УДК 378.02
Дашкова Алена Карловна
старший преподаватель кафедры радиоэлектронных систем Института инженерной физики и радиоэлектроники Сибирского федерального университета [email protected]
Чурляева Наталья Петровна
доктор педагогических наук, профессор кафедры систем автоматического управления Сибирского государственного аэрокосмического университета [email protected]
АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Педагогическое исследование, включающее оценки пре-подавателей-экспертов, выявило направления адаптации будущих инженеров в вузе и позволило разработать аксиологическую модель профессиональной адаптации студентов инженерных специальностей на основе синтеза трех основных направлений: технического, гуманитарного и здоровьесберегающего. Адаптация студентов к будущей профессии в процессе обучения в вузе критически зависит от величины ценностного потенциала образования в вузе.
Ключевые слова: адаптация студентов, аксиологический подход, инженерное образование, ценностный потенциал образования.
Dashkova Alyona Karlovna
Senior Lecturer of the Department of Radio-Electronic Systems of the Institute of Engineering Physics and Radio Electronics of Siberian Federal University [email protected]
Churlyaeva Natalya Petrovna
Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Automated Control Systems of Siberian State Aerospace University [email protected]
AN AXIOLOGICAL MODEL OF THE VOCATIONAL ADAPTATION OF ENGINEERING STUDENTS
The given pedagogical study which includes the expertise by qualified expert-teachers has presented the directions of the adaptation of future engineers in a higher education institution and enabled us to construct an axi-ological model of vocational adaptation for engineering majors based on the three main directions: technical, humanitarian and health-friendly. The students’ adaptation to their future profession depends critically on the extent of the axiological potential of education in a given higher education institution.
Key words: students’ adjustment, axiological approach, engineering education, axiological potential of education.
Вопросам адаптации студентов в процессе обучения уделяется достаточно много внимания в педагогической науке. При этом рассмотрение проблемы адаптации будущих специалистов-профессионалов в образовательном процессе осложняется наличием разных видов адаптации (физиологической, психологической, социальной, и т.п.) и разных трактовок понятия адаптация.
Физиологическая адаптация связана с перестройкой систем организма: эндокринной, нервной, и др. (напр., [1, с. 84] и др.). Психологическая адаптация есть приспособление человека к условиям жизни на уровне психических процессов (напр., [2, с. 32] и др.). Социальная адаптация -процесс активного приспособления личности к условиям социальной среды и результат этого процесса (напр., [3, с. 109] и др.). Для студентов - будущих специалистов выделяется профессиональная адаптация, которая рассматривается, как профессиональное качество личности, имеющее сложную структуру и профессионально направленное (напр., [4, с. 64] и др.).
Процесс профессиональной адаптации студентов неразрывно связан с изменением ценностных установок студента, при этом в процессе обучения и профессионализации происходит эволюция от начальных установок, складывающихся под влиянием семьи, школы и общества, к установкам, зависящим от профессионализма и деятельности выпускника. В связи с этим представляется актуальным исследование образовательного процесса с точки зрения аксиологического подхода. В рамках этого подхода к образованию многими педагогами (напр., [5, с. 173] и др.) ранее рассматривались проблемы ценностных основ системы образования, соотношения профессионального и ценностно-смыслового измерения в пространстве личностного развития специалиста (напр., [6, с. 54] и др.).
При этом некоторым ценностям, например, профессиональному здоровью будущего специалиста, и специфике ее формирования при обучении на инженерных специальностях не уделяется должного внимания. А между тем эта важнейшая система ценностных ориентаций, направленная на сохранение здоровья, тесно связана с процессом адаптации и будущей профессиональной деятельностью. Этот аксиологический аспект, помимо прочего, также отражает степень адаптиро-
ванности студента, причем сама адаптация служит предпосылкой его успешного обучения в вузе, личностного развития студента и сохранения его здоровья.
Одним из авторов были проведены исследования, направленные на выявление основных направлений адаптации будущих инженеров [7, с. 122]. На первом этапе исследования были рассмотрены критерии адаптированности студентов инженерно-технических специальностей. Экспертная этих оценка критериев была получена в результате анкетирования 27 преподавателей Института инженерной физики и радиоэлектроники Сибирского федерального университета. Были проранжированы критерии по признаку значимости и важности для профессиональной подготовки и будущей профессиональной деятельности студентов. Ранжирование проводилось по 100-бальной шкале (от 0 до 100), 0 - низкая важность, 100 - высокая важность критерия.
