К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
В.В. МЫЛЬНИКОВ,
старший преподаватель кафедры управления ОВД, кандидат юридических наук, полковник милиции;
Е.А. СУМИНА,
старший инспектор отдела кадров, кандидат юридических наук, майор милиции Научная специальность: 12.00.11 — Судебная власть, прокурорский надзор,
организация правоохранительной деятельности E-mail: [email protected]
Аннотация. Исследованы некоторые проблемы совершенствования деятельности ОВД по профилактике и борьбе с преступлениями коррупционной направленности. Особое внимание уделено правовым и организационным аспектам в этом важном направлении деятельности системы МВД России.
Ключевые слова: профилактика коррупции, борьба с коррупцией, ОВД, нормативная правовая база по борьбе с коррупцией.
TO THE QUESTION OF ACTIVITY OF INTERIOR BODIES IN FIGHT AGAINST CORRUPTION: ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS
V.V. MYLNIKOV,
Senior lecturer, Chair of interior bodies management, Academy of Management of the Ministry
of the Interior, candidate of legal sciences, colonel of militia;
E.A. SUMINA,
Senior inspector, Personnel department, Academy of Management of the Ministry of the Interior,
candidate of legal sciences, major of militia
Annotation. The article studies some problems of improvement of interior bodies in the sphere of prevention and fight against crimes related to corruption. Specific attention is paid to legal and organizational aspects in this important field of activity of system of Ministry of the Interior of the Russian Federation.
Keywords: prevention of corruption, fight against corruption, interior bodies, normative legal framework for fight against corruption.
Одной из проблем в обеспечении законности и правопорядка в России является борьба с коррупцией. Коррупция становится одним из основных факторов, сдерживающих развитие свободной рыночной экономики и демократических институтов общества. Коррупция все глубже проникает в разные сферы жизни общества, искажает правовую, экономическую политику и стратегию развития, создает угрозу стабильности и безопасности общества. Коррупция, без сомнения, переросла в проблему общероссийскую, превратившись в угрозу для национальной безопасности и для самого существования государства.
В соответствии с Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010—2011 годы», Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом РФ 31 августа 2008 г. № Пр-1568, изложен в новой редакции.
С принятием этого Указа в России сформирована динамичная, постоянно обновляемая в соответствии с требованиями времени и с учетом федеративного устройства система мер по противодействию коррупции.
На официальную целесообразность системы мер по противодействию коррупции нацеливает группа государств против коррупции (ГРЕКО), членом которой с 1 февраля 2007 н. является Россия.
Национальная стратегия противодействия коррупции является общим программным документом, положения которого направлены на устранение коренных причин коррупции в обществе и должна последовательно конкретизироваться с учетом требований времени в Национальном плане противодействия коррупции на соответствующий период, а также в планах по противодействию коррупции федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Федерации и муниципальных образований.
Настоящий этап реализации государственной антикоррупционной политики должен быть направлен прежде всего на организацию исполнения Федерального закона «О противодействии коррупции» и других нормативных правовых актов, касающихся профилактики и борьбы с преступлениями коррупционной направленности.
В Национальный план противодействия коррупции на 2010—2011 гг. включены организационные меры, направленные на:
• развитие нормативно-правовой базы федеральных государственных органов, субъектов Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции;
• организацию работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
• совершенствование деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих должности государственной службы всех видов, и урегулированию конфликта интересов и на совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности этих комиссий;
• проведение социологических исследований уровня коррупции и эффективности антикоррупционных мер;
• обучение федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.
При реализации государственной антикоррупционной политики одной из важнейших является за-
дача по коренному перелому общественного сознания, формированию в обществе атмосферы неприятия коррупции. Решение этой задачи видится в планомерном воспитании нравственных, духовных, патриотических качеств, повышении правовой культуры населения, достижении максимальной прозрачности процедур предоставления государственных услуг, а также постоянной адресной профилактической работе во всех государственных и муниципальных органах.
На правоохранительную систему, особенно на специализированные подразделения, нацеленные на борьбу с коррупцией и организованной преступностью, возлагается особая мера и степень ответственности. В частности, перед МВД России руководством страны поставлена приоритетная задача — в максимально сжатые сроки остановить рост уровня коррупции, установить над ним контроль и принять все исчерпывающие меры к его снижению на всей территории России.
