УДК 613.12(470.311)
К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ГЕОПАТОГЕННЫХ ЗОН НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ г. ЖУКОВСКОГО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
© 2006 г. Л. Ф. Игнатова
Российская медицинская академия последипломного образования, г. Москва
В статье изложены результаты исследований состояния здоровья учащихся школ г. Жуковского, расположенных на территориях с разной интенсивностью геопатогенной активности. Показана важность и значимость использования метода анализа вариабельности сердечного ритма в системе социально-гигиенического мониторинга детского населения для изучения функциональных состояний и адаптационных возможностей детского организма, чрезвычайно чувствительного к факторам окружающей среды. Ключевые слова: геопатогенные зоны, социально-гигиенический мониторинг, здоровье детского населения, функциональные состояния, факторы риска.
Полевые аномалии, или так называемые геопатогенные зоны (ГПЗ), могут быть одним из факторов, способных оказывать негативное влияние на здоровье населения [7, 9]. Исследованиями установлено, что характерным негативным последствием действия ГПЗ является развитие функциональных нарушений с последующим переходом в патологические состояния и что особенно чувствительны к воздействию ГПЗ сердечно-сосудистая, дыхательная, вегетативная и центральная нервная системы, а также опорно-двигательный аппарат [7, 9]. Необходимость изучения влияния ГПЗ на здоровье населения устанавливается «Методическими рекомендациями по проведению социально-гигиенического мониторинга» № 2001/83, утвержденными 25.05.2001 года первым заместителем министра здравоохранения РФ Г. Г. Онищенко; СНиП 30-01-97 «Градоустроительство» (п. 9), СНиП 11-02-97 (п. 2 и 4), в которых рекомендуется учитывать патогенные факторы в строительстве и требования энергоинформационного благополучия населения, а также включать в состав инженерных изысканий энергоинформационные исследования с обязательным картированием патогенных (опасных) для здоровья человека зон. В настоящее время опубликовано крайне мало данных о корреляции геопатогенных зон и состояния здоровья населения [7, 9].
Состояние окружающей среды часто является решающим фактором при формировании здоровья детей и подростков. В системе социально-гигиенического мониторинга (СГМ) особое внимание уделяется детям и подросткам, как наиболее значимой группе населения, способной чутко реагировать на происходящие изменения в окружающей среде [8]. При изучении факторов окружающей среды, особенно малой интенсивности, ведущую роль приобретают показатели функционального состояния организма [1 —6], поэтому при ведении СГМ преимущество следует отдавать изучению влияния факторов среды на функциональное состояние и адаптационные возможности детей [8]. В связи с этим наибольший интерес представляет оценка влияния уровня геопатогенной активности на показатели здоровья детского населения в рамках проводимого социально-гигиенического мониторинга.
Целью исследований являлось изучение влияния геопатогенных зон на здоровье школьников, в том числе на донозологическом уровне, с учетом ведущих факторов риска в образовательных учреждениях и семье.
Исследования проводились в г. Жуковском Московской области. Для определения геопатогенной активности использовались следующие методы:
• Автобиолокационная съемка. Была выполнена с помощью автомобиля, который двигался с постоянной скоростью 30—50 км/ч по
всем дорогам города с четырьмя резонаторами (вода, ртуть, радон, пружина) и П-образной рамкой. При пересечении геопатогенных зон оператором биолокации отмечались начало и конец интервала, где фиксировалось вращение рамки с указанием количества ее оборотов на данном интервале;
• Пешеходный вариант. Аналогичная методика, но с более точной привязкой к плану города (жилым домам, поворотам, пересечениям улиц и контурным точкам) с фиксированием данных в журналах наблюдений. При выполнении повторных биолокационных исследований по этим же направлениям с другими резонаторами сопоставлялись узловые точки и повороты предыдущего маршрута. В дальнейшем узловые точки использовались при нанесении биолокационных аномалий (БЛА) на топографическую подоснову и при построении графиков.
При повторном исследовании ГПЗ дополнительно к первым двум методам был использован экспериментальный прибор-индикатор, регистрирующий геопатогенную активность. Принцип работы прибора основан на свойстве некоторых кристаллов генерировать электромагнитные излучения в условиях геопатогенного воздействия. Уровень геопатогенного воздействия классифицировался по методике, разработанной в Комитете по проблемам энергоинформационного благополучия населения [7] (табл. 1).
