Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (ХIХ начало ХХ века)'

К ВОПРОСУ О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (ХIХ начало ХХ века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
326
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Быков А. А.

Рассматривается благотворительность в сфере образования в Западной Сибири в дореволюционный период. Анализируются генезис и трансформация функций основных благотворительных организаций, работающих с различными категориями населения. Оценивается значение разноуровневой дифференцированной системы социальной поддержки учащихся для модернизации социокультурной и экономической сфер региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ON CHARITY IN SPHERE OF EDUCATION IN THE WESTERN SIBERIA (XIX THE BEGINNING OF XX CENTURY)

Charity in sphere of education in the Western Siberia in the prerevolutionary period is considered. Genesis and transformation of functions of the basic charitable organizations working with various categories of the population are analyzed. The multilevel differential systems of social support of pupils for modernization of social-cultural and economic spheres of region are estimated.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (ХIХ начало ХХ века)»

УДК 947.081/083

К ВОПРОСУ О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (XIX - начало ХХ века)

А.А. Быков

Томский государственный университет E-mail: bukova@kvadro.net

Рассматривается благотворительность в сфере образования в Западной Сибири в дореволюционный период. Анализируются генезис и трансформация функций основных благотворительных организаций, работающих с различными категориями населения. Оценивается значение разноуровневой дифференцированной системы социальной поддержки учащихся для модернизации социокультурной и экономической сфер региона.

Благотворительность или творение блага было сопряжено с понятием помощи бедным, дряхлым, хворым, неимущим. Добрый, сострадательный, а также снисходительный, ласковый и доброжелательный человек называется милосердным. Ближайшие родственные понятия - это жалость и альтруизм. В западных языках родственное слово русской благотворительности английское екегИу от греческого «харита» - жалость, доброта. А. Шопенгауэр называл «каритас» человеколюбием.

Благотворительность как социокультурный феномен генетически вырастает из доцивилизацион-ных форм общинной взаимопомощи и в дальнейшем, опираясь на такие мотивы как сострадание, тщеславие, патриотизм, выполняет важные функции по поддержанию гомеостатического равновесия в обществе и его дальнейшему развитию.

В Российской империи, как христианской державе, благотворительная функция прошла долгую эволюцию и достигла максимума своего развития во второй половине XIX в.

Целью данной статьи является анализ благотворительности как социокультурного феномена в области образования в Западной Сибири во второй половине XIX - начале XX в.

Сибирь, как крупнейший регион империи, имела ряд специфических черт, отличавших ее от губерний центральной России: отсутствие крепостного права, земств и потому более высокая степень самостоятельности местного населения. Последнее обстоятельство является важным для понимания феномена благотворительности в Сибири вообще и, в частности, в сфере образования.

Одним из первых благотворительных учреждений в Западной Сибири было «Общество для вспомоществования учащимся», открытое 28 октября 1873 г. на основании устава, утвержденного министром внутренних дел. «Цель общества - оказывать пособие учащимся в Томском университете и других высших учебных заведениях, воспитанникам томских средних учебных заведений, а равно и во время обучения их в сих заведениях» [1. С. 36].

Идея об учреждении общества возникла среди учителей Томской классической гимназии в конце 1871 г. Образовался кружок учредителей, к которо-

му примкнули некоторые из профессоров Томской духовной семинарии.

Общество состояло из действительных и почетных членов и жертвователей. Действительные члены вносили ежегодно в кассу общества 5 руб. Лица, внесшие единовременно не менее 100 руб., назывались почетными членами [1. С. 37]. Делами общества руководил совет, состоящий из председателя и шести членов, из которых избирались секретарь и казначей.

