Научная статья на тему 'К вопросу гуманитарного образования студентов технических вузов'

К вопросу гуманитарного образования студентов технических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HUMANITARIAN EDUCATION / ИНЖЕНЕР / AN ENGINEER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евтушенко Б. А.

Рассматриваются задачи гуманитарного образования студентов технических вузов и предложения по его усовершенствованию применительно к инженерам проектных и конструкторских бюро, разрабатывающих ракетную и космическую технику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евтушенко Б. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF HUMANITARIAN EDUCATION OF STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES

The tasks of humanitarian education for technical university students and proposals for its improvement with regard to engineer design and engineering departments developing missile and space equipment are considered.

Текст научной работы на тему «К вопросу гуманитарного образования студентов технических вузов»

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

Таблица 2

Показатели двигательной активности (кол-во часов в неделю) Успеваемость по дисциплинам профессиональной подготовки в % от числа опрошенных студентов старших курсов

Низкая Средняя Высокая

Очень активен (10 и более) 36 23 8

Достаточно активен (7-10 часов) 14 32 43

Удовлетворительно активен (4-7 часов) 15 28 42

Низкая двигательная активность (4 и менее) 35 17 7

Результаты свидетельствуют о высоких умственных нагрузках и низком уровне двигательной активности значительного контингента студентов.

Сравнительный анализ показал взаимосвязь между активным образом жизни (двигательной активностью) и качеством усвоения образовательных программ у студентов инженерных специальностей (табл. 2).

Таким образом, оптимальный уровень двигательной активности благоприятно влияет на усвоение учебных дисциплин и на успеваемость в целом. Недостаточный или очень высокий уровень двигательной активности негативно сказывается на состоянии здоровья и результатах обучения.

Развитие здоровьесберегающего направления в инженерном образовании становится актуальным и позволит решить задачи успешной профессиональной адаптации студентов, научить их самостоятельно организовывать свой труд в новых для них условиях без вреда для собственного здоровья. Кроме того, важно привить ценность профессионального здоровья, без которого невозможна успешная профессиональная деятельность.

Библиографические ссылки

1. Сластенин В. А. [и др.] Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / под ред. В. А. Сластенина. М. : Изд. центр «Академия», 2002.

2. Вершинина Л. В. Аксиологическое пространство образования: ценностное сознание учителя : монография. Самара : Изд-во СГПУ, 2003.

3. Дашкова А. К., Чурляева Н. П. Адаптация студентов инженерных специальностей к будущей профессии с точки зрения аксиологического подхода // Теория и практика общественного развития. 2013. № 9.

4. Дашкова А. К., Зандер Ф. В. Социально-педагогическое ориентирование студентов на здоровый образ жизни в техническом вузе // XLI Неделя науки СПбГПУ : материалы науч.-практ. конф. с ме-ждунар. участием. Ч. XI. СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2012.

5. Дашкова А. К., Чурляева Н. П. Аксиологическая модель профессиональной адаптации студентов инженерных специальностей // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 4.

References

1. Slastenin V. A. Pedagogika. Moscow, Academia, 2002.

2. Vershinina L. V. Aksiologicheskoe prostranstvo obrazovaniya (Axiological space of education). Samara, SGPU, 2003.

3. Dashkova A. K., Churlyaeva N. P. // Teoriya i praktika obshestvennogo razvitiya. 2013, vol. 9, pp. 98-105.

4. Dashkova A. K., Zander F. V. // XLI Nedelya nauki SPbGPU. 2012, vol. XI, pp. 122-124.

5. Dashkova A. K., Churlyaeva N. P. // Istoricheskaya i socialno-obrazovatelnaya mysl. 2013, vol. 4.

© Дашкова А. К., Чурляева Н. П., 2013

УДК 37

К ВОПРОСУ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Б. А. Евтушенко

ОАО «Красноярский машиностроительный завод» Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 29

E-mail: [email protected]

Рассматриваются задачи гуманитарного образования студентов технических вузов и предложения по его усовершенствованию применительно к инженерам проектных и конструкторских бюро, разрабатывающих ракетную и космическую технику.