Опираясь на мнение преподавателей-экспертов, были выявлены критерии адаптированно-сти к профессиональному образованию, профессионально-значимые качества, необходимые инженеру, их влияние на будущую профессиональную деятельность. Рассматриваемые критерии были сгруппированы по взаимосвязанным направлениям, значимым с точки зрения профессиональной подготовки и профессиональной деятельности будущих инженеров. Результат анкетирования позволил выделить в основных направлениях адаптации будущих инженеров не только техническую и гуманитарную, но и здоровьесберегающую составляющую. Данные направления взаимосвязаны и являются структурными элементами единого процесса адаптации.
Критерии технического направления включают успеваемость по дисциплинам профессионального цикла; активность и участие в научно-исследовательской работе (участие в конференциях, научной работе, в выполнении грантов и проектов и т.д.); мотивацию к обучению профессиональной деятельности и т.п. Критерии гуманитарного направления включают не только освоение гуманитарного цикла дисциплин, но и эмоциональный комфорт (условия жизни при обучении в вузе, совмещение учебной и трудовой деятельности и т.п.); удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами, профессиональной подготовкой (наличие квалифицированных преподавателей и т.п.), производственной практикой и т.п.
Что касается здоровьесберегающего направления, то оно отражает сформированность ценностной ориентации на профессиональное здоровье (ориентирование на здоровый образ жизни, рационализация процессов режима труда и отдыха, двигательной активности с учетом профессиональных требований, знание основ безопасности жизнедеятельности). Если первые два направления достаточно хорошо освещены в научной литературе, то здоровьесберегающее направление в лучшем случае рассматривается, как физиологический критерий здоровья. Мы рассматриваем данное направление, как социальный критерий, с выделением понятия профессионального здоровья.
В то же время в результате опроса экспертов было выявлено отсутствие четкого представления о профессиональном здоровье. Так 65% экспертов отнесли к этому понятию только физическое воспитание и занятия спортом; 48% - здоровый образ жизни и наличие двигательной активности; 72% - соблюдение режима труда и отдыха с учетом профессиональной деятельности; 17%
- профессиональное здоровье связали с безопасной деятельностью на производстве.
Анализ различных аспектов адаптации студентов позволил заключить, что процесс адаптации протекает в трёх основных сферах: а) в учебно-профессиональной деятельности; б) в общении; в) в самосознании. Названные сферы согласуются с видами адаптации, традиционно выделяемыми исследователями - учебной, социально-психологической, профессиональнопедагогической. На основе исследования была построена аксиологическая модель адаптации студентов технических специальностей, учитывающая три блока направлений, соответствующих разным видам адаптации.
Техническое направление (блок технических знаний на Рис. 1) соответствует традиционно выделяемой учебно-профессиональной адаптации, гуманитарный блок - социальнопсихологической адаптации, здоровьесберегающий блок - мотивационно-ценностной ориентации. Техническое направление включает овладение научно-теоретической базой знаний в процессе образовательной деятельности при условии достаточной величины ценностного потенциала образования. Для успешной адаптации студентов в данном направлении ценностный потенциал должен быть ориентирован на «включение» интеллектуальной, предметно-практической и творческой сфер личности студента. С учётом этого раскрывается содержание и алгоритм освоения ценностного потенциала в техническом направлении, его влияние на адаптацию студентов в ходе образовательного процесса.
>I>iI*ÍKOII í tlFIOÍ ХнСоциальный заказ Н* иЬ0иіьфГиСн}ііі±'Н0Н Н
Гт Ч Гл
ІоЬинЬоВЯННб ННХбШККЛАУШ*-
JFHP Цель: адаптации студентов к миру прос
_ ■ • гч
єфіІЄКСНЯ ЛгЮ QHO иЬоф ессно-ІІЄПРНОС1НГ
Образование i
IJdk>UD UVDoJ6HH3 _
Ценностный потенциал ■ ■ :
- флГа.гїїіІ:н>юші£Чіі,їН£їт^бразования '
єкінЬХегорк ouj!
ноЬьт
зессиональных ценностей для развития и саморазвития
- ндіііБ’-лТім Тон BFÍyjQoirci
Направления ..
&QHO- Блок технических знаний (учебно-профессиональная ЮНШ адаптация) К
їЬехнгієскон oarjpi .шзншї іоЬинЬовзннє нэллно
- фоЬ] ы сщ
- Ьєфі Ьрі .л сзио<
Блок гуманитарных знаний 41Блок здоровьесберегающих (социально-психологическая знаний (мотивационно- РТиИ адаптация) ценностная ориентация) .
