М. А. Быкова. К вопросу формирования понятия «экономико-математическая компетентность»
УДК 378.047:519.86
DOI: 10.18101/1994-0866-2018-1-13-20
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ»
© Быкова Мария Александровна
кандидат экономических наук, доцент, Иркутский государственный аграрный университет Россия, 664038, Иркутская обл., пос. Молодежный, 1/1 Е-mail: krivcova_mar@mail.ru
В данной статье рассматривается проблема формирования экономико-математической компетентности студентов высших учебных заведений, определена сущность этого понятия. Анализ понятий «компетенция» и «компетентность» проводился путем сравнения существующих трактовок отечественными и зарубежными педагогами. Определена сущность компетентностного подхода и понятия «профессиональная компетентность». Выявлена взаимосвязь понятий «компетенция», «компетентность», «компетентностный подход», «профессиональная компетентность». Рассмотрены понятия математической и экономической компетенции. Сформулированы цели и задачи формирования экономико-математической компетентности студентов. Определены структурные компоненты экономико-математической компетенции.
Ключевые слова: компетенция; компетентность; компетентност-ный подход; профессиональная, математическая, экономическая и экономико-математическая компетентность.
Произошедшие изменения в общественной и социально-экономической жизни России, вызванные как глобальными общемировыми тенденциями, так и локальной внутренней российской спецификой, потребовали реорганизации всей системы образования — от школы до вуза.
Прежде всего изменения коснулись целей образования: переход от предметной ориентированности знаний, умений и навыков (ЗУН) в определении целей обучения дисциплинам к универсальным учебным действиям в школе и к компетенциям в среднем профессиональном и высшем образовании. Корректировка целей (зачем учить) естественным образом приводит и к корректировке всех остальных компонентов — кого, чему и как учить.
Переход к новым формам экономических отношений во всех сферах жизнедеятельности человека — быту, культуре и производстве — определяют и приоритетное развитие экономической составляющей образования. Математика же является основой всех экономических дисциплин, поэтому ее изучение актуально в любом экономическом профиле. При этом деятельность студента, а в дальнейшем выпускника вуза, в большей степени зависит от его знаний и умений по экономическим и математическим дисциплинам, применения этих знаний в реальной жизни, которые в настоящее время носят преимущественно теоретический характер, не связанный с требованиями конкретных жизненных ситуаций [7].
Желание улучшить образованность нацелено на разрешение практических задач, отечественное образование было и остается направленным на соединение у учащихся системы узко предметных научных знаний и надлежащих умений. Необходимость акцентировать внимание на формирование понятия «экономико-математическая компетентность» объясняется тем, что использование математических знаний, умений и навыков у подавляющего большинства людей связано с решением всевозможных экономических задач [1]. Однако при всей важности имеющихся исследований проблема формирования экономико-математической компетенции выпускников вузов до конца не изучена.
На основе проведенного научного анализа понятий были отобраны «компетенция» и «компетентность». Определение «компетенция» А. В. Хуторским основывается на том, что наличие определенных качеств личности, необходимых для качественной продуктивной жизнедеятельности, — это и есть понятие «компетенция» [6]. Понятие «компе-
М. А. Быкова. К вопросу формирования понятия «экономико-математическая компетентность»
тентность» наиболее полно сформулировал В. П. Симонов. «Компетентность» рассматривается им как синтезированная способность человека решать возникающие проблемы и задачи благодаря тем знаниям, умениям и собственному опыту, которые были получены им не только в процессе обучения в вузе, но и в жизни [2].
