УДК 376. 37
Левина Ю.В. студентка магистратуры Донской государственный технический университет
Россия, Ростов-на-Дону
К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК К НАРУШЕНИЮ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Аннотация: В статье раскрываются методические аспекты исследования предпосылок нарушения письменной речи у учащихся младших классов, результаты обследования детей общеобразовательной школы.
Ключевые слова: учащиеся младших классов, нарушение письменной речи, предпосылки дисграфии, профилактика дисграфии.
Y. V.Levina a graduate student Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don
ON THE ISSUE OF STUDYING THE PREREQUISITES FOR THE VIOLATION OF WRITING IN ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS
Abstract :The article reveals the methodological aspects of the study of the prerequisites for the violation of writing in elementary school students, the results of the survey of children of secondary schools.
Keywords: elementary school students, violation of written speech, prerequisites for dysgraphy, prevention of dysgraphy.
Анализ исследований, практики работы образовательных учреждений, показывает, что нарушение письменной речи у учеников начальных классов на сегодняшний день является одной из самых актуальных проблем. С каждым годом можно наблюдать рост количества детей с нарушением письменной речи. Первые признаки дисграфии можно увидеть еще в дошкольном возрасте, так, например, в возрасте 5-7 лет, как правило, у детей можно обнаружить и выявить предпосылки дисграфии. Важно подчеркнуть, что нарушения письменной речи негативно сказываются на успеваемости детей, а также увеличивают сроки овладения школьной программой, что впоследствии вызывает негативное отношение детей к процессу письма и обучения. Основная задача специалистов, работающих с детьми (учителей начальных классов, учителей-логопедов и педагогов-психологов) состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, чтобы в дальнейшем у младших школьников не возникли проблемы с усвоение письменной речи.
Теоретическую базу нашего исследования составили работы, рассматривающие психолого-педагогические особенности детей 7-10 с нарушением письменной речи (Т.В. Ахутина, М.М. Безруких, М.С. Грушевская, Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, , Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.А. Логинова, Н.А. Никашина, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова, О.А. Токарева, М.Е. Хватцев, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др.); исследования, подчеркивающие необходимость профилактики дисграфии у учащихся общеобразовательной школы (Ю.В. Беляева, О.А. Величенкова, И.Н. Воропаева, А.С. Журавлёва, Е.А. Логинова, А.Д. Малышева и др.) [1;3; 4].
Согласно современным исследованиям в области логопедии, речевое воспитание у ребенка начинается с первого крика при рождении и последующего гуления и лепета. К шести годам ребенок обычно овладевает всеми звуками речи. Дети, у которых развита речь с раннего возраста, имеют преимущество в учебе и социальной адаптации. Поэтому важно не только обращать внимание на развитие речи у детей на этапе дошкольного детства, но и активно работать над ее улучшением. Если вовремя не заметить наличие речевых нарушений у ребенка, то могут возникнуть проблемы уже в школьном возрасте. В таком случае родители должны обратиться за помощью к учителю-логопеду, который проведет диагностику, разработает индивидуальный план работы с ребенком и консультирование родителей. Важно также проводить профилактические занятия по устранению нарушений, даже если нет явных признаков дислексии и дисграфии у ребенка. В данном случае профилактическая работа с детьми будет направлена на уточнение и расширение объёма зрительной памяти, формирование и развитие зрительных представлений, развитие зрительного анализа и синтеза, зрительно-моторной организации, речевых средств, отражающих зрительно -пространственные отношения, обучение дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв; формирование синтаксического и морфологического обобщения, развитие представлений о морфологических элементах слов и о структуре предложений, развитие функций словоизменения и словообразования, развитие фонематического восприятия и другое.
Изученные теоретические аспекты по проблеме профилактики дисграфии у младших школьников позволили нам приступить к проведению экспериментального исследования. Цель эксперимента состояла в исследовании предпосылок к нарушению письменной речи у учащихся младших классов.
Исследование проводилось на базе образовательного учреждения города Ростова-на-Дону в исследовании приняло участие 20 учащихся младших классов. К основным направлениям диагностики письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы мы отнесли: исследование уровня развития зрительно-пространственных представлений; зрительного анализа и синтеза; общей моторики, графических умений.
В качестве диагностических процедур использовалась методика Р.И. Лалаевой [2]. Данная методика исследования письменной речи основана на психолингвистическом подходе. Она позволяет точно диагностировать характер первичного недоразвития и вторичных дефектов речи у детей. Методика рассчитана на исследование процесса производства речевых высказываний детей от шести до десяти лет с речевой патологией различного генеза. Обследование по методике проводилось в два этапа: предварительный: выявляются дети с нарушениями письма; дифференциальная диагностика расстройств письма и чтения.
В ходе исследования было выявлено, что 60% детей экспериментальной группы понимают предложенные учителем-логопедом задание, при списывании текста, допускает 1-2 ошибки, составляют рассказ по сюжетной картине, но не последовательно излагает события, выводы по тексту носят не точный характер; дети с трудом повторяют за экспериментатором звуки, которые им сложно даются, и неправильно произносили некоторые слова по картинкам, где имелся проблемный для них звук; путают правую руку с левой, левую с правой, правую ногу с левой, левую с правой; с паузами произносят предложения, при этом дети выбирают правильно картинки в которых 4 звука. В ходе исследования было выявлено, что 40% детей экспериментальной группы понимают, что требует от них экспериментатор, но при списывании текста допускали 3 и более ошибок; испытывают затруднения при составлении связного рассказа по картине, в рассказе у детей отсутствует последовательность изложения, а также выводы, дети затрудняются произнести слитно предложения, прочтенные по слогам и выбрать картинки, где есть 4 звука.
Таким образом, выявленные затруднения позволили нам разработать план проведения логопедических занятий с детьми, направленный на развитие зрительно-пространственных представлений; зрительного анализа и синтеза; общей моторики, графических умений.
Использованные источники:
1.Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. Санкт-Петербург: Речь,
2003. - 330 с.
2.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагнотика и коррекция - Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз»,
2004. - с.78-90.
3.Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: учебное пособие /под ред. Л.С. Волковой. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 208 с. 4.Одинокова Н.А., Данекина Е.А. Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня //Современные проблемы психолого-педагогического сопровождения детства: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. Г.С.Чесноковой. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. Часть 1. - С. 148-150.
4.Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 122 с.