Таблица 1
Классификация воздействия энергоинформационных факторов на биологические организмы
Класс Уровень, баллы Возможные последствия
1 Чрезвычайно Устойчивое увеличение смертности, он-
опасный кологической и (или) профессиональной
>10 заболеваемости, спонтанных абортов, врожденных пороков развития
2 Опасный Устойчивое увеличение неспецифической
7 — 10 заболеваемости, осложнений течения и исхода беременности и родов (кроме спонтанных абортов и врожденных пороков развития); ухудшение показателей физического и нервно-психологического развития Неустойчивые изменения показателей класса 1
3 Умеренно Неустойчивые изменения показателей
опасный класса 2 а
4—6 Проходящее снижение одного или нескольких показателей класса 1 при первом контакте с фактором (агентом)
4 Малоопасный Проходящее снижение одного или несколь-
0—3 ких показателей класса 2 а при первом контакте с фактором
Поиск ведущих факторов риска, влияющих на здоровье школьников в образовательных учреждениях, проводился по методике кафедры гигиены детей и подростков РМАПО РАМН г. Москва «Комплексная оценка условий воспитания и обучения детей и подростков в образовательных учреждениях» (2001).
Методика была дополнена оценкой техногенного загрязнения окружающей среды прилегающих к школам территорий, где в большинстве своем проживали учащиеся данных школ. Детальному анализу были подвергнуты данные санитарной ситуации территории образовательных учреждений и результаты лабораторно-инструментальных исследований; сани-тарно-техническое состояние и набор оборудования учреждений; воздушно-тепловой и световой режимы; организация учебного процесса, питания, физического воспитания и медицинского обеспечения. Для оценки состояния окружающей среды использовались методы, применяемые в практике госсанэпиднадзора (исследования физических факторов воздействия, состояния атмосферного воздуха, качества питьевой воды и др.).
Факторы риска в семье и образ жизни изучался анкетированием родителей выборочного контингента учащихся.
Донозологическая диагностика проводилась с помощью специализированного аппаратно-программного комплекса «Варикард» на основе методических рекомендаций российских экспертов ( Р. М. Баевский, Г. Г. Иванов, 2001).
Для исследования влияния геопатогенных зон на состояние здоровья учащихся были отобраны три типовые школы г. Жуковского, расположенные на территориях с разной интенсивностью геопатогенного фактора: школа № 6 — в благоприятной зоне (+2 балла); школа № 10 — в малоопасной зоне (—0,5 балла); школа № 14 — в умеренно опасной зоне (—2 балла).
Влияние ГПЗ на здоровье детей и подростков изучали в условиях естественного гигиенического эксперимента, который проводился как на всех учащихся трех школ, так и на выборочном контингенте методом 30 % репрезентативной выборки (900 учащихся — по 300 человек из каждой школы, по 100 человек каждой из трех возрастных групп: 1) младшая — период повышенной чувствительности к окружающей среде и адаптации к учебной деятельности (8—10 лет); 2) средняя — период препубертатный и адаптации к предметному обучению (11—12 лет); 3) старшая — период пубертатный и адаптации к началу профессионального обучения (15—16 лет).
Результаты исследований
При обобщении лабораторных данных о содержании загрязняющих химических веществ на прилегающих к изучаемым школам территориях за период 2000—2004 годов установлено, что уровни загрязнителей атмосферного воздуха, питьевой воды, почвы, а также физические факторы не выходили за пределы допустимых.
В результате комплексной оценки условий воспитания и обучения учащихся в школах выявлено, что среднее значение суммарного показателя находилось в пределах 677,5—719,0 балла, что во всех трех изучаемых образовательных учреждениях соответс-
твовало «умеренно опасному» уровню. По отдельным показателям степень риска была «слабо выражена» и составляла от 90 до 65 баллов. Были выделены такие неблагоприятные факторы образовательной среды, как неудовлетворительная организация учебного процесса и физического воспитания, нерациональное питание, нарушение воздушно-теплового и светового режима.
Основными факторами риска в семье, влияющими на состояние здоровья детей, являлись недостаточный объем двигательной активности, нерациональное питание, неудовлетворительные материально-бытовые условия, неблагоприятные биологические факторы, нарушения режима дня.