Общество выдавало пособия преимущественно воспитанникам гимназии, семинарии и реального училища при отправке их в высшие учебные заведения: университеты, институты, лицеи, академии и во время обучения в этих заведениях, а также воспитанникам томских средних учебных заведений и воспитанницам женской гимназии, поступающим на акушерские, фельдшерские и высшие женские курсы. За 22 года своего существования данная организация оказала помощь 348 лицам на сумму в 30 000 руб. [1. С. 37]. Но общество сталкивалось и с проблемами. По уставу получившие помощь должны были вернуть средства в кассу. По состоянию дел на 1894 г. общество имело более 200 должников на сумму 28 000 руб. [1. С. 38]. Многие из должников после окончания высших учебных заведений занимали хорошие должности с обеспеченным содержанием и, несомненно, не были бы поставлены в затруднительное положение уплатой своих долгов. По мнению С. Соболева, томского аналитика того времени, если бы все обязанные обществу своей карьерой вносили ежегодно долги даже в виде членских взносов, то дали бы обществу возможность оказать более значительную помощь учащемуся юношеству [1. С. 38].

Однако в Сибири благотворительная помощь оказывалась не только молодежи, но и более ранним возрастным группам. Так 26 июля 1882 г. было открыто первое в Сибири «Общество попечения о начальном образовании». Мысль об его учреждении принадлежала бывшему председателю городской училищной комиссии Петру Ивановичу Макушину.

В уставе выделены следующие цели общества: «1. содействовать материальными средствами городскому общественному управлению в улучшении положения приходских городских училищ; 2. помогать беднейшим и способным ученикам и

ученицам приходских городских школ, а по окончанию ими курса училищ доставлять способы к продолжению учения в томских средних учебных заведениях; 3. оказывать пособие лицам, обучавшим в городских школах, и наконец, 4. оказывать пособия лицам, которые с разрешения начальства откроют и будут содержать частные первоначальные школы» [2. С. 39].

Г. Потанин отмечал, что «устав ставил обществу очень скромные задачи: оно имело право оказывать помощь народным школам, уже открытых городским самоуправлением и только; оно не могло открывать на свой счет новые школы; в его права не входило принятие мер для развития внешкольного образования; народные чтения спектакли и музыкальные утра для народа, все это было для него запретной вещи. Ему разрешалось только устроить бесплатную народную библиотеку» [1. С. 92].

«Но в интеллигенции г. Томска накопилось к этому времени столько общественной энергии, что эта интеллигенция не могла примириться с куцым уставом общества. Общество быстро вышло из рамок устава и эти узкие рамки далеко остались позади» [2. С. 92].

Общество состояло из лиц обоего пола всех званий и состояний без различия вероисповедания. Управление делами возлагалось на совет, состоящий из председателя, двух непременных и пяти выборных членов. Секретаря и казначея совет выбирал из своей среды.

В 1883 г. общество открыло за свой счет первую школу. Открывая каждый год по одному училищу на отдаленных и беднейших окраинах города, к 1887 г. оно уже содержало 4 школы, расходуя на них в среднем по 745 руб. 48 коп. в год. Учащихся в этих школах к 1 января 1887 г. было 139 человек [1. С. 40].

В многоплановой деятельности общества существовали и другие направления. В 1886 г. были открыты вечерние повторительные классы для окончивших уже курс в начальных школах и не имеющих средств продолжать учебу. В классах преподавался Закон Божий, русский язык, математика и краткие сведения по истории, географии и счетоводству. Эти классы существовали два года и посещались по преимуществу служащими в разных учреждениях и у частных лиц.

В октябре 1887 г. общество открыло первую в городе женскую профессиональную школу - рукодельную, под названием «дополнительного при городских школах курса женских рукоделий». При открытии школы было 35 учениц, число которых на втором году увеличилось до 50, а в последующие годы достигло 120. Из школы выпускались по окончании четырехлетнего курса после испытаний (экзаменов), с выдачей свидетельств на звание мастериц [1. С. 41].

В 1885, 1886 и 1891 гг. были открыты воскресные классы технического и ремесленного рисования для мальчиков с числом учащихся от 15 до 40 человек.

В 1890 г. появились женские воскресные рисовальные классы, которые просуществовали только один год. В 1894 г. вновь открыты рисовальные классы для учащихся обоего пола под руководством бывшей ученицы Императорской Академии художеств госпожи Черепановой. К 1 января 1895 г. в классах было 15 учащихся [1. С. 42].

