Научная статья на тему 'О ПРЕДПОСЫЛКАХ ДИСГРАФИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

О ПРЕДПОСЫЛКАХ ДИСГРАФИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
917
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИСЬМО / ПРЕДПОСЫЛКИ ДИСГРАФИИ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ДОШКОЛЬНИКИ / РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юсупова Ольга Владимировна, Каштанова Светлана Николаевна

В статье актуализирована проблема исследования предпосылок возникновения дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи. Показана сложная структура письма, включающая речевые и неречевые предпосылки его формирования. Проведен анализ научно-методических исследований по вопросам изучения предпосылок различных видов дисграфии. Указано на необходимость интеграции вопросов в изучении предпосылок письма и предпосылок имеющихся нарушений. Дошкольный возраст определен как сензитивный период в изучении и минимизации имеющихся предпосылок нарушений письма. Дошкольники с общим недоразвитием речи определены в качестве группы риска по возникновению предпосылок к дисграфии. Рассмотрены определяющие факторы нарушений письма у дошкольников с общим недоразвитием речи. Определены авторские позиции в изучении предпосылок дисграфии в дошкольный период. Представлена количественно-качественная аналитика полученных результатов. Показаны пути использования полученных результатов в аспекте профилактики дисграфии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Юсупова Ольга Владимировна, Каштанова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE PREREQUISITES OF DYSGRAPHY IN PRESCHOOLERS WITH

The article actualizes the problem of studying the prerequisites for dysgraphy in preschoolers with general speech underdevelopment. The complex structure of the letter, including speech and non-speech prerequisites for its formation, is shown. The analysis of scientific and methodological research on the study of the prerequisites of various types of dysgraphy is carried out. It is pointed out that there is a need to integrate issues in the study of the prerequisites of writing and the prerequisites of existing violations. Preschool age is defined as a sensitive period in the study and minimization of the existing prerequisites for writing disorders. Preschoolers with general speech underdevelopment are identified as a risk group for the emergence of prerequisites for dysgraphy. The determining factors of writing disorders in preschoolers with general speech underdevelopment are considered. The author's positions in the study of the prerequisites of dysgraphy in the preschool period are determined. Quantitative and qualitative analysis of the obtained results is presented. The ways of using the obtained results in the aspect of dysgraphy prevention are shown.

Текст научной работы на тему «О ПРЕДПОСЫЛКАХ ДИСГРАФИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

языком, он или она все равно могут испытывать трудности в общении на этом языке с носителем языка в различных социальных условиях. Другими словами, изучающий язык может создать идеально грамматическое высказывание, которое слушатель может понять. Но может не знать, как передать социальный смысл, сообщаемый в целевом контексте. Несоответствие между методологиями преподавания языка и конкретными потребностями в использовании языка в реальном мире стало более заметным, чем когда-либо.

Выводы. Настоящее исследование предполагает, что развитие социолингвистичекой компетенции у лиц, изучающих второй / иностранный язык, является жизненно важным навыком, который должен быть тесно интегрирован в учебные программы преподавания языка. Следовательно, уровень таких компетенций как у учителей, так и у учащихся должен быть тщательно определен, чтобы предлагать более значимые задачи, которые имеют цель, подчеркивают результат и раскрывают отношения в реальном мире.

Прежде всего, для того, чтобы преподавать иностранный язык, учителя должны быть осведомлены о важности и функциях социолингвистических элементов использования языка. Что касается развития своих собственных знаний и знаний учащихся о социолингвистической компетенции, учителя языка должны знакомить учащихся с аутентичным использованием языка и разговорами через социальные сети, песни, литературу и т.д., а также разработать аудиторные практики, привлекающие студентов к использованию языка в реальных контекстах. Кроме того, следует поощрять студентов к общению с носителями языка, присоединяясь к программам студенческого обмена или социальной сети, где они могут завести друзей из разных уголков мира. Наконец, социолингвистические нормы использования языка должны быть включены в существующие учебные планы, а также в оценку, которая поможет в разработке этой конкретной стратегии как у учителей, так и у учащихся.