По данным анкетирования, дети школы № 6 находились в большинстве своем в более неблагоприятных материально-бытовых условиях, напряженной психосоциальной обстановке (проживание в общежитиях). Наиболее значимые (сильно выраженные) социальные факторы риска у учащихся составили 20 %; нарушения в организации питания — 25 %; режима дня — 19 %; недостаточная физическая активность — 37 %. На наш взгляд, это в большей степени способствовало формированию хронической патологии и отклонений в состоянии здоровья у учащихся школы № 6, чем у учащихся школ № 10 и 14.
В школе №10 была выявлена наибольшая интенсивность учебной нагрузки и неоптимальная организация учебного процесса. В семьях у учащихся этой школы 80 % родителей имели высшее образование, высокую медицинскую грамотность и активность, лучшие материально-бытовые условия (наличие отдельной благоустроенной квартиры и отдельной комнаты у ребенка), большой доход. Сильно выраженные социальные факторы риска у школьников составили всего 1 %; нарушения в режиме дня — 1 %, в организации питания — 2 %. Эти показатели образа жизни в семье в значительной степени нивелировали факторы риска окружающей и образовательной среды и определили в целом более низкие показатели хронической патологии и морфофункциональных отклонений, чем у учащихся школ № 6 и 14.
Анализ заболеваемости учащихся школ г. Жуковского по данным результатов профилактических медицинских осмотров (1998—2002 гг.) показал, что наиболее распространенными являлись болезни кос-тно-мышечной системы (124,8—193,3 %о), органов дыхания (101,1 — 147,5 %), глаза (74,2—107,9 %), органов пищеварения (42,2—87,2 % ), нервной системы (45,6—81,4 %), системы кровообращения (27,0—31,0 %).
При сравнении средних значений показателей общей заболеваемости учащихся школ города (за период 1998—2002 гг.) и школ № 6, 10, 14, выявлено, что структура заболеваемости соответствовала общегородской (табл. 2).
Таблица 2
Уровень заболеваемости по основным классам болезней (средние значения на 1 000) учащихся школ за период 1998—2002 годов
Средний Р
Класс болезней (по МКБ-10) показатель по всем школам Школа № 6 Школа № 10 Школа № 14 (шк. № 6 и 14)
V Нарушения эндокринной системы 19,9 23,8 11,9 27,5 < 0,01
VI. Психические
расстройства 6,3 0,9 3,8 9,6 < 0,01
VII. Болезни нервной системы 63,1 75,2 45,6 81,4 < 0,01
X. Болезни системы
кровообращения 33,7 29,8 27,2 31,0 < 0,01
XI. Болезни органов дыхания 115,7 119,3 101,1 147,5 < 0,01
XII. Болезни органов пищеварения 65,6 87,2 42,2 71,6 —
XIII. Болезни кожи и
подкожной клетчатки 19,1 13,0 9,5 19,3 < 0,01
XIV Болезни костно-
мышечной системы 184,7 187,8 124,8 193,3 < 0,01
XVII. Врожденные аномалии 12,5 30,1 5,0 27,0 —
Из данных таблицы видно, что наиболее высокие уровни заболеваемости по основным классам болезней отмечались у учащихся школы № 14, а более низкие, и особенно по интересующим нас профилям патологии, связанным с воздействием ГПЗ, у учащихся школы № 10.
Поскольку наиболее контрастными по геопатогенному фактору являются школы № 6 и 14, мы рассмотрели в них общую заболеваемость. Большинство показателей заболеваемости по основным классам болезней у учащихся достоверно превышают аналогичные в школе № 6. Так, в 10 раз чаще наблюдаются психические расстройства; в 1,3 раза чаще отмечаются заболевания органов дыхания, также с достоверной вероятностью чаще регистрировались болезни системы кровообращения, нервной, эндокринной, костно-мышечной систем, болезни кожи.
Распространенность морфофункциональных отклонений составила 25,2 (на 100 учащихся) в школе № 6 и 68,2 — в школе № 14 (р < 0,01).
Распространенность хронических заболеваний составила 33,7 (на 100 учащихся) в школе № 6 и 42,4 — в школе № 14 (р < 0,05).
