УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10069
К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ (КОРРУПЦИИ)
Майя Александровна САЖАЕВА, старший преподаватель кафедры уголовного права Уральского государственного юридического университета E-mail: Solomosha2015@yandex.ru
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное право
и криминология; уголовно-исполнительное право
Аннотация. По мнению автора, противодействие и борьба с преступностью (коррупцией) — не антагонистические явления. В статье анализируется необходимость определить систему противодействия преступности (коррупции). Обосновывается необходимость установления понимания использования термина «противодействие».
Ключевые слова: противодействие, борьба, преступность, коррупция, предупреждение преступлений.
Annotation. Opposition to and fight against crime (corruption) is not antagonistic phenomena. Examines the need to define a system of counteraction of crime (corruption) and the need to understand the use of the term «opposition».
Keywords: fighting, fighting, crime, corruption, the prevention of crimes.
Научный руководитель — И.Я. Козаченко, доктор юридических наук
Рецензент — Е.И. Бахтеева, доцент кафедры уголовного права
Уральского государственного юридического университета, кандидат юридических наук
Противодействие и борьба — это не антагонистичные явления, как показывает обращение к этимологии соответствующих слов. Приставка противо- употребляется в значении «препятствующий, противодействующий чему-нибудь». Противодействие — действие, препятствующее другому действию. Препятствовать — создавать препятствия, не допускать чего-нибудь. Термин «бороться» имеет несколько значений, большинство из которых, думаем, уместно изложить так:
1) схватившись друг с другом, стараться осилить, повалить соперника;
2) состязаться, сражаться, стремясь одержать победу;
3) активно действовать в пользу или против чего-нибудь, преодолевая препятствия в стремлении достичь цели1.
Споры о том, какой термин больше подходит к процессу воздействия на преступность (коррупцию)2, могут оказаться излишними при следующем подходе к определению названного воздействия: противодействие преступности в наиболее общем виде — это предупреждение преступности (коррупции) и борьба с ней.
Проведя обзорный анализ терминов, используемых в научном обороте разными криминологическими школами при определении характера воздействия на преступность (коррупцию) («бороться», «предупреждать», «управлять», «контролировать», «реагировать»), Ю.В. Трун-цевский приходит к выводу о том, что лингвистическое толкование делает возможным употреблять обобщающий термин «противодействие» в случаях, «когда речь идет о предупреждении, профилактике преступности (корруп-
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018
ции)3, а также применении к ней правоохранительных мер».
Мы также будем использовать названные термины как взаимодополняющие, взаимозаме-няющие, не придавая им взаимоисключающего значения.
С учетом того, что любая деятельность предполагает наличие субъектов, «развернуть» определения можно так: противодействие преступности (коррупции) — это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению преступлений, в том числе по выявлению и последующему устранению их причин; однако предупредить можно только преступления, на недопущение совершения которых необходимо направить усилия; не допустить, предупредить преступность (коррупцию) как явление вряд ли возможно; она (преступность) уже имеет коррупционную направленность;
б) по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, назначению и исполнению уголовных наказаний, минимизации (ликвидации) последствий коррупционных преступлений (борьба с коррупционной преступностью).
Сходное понимание противодействия коррупционной преступности нашло нормативное закрепление в Федеральном законе «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3. В специально-профилактическое регулирование, предупреждение коррупционных преступлений включается, помимо профилактической деятельности, и борьба с коррупционной преступностью, под которой понимается «выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование...».
Перед предупредительной отраслью может ставиться основная задача специального предупреждения коррупционных преступлений, еще не совершенных субъектами, склонными к их совершению, в то время как общее предупреждение преступлений в отношении неограниченного круга лиц вполне укладывается в понимание «дополнительной задачи» отраслей по борьбе с коррупционной преступностью.
Криминологическая наука связывает предупреждение преступности (коррупции) в первую очередь с недопущением их совершения и, со-
ответственно, с устранением причин и условий, способствующих их совершению4.
Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2007 г. № 273-Ф3 закрепляет дефиницию: «противодействие коррупции; это деятельность по:
а) предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (ст. 1 «Основные понятия. »).
Статья 6 Закона определяет специальные меры по профилактике коррупции, которые в действительности направлены не на пресечение совершаемых фактов взяточничества и других коррупционных преступлений, а на недопущение коррупционных деликтов:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы. А также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами; и т.д.
Названный Федеральный закон лишь условно можно отнести к предупредительному; это объясняется тем, что акт нормативно включает в направления противодействия преступности (коррупции) не только профилактику, но и борьбу с ней.
Вместе с тем, очерчивая круг правовых и организационных основ профилактики и борьбы с коррупционными проявлениями конкретных видов, в качестве правовой основы противодействия коррупции (ст. 2 ФЗ «О противодействии коррупции») открывается большая палитра законов и подзаконных актов. Они, в свою очередь, подробно регламентируют деятельность по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений (борьба с преступностью), придавая регламентации профилактике коррупционных преступлений меньшее значение.
Таким образом, общая направленность ФЗ «О противодействии коррупции» состоит, на
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018
наш взгляд, в организационно-предупредительном регулировании.
К числу законов предупредительного законодательства следует, по нашему мнению, отнести и ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых» от 17 июля 2009 г. В нем нормативно закреплены принципы и субъекты антикоррупционной экспертизы, дано определение коррупциогенных факторов в праве и, что, пожалуй, самое важное, указано на обязательность антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Это, с нашей точки зрения, важное специально-профилактическое мероприятие.
Следует признать, что предупредительное регулирование распыляется, профилактические предписания «разбросаны», содержатся в актах, призванных регулировать сферы, гораздо более широкие, чем профилактическая работа. Необходима глубокая теоретическая разработка и законодательная реализация научных положений о предмете регулирования каждой отрасли законодательства в аспекте противодействия преступности (коррупции). Отнесение к предупредительной подсистеме всех законов, в сферу регулирования которых лишь входят задачи, меры, субъекты профилактики и т.п. при том, что основной направленностью закона является иная, не профилактическая деятельность, нецелесообразно.
1 См.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М., 1995;
Толковый словарь современного русского языка // В.В. Лопатиин, Л.Е. Лопатина. М.: Эксмо, 2009.
2 Трунцевский Ю.В. Российское уголовно-превентивное право: признаки отрасли // Рос. криминологический взгляд. 2010. №3. С. 266—268.
3 Бабаев М.М. Уголовная политика и криминологическая безопасность // Научный портал МВД России. 2008. № 3.
4 См.: Криминология: Учебник / Под ред. Б.В. Коробей-никовой, Г.М. Миньковского. М.: Юрид. лит., 2998. С. 161;
Теоретические основы предупреждения преступности. М.: Юрид. лит., 1977. С. 156, 161, 41.
Библиографический список
1. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2007 г. № 273-Ф3 // СПС «Консультант Плюс»
2. Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 3.07.2009 г. № 172-Ф3 // С3 РФ. 2009. 20 июля.
3. Бабаев М.М. Уголовная политика и криминологическая безопасность // Научный портал МВД России. 2008. № 3.
4. Гончаров Д.Ю. Взаимосвязь нормативных правовых актов как принцип антикоррупционной экспертизы // Рос. юстиция. 2010. № 1.
5. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М., 1995.
6. Криминология: Учебник / Под ред. Б.В. Ко-робейниковой, Г.М. Миньковского. М.: Юрид. лит., 2998. С. 161.
7. Теоретические основы предупреждения преступности. М.: Юрид. лит., 1977.
8. Толковый словарь современного русского языка // В.В. Лопатиин, Л.Е. Лопатина. М.: Эксмо, 2009.
9. Трунцевский Ю.В. Российское уголовно-превентивное право: признаки отрасли // Рос. криминологический взгляд. 2010. №3. С. 266—168.
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018