нарушают. Несмотря на проделанную работу по реформированию системы МВД России, серьезные изъяны еще видны. Используемые данными органами средства и методы работы бывают неадекватны реальным потребностям охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, а в ряде случаев не соответствуют нормативным установлениям. Нередко сотрудники сами причиняют человеку и гражданину вред (нарушают их права и свободы), уповая лишь на силу как главное средство осуществления служебных функций.

Не случайно Министр внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцев обратил внимание на то, что «полиция должна заслужить доверие граждан, поэтому с нарушениями в своих рядах борется жестко и принципиально. ... Это доверие сегодня нужно не завоевывать — у нас не война, не возвращать, поскольку многое уже потеряно. Это доверие нам нужно заслужить четким выполнением своего долга перед людьми, своей каждодневной, полезной и результативной службой обществу» [12].

Налицо давно назревшая необходимость адекватных перемен в методах деятельности, самой стилистике МВД России. И в этом направлении определяющими, приоритетными видятся меры, которые не являются новыми, но комплексное их использование, на наш взгляд, может принести ощутимые результаты. В частности, это профилактическая направленность деятельности полиции за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина; использование сотрудниками полиции устойчивых форм взаимодействия с институтами

гражданского общества и с иными правоохранительными органами, нередко располагающими собственной информацией о фактах нарушений конституционных прав и свобод человека и гражданина, действительных причинах и условиях конкретных юридических казусов; обеспечение системного характера деятельности полиции и исключение рейдового и эпизодического характера их работы2; сочетание деятельности полиции с мероприятиями по правовому просвещению граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства (консультации, беседы, лекции, информирование и т. д.) и оказанию им реальной помощи по охране и защите конституционных прав и свобод человека и гражданина; необходимость использования сотрудниками полиции инновационных технологий и совершенной методики информационно-аналитической работы в данной сфере.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования // Право: азбука — теория — философия. М., 1999.

2. Анохин Ю.В. Государственно-правовое обеспечение прав и свобод личности (теоретический аспект): монография. Барнаул, 2004.

3. Анохин Ю.В. Механизм государственно-правового обеспечения прав и свобод личности: на материалах Российской Федерации: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Саратов, 2007.

4. Бутылин В.Н. Государственно-правовой механизм охраны конституционных прав и свобод граждан: монография. М., 2001.

5. Вавилин Е.В. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2009.

6. Витрук Н.В. Социально-правовой механизм реализации конституционных прав и свобод граждан. М., 1980.

7. Тасанов К.К. Конституционный механизм защиты основных прав человека: монография. М., 2004.

8. Тлущенко П.П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан (Теория и практика): монография / под общ ред. В.П. Сальникова. СПб., 1998.

Таким образом, деятельность полиции по обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина трудно переоценить. Ведь именно сотрудники полиции обслуживают фактическое использование личностью своих прав и свобод. Задачи, функции, средства и процедуры их реализации определяют касающийся практически всех граждан России объем коммуникаций, взаимоотношений полиции и народа. Это свидетельство того, что полиция по объему, разнообразию регулирующих, контролирующих, разрешающих и упреждающих функций является самым дифференцированным инструментом государственной власти и одним из важнейших элементов организационно-правового механизма обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

9. Гойман В.И. Обеспечение реализации закона в современных условиях // Советское государство и право. 1991. № 12.

10. Илларионов А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. № 10.

11. Ковачев Д.А. Механизм правотворчества социалистического государства. М., 1977.

12. Колокольцев В.А. Полиция должна заслужить доверие граждан // Официальный сайт МВД России. URL: http: // www.mvd.ru/news/ show_109865 (дата обращения: 19.08. 2012).

13. Корнев А.В. Государство, право, личность / Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.В. Лазарева. М., 2000.

14. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь—декабрь 2012 года // Официальный сайт МВД России. URL: http://mvd.ru/ presscenter/statistics/reports/item/804701/ (дата обращения: 29.01.2013).

15. Лазарев В.В. Теория государства и права. М., 1992.

16. Ленин В.И. Собрание сочинений. В 55-ти т. М., 1960. Т. 6.

E-mail: [email protected]

S н и о X

л

<

и н к

:|5

о X

л

<

и н S

X

<

а

X О О

са <

а

С

<

а s н

¡Ü

<

а С

к S а

О и н

45

2 Эта деятельность должна быть направлена исключительно на реальное устранение выявленных нарушений конституционных прав и свобод человека и гражданина, непременное и строгое наказание виновных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.