Внедрение компетентностного подхода в систему российского образования потребовало пересмотра требований к уровням и качеству образования в целом. Стало необходимым привести в соответствие требования, предъявляемые к выпускникам, высшими учебными заведениями и работодателями, которые нашли свое отражение в новой системе стандартизации. Соответствие полученного высшего образования заявленным требованиям работодателей — это уже «профессиональная компетентность». В. Д. Симоненко видит ее как объединенную характеристику качеств человека, необходимых и достаточных для выполнения требуемой работы, которая влияет на развитие предприятия посредством качественного принятия решений [3]. Также известно, что «экономическая компетентность» формируется на знаниях, умениях и навыках, необходимых для решения возникающих экономических ситуаций в различных направлениях жизнедеятельности человека. «Математическая компетентность» — это желание и подготовленность использовать математические знания, умения и навыки в повседневной жизни (в быту, культуре, производстве). Фундаментальность математических знаний выпускника вуза проверяется в его умении применять их в нестандартных жизненных ситуациях.
Взаимосвязь важных определений «компетенция», «компетентность», «компетентностный подход», «профессиональная компетентность» представлена на рис. 1.
ОЧ
Рис. 1. Взаимосвязь определений «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность»
и «компетентностный подход»
М. А. Быкова. К вопросу формирования понятия «Экономико-математическая компетентность»
На основании вышеизложенного экономико-математическая компетентность человека — это интегрированная характеристика, отражающая желание и возможность человека применять экономические и математические знания, умения и навыки в различных сферах жизнедеятельности — быту, культуре, производстве.
На рис. 2 представлена картина возникновения экономико-математической компетенции.
I
Рис. 2. Экономико-математическая компетенция
Структурные компоненты экономико-математической компетенции представлены на рис. 3.
Экономико-математическая компетенция
Рис. 3. Структурные компоненты экономико-математической компетенции
Под формированием экономико-математической компетентности нами понимается процесс приобретения человеком (будущим выпускником) экономических и математических знаний, умений, навыков, определяющих продуктивность его деятельности в различных сферах; становление и увеличение постоянного желания использовать полученные знания, умения и навыки; знать, соблюдать и защищать собственные права и обязанности в ситуациях, требующих их применения.
Литература
1. Дулатова З. А., Юркшене Е. М. О формировании экономико-математической компетентности // Молодой ученый. 2011. №12, Т. 2. С.156-159.
2. Симонов В. П. Педагогика и психология высшей школы: инновационный курс для подготовки магистров: учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 2015. 319 с.: ил.
3. Симоненко В. Д. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов. М.: Вентана-Граф, 2005. 368 с.
М. А. Быкова. К вопросу формирования понятия «экономико-математическая компетентность»
4. Смородинова М. В. Многообразие подходов к определению понятий «компетентность» и «компетенция» // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). Уфа: Лето, 2013. С. 16-18.
5. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 19351940 (4 т.).
6. Хуторской А. В., Хуторская Л. Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования. Гродно: Изд-во ГрГУ, 2015. С. 61-83 [Электронный ресурс]. URL: http://www.khutorskoy.ru (дата обращения: 20.02.2018).
7. Шунайлова С. А. Формирование экономико-математической компетенции будущих менеджеров в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2009. 174 с.
THE PROBLEM OF FORMING THE CONCEPT OF ECONOMIC-MATHEMATICAL COMPETENCE
Maria A. Byikova
Cand. of Sci. (Economics), A/Prof,
Irkutsk State Agrarian University
1/1 Molodezhny Village, Irkutsk Region 664038, Russia
E-mail: krivcova_mar@mail.ru
The article deals with the problem of students' forming the economic and mathematical competence in higher education institutions. The author defines essence of this concept. The analysis of the concepts «competency» and «competence» was carried out by comparing existing explanations of concepts by specialists in Pedagogy in Russia and abroad. The essence of the competence approach and the concept of «professional competence» are considered. The interrelation of the concepts «competency», «competence», «competence approach», «professional competence» is revealed. The concepts of «mathematical» and «economic» competence are con-
sidered. The goals and tasks of forming the students' economic and mathematical competence are formulated. Structural components of economic and mathematical competence are defined.
Keywords: competency; competence; competence approach; professional, mathematical, economical and economic-mathematical competencies.