Е.В. КИРИЧЁК,
*
докторант кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент
(Академия управления МВД России)
S н и о X
л
<
и н к
:'5
0 X
л
<
и н S
1
<
а
X о о
м
<
а
С
<
а s н
bS
<
а С
к S а
О и н
42
К вопросу о деятельности полиции в организационно-правовом механизме обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
В статье рассматривается деятельность полиции в организационно-правовом механизме обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, автор делает ряд выводов и научно-практических рекомендаций по ее совершенствованию.
Права, свободы, человек, гражданин, полиция, механизм, обеспечение, Российская Федерация.
Происходящие в России демократические преобразования, курс на строительство правового государства, провозглашение приоритета личности создают предпосылки для повышения роли полиции Российской Федерации в укреплении законности и правопорядка в стране, охране и защите конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Реальность — раскрепощение экономической инициативы, поощрение социальной активности населения, расширение политической демократии, обогащение правового статуса человека и гражданина — внесла серьезные коррективы в определение приоритетных целей и задач в деятельности полицией. На ближайшую перспективу одной из главенствующих магистралей в правоохранительной сфере видится именно обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Современная отечественная юридическая наука располагает исследованиями по отдельным вопросам организации и деятельности органов внутренних дел в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Определенный вклад в разработку отмеченных проблем внесли Ю.В. Анохин, Д.Н. Бах-рах, В.М. Безденежных, Л.Ш. Берекашвили, В.Н. Бутылин, И.И. Веремеенко, И.В. Гончаров, Р.И. Денисов, М.И. Еропкин, И.Ш. Ки-лясханов, Л.М. Колодкин, А.П. Коренев, А.П. Косицын, А.С. Мордовец, Л.Л. Попов,
Ранее - заместитель начальника кафедры административной деятельности органов внутренних дел и охраны общественного порядка Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России.
И.В. Ростовщиков, Г.А. Туманов, В.В. Черников, А.П. Шергин и другие авторы.
Вместе с тем, организационно-правовой механизм обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина (далее — организационно-правовой механизм) не получил широкого распространения в науке. Кроме того, исследование деятельности полиции в этом механизме не стало предметом пристального изучения.
В России существует достаточно разветвленная система субъектов правоохранительной и правозащитной деятельности, которые являются неотъемлемой частью организационно-правового механизма обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина. Определить какую-либо универсальную иерархию субъектов вряд ли возможно, поскольку каждый из них имеет свою специфику деятельности, собственную компетенцию в данной сфере, конкретный статус; также между ними существуют различные субординационные отношения и т. д. Иерархичность можно проследить лишь применительно к конкретной ситуации по охране и защите прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим полагаем правильным в данном случае все субъекты механизма подразделить на две группы: 1) субъекты судебной охраны и защиты; 2) субъекты внесудебной охраны и защиты.
Судебная охрана и защита обеспечивается деятельностью федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации.
Внесудебная охрана и защита включает Президента РФ; Администрацию Президента РФ; Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, другие совещательные органы при Президенте РФ1, созданные в целях оказания помощи в реализации его полномочий как гаранта Конституции, прав и основных свобод человека и гражданина; Правительство РФ, федеральные органы исполнительной (например, полиция)
1 Комиссия по вопросам гражданства, Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий, Комиссия по делам ветеранов, Комиссия по делам инвалидов и т. д.
и законодательной ветвей власти; прокуратуру РФ; Уполномоченного по правам человека в РФ; Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка; уполномоченных по правам человека и правам ребенка в субъектах РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах; избирательные комиссии; органы исполнительной и законодательной (представительной) ветвей власти субъектов РФ; органы местного самоуправления; Общественную палату РФ, общественные советы, общественные палаты (советы) в субъектах РФ; неправительственные правозащитные организации и т. д.
Как видим, полиция Российской Федерации в организационно-правовом механизме является субъектом внесудебной охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина. Он олицетворяет особый вид профессиональной государственно-властной (управленческой) деятельности, которая, в свою очередь, является частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Данная деятельность направлена на охрану общественного порядка, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, общественной, государственной, национальной, экономической, экологической и любой другой безопасности и связана с применением мер государственно-принудительного характера.
Отечественная юридическая наука активно пользуется понятием «механизм» для объяснения функционирования и развития тех либо иных правовых явлений. Примером могут служить такие категории, как «механизм правотворчества» [11], «механизм осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей» [5], «механизм правового регулирования» [1], «социально-правовой механизм реализации конституционных прав и свобод граждан» [6], «механизм обеспечения экономической безопасности» [10, с. 45], «государственно-правовой механизм охраны конституционных прав и свобод граждан» [4], «механизм государственно-правового обеспечения прав и свобод личности» [3], «механизм социально-правовой защиты конституционных прав» [8] и др.