Заботясь о развитии не только грамотности, но и о воспитании детей, общество главным образом обращало внимание на необходимость материальной помощи учащимся и оказывало ее выдачей одежды и обуви. Сведения для этого собирались через учительниц и учителей городских школ и нередко представляли тяжелую картину бедственного положения многих учащихся в томских школах. Выдача теплой одежды спасла не одну сотню маленьких жизней и дала массе бедных детей возможность получить первоначальное образование.

Устройство гуляний и елок для учащихся с недорогими для них подарками при теплом и сердечном отношении устроителей не могло не влиять благотворно на молодые души школяров и не оставить светлых воспоминаний о радостных минутах детства.

По мнению С. Соболева, самым ценным учреждением общества была народная бесплатная библиотека, открытая 30 сентября 1884 г. Библиотека имела цель дать возможность лицам, получившим начальное образование в городских школах, поддерживать приобретенные в школе знания и продолжать свое образование путем чтения.

К 1 января 1894 г. в библиотеке было до 3000 названий книг и более 900 подписчиков [1. С. 43]. В 1894 г. открыт книжный склад для снабжения по низким ценам простого народа учебниками и книгами духовно-нравственного содержания.

Не менее важным по своему значению учреждением общества явились курсы ручного труда для учителей сельских и приходских училищ. Инициатива открытия курсов принадлежала почетному члену общества, томскому губернатору Г. А. Тобизе-ну (1892 г.). Для ознакомления с ними в первый год прибыло в г. Томск 17 учителей и 2 учительницы из Тобольской, Томской губерний и Семипалатинской области. Спустя два года в г. Томск приехали уже 22 учителя и учительницы из разных местностей Западной Сибири [1. С. 44]. Таков перечень основных благотворительных деяний «Общества попечения о начальном образовании» в г. Томске.

В Томских «высших сферах» недолюбливали это общество, называли его в насмешку «рублевым парламентом» (членский взнос был в один рубль) и писали на него доносы в «Московские Ведомости». В 1906 г. губернатор барон Нолькен закрыл это общество (зрительный зал общества передан «Союзу русского народа»). Возродил эту общественную организацию прогрессивный губернатор Н.Л. Гондат-ти [2. С. 95].

Аналогичные общества попечения о начальном образовании существовали в гг. Барнауле и Каинске.

В Западной Сибири существовали сравнительно небольшие группы учащихся, о которых заботились соответствующие благотворительные общества. В частности «Попечительство о нуждающихся воспитанниках Томской Духовной семинарии» (1887 г.), «Общество вспомоществования бедным учащимся Томского Алексеевского реального училища».

В небольших городах Сибири действовали организации «смешанного» типа, оказывающие поддержку одновременно нескольким разноуровневым группам учащихся. Собственно, таким было и томское «Общество для вспомоществования учащимся». Позднее, в 1893 г. в г. Ялуторовске Тобольской губернии было основано «Общество попечения об учащихся в уездных приходских училищах и женской гимназии г. Ялуторовска». На начало 1897 г. в него входило 164 действительных члена [3. С. 7].

Деятельность общества состояла главным образом в оказании помощи бедным ученикам и ученицам в форме приобретения для них учебных пособий, платья, обуви, найма квартир, платы за учебу и содержание. Средствами для этого служили деньги, собранные по подписным листам, взносы от действительных членов, от организации любителей спектаклей в пользу общества.

Существовала еще одна благородная функция -предоставление учащимся возможности дешево приобретать учебные книги и принадлежности (учебники, писчую бумагу, перья, ручки, карандаши, линейки, тетради и т. д.). Для этого совет общества организовал книжный склад при Ялуторовском приходском училище, который выполнял еще одну полезную миссию - выписывал учебные книги и принадлежности для сельских училищ округа. В 1893 г. общество открыло народную библиотеку [4. С. 8].

В 1909 г. в г. Тобольске было основано «Общество вспомоществования недостаточным ученицам Тобольской Мариинской женской гимназии». Общество, согласно уставу, ставило перед собой главную цель - материальную помощь нуждающимся воспитанницам гимназии. За один из отчетных периодов (1913-1914 гг.) общество помогло 70 ученицам в виде платы за обучение в сумме 1750 руб. и 66-ти отказано из-за сравнительной обеспеченности их родителей. Дополнительная часть средств тратилась на пополнение библиотеки (учебники для бедных учениц), а также на приобретение одежды и обуви. Финансирование деятельности общества было достаточно типичным для аналогичного типа благотворительных организаций [5. С 5-6].