Литература:

1. Эльканова, Б.Д. Становление и сущность культурологического подхода в обучении иностранным языкам / Б.Д. Эльканова // Языки и литературы в поликультурном пространстве России: современное состояние и перспективы развития. - 2018. - С. 342-349

2. Эльканова, Б.Д. Структурно-содержательные аспекты развития лингвистической инфокоммуникационной компетенции лингвиста-преподавателя / Б.Д. Эльканова // Вестник ЮУрГГПУ. - 2009. - № 10-2. - С. 2214-223

Педагогика

УДК 376.37

магистрант Юсупова Ольга Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Каштанова Светлана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

О ПРЕДПОСЫЛКАХ ДИСГРАФИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье актуализирована проблема исследования предпосылок возникновения дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи. Показана сложная структура письма, включающая речевые и неречевые предпосылки его формирования. Проведен анализ научно-методических исследований по вопросам изучения предпосылок различных видов дисграфии. Указано на необходимость интеграции вопросов в изучении предпосылок письма и предпосылок имеющихся нарушений. Дошкольный возраст определен как сензитивный период в изучении и минимизации имеющихся предпосылок нарушений письма. Дошкольники с общим недоразвитием речи определены в качестве группы риска по возникновению предпосылок к дисграфии. Рассмотрены определяющие факторы нарушений письма у дошкольников с общим недоразвитием речи. Определены авторские позиции в изучении предпосылок дисграфии в дошкольный период. Представлена количественно-качественная аналитика полученных результатов. Показаны пути использования полученных результатов в аспекте профилактики дисграфии.

Ключевые слова: письмо, предпосылки дисграфии, общее недоразвитие речи, дошкольники, речевые и неречевые механизмы.

Annotation. The article actualizes the problem of studying the prerequisites for dysgraphy in preschoolers with general speech underdevelopment. The complex structure of the letter, including speech and non-speech prerequisites for its formation, is shown. The analysis of scientific and methodological research on the study of the prerequisites of various types of dysgraphy is carried out. It is pointed out that there is a need to integrate issues in the study of the prerequisites of writing and the prerequisites of existing violations. Preschool age is defined as a sensitive period in the study and minimization of the existing prerequisites for writing disorders. Preschoolers with general speech underdevelopment are identified as a risk group for the emergence of prerequisites for dysgraphy. The determining factors of writing disorders in preschoolers with general speech underdevelopment are considered. The author's positions in the study of the prerequisites of dysgraphy in the preschool period are determined. Quantitative and qualitative analysis of the obtained results is presented. The ways of using the obtained results in the aspect of dysgraphy prevention are shown.

Key words: writing, prerequisites of dysgraphy, general underdevelopment of speech, preschoolers, speech and non-speech mechanisms.

Введение. Вопросы проявлений дисграфии у детей на сегодняшний день активно обсуждаются в теории и практике логопедии. Сложная структура письма включает в себя достаточный уровень развития высших психических функций и сформированных речевых предпосылок. Важным элементом в становлении механизма письма является состояние его предпосылок и условий их формирования в период дошкольного детства. У детей дошкольного возраста, поступающих в школу, должны быть сформированы не только все компоненты речевой системы, но и неречевые предпосылки письма. Как показывают современные исследования, прикладное значение имеет изучение вопросов предпосылок нарушений письма у дошкольников в условиях онто-и дизонтогенеза.

Дошкольники с общим недоразвитием речи, статистика которых имеет неуклонную тенденцию к увеличению, оказываются в так называемой зоне риска по возможности возникновения нарушений письма ввиду имеющихся стойких нарушений речевых и неречевых процессов. В связи с этим, обсуждение проблематики изучения предпосылок нарушений письма у данного контингента имеет научный и практический смысл в аспекте реализации задач последующей профилактики дисграфии и формирования общей способности к усвоению школьной программы.

Изложение основного материала статьи. Одной из важнейших проблем школьной логопедии остается дисграфия как одна из форм нарушений письма. Однако, предпосылки нарушений письма проявляются уже в дошкольный период и связаны с большим кругом причин. Т.В. Ахутина определяющим считает наследственную предрасположенность, раннее поражение центральной нервной системы, проявляющееся в виде минимальной мозговой дисфункции, дисгармоничном развитии высших психических функций, их недостаточной сформированности к началу школьного обучения [1, С 47]. В этой связи важно рассматривать данную проблему в единстве изучения как предпосылок письма, так и имеющихся предпосылок дисграфии.

О.В. Елецкая основными предпосылками успешного овладения письма считает сформированность сукцессивных функций, способность адекватного восприятия и дифференциации звуков, правильного их произношения, необходимый уровень сформированности языкового анализа и синтеза, лексического строя и грамматических компонентов речи, зрительного гнозиса, пространственной ориентировки, графо-моторных навыков. Указанные функции начинают формироваться задолго до начала школьного обучения и укладываются в стандартные рамки онтогенеза речевого и психического развития ребенка [4, С 35].

Она выделяет следующие маркеры в возникновении дисграфии у детей дошкольного возраста:

- задержка формирования функциональных систем организма в связи с наследственной предрасположенностью или вредными воздействиями;

- нарушения устной речи органического происхождения;

- задержка в осознании ребенком строения тела.

Определенное значение для возникновения дисграфии имеют нарушения восприятия времени и пространства, анализа и воспроизведения временной и пространственной последовательности, наличие различных аффективных расстройств [4, С 81].