нзвпкягон н спосоояин ооШенна
- лт тесные КОЇІИХННКЗХНВНРМН
Содержание
СНСІС - OF1IS
Адаптация студентов к учебнопрофессиональной деятельности, их творческое
- ■ самосовершенствование -
Адаптация студентов к Адаптация и приобщение
социально-психологическим Ь студенгов к культуре
требованиям среды професионального здоровья для
Адаптация и приобщение _ активно-результативной -студентов к культуре _ профессиональной деятельности
--------р_________________________I______________________
СЗ ИОССВ ЄЬПКНСІВОВЗННЄ
Алгоритм освоения
Л'.Ши/'ЛН.Г 1Г7 ТТ>г\Тч_1^
- формирование научнотеоретической базы знаний
- мотивация на саморазвитие в учебно-профессиональной деятельности:
- рефлексия учебно-профессио-нальных ценностей
- формирование интеллектуальной, профессиональной и творческой самостоятельности ■
- овладение коммуникативными
навыками и способами общения в социуме;
- ценностная ориентация в системе отношений в социуме
- мотивация для выработки умения и навыков социальных
норм:
- формирование жизненно-про-ектируемых образов поведения
- овладение понятийнознаковой системой ценностей профессионального здоровья;
- мотивация на саморазвитие и
самосовершенствование культуры здоровья;
- рефлексия ценностей здоровья
и себя в их мире:
- формирование и развитие культуры профессионального здоровья
nbo<
ubo
ОДэихайнн) 1 зйзшаШн)
' РЕАЛИЗАЦИЯ
(^^1^ЛМП.Т1ЬпгЬсГГТ1ПМ<ГТРи(1М | I ГПГИПЛ ТРИ П-1 ТГТГ^ГП ТПТ млсгргнут
обучение. воспитание, развитие, самопознание, самообучение, самовоспитание, саморазвитие
студентов через учебно-профессиональную деятельность, социализацию, самосовершенствование и самореализацию в профессиональной деятельности
HyiiWiicHira
Е
результат: успешная адаптация личности к миру профессиональных ценностей и активная
ценностно -ориентированная позиция
jp: у'Зшіугїнн сіАїїенхсв к инЬХ пЬоФєоснонішрнре гїенносіен “ifiM їжї
Рисунок 1. Модель адаптации студентов к профессиональному образованию на
основе аксиологического подхода
Выделенные направления адаптации (техническое, гуманитарное, здоровьесберегающее) сопровождаются комплексным формированием ценностного отношения к различным отраслям научного знания, к общественным явлениям, к здоровью, к природе как естественной среде обитания и т.д. В процессе исследования было определено содержание рассматриваемых направлений адаптации, выработана последовательность освоения профессиональных ценностей, представленного в виде алгоритма освоения, пути реализации и результата адаптации студентов технических специальностей.
В исследовании выявились некоторые особенности ценностного потенциала образования. Так, во многих странах ценность высшего образования рассматривается, в первую очередь, как ценность отдачи от будущей профессиональной деятельности, и реже, как ценность другого рода, напр., как одна из институций, наиболее эффективно формирующая социальный капитал (напр., [8, с. 211]; [9, с. 625]) и т.п. В России, в отличие от этих стран, для большинства образование само по себе имеет ценность, а любое образовательное учреждение - достаточный ценностный потенциал, вне зависимости от качества получаемого образования, профессионализма выпускника, его трудоустройства по профессии и т.д. В нашем исследовании ценностный потенциал образования только тогда достигает достаточной величины, когда он обеспечивает процесс и результат приобщения личности к профессиональным ценностям.
С аксиологической точки зрения целью использования ценностного потенциала образования является адаптация личности к миру ценностей для ее развития и саморазвития. В нашей концепции на первый план выходит профессиональная адаптация, и не образование само по себе, а получаемая в результате образования профессия должна выступать, как основная ценность образования. При этом помимо проблемы трудоустройства выпускника по профессии возникает проблема качественного инженерного образования [10, с. 133]. Другой проблемой является проблема сохранения такой важной ценности, какой, согласно нашей концепции, является профессиональное здоровье, без которого невозможна профессиональная деятельность. Здоровье обеспечивает человеку не только комфортное существование, но и работу по профессии, а качественное образование - получение профессии, как реальной ценности, дающей возможность человеку самореализовываться.
