Е.Е. Старновская
аспирант, ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г.Чернышевского»
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО ПОНЯТИЯ «АВТОНОМНОСТЬ ЛИЧНОСТИ»
Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования научного понятия «автономность личности», раскрываются морфологическая особенность корня понятия, взгляды ученых на понимание автономности личности и его составляющих, дается определение автономности личности.
Ключевые слова: автономия, автономность личности.
Е.Е. Starnovskaya, Zabaikalsky State Humanitarian-Pedagogical University
TO THE QUESTION OF SCIENTIFIC CONCEPT "PERSONAL AUTONOMY"
Abstract. The article deals with the formation of the scientific concept of "personal autonomy", reveals morphological feature of the concept's root and views of scientists on the personal autonomy and its components, provides definition of personal autonomy.
Keywords: autonomy, personal autonomy.
Развитие информационных технологий, ускорение темпа жизни, глобализация различных сфер экономики в современных условиях привели к существенным изменениям в жизни человека. Такое преобразование современной действительности улучшило не только качество жизни, но и дало возможность человеку развить качества, способности и умения для эффективного осуществления своей жизнедеятельности и самореализации в обществе. К тому же, современное общество посредством СМИ создает социальный образ человека, который должен обладать соответствующим набором определенных характеристик, включающим в себя способность самостоятельно ставить перед собой цели и стремиться реализовать их, умение в процессе своей жизнедеятельности осуществлять свободный выбор в любой ситуации, уверенность в себе и независимость. В связи с этим в современном обществе на передний план выходят характеристики человека, указывающие на его личностную автономность. В научной литературе формируется понятие «автономность личности».
Понятие личностной автономности только начало обретать свой статус в научной литературе. Занимаясь изучением литературы, отметим частое использование в исследовательских работах и трудах двух понятий - «автономии» и «автономности». Обращаясь к морфологии этих понятий, определим, что в их основе лежит корень «ав-тоном», что в переводе с греческого означает «авто» - сам, а «ном» («номос») - закон, т.е самоуправление, независимость. Отсюда следует, что эти два понятия являются однокоренными, и, учитывая период их формирования, отметим, что слово «автономность» стало производной слова «автономия», а значит, содержит в себе сущность этого понятия.
Первоначально понятие «автономия» являлось показателем государственной власти, территории, организаций или же, определяло закономерность какого-либо яв-
ления. Через несколько десятилетий во многих словарях оно обрело более широкий смысл, где конкретизировались отдельные его признаки и появились указания на отнесенность понятия к личности и направленность на нее. Так, относящееся к политике по своему происхождению понятие автономии развилось из рудиментарного понятия, связанного с независимостью древнегреческих городов-государств, и превратилось в понятие, характеризующее «авто(само (эе10)номного(задающего правила (ruling)) индивида» [3].
В научных источниках наиболее часто стали встречаться такие трактовки, как своезаконие, самоуправление (саморегуляция, самодетерминация) человека, независимость его от извне данных норм, а также самоопределение и отделение его от других людей [6]. Кроме того, различные словари стали рассматривать автономию, как самостоятельность, определяемость какого-либо явления его внутренним законам; внутреннее чувство зависимости человека только от самого себя, способность в определенной степени управлять событиями, влияющими на его собственную жизнь [8, 9]. Из вышеизложенного следует, что автономия, являясь многосторонним явлением, включает в себя не только показатели суверенности государственной власти, территорий, учреждений, ведомств, но и отдельно взятой личности. Определение понятия стало шире и, уже имея прямое отношение к личности, осознается, как способность человека закреплять за собой право на самоуправление, самоопределение, самостоятельность, независимость от внешних обстоятельств и способность управлять событиями, влияющими на ее жизнь.
Позже от понятия «автономия» образовалось производное слово - «автономность», имеющее более широкое значение, чем его корень и сохранившее его смысловую нагрузку. Поэтому зарубежные научные словари «автономность» до сих пор де-финируют как «autonomy - possession of autonomy», что в переводе означает «автономность - это обладание, владение автономией» и вместе с тем, понятие объясняется и поясняется набором других определений, таких как «isolation autonomy - изолированная автономия», «independence» - независимость, «self régulation» - саморегулирование, «lack of control» - без контроля, неконтролируемый, «non interacting, non interaction» - не взаимодействующий, без взаимодействия [8, 9].
Заинтересованность в данном понятии среди зарубежных представителей научного мира возрастала, стали появляться новые определения «автономности». К примеру, по взглядам Грэйс Крайг, Дона Бокума автономность «выступает в качестве одного из сильных желаний действовать самостоятельно, уметь управлять физическим и социальным окружением, быть компетентным и успешным» [1]. Авторами утверждалось, что это есть некая степень свободы действий человека в принятии решений относительно выполнения заданий и контроля, в значительной степени определяющая чувство его ответственности [4]. В отличие от своих соотечественников, Л. Хьел и Д. Зиглер в своем научном труде определяли понятие с другой точки зрения. В их работе автономность явилась внутренним чувством зависимости только от себя самого. По их мнению, у человека есть способность управлять разными событиями, в том числе, влияющими на собственную жизнь [10]. Хотя эти определения несут в себе разный подход к понятию, однако мы можем утверждать, что авторы сходятся во мнении, что автономность - это внутреннее чувство человека, позволяющее ему действовать са-
мостоятельно, зависеть только от себя и управлять внешними обстоятельствами.