Для того чтобы обеспечить перевод конституционных прав и свобод человека и гражданина из разряда возможностей, провозглашенных Конституцией России, в конкретные блага, по мнению А.В. Корнева, необходимо создать надежный конституционно-правовой механизм их обеспечения [13, с. 449—450]. Так, К.К. Га-санов конституционно-правовой механизм обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина определяет как взятую в единстве систему взаимных конституционно-правовых
средств, при помощи которых государство осуществляет юридическое воздействие на правоотношения между субъектами права в условиях признания, соблюдения и реализации прав и свобод человека и гражданина — следовательно, это все совокупность юридических форм и средств (нормативных, процессуальных, институционных), позволяющих не допустить нарушений основных прав и свобод человека и гражданина, а в случае выявления таковых — эффективно восстановить нарушенные права и свободы [7, с. 197].
Как «комплекс взаимосогласованных мер материально-технического, организационно-управленческого, идеологического (социально-психологического) и социально-юридического характера, осуществляемых государством, его органами и должностными лицами и имеющих своим назначением обеспечить реальное действие прав и свобод, то есть создать условия, при которых граждане, объединения и организации могут беспрепятственно и эффективно использовать предоставляемые им возможности для удовлетворения многообразных интересов и потребностей» определяет В.И. Гойман механизм обеспечения [9, с. 12—13].
Анализируя эти и другие точки зрения, опираясь на действующее законодательство и практику его применения, автор полагает, что под организационно-правовым механизмом обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации следует понимать сложную, целостную, многостороннюю и многоуровневую систему организационно-правовых средств, с помощью которых осуществляется целенаправленное, результативное воздействие на общественные отношения в сфере реализации, охраны и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина посредством взаимообусловленного, сбалансированного взаимодействия (функционирования) всех структурных элементов, каждый их которых имеет свое функциональное предназначение, с целью создания оптимальных политических, экономических, социальных, духовных, правовых и иных условий для наиболее полного пользования человеком и гражданином социальными благами (эффективного обеспечения прав и свобод).
Следует отметить, что данное авторское определение не может быть безукоризненным. Вместе с тем, по нашему мнению, оно является самостоятельной научной категорией, построение которой имеет важное значение при определении места и роли полиции в рассматриваемом механизме. Это проявляется через характеристику статической и динамической сторон структуры механизма. Статическая (инструментальная) сторона показывает внутренности
S н и о X
л
<
и н к
:|5
о X
л
<
и н S
X
<
а
X О О
са <
а
С
<
а s н
bS
<
а С
к S а
О и н
43
S н и о X
л
<
и н к
:'5
0 X
Л
<
и н S
1
<
а
X О О
м
<
а
С
<
а s н
bS
<
а С
к S а
О и н
44
этого целостного механизма, его отдельные элементы, взятые в единстве: социальные нормы (нормативная основа); субъекты, объекты и характер связей между ними; гарантии; механизм реализации, включающий механизмы охраны и защиты прав и свобод, юридической ответственности, целеполагания (вне анализа и оценки которых нельзя ничего понять в управлении организационно-правовым механизмом обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина); специфические организационно-правовые средства (правовая культура, правовое сознание, законность, правопорядок).
Статическая сторона является основой (фундаментом) для динамической стороны организационно-правового механизма, ее предпосылкой. Динамическая (функциональная) сторона определяет взаимообусловленное, сбалансированное взаимодействие (функционирование) всех структурных элементов (организационно-правовых средств), имеющих свое функциональное предназначение [2, с. 84—86]. В ее основе лежит движение, т. е. процесс (процедура) функционирования, что и определяет взаимодействие статических элементов. Более того, действенность этого механизма (динамическая сторона) зависит от степени социально-правовой активности личности, ее отношения к своим правам и свободам.
В соответствии с изложенной выше структурой организационно-правового механизма обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина место полиции определяется статической стороной организационно-правового механизма. Вместе с тем роль полиции характеризуется динамической стороной, посредством раскрытия содержания ее деятельности в этом механизме.
Исследование организационно-правового механизма только в статике не даст должных результатов. Именно его функционирование обнажает соответствующие цели, роль и значение отдельных органов и составных частей [15, с. 57]. Поэтому представляется более рациональным изучать столь сложную категорию — «организационно-правовой механизм» — с позиции функционального подхода. Это связано с тем, что организационно-правовой механизм предназначен для выполнения определенного набора функций. Еще В.И. Ленин писал, что характер организации любого учреждения естественно и неизбежно определяется содержанием деятельности этого учреждения [16, с. 99]. Ввиду этого именно деятельность полиции (наряду с другими субъектами) определяет позитивный аспект функционирования рассматриваемого механизма.
Роль полиции здесь весьма значительна, ведь именно ее сотрудники, нередко с риском для
жизни, делают многое для охраны и защиты прав и свобод человека, обеспечения личной безопасности граждан России.
Это подтверждают и статистические данные о деятельности полиции. Так, по данным МВД России, в январе—декабре 2012 г. органами внутренних дел было рассмотрено 26,24 млн заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, что на 6,6 % больше, чем за 12 мес. 2011 г. По каждому 14-му сообщению (7,1 %) принималось решение о возбуждении уголовного дела. Всего возбуждено 1861,4 тыс. уголовных дел, что на 6,1 % меньше показателя аналогичного периода прошлого года. Всего было зарегистрировано 2302,2 тыс. преступлений, что на 4,3 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 22 субъектах Российской Федерации, снижение — в 61 субъекте [14].
