Современное состояние и перспективы развития инженерного образования
Таблица 2
Показатели двигательной активности (кол-во часов в неделю) Успеваемость по дисциплинам профессиональной подготовки в % от числа опрошенных студентов старших курсов
Низкая Средняя Высокая
Очень активен (10 и более) 36 23 8
Достаточно активен (7-10 часов) 14 32 43
Удовлетворительно активен (4-7 часов) 15 28 42
Низкая двигательная активность (4 и менее) 35 17 7
Результаты свидетельствуют о высоких умственных нагрузках и низком уровне двигательной активности значительного контингента студентов.
Сравнительный анализ показал взаимосвязь между активным образом жизни (двигательной активностью) и качеством усвоения образовательных программ у студентов инженерных специальностей (табл. 2).
Таким образом, оптимальный уровень двигательной активности благоприятно влияет на усвоение учебных дисциплин и на успеваемость в целом. Недостаточный или очень высокий уровень двигательной активности негативно сказывается на состоянии здоровья и результатах обучения.
Развитие здоровьесберегающего направления в инженерном образовании становится актуальным и позволит решить задачи успешной профессиональной адаптации студентов, научить их самостоятельно организовывать свой труд в новых для них условиях без вреда для собственного здоровья. Кроме того, важно привить ценность профессионального здоровья, без которого невозможна успешная профессиональная деятельность.
Библиографические ссылки
1. Сластенин В. А. [и др.] Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / под ред. В. А. Сластенина. М. : Изд. центр «Академия», 2002.
2. Вершинина Л. В. Аксиологическое пространство образования: ценностное сознание учителя : монография. Самара : Изд-во СГПУ, 2003.
3. Дашкова А. К., Чурляева Н. П. Адаптация студентов инженерных специальностей к будущей профессии с точки зрения аксиологического подхода // Теория и практика общественного развития. 2013. № 9.
4. Дашкова А. К., Зандер Ф. В. Социально-педагогическое ориентирование студентов на здоровый образ жизни в техническом вузе // XLI Неделя науки СПбГПУ : материалы науч.-практ. конф. с ме-ждунар. участием. Ч. XI. СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2012.
5. Дашкова А. К., Чурляева Н. П. Аксиологическая модель профессиональной адаптации студентов инженерных специальностей // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 4.
References
1. Slastenin V. A. Pedagogika. Moscow, Academia, 2002.
2. Vershinina L. V. Aksiologicheskoe prostranstvo obrazovaniya (Axiological space of education). Samara, SGPU, 2003.
3. Dashkova A. K., Churlyaeva N. P. // Teoriya i praktika obshestvennogo razvitiya. 2013, vol. 9, pp. 98-105.
4. Dashkova A. K., Zander F. V. // XLI Nedelya nauki SPbGPU. 2012, vol. XI, pp. 122-124.
5. Dashkova A. K., Churlyaeva N. P. // Istoricheskaya i socialno-obrazovatelnaya mysl. 2013, vol. 4.
© Дашкова А. К., Чурляева Н. П., 2013
УДК 37
К ВОПРОСУ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Б. А. Евтушенко
ОАО «Красноярский машиностроительный завод» Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 29
E-mail: [email protected]
Рассматриваются задачи гуманитарного образования студентов технических вузов и предложения по его усовершенствованию применительно к инженерам проектных и конструкторских бюро, разрабатывающих ракетную и космическую технику.
Ключевые слова: гуманитарное образование, инженер.
Решетневскуе чтения. 2013
TO THE QUESTION OF HUMANITARIAN EDUCATION OF STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES
B. A. Evtushenko
JSC «Krasnoyarsk Machine-Building Plant» 29, "Krasnoyarsky Rabochy" Av., Krasnoyarsk, Russia 660014. E-mail: [email protected]
The tasks of humanitarian education for technical university students and proposals for its improvement with regard to engineer design and engineering departments developing missile and space equipment are considered.
Keywords: humanitarian education, an engineer.
От современного выпускника высшей школы требуется не только обладать необходимыми знаниями по профессии и навыками по их применению, но и умение находить решение качественно новых технических задач и внедрять их в производство.
Применительно к разработке ракетно-космической техники данное требование усложняется необходимостью учёта множества слабо связанных между собой факторов и ограниченностью применения нестандартных решений, использованных на аналогичных изделиях.
Необходимые знания и навыки даёт техническое образование, однако при проведении исследований общим правилом [1] считается максимально возможное упрощение условий задачи, поиск частных, узконаправленных решений с учётом одного-двух параметров, принятых за основополагающие, и затем компиляция полученных результатов на разрабатываемом изделии. Фактически, любое инженерное решение сводится к небольшой модернизации уже существующей конструкции (так называемые разработки с малым риском), а нахождение принципиально нового решения является случайным результатом.
Научить видеть задачу во взаимосвязи с другими явлениями, формулировать её условия и убеждать в их правильности других участников разработки - такие цели остаются за гуманитарным образованием. Однако в современной высшей школе гуманитарное образование сводится к получению знаний по гуманитарным предметам. Самостоятельная работа вырождается в написание рефератов по заданной теме, т. е. описание уже существующего явления согласно официальной канве данной науки.
Фактически, навыки, данные гуманитарным образованием, позволяют инженеру составить научно-популярную статью по теме описательного характера, не делающую каких-либо выводов (ярким примером которой служит работа [2]). При поступлении такого выпускника на место работы приходится обучать его умениям:
- формулировать и убедительно излагать свои соображения по данному вопросу;
- не ограничивать себя дополнительными (не заданными возможностями технологии) условиями;
- при решении упрощенной частной задачи представлять её только как часть исходной в связи с другими явлениями.
Эффективнее такая работа будет проводиться в рамках гуманитарного образования в высшей школе, и для успешного её завершения необходимо научить студента рассуждать и делать выводы о незнакомом явлении.
Для решения данной задачи предлагается заменить выполнение рефератов по каждой гуманитарной науке единым, рассчитанным на всё время обучения проектом по гуманитарным предметам. Суть проекта -исследование какого-либо (но одного и того же) общественного явления с позиций каждой изучаемой гуманитарной науки с выводом о степени его полезности для общества и предложений по его усовершенствованию.
Аналогичный способ применялся при проведении производственной практики студентов и представлял собой решение определённой инженерной задачи с позиции различных технических служб. Целью было показать невозможность получения единого оптимального решения с точек зрения разных служб и отделов даже с применением одного и того же алгоритма ТРИЗ и вынудить студентов к поиску приемлемого компромисса. Дополнительным эффектом была демонстрация необходимости учёта многообразия оказывающих на объёкт исследования факторов.
Библиографические ссылки
1. Методология научных исследований в авиа-и ракетостроении : учеб. пособие / В. И. Круглов, В. И. Ершов, А. С. Чумадин, В. В. Курицына. М. : Логос, 2011, 432 с.
2. Афанасьев И. Б., Воронцов Д. А. Мы - первые! М. : РТСофт, 2011, 352 с.
References
1. The methodology of scientific research in aviation and rocket construction: textbook / V. I. Kruglov, V. I. Yershov, A. S. Tchumadin, V. V. Kuritsyna. M. : Logo, 2011, 432 p.
2. Afanasiev, I. B., Vorontsov D. A. We are the first! M. : RTSoft, 2011, 352 р.
© Евтушенко Б. А., 2013