В г. Томске также действовали благотворительные организации гимназического образования. Это «Общество вспомоществования нуждающимся ученикам Томской мужской гимназии», «Общество вспомоществования нуждающимся ученицам Томской Мариинской женской гимназии» [6. С. 106].

Женскому образованию в Сибири уделялось определенное внимание. 26 октября 1910 г. в торжественной обстановке были открыты первые в Сибири высшие женские курсы в г. Томске в составе

пока одного естественного отделения физико-математического факультета [7. С. 1]. Новое начинание столкнулось с традиционными трудностями -нехваткой средств. Вот что об этом писал профессор Н.Ф. Кащенко: «Некоторые общества, клубы, корпорации служащих и тому подобные частные коллегии тоже обещали ежегодную поддержку. Однако, общая сумма ежегодных субсидий, обещанных курсам всей Сибирью (кроме г. Томска), не превосходит 250 рублей. Конечно, даже и такая помощь имеет свое значение, но главным образом нравственное, как знак того, что о курсах, по крайней мере помнят» [7. С. 9]. Поэтому не обошлось без помощи благотворителей, а именно «Общества вспомоществования слушательницам Сибирских женских высших курсов» [6. С. 107, 109].

Высшее образование сибирская молодежь получала не только в г. Томске, но и в гг. Москве и Петербурге. Большинство учащейся сибирской молодежи уезжали в Москву для поступления в учебные заведения с крайне ограниченными материальными средствами. Идея о создании «Общества для пособия нуждающимся сибирякам и сибирячкам, учащимся в учебных заведениях г. Москвы» принадлежит В.И. Дрейеру. Интересная деталь: общество возникло во многом благодаря юбилейным обедам московской колонии сибиряков, которые с 1881 г. ежегодно устраивались 26 октября - в день, ознаменованный памятью присоединения Сибири к русскому государству Ермаком [8. С. 3]. Устав общества был утвержден Министерством внутренних дел лишь в июле 1884 г. [8. С. 4].

Анализ отчетной документации показал, что к основным направлениям деятельности общества можно отнести следующие: 1. Выдача стипендиальных пособий (за 25 лет на сумму 58 973 руб.). Общество имело три именные стипендии - имени Ю.И. Базановой, В.Н. Баснина и Г.Н. Потанина [3. С. 4]; 2. Организация бесплатных обедов при Московском университете, на что уходило до 2000 руб. в год; 3. Помощь учебными пособиями, которые находились в библиотеке общества (133 названия в 205 томах). Туда же поступала и сибирская пресса, присылаемая редакциями бесплатно. Комитетом общества постоянно получалось до 20 сибирских газет, благодаря чему учащиеся сибиряки могли быть в курсе общественной жизни своей Родины [8. С. 8].

Источники финансирования деятельности общества были достаточно типичными для XIX в. - членские взносы, пожертвования, концерты, возврат пособий, проценты с капитала. Однако существовали и проблемы... Не все клиенты возвращали выданные им пособия. По уставу они и не обязаны были это делать, но это было желательно. Бывшие клиенты могли возвращать средства по-разному: в виде членских взносов, через организацию пожертвований, концертов, непосредственной работой в обществе. По показателям возвратности средств Московское общество явно уступало «Обществу содействия учащимся в Санкт-Петербурге сибирякам» и Томскому обществу вспомоществования учащимся [8. С. 21]. В

большинстве случаев связь между питомцами и обществом после окончания учебы прерывалась навсегда, что также огорчало комитет, но это уже скорее морально-этическая проблема. Видимо причина была в устаревшем уставе, и не случайно появились предложения о его реформировании.