Однако наиболее острая проблема взаимоотношений населения с сотрудниками полиции кроется в том, что подчас последние, эффективно выполняя свои функции гаранта правопорядка, прав и свобод человека и гражданина, сами же их нарушают. Несмотря на проделанную работу по реформированию системы МВД России, серьезные изъяны еще видны. Используемые данными органами средства и методы работы бывают неадекватны реальным потребностям охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, а в ряде случаев не соответствуют нормативным установлениям. Нередко сотрудники сами причиняют человеку и гражданину вред (нарушают их права и свободы), уповая лишь на силу как главное средство осуществления служебных функций.
Не случайно Министр внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцев обратил внимание на то, что «полиция должна заслужить доверие граждан, поэтому с нарушениями в своих рядах борется жестко и принципиально. ... Это доверие сегодня нужно не завоевывать — у нас не война, не возвращать, поскольку многое уже потеряно. Это доверие нам нужно заслужить четким выполнением своего долга перед людьми, своей каждодневной, полезной и результативной службой обществу» [12].
Налицо давно назревшая необходимость адекватных перемен в методах деятельности, самой стилистике МВД России. И в этом направлении определяющими, приоритетными видятся меры, которые не являются новыми, но комплексное их использование, на наш взгляд, может принести ощутимые результаты. В частности, это профилактическая направленность деятельности полиции за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина; использование сотрудниками полиции устойчивых форм взаимодействия с институтами
гражданского общества и с иными правоохранительными органами, нередко располагающими собственной информацией о фактах нарушений конституционных прав и свобод человека и гражданина, действительных причинах и условиях конкретных юридических казусов; обеспечение системного характера деятельности полиции и исключение рейдового и эпизодического характера их работы2; сочетание деятельности полиции с мероприятиями по правовому просвещению граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства (консультации, беседы, лекции, информирование и т. д.) и оказанию им реальной помощи по охране и защите конституционных прав и свобод человека и гражданина; необходимость использования сотрудниками полиции инновационных технологий и совершенной методики информационно-аналитической работы в данной сфере.
Список литературы
1. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования // Право: азбука — теория — философия. М., 1999.
2. Анохин Ю.В. Государственно-правовое обеспечение прав и свобод личности (теоретический аспект): монография. Барнаул, 2004.
3. Анохин Ю.В. Механизм государственно-правового обеспечения прав и свобод личности: на материалах Российской Федерации: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Саратов, 2007.
4. Бутылин В.Н. Государственно-правовой механизм охраны конституционных прав и свобод граждан: монография. М., 2001.
5. Вавилин Е.В. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2009.
6. Витрук Н.В. Социально-правовой механизм реализации конституционных прав и свобод граждан. М., 1980.
7. Тасанов К.К. Конституционный механизм защиты основных прав человека: монография. М., 2004.
8. Тлущенко П.П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан (Теория и практика): монография / под общ ред. В.П. Сальникова. СПб., 1998.
Таким образом, деятельность полиции по обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина трудно переоценить. Ведь именно сотрудники полиции обслуживают фактическое использование личностью своих прав и свобод. Задачи, функции, средства и процедуры их реализации определяют касающийся практически всех граждан России объем коммуникаций, взаимоотношений полиции и народа. Это свидетельство того, что полиция по объему, разнообразию регулирующих, контролирующих, разрешающих и упреждающих функций является самым дифференцированным инструментом государственной власти и одним из важнейших элементов организационно-правового механизма обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
9. Гойман В.И. Обеспечение реализации закона в современных условиях // Советское государство и право. 1991. № 12.
10. Илларионов А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. № 10.
11. Ковачев Д.А. Механизм правотворчества социалистического государства. М., 1977.
12. Колокольцев В.А. Полиция должна заслужить доверие граждан // Официальный сайт МВД России. URL: http: // www.mvd.ru/news/ show_109865 (дата обращения: 19.08. 2012).
13. Корнев А.В. Государство, право, личность / Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.В. Лазарева. М., 2000.
14. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь—декабрь 2012 года // Официальный сайт МВД России. URL: http://mvd.ru/ presscenter/statistics/reports/item/804701/ (дата обращения: 29.01.2013).
15. Лазарев В.В. Теория государства и права. М., 1992.
16. Ленин В.И. Собрание сочинений. В 55-ти т. М., 1960. Т. 6.
E-mail: [email protected]
S н и о X
л
<
и н к
:|5
о X
л
<
и н S
X
<
а
X О О
са <
а
С
<
а s н
¡Ü
<
а С
к S а
О и н
45
2 Эта деятельность должна быть направлена исключительно на реальное устранение выявленных нарушений конституционных прав и свобод человека и гражданина, непременное и строгое наказание виновных.