Распределение по группам здоровья было следующим:
Школа № 6 Школа № 14 23,6 % 66,3 % 10,1 %
Группа здоровья
I
II
ш—ги
33,8 % 57,8 %
Таким образом, традиционная оценка состояния здоровья школьников по уровню и характеру заболеваемости позволила получить общее пред-
ставление о состоянии здоровья детей в школах с разной интенсивностью геопатогенного фактора и отметить наиболее высокий уровень заболеваемости у учащихся школы, размещенной в геопатогенной зоне.
Важно было выявить наличие функциональных неспецифических сдвигов (донозологических состояний), связанных как с неблагоприятной экологической ситуацией, так и с интенсивностью учебной нагрузки.
Донозологическая диагностика выявила следующее распределение школьников по степени адаптации (по показателю активности регуляторных систем — ПАРС) (рисунок):
% 80 70 60 50' 40' 30' 20' 10' 0
72Д.
"22-
31
-66-
-217-
Ж
-247-
■93"
Школа № 6 Школа № 10 Школа № 14
□ Удовлетворительная адаптация (ПАРС 1—3)
□ Напряжение механизмов адаптации (ПАРС 4—5)
□ Неудовлетворительная адаптация (ПАРС 6—7)
Структура здоровья учащихся школ № 6, 10, 14 г. Жуковского по показателю активности регуляторных систем
• количество учащихся с удовлетворительной адаптацией (физиологическая норма) колебалось от 72,3 % в школе № 6 до 62,4 % в школе № 14 (р < 0,05);
• школьники с функциональным напряжением (донозологическое состояние) составили 22,0 % в школе № 6 и 24,7 % в школе № 14;
• удельный вес учащихся с неудовлетворительной адаптацией (преморбидное состояние) наблюдался в 5,0 % в школе № 6 и в 9,3 % в школе № 14 (р < 0,05).
Как видно, наименее благоприятной является структура здоровья учащихся школы № 14, расположенной в геопатогенной зоне (здесь заметно больше учащихся с донозологическими (24,7 %) и преморбид-ными (9,3 %) состояниями), а более благоприятная — в школе № 6.
При детальном анализе выявлено, что в школе № 14 наибольшее число детей с донозологическими (28 %) и преморбидными (13 %) состояниями отмечается у школьников средней возрастной группы, что связано также с началом пубертатного периода и переходом к предметному обучению.
Кроме показателей активности регуляторных систем нами были использованы наиболее информативные показатели вариабельности сердечного ритма: частота сердечных сокращений (ЧСС), индекс напряжения регуляторных систем (ИН), индекс централизации (ИЦ), среднее квадратичное отклонение (СКО) и др. (табл. 3).
Показатели функционального состояния организма школ № 6 и 14 в зависимости от геопатогенного
(2003 г.)
Таблица 3 учащихся фактора
Показатель Школа № 6 Школа № 14 Р (шк. №
6 и 14
Геопатогенный фактор 2,00 -2,00
Выраженная тахикардия (ЧСС) 24,7 35,7 >0,05
Высокая утомляемость (ИЦ) 32,7 42,7 <0,05
Высокая степень психоэмоцио-
нального напряжения (стресс-индекс > 400 усл. ед.) 5,0 6,7 >0,05
Выраженная активность барорефлекторного центра (Щ %) 14,0 19,0 <0,05
Выраженная активность сердечно-
сосудистого подкоркового центра %) 8,3 14,0 <0,05
Среднее квадратичное отклонение 4,3 9,6 >0,05
Анализ средних значений частоты сердечных сокращений учащихся двух школ показал, что почти у 2/3 детей отмечалась тахикардия, в том числе у 1/3
— выраженная, в большей степени со статистической достоверностью (р < 0,05) она проявлялась у учащихся школы № 14 во всех возрастных группах.
Особое место в оценке функциональных возможностей школьников занимало определение степени напряжения регуляторных механизмов —стресс-индекса, отражающего уровень психоэмоционального напряжения. Это интегральный расчетный показатель, его превышение (более 200 единиц) свидетельствует о дисрегуляции с преобладанием симпатической нервной системы. При этом задействованы центральные механизмы регуляции сердечного ритма, что связано с воздействием стрессорного фактора. В соответствии с выбранными критериями оказалось, что в состоянии умеренного и выраженного стресса находилось около 30 % учащихся. При этом наибольшее число их отмечалось среди детей начальных классов: в школе № 14 — 27 % , в школе № 6 — 24 %. Очень высокое психоэмоциональное напряжение (стресс-индекс более 400 усл. ед.) наблюдалось у 6,7 % учащихся школы № 14 и у 5,0 % — школы № 6.