Идеи близкие зарубежным ученым прослеживаются и в отечественной научной литературе. В психологическом контексте чаще всего под автономностью ученые деятели понимают личностную характеристику, дающую человеку возможность самостоятельно выбрать те принципы, нормы, действия, которые ему необходимы в процессе жизнедеятельности. Эта характеристика личности способствует человеку в самоопределении своих позиций, стремлении к самостоятельности, ответственности, инициативности и креативности [2]. Более того, эта характеристика, по мнению отечественных ученых, также способна сформировать в личности независимость и самоопределение своих позиций и возможность самостоятельного выбора собственных принципов, норм, образцов мышления деятельности, и в то же время иметь право автономно осуществлять власть в пределах предоставленных возможностей [5]. Однако отечественный философский словарь отмечает, что это может проявляться лишь в условиях обособленности человека от социального контекста, выделяя автономность как феномен дистанцирования личности от общества, становление которого проходит в два этапа: первый - исходное выделение человека из природы (автономность социума и нулевой цикл формирования автономности), второй этап - это выделение индивида из рода (индивидуальная автономность, собственно автономность) [7]. С аналогичной позицией «автономность» рассматривается в педагогической научной литературе. Ее определяют как обособленность личности в самоопределении своих жизненных принципов и норм и самостоятельность в их выборе [5]. Таким образом, для проявления человеком одной из личностных характеристик - автономности, необходима обособленность его от внешних обстоятельств. Однако, по нашему мнению, эти позиции требуют пояснения, поскольку человек является частью той действительности, в которой находится, и в случае полного обособления от внешней реальности, человек теряет свою роль, как субъекта общества, не смотря на то, что обретает полную автономность.
Из вышесказанного следует, что понятие «автономность» являет собой сложную смысловую структуру, отражающую сущностные признаки, как его корня «автономия», так и собственные важные характеристики. Автономность основывается на личностной свободе, самоуправлении, суверенитете, независимости, ответственности, самоуверенности и пр. Являясь «внутренним стержнем» человека, она позволяет ему обособиться, дистанцироваться от социального контекста в утверждении своей индивидуальности, сохранении собственной жизненной стратегии в разных ситуациях, оставаясь, при этом приверженным своим взглядам, позициям, нормам и ценностям.
Преобразования действительности и создание обществом нового образа человека привели к формированию нового понятия в научном понимании «автономности личности». Сегодня это понятие определяет важную в современном мире характеристику личности, подразумевающую самостоятельность, ответственность, уверенность, независимость, свободу личности в суждениях, мыслях, свободном выборе собственных принципов, норм, образцов мышления, целей и реализации их в процессе жизнедеятельности. С нашей точки зрения, человек, обладающий данной личностной характеристикой, имеет все шансы на успешное существование в реальной действительности, сохраняя при этом свою автономность.
Список литературы:
1. Грейс Крайг, Дон Бокум. Психология развития. 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005.
944 с.
2. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология [эл. ресурс] URL: http://kpip.kbsu.ru/eluch/vozr_psih.doc (дата обращения 19.02.2012 ).
3. Леонтьев Д.А. От симбиоза и адаптации к автономии и трансценденции // Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества / под ред. Е.И. Яцуты. Кемерово: ИПК "Графика", 2002. С. 3-34.
4. Ньюстром Д., Дэвис К. Организационное поведение. Изд.: Питер-Юг, 2000.
448 с.
5. Петров А. В. Автономность личности как право на принятие решения // Журнал «Государство и право». 2006. - №1. - С. 18.
6. Психология человека в современной литературе. Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г. Изд.: «Институт психологии РАН», Москва, 2009.
7. Словари и энциклопедии на Академике. Автономия [Эл.ресурс] URL : http://dic.academic.rU/dic.nsf/history_of_philosophy/6/%D0%90%D0%92%D0%A2%D0%9E %D0%9D%D0%9E%D0%9C%D0%98%D0%AF (дата обращения 20.02.2012).
8. Толковый словарь русского языка Ушакова. Автономия [Эл. ресурс] URL:http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A2%D 0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%A3%D1%88%D0%B0%D0%BA%D0 %BE%D0%B2%D0%B0/~%D0%90/6/ (дата обращения 20.02.2012).
9. Все слова. Толковые словари и энциклопедии он-лайн. Автономия [Эл.ресурс] URL: http://www.vseslova.com//search/?word=%E0%E2%F2%EE%ED%EE%EC%E8%FF&select =brokgauz_efron4 (дата обращения 21.02.2012).
10. Хьел Л., Зиглер Д. Теория личности. СПб.: Питер, 2003. 608 с.
List of references:
1. Grace Craig, Don Bokum. Psihologiya razvitiya. St. Petersburg. Peter, 2005. 940 p.
2. Kagermazova L.Ts. Developmental Psychology [el. resource]. URL: www.kpip.kbsu.ru/eluch/vozr_psih.doc
3. Leontiev D.A. From symbiosis, and adaptation to the autonomy and transcendence // Personality in the Modern World: From survival strategies to the strategy zhiznetvorchestva, 2002, P. 3-34.
4. Nyustrom D., Davis K. Organizational behavior. Peter-South, 2000. 448 p.
5. Petrov A.V. Autonomy of the individual as the right to make decisions // Journal «Government and law». 2006. № 1. P. 18
6. Human psychology in contemporary literature. All-Russian scientific conference devoted
to 120th anniversary of S.L. Rubinstein, 15-16 October 2009 Ed. «Institute of Psychology RAS», Moscow, 2009.
7. Dictionaries and encyclopedias on academics. Autonomy [El.resource] URL: (20.02.2012)
8. Dictionary of Russian Ushakov. Autonomy [El. resource] URL: (20.02.2012)
9. All of these words. Dictionaries and encyclopedias online. Autonomy [El. resource] URL: http://www.vseslova.com//search/?word =% E0% E2% F2% EE% ED% EE% EC% E8% FF & select = brokgauz_efron4 (21.02.2012)
10. Heil A., Zeigler D. Theory of personality. SPb. Peter, 2003. 608 p.