Ключевые слова: гуманитарное образование, инженер.

Решетневскуе чтения. 2013

TO THE QUESTION OF HUMANITARIAN EDUCATION OF STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES

B. A. Evtushenko

JSC «Krasnoyarsk Machine-Building Plant» 29, "Krasnoyarsky Rabochy" Av., Krasnoyarsk, Russia 660014. E-mail: [email protected]

The tasks of humanitarian education for technical university students and proposals for its improvement with regard to engineer design and engineering departments developing missile and space equipment are considered.

Keywords: humanitarian education, an engineer.

От современного выпускника высшей школы требуется не только обладать необходимыми знаниями по профессии и навыками по их применению, но и умение находить решение качественно новых технических задач и внедрять их в производство.

Применительно к разработке ракетно-космической техники данное требование усложняется необходимостью учёта множества слабо связанных между собой факторов и ограниченностью применения нестандартных решений, использованных на аналогичных изделиях.

Необходимые знания и навыки даёт техническое образование, однако при проведении исследований общим правилом [1] считается максимально возможное упрощение условий задачи, поиск частных, узконаправленных решений с учётом одного-двух параметров, принятых за основополагающие, и затем компиляция полученных результатов на разрабатываемом изделии. Фактически, любое инженерное решение сводится к небольшой модернизации уже существующей конструкции (так называемые разработки с малым риском), а нахождение принципиально нового решения является случайным результатом.

Научить видеть задачу во взаимосвязи с другими явлениями, формулировать её условия и убеждать в их правильности других участников разработки - такие цели остаются за гуманитарным образованием. Однако в современной высшей школе гуманитарное образование сводится к получению знаний по гуманитарным предметам. Самостоятельная работа вырождается в написание рефератов по заданной теме, т. е. описание уже существующего явления согласно официальной канве данной науки.

Фактически, навыки, данные гуманитарным образованием, позволяют инженеру составить научно-популярную статью по теме описательного характера, не делающую каких-либо выводов (ярким примером которой служит работа [2]). При поступлении такого выпускника на место работы приходится обучать его умениям:

- формулировать и убедительно излагать свои соображения по данному вопросу;

- не ограничивать себя дополнительными (не заданными возможностями технологии) условиями;

- при решении упрощенной частной задачи представлять её только как часть исходной в связи с другими явлениями.

Эффективнее такая работа будет проводиться в рамках гуманитарного образования в высшей школе, и для успешного её завершения необходимо научить студента рассуждать и делать выводы о незнакомом явлении.

Для решения данной задачи предлагается заменить выполнение рефератов по каждой гуманитарной науке единым, рассчитанным на всё время обучения проектом по гуманитарным предметам. Суть проекта -исследование какого-либо (но одного и того же) общественного явления с позиций каждой изучаемой гуманитарной науки с выводом о степени его полезности для общества и предложений по его усовершенствованию.

Аналогичный способ применялся при проведении производственной практики студентов и представлял собой решение определённой инженерной задачи с позиции различных технических служб. Целью было показать невозможность получения единого оптимального решения с точек зрения разных служб и отделов даже с применением одного и того же алгоритма ТРИЗ и вынудить студентов к поиску приемлемого компромисса. Дополнительным эффектом была демонстрация необходимости учёта многообразия оказывающих на объёкт исследования факторов.

Библиографические ссылки

1. Методология научных исследований в авиа-и ракетостроении : учеб. пособие / В. И. Круглов, В. И. Ершов, А. С. Чумадин, В. В. Курицына. М. : Логос, 2011, 432 с.

2. Афанасьев И. Б., Воронцов Д. А. Мы - первые! М. : РТСофт, 2011, 352 с.

References

1. The methodology of scientific research in aviation and rocket construction: textbook / V. I. Kruglov, V. I. Yershov, A. S. Tchumadin, V. V. Kuritsyna. M. : Logo, 2011, 432 p.

2. Afanasiev, I. B., Vorontsov D. A. We are the first! M. : RTSoft, 2011, 352 р.

© Евтушенко Б. А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.