Выраженная активность барорефлекторного (дыхательного) центра, характеризующего активность симпатического отдела вегетативной нервной системы, тесно связанного с психоэмоциональным напряжением, чаще отмечалось у учащихся школы № 14.
Умственное напряжение (утомляемость) хорошо отражает индекс централизации (ИЦ), позволяющий судить об активности сердечно-сосудистого подкоркового центра, связанного с деятельностью высших уровней управления. Высокая утомляемость отмечалась преимущественно у старших и младших школьников. Наиболее высокая утомляемость была выявлена у учащихся первых классов школы № 14
— 67 %, школы № 6 — 40 % (р < 0,01).
Гипертензивные состояния, характеризующиеся
умеренной и выраженной активностью вазомоторного
центра, регулирующего сосудистый тонус, наблюдались в среднем у половины учащихся (51,4 %) всех школ, их доля увеличивалась с возрастом.
Особое внимание мы уделили изучению связи донозологических и преморбидных состояний с заболеваемостью. Оказалось, что уровни заболеваемости по основным классам болезней у школьников с удовлетворительной адаптацией (ПАРС 1 —3) достоверно ниже (р < 0,01), чем у детей с неудовлетворительной адаптацией (ПАРС 4—10) во всех школах.
Таким образом, результаты исследований, в том числе и на донозологическом уровне, позволяют сделать вывод об отрицательном влиянии геопатогенных зон на состояние здоровья детей и подростков, более чутко реагирующих на изменения окружающей среды. Однако для изучения данной проблемы необходимо более глубоко исследовать механизм воздействия геопатогенных зон на здоровье населения, а также разработать методы и средства профилактики.
Список литературы
1. Агаджанян Н. А. Учение о здоровье и проблемы адаптации / Н. А. Агаджанян, Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. — Ставрополь : Изд-во СГУ, 2000. — 204 с.
2. Баевский Р. М. Диагностика донозологическая / Р. М. Баевский, В. П. Казначеев // БМЭ. — 3-е изд. — М., 1977. — Т. 7. — С. 252—255.
3. Баевский Р. М. Концепция физиологической нормы и критерии здоровья / Р. М. Баевский // Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова. — 2003. — Т. 89, № 4. — С. 473—487.
4. Баевский Р. М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск заболеваний / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. — М. : Медицина. — 1997. — 236 с.
5. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р. М. Баевский. — М. : Медицина, 1979. — 295 с.
6. Баранов В. М. Оценка адаптационных возможностей организма и задачи повышения эффективности здравоохранения / В. М. Баранов, Р. М. Баевский, А. П. Берсенева, В. М. Михайлов // Экология человека. — 2004. — № 6. — С. 25—29.
7. Лимонад М. Ю. Живые поля архитектуры : учебное пособие / М. Ю. Лимонад, А. И. Цыганов. — Обнинск : Титул, 1997. — 208 с.
8. Сухарев А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России / А. Г. Сухарев // Здоровые дети России в XXI веке / под ред. А. А. Баранова, В. Р. Кучмы. — М., 2000. — 159 с.
9. Электромагнитные поля в биосфере. Т. 1: Электромагнитные поля в атмосфере земли и их биологическое значение. — М. : Наука, 1984. — 326 с.
FOR THE QUESTION OF GEOPATHOGENIC ZONES' INFLUENCE STUDY ON THE CHILDREN AND TEENS' HEALTH IN ZHUKOVSKIY (MOSCOW REGION)
L. F. Ignatova
Russian Medical academy of postgraduate education, Moscow
In the article, the results of pupils' health investigation in different schools of Zhukovskiy are expounded. These schools are situated in different areas with different geopathogenic activity.
The method of heart rate variability analysis in the system of socially-hygienic monitoring of children for functional states and adaptive resources of child's organism, which is sensible to environment changes is shown and described.
Key words: geopathogenic zones, socially-hygienic monitoring, child's health, functional states, risk factors.