Глубинной основой предпосылок дисграфии, согласно клинико-психологического подхода, является врожденное недоразвитие либо повреждение в раннем возрасте центральной нервной системы. Имеют место нейродинамические нарушения и парциальная дефицитарность высших психических функций [3, С 280].

Неполноценность речевой системы оказывает негативное влияние на процесс формирования сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы в дошкольный период. Несформированность данных систем препятствует полноценному овладения письменной речи и является характерными предпосылками дисграфии [5, С 104].

Интерес к изучению предпосылок дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) обусловлен высокой частотой встречаемости данного контингента и сложной структурой их общего и речевого развития. Несформированность речевых и неречевых механизмов письма у детей, проявляющихся в начале школьного обучения, обусловливает необходимость профилактики нарушений на этапе дошкольного возраста.

По мнению С.Н. Красновой и Н.Н. Шешуковой, у многих детей с ОНР изначально существуют предпосылки для возникновения в будущем дисграфии. В частности, нарушено звукопроизношение, что значительно затрудняет выбор правильной фонемы. В дальнейшем, как утверждают авторы, на этой почве велика вероятность развития артикуляторно -акустической дисграфии [7, С 523].

Несформированность фонематического слуха и фонематического восприятия у большого числа дошкольников с ОНР выступает предпосылкой возникновения акустической дисграфии. В свою очередь, недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза определяет детей в зону риска по возникновению оптической дисграфии [10, С 86].

Многие дети к моменту начала школьного обучения уже имеют различные предпосылки дисграфии. При этом, число дошкольников с ОНР, по этому показателю оказывается вдвое больше. Исследование, проведенное Е.Ю. Медведевой и С.Е. Васильевой доказало, что у более, чем половины детей на момент поступления в общеобразовательную школу имелись нарушения пространственного праксиса, звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза. Такие недостатки существенно осложняют дошкольникам процесс формирования предпосылок письма и выступают в дальнейшем, причинами дисграфии [2, С 118].

А.Н. Корнев отмечает, что причинами предпосылок дисграфии у детей с ОНР выступают:

- несформированное языковое сознание, с помощью которого ребенок понимает и осознает звуковую сторону слова;

- сложность установления звуко-буквенных ассоциаций;

- отставание в развитии изобразительной деятельности и изобразительно-графической символики, влияющих на длительность усвоения звуко-буквенных связей [4, С 36].

По мнению Р.И. Лалаевой, предпосылки дисграфии связаны с несформированностью высших психических функций, определяющих механизм письма, недостаточностью дифференциации фонем (на слух и в произношении), анализа предложений, слогового и фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, оптико-пространственных представлений [8, С 17].

Попытка интегрировать различные подходы к определению и характеристике предпосылок дисграфии у детей с ОНР была предринята в исследовании А.В. Селиверстенко, И.Ю. Бутенко и О.В. Вараксиной [9, С 87]. Они определили следующие позиции:

- недостатки слуховой дифференциации акустически близких звуков;

- использование полных звуковых замен акустически и артикуляторно близких звуков в устной речи;

- трудности фонематического анализа (узнавание и выделение звука в слове, определение места звука в слове);

- сложности в сфере формирования зрительно-пространственных представлений и осуществления зрительного анализа и синтеза;

- несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования.

Анализ научных достижений определил стратегию экспериментального изучения предпосылок дисграфии у дошкольников с ОНР, которое было проведено на базе детского сада, включенного в структуру МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Балахна Нижегородской области. В исследовании приняли участие 46 дошкольников, половину из которых составили дошкольники с ОНР.

В рамках проведенного исследования в качестве показателей в изучении предпосылок нарушений письма (дисграфии) были заложены:

- состояние звукопроизношения;

- уровень развития фонематического восприятия;

- сформированность языкового анализа и синтеза;

- кинестетический праксис;

- состояние динамического праксиса, пространственные представления;

- уровень развития графо-моторных навыков.

Были использованы следующие диагностические методики: «Исследование фонетической стороны речи» Е.В. Мазановой [9, С. 3], «Исследование фонематического восприятия и языкового анализа и синтеза» Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной [11, С. 5], исследование кинетической основы движения руки (проба Н.И. Озерецкого), исследование пространственного праксиса (пробы Хеда), монометрический тест Н.А. Озерецкого «Вырезывание круга» (исследование зрительно-моторной координации).

Результаты исследования звукопроизношения (по методике Е.В. Мазановой) выявили многочисленные нарушения в группе детей с ОНР, при этом, нарушения наблюдались по всем исследуемым группам звуков. В количественном отношении результаты в группе с ОНР выглядят следующим образом: у 21,7% детей ярко выражены пропуски звуков, искажения звуков зафиксированы у 52,2% дошкольников. Наибольшие трудности связаны с группой шипящих звуков. Замены звуков были зафиксированы у 47,8%, в основном в группе шипящих и свистящих. В контрольной группе существенных нарушений звукопроизношения не наблюдалось, нормативное произношение показали 78,3% дошкольников.