Однако в изучаемый период благотворительная помощь оказывалась не только учащимся, но и учащим и учившим, т. е. учителям. В 1896 г. было основано уникальное «Общество взаимопомощи учащим и учившим Томской губернии». Предоставляемая помощь была довольно разнообразной и любопытной по содержанию. В отчете о деятельности за 1912 г. указаны такие формы поддержки, как экскурсия учителей Сибири с образовательной целью в Петербург (15 дней) с заездом в Финляндию, (а ранее была экскурсия для ознакомления со школьным делом в Германии), прибавка к учительскому жалованию в городских школах, выдача пособий учителям, а также ссуд, выписка газет и журналов, выплата стипендий, содержание кроватей на озере Шира в Хакасии, выдача пособий на курортное лечение, устройство квартир в каникулярное время для сельских учителей [8. С. 6-11]. Финансирование деятельности было достаточно типичным, кроме одного источника - пособия от Городского Общественного управления.

В октябре 1909 г. было основано «Томское Педагогическое общество». В обществе состояло 157 членов, при нем были организованы библиотека и лаборатория экспериментальной психологии. В совет общества входили достаточно известные ученые и общественные деятели: профессор Б.П. Вейнберг, Г.Н. Потанин, Н.И. Беляшевская, профессор В.Н. Джонсон, А.Н. Смирнов, Г.И. Павлов.

Общественные деятели того времени понимали, что повышение уровня образования невозмож-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Соболев С. Благотворительные учреждения Томской губернии: очерк. - Томск: Губернская типография, 1895. - 77 с.

2. Город Томск. - Томск: Издание сибирского Т-ва Печатного дела, 1912. - 530 с.

3. Отчет о состоянии и деятельности общества взаимопомощи учащим и учившим Томской губернии за 1912 г. - Томск: Типография Приюта и Дома Трудолюбия, 1913. - 48 с.

4. Ялуторовское общество попечения об учащихся в уездном и приходском училищах и женской прогимназии. Отчет за 1896 год. - Ишим: Типография Анисимова, 1897. - 11 с.

5. Тобольская Мариинская женская гимназия. Общество вспомоществования недостаточным ученицам. Отчет за 1913-1914 гг. - Тобольск: Типография М.Н. Костюриной, 1915. - 14 с.

но без развития сети городских и особенно сельских библиотек. В конце 1901 г. было основано «Общество содействия устройству сельских бесплатных библиотек-читален в Томской губернии». Общество активно открывало библиотеки-читальни в многолюдных селениях Томской губернии и оказывало, по мере средств, материальную поддержку книгами и деньгами как существующим библиотекам, так и открывающимся. К сентябрю 1910 г. было открыто при содействии общества библиотек-читален в Томской губернии 137, число книг во всех библиотеках более 40 тыс. номеров на сумму около 12 тыс. руб. [9. С. 96].

Итак, с момента открытия «Общества попечения о начальном образовании» в 1882 г. томская интеллигенция, по мнению Г. Потанина, начинает организовываться: одно общество открывается за другим и к 1912 г. за тридцатилетний период число организаций, имеющих прямое или косвенное отношение к просветительным целям, достигает 70, а с организациями, поставленными на коммерческих основаниях (кассы и др.), до 80 [2. С. 100]. «Томские просветительные общества исполняют те функции, для которых в европейской России созданы земские учреждения» [2. С. 100].

Таким образом, во второй половине XIX в. в Томской и Тобольской губерниях Западной Сибири происходит расцвет благотворительной деятельности в сфере образования. Сформировалась разноуровневая дифференцированная система социальной поддержки практически всех возрастных групп учащихся: от учеников приходских школ до студентов высших учебных заведений. Увеличение количества образованных и просто грамотных людей, несомненно, оказало положительное влияние на модернизацию региональной социально-экономической системы.

6. Памятная книжка Томской губернии на 1913 год. - Томск: Типография губернского управления, 1913. - 297 с.

7. Кащенко Н.Ф. Сибирские высшие женские курсы. - Томск: Типо-литография Сибирского товарищества печатного дела, 1912. - 12 с.

8. Общество для пособия нуждающимся сибирякам и сибирячкам, учащимся в учебных заведениях г. Москвы. - М.: Типолитография В. Рихтер, 1910. - 59 с.

9. Чавыкин Г.В. Весь Томск на 1912-1913 гг. - Томск: Типография Г.В. Чавыкина, 1911. - 332 с.

Поступила 15.11.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.