Научная статья на тему 'Особенности ответственности, суверенности психологического пространства и автономности у юношей с разной степенью самостоятельности'

Особенности ответственности, суверенности психологического пространства и автономности у юношей с разной степенью самостоятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1282
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СУВЕРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА / АВТОНОМНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ЮНОШИ / RESPONSIBILITY / THE SOVEREIGNTY OF THE PSYCHOLOGICAL SPACE / AUTONOMY / SELF-DEPENDENCE / YOUNG MEN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гроголева О. Ю.

В статье представлен анализ особенностей ответственности, суверенности психологического пространства и автономности личности у юношей с разной степенью самостоятельности. Основной задачей исследования являлось сравнение структуры ответственности, компонентов суверенности психологического пространства и уровня «автономности-зависимости» у студентов с низким, средним и высоким уровнями самостоятельности. В ходе проведенного исследования было установлено, что отдельное проживание от родителей и финансовая независимость в юношеском возрасте способствует проявлению таких субъектных качеств личности, как ответственность и автономность. Юноши с высокой степенью ответственности, в отличие от других групп респондентов, склонны контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство, занимают активную социальную позицию, умеют налаживать новые контакты и поддерживать уже существующие связи с окружающими людьми

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гроголева О. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of responsibility, the sovereignty of the psychological space and autonomy of the young men with varying degrees of self-dependence

The paper presents the analysis of the characteristics of responsibility, the sovereignty of the psychological space and autonomy of young men with different degrees of self-dependence. The main objectives of the study are to compare the structure of responsibility, the components of the sovereignty of psychological space and the level of "autonomy-dependence" for students with low, medium and high levels of self-dependence. In the course of study it was found that a separate residence from their parents and financial independence in juvenile age contribute to the manifestation of subjective characteristics such as personal responsibility and autonomy. Young men with a high degree of self-dependence in contrast to other groups of respondents tend to control, protect and develop their psychological space, have an active social position, are able to establish new contacts with other people and to maintain the existing links

Текст научной работы на тему «Особенности ответственности, суверенности психологического пространства и автономности у юношей с разной степенью самостоятельности»

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2013. № 2. С. 14-22.

УДК 159.9.07

О. Ю. Гроголева

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, СУВЕРЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И АВТОНОМНОСТИ У ЮНОШЕЙ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

В статье представлен анализ особенностей ответственности, суверенности психологического пространства и автономности личности у юношей с разной степенью самостоятельности. Основной задачей исследования являлось сравнение структуры ответственности, компонентов суверенности психологического пространства и уровня «автономности-зависимости» у студентов с низким, средним и высоким уровнями самостоятельности. В ходе проведенного исследования было установлено, что отдельное проживание от родителей и финансовая независимость в юношеском возрасте способствует проявлению таких субъектных качеств личности, как ответственность и автономность. Юноши с высокой степенью ответственности, в отличие от других групп респондентов, склонны контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство, занимают активную социальную позицию, умеют налаживать новые контакты и поддерживать уже существующие связи с окружающими людьми.

Ключевые слова: ответственность; суверенность психологического пространства; автономность; самостоятельность; юноши.

O. Yu. Grogoleva

Omsk F. M. Dostoevsky State University

FEATURES OF RESPONSIBILITY, THE SOVEREIGNTY OF THE PSYCHOLOGICAL SPACE AND AUTONOMY OF THE YOUNG MEN WITH VARYING DEGREES OF SELF-DEPENDENCE

The paper presents the analysis of the characteristics of responsibility, the sovereignty of the psychological space and autonomy of young men with different degrees of self-dependence. The main objectives of the study are to compare the structure of responsibility, the components of the sovereignty of psychological space and the level of "autonomy-dependence" for students with low, medium and high levels of self-dependence. In the course of study it was found that a separate residence from their parents and financial independence in juvenile age contribute to the manifestation of subjective characteristics such as personal responsibility and autonomy. Young men with a high degree of self-dependence in contrast to other groups of respondents tend to control, protect and develop their psychological space, have an active social position, are able to establish new contacts with other people and to maintain the existing links.

Keywords: responsibility; the sovereignty of the psychological space; autonomy; self-dependence; young men.

Современный мир все больше требует от молодежи проявления субъектной позиции. При этом формирование подрастающего поколения происходит в эпоху перехода от коллективистической культуры к западной модели, предполагающей высокую степень авто-

© Гроголева О. Ю., 2013

номности и индивидуализма. В связи с этим большое значение приобретает изучение тех аспектов, от которых зависит характер развития субъектных свойств личности. Учитывая тот факт, что период юношества связан со становлением материальной и социальной

самостоятельности, мы сделали предположение, что особенности суверенности