По методике Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной было обследовано фонематическое восприятие. Результаты экспериментальной группы в основном ниже среднего (56,5%). Дети испытывали сложности при различении и дифференциации оппозиционных слогов, допускали многочисленные ошибки в словах-квазиомонимах. В контрольной группе показан высокий уровень успешности выполнения (56,5%), у 34,8% выявлено замедленное воспроизведение слогов со второй попытки (средний уровень).

При изучении языкового анализа и синтеза (по методике Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной) были выявлены ошибки детей: пропуски, добавление и перестановки слогов. Большинство дошкольников с ОНР показали уровень ниже среднего (47,8%), 30,5% детей допускали грубые ошибки и в целом - с заданием не справились. В контрольной группе результаты приближены к нормативным, почти половина испытуемых (47,8%) показали высокий уровень. Выявленные нарушения у детей с ОНР могут характеризоваться как предпосылки дисграфии, которая может возникнуть при обучении письму в общеобразовательной школе.

Результаты исследования кинестетического и динамического праксиса позволили зафиксировать определенные трудности у группе с ОНР: правильно и в нужном темпе позы воспроизвели только 17,4%, в контрольной - 56,5% испытуемых. Дети с ОНР показывали позы медленно, наблюдались трудности при переключении с одной позы на другую, для выполнения задания требовалось несколько попыток.

При выполнении проб Хеда дети с ОНР показали несформированность пространственного праксиса, 52,2% дошкольников показали уровень ниже среднего, пробы выполнялись медленно с ошибками, в контрольной группе 56,5% испытуемых выполнили пробы после первого повторения.

В ходе выполнения монометрического теста Н.А. Озерецкого «Вырезывание круга» дошкольники с ОНР справились с заданием с первой попытки 21,7% человек (56,5% - контрольная группа). По итогам второй попытки круг вырезали 47,8% испытуемых и 30,5% не смогли выполнить тест за ограниченное время (1 минуту) и показали недостаточную функциональную готовность к обучению письму.

Выводы. Таким образом, результаты экспериментального исследования показали, что у дошкольников с ОНР имеются разнообразные нарушения речевых и неречевых процессов различной степени, которые могут выступать предпосылками дисграфии. Полученные данные экспериментальной диагностики согласуются с современной аналитикой предпосылок дисграфии. Проведенное исследование послужило основой для выработки системного подхода к профилактике дисграфии у дошкольников с ОНР через взаимодействие логопеда и родителей, который будет освещен в последующих публикациях.

Литература:

1. Ахутина, Т.В. Нарушения письма: диагностика и коррекция. Актуальные проблемы логопедической практики / Т.В. Ахутина. - Санкт-Петербург: «Акционер и К», 2014. - 246 с.

2. Васильева, С.Е. Организация экспериментального исследования по выявлению предпосылок дисграфии у детей старшего дошкольного возраста / С.Е. Васильева, Е.Ю. Медведева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69. - С. 117-120

3. Вдовенко, Т.С. Проблема своевременной диагностики и профилактики предрасположенности к дисграфии у детей старшего дошкольного возраста / Т.С. Вдовенко // Инновационная образовательная практика современного педагога: материалы конференции. - Чебоксары: НОЧУДПО «Экспертно-методический центр», 2017. - С. 279-287

4. Елецкая, О.В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи / О.В. Елецкая. - Санкт-Петербург: Речь, 2008. - 176 с.

5. Каштанова, С.Н. Исследование предпосылок дислексии у детей дошкольного и младшего школьного возраста / С.Н. Каштанова, Ю.А. Курылева // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72. - С. 104-107

6. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. - Санкт-Петербург: МиМ, 2015. - 286 с.

7. Краснова, С.Н. Профилактика дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи / С.Н. Краснова, Н.Н. Шешукова // Актуальные вопросы современной науки и образования. Материалы международной научно-практической конференции, 2017. - С. 523-528

8. Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова. - Ростов-на-Дону: «Феникс», Санкт-Петербург: «Союз», 2004. - 24 с.

9. Мазанова, Е.В. Обследование речи детей 6-7 лет с ОНР. Методические указания и картинный материал / Е.В. Мазанова. - Москва: Гном, 2021. - 64 с.

10. Селиверстенко, А.В. Предпосылки дисграфии у детей старшего дошкольного возраста / А.В. Селиверстенко, И.Ю. Бутенко, О.В. Вараксина // Проблемы современных социокультурных исследований: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 октября 2020 г. - Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. - С. 85-87

11. Фотекова, Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. - Москва: Айрис-Пресс, 2007. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.