В результате принятых мер в 2009 г. правоохранительными органами выявлено около 43,1 тыс. преступлений, совершенных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (+6,5%), в том числе более 13,1 тыс. фактов взяточничества (+5%). В суд направлены уголовные дела о 26,1 тыс. преступлений такой категории (+5,5%). Однако при назначении судами уголовного наказания за эти виды преступления усматривается несоблюдение принципа справедливости и равенства граждан перед законом. Подтверждением являются статистические данные Судебного департамента за 2008 г.; так положение ст. 73 УК об условном осуждении применены судами в отношении 5 844 лиц, преданных суду по ч. 3, 4 ст. 160, что составляет 82% от числа осужденных в 2006 г., в 2007 г. в отношении 5 296 лиц, или 81,2%, в 2008 г. в отношении 3 025 лиц, или 71,7%, в 2008 г. осуждено 4 220 лица, из них к лишению свободы — всего 581 человек1.
Заслуживающим внимание является опыт других стан, в том числе США, в которых с 1 ноября 1987 г. в качестве элементов формализации при назначении наказаний используется специальная шкала наказа-
1 Гаврилов Б.Я. О некоторых актуальных проблемах уголовного законодательства противодействия коррупции. М., 2009.
ний, содержащая абсолютно определенные санкции (например от 132 до 146 месяцев лишения свободы). В развитых европейских странах на протяжении нескольких десятилетий создавалась законодательная база, обеспечивающая эффективную борьбу с коррупцией. В ней отражалось стремление этих государств выделить преступность коррупционной направленности из общего массива противоправных деяний и установить в отношении нее более «жесткий» режим уголовного преследования. Законодательство Бельгии, например, устанавливает уголовную ответственность не только в отношении руководителей и членов организованных преступных групп, но и против тех лиц (организаций), которые формально не соприкасаются с преступной деятельностью, но являются ее легально функционирующими звеньями (ст. 322, 324 УК Бельгии).
В ежегодном послании Федеральному Собранию РФ в 2009 г. Президент РФ Д.А. Медведев высказал мнение о том, что граждане нашей страны ожидают от правоохранительных органов и прежде всего от ОВД эффективной борьбы с преступностью, в частности коррупционной направленности, которая поразила все сферы жизни общества и государства. Кроме того, в выступлении 18 февраля 2010 г. на расширенном заседании Коллегии МВД России глава государства обозначил ряд приоритетных направлений в деятельности МВД России. Одним из важных направлений деятельности Министерства Президент РФ обозначил предупреждение и борьбу с преступлениями коррупционной направленности. Этому направлению нужно уделить особое внимание, используя лучший российский и зарубежный опыт.
Конечный результат любого вида деятельности зависит от степени ее организации и ресурсного обеспечения. Анализ оперативно-служебной деятельности специализированных подразделений экономической безопасности по борьбе с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности свидетельствует о том, что в значительной части регионов ее состояние находится на уровне, не позволяющем эффективно решать поставленные задачи. Причиной тому служит прежде всего ненадлежащая ее организация. Ряд руководителей ОВД разных уровней, не осознавая особой важности и значимости поставленных задач, изна-
чально избрали ненадлежащую модель построения своей работы, а бездумный и бессистемный подход привел к ажиотажу, к формированию статистической отчетности. Как следствие, конечный результат такой деятельности лишен какой-либо качественной составляющей, а соответственно, не выполняет никакого воздействия на изменение ситуации. Это недопустимо и требует незамедлительного вмешательства и корректировки, прежде всего, организационной составляющей (см. приказ МВД России от 31 октября 2008 г. № 944 «О некоторых организационных вопросах МВД России»).
Если обратиться к тому, что сделано за последние годы на ведомственном уровне, то заслуживает внимания Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД РФ, утвержденный приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138. В нем содержатся нормы и правила антикоррупционного поведения персонала МВД России. С 2009 г. в МВД России приступила к работе особая комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и этике сотрудника ОВД, а также введен в практику работы так называемый институт поручительства. Должности высшего начальствующего состава в МВД России будут комплектоваться преимущественно из федерального резерва, утвержденного приказом Министра внутренних дел РФ, а отбор, подбор и выдвижение на эти должности будет производиться из числа наиболее опытных, высокопрофессиональных, нравственных, перспективных офицеров милиции, окончивших Академию управления МВД России. Президентом РФ поставлена задача усилить ответственность сотрудников ОВД за совершение ими преступления и установить уголовную ответственность за неисполнение приказа начальника, отданного в установленном порядке и не противоречащего закону. С 2010 г. сотрудники МВД России представляют декларацию о доходах, о своем имуществе и имуществе членов своей семьи. При этом в противодействии коррупционным явлениям должно измениться правосознание и не только у сотрудников милиции, но у гражданского общества.