Содержание реализации ценностного потенциала в техническом направлении мы определяем как профессиональную адаптацию и полноценное включение студентов в учебнопрофессиональную деятельность для обеспечения их самосовершенствования через целенаправленную учебно-профессиональную и творческую деятельность. Алгоритмом его освоения является формирование научно-теоретической базы знаний; рефлексия учебно-профессиональных ценностей и себя в их мире; мотивация на саморазвитие в учебно-профессиональной деятельности; формирование интеллектуальной, профессиональной и творческой самостоятельности.
В рамках гуманитарного направления образование обеспечивает социализацию личности, выполняющую важную экономическую, социальную и культурную общественные функции [11, с. 32]. Трактовкой его содержания является адаптация студентов к социально-психологическим требованиям среды, формирование отношения к коммуникативным ценностям для развития навыков творческой жизнедеятельности в рамках общественной системы связей. Алгоритмом освоения является овладение коммуникативными навыками и способами общения в социуме; ценностная ориентация в системе отношений в социуме, мотивация для выработки умений и навыков в части следования социальным нормам; формирование жизненно-проектируемых образцов поведения.
В контексте трактовки образования с учетом здоровьесберегающего направления профессиональное здоровье предстаёт не только как личная, но и общественная ценность. Подобные трактовки (напр., [12, с.108] и др.) сосредоточиваются на процессах гармонического развития личности, её совершенствования как духовно-нравственного субъекта познания. Мы акцентируем содержание ценностного потенциала образования в этом направлении, как приобщение личности к культуре профессионального здоровья для активно-результативной профессиональной деятельности и её ориентации на самосовершенствование и самосознание. Поэтапное включение личности в углубляющийся процесс самосовершенствования достигается посредством такого алгоритма освоения, как овладение понятийно-знаковой системой ценностей профессионального здоровья; рефлексия ценностей здоровья и себя в их мире; мотивация на саморазвитие и самосовершенствование культуры здоровья; формирование и развитие культуры профессионального здоровья через самосознание.
Пути реализации ценностного потенциала образования, учитывающие рассматриваемые направления, осуществляются в интегрированном процессе обучения, воспитания, развития, самопознания, самообучения, самовоспитания, саморазвитие студентов через учебно-
профессиональную деятельность, социализацию, самосовершенствование и самореализацию в профессиональной деятельности. Результатом должна стать успешная адаптация личности к миру профессиональных ценностей и активная ценностно-ориентированная позиция.
Подводя итог исследованию, можно сделать следующие выводы.
1. Профессиональная адаптация студентов технических специальностей включает три направления: техническое, гуманитарное и здоровьесберегающее.
2. Процесс профессиональной адаптации неразрывно связан с процессом изменения ценностных установок студента.
3. Позитивное изменение ценностных установок обеспечивается достаточной величиной ценностного потенциала образования - совокупностью образовательных ресурсов, способствующих адаптации личности к ценностям профессиональной деятельности, коммуникативным ценностям, приобщению к ценностям профессионального здоровья, формированию ее ценностных ориентаций.
Ценностный потенциал образования должен включать систему целей и учитывать три блока направлений адаптации (техническое, гуманитарное и здоровьесберегающее), их содержание, алгоритмы освоения и способы их реализации. Это позволит обеспечить адаптацию личности к ценностям профессиональной деятельности, полноценное включение в образовательный процесс и её становление как гармонично развитой творческой индивидуальности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Павлов И.П. Избранные труды. М., 1951. Т. 2.
2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.
3. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сла-стенина. М., 2002.
6. Вершинина Л.В. Аксиологическое пространство образования: ценностное сознание учителя: монография. Самара, 2003.
7. Дашкова А.К., Зандер Ф.В. Социально-педагогическое ориентирование студентов на здоровый образ жизни в техническом вузе // XLI Неделя науки СПб ГПУ: материалы науч.-практ. конф. с международным участием. СПб., 2012. Ч. 11.
8. Rossin D., Hyland T. Group Work Based Learning within Higher Education: An Integral Ingredient for the Personal and Social Development of Students // Mentoring & Tutoring. 2003. Vol. 11. № 2.
9. Totterman A., Wulff G. What a social capital perspective can bring to the understanding of information sharing in a university context // Information research. 2007. Vol. 12. № 4.
10. Чурляева Н.П. The four phases of Russian Engineering Education in the era of social experiments // International Education Studies. 2013. Vol. 6. № 2.
11. Ихсанов Р.Ф. Социальные ожидания в структуре адаптации: учеб. пособие. Самара, 2004.
12. Рогова Р.М. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентации личности. М., 1996.