Кроме того, в соответствии с Инструкцией о деятельности ОВД по предупреждению преступлений, утвержденной приказом МВД России от 17 января 2006 г. № 19, определены основные направления, формы и методы предупреждения пре-
ступлений, в том числе коррупционной направленности, осуществляемые ОВД в пределах полномочий, предоставленных им законодательством. В числе основных обязанностей предусматривается постоянный анализ оперативной обстановки на территории обслуживания, разобщение организованных групп и преступных сообществ, осуществление оперативно-розыскных мероприятий по выявлению причин и условий, способствующих совершению преступлений, недопущение проникновения представителей организованных групп и преступных сообществ в органы власти, участие в правовой пропаганде и т.д.
Принимая во внимание специфику профилактических мероприятий по борьбе с коррупцией, первоочередное решение правовых проблем по профилактике и борьбе с преступлениями коррупционной направленности видится в:
• разработке и принятии федеральной комплексной целевой программы по профилактике коррупции и борьбе с ней, рассчитанной на долгое время с соответствующим ресурсным обеспечением, отвечающим современным условиям борьбы с преступлениями коррупционной направленности;
• принятии федерального закона «О предупреждении преступлений». С его принятием в решающей степени связываются перспективы и сама возможность создания эффективно действующей системы предупреждения преступности, в частности коррупционной направленности.
Проблема организационного характера заключается в отсутствии отлаженного механизма предупреждения преступлений коррупционной направленности, соответствующего реалиям современной жизни. В организационном плане представляется целесообразным:
• создать полноценную государственную систему предупреждения преступлений коррупционной направленности;
• разработать систему профилактики и борьбы с преступностью, в том числе коррупционной направленности, включающую в себя антикоррупционный контроль (социальный, правовой, гражданский и т.д.);
• создать в системе МВД России структуру специальных подразделений по борьбе с преступностью коррупционной направленности. Так, до недавнего
времени на всех уровнях управления системы ОВД в структуре подразделений существовало относительно самостоятельное направление работы — борьба с коррупцией. Был накоплен богатый отечественный и зарубежный опыт работы. В настоящее время, после передачи функций борьбы с организованной преступностью в сфере экономики подразделениям БЭП, а в ряде регионов уголовному розыску, возникают опасения в плане сохранения передового опыта и передачи его другим подразделениям. Возникает вопрос: сумеют ли подразделения БЭП координировать комплексную деятельность подразделений ОВД по решению задач противодействия коррупции в регионах?
За последние 20 лет в нашей стране постоянно происходят революционные перемены, включая административные реформы, реформы, связанные с правоохранительной системой и с системой МВД России. Совершенствование ОВД будет состоять в приведении содержания и качества их деятельности в соответствие с ее объективным правоохранительным назначением — удовлетворение потребностей общества, в том числе в части борьбы с коррупцией. Провозглашение и стремление к ценностям правового государства предполагает не только изменение представлений о назначении правоохранительной деятельности ОВД, их социальной миссии, но и пересмотр взглядов на роль организационно-управленческих механизмов в обеспечении этих изменений в практическом плане2.
Совершенствование системы ОВД не должно быть сведено к одним реорганизациям по форме и по организационному построению, нужно качественное изменение всей институциональной внутрисистемной среды, включая механизмы оценки оперативно-служебной деятельности ОВД, ориентированные на новые ценности и принципы взаимоотношений с внешней средой.
Таким образом, последовательное решение правовых и организационных задач позволит качественно и эффективно проводить работу, направленную на предупреждение и борьбу с преступностью, в том числе коррупционной направленности.
2 Ипакян А. П. Оценка эффективности деятельности органов внутренних дел в механизме их реформирования // Труды Академии управления МВД России. Вып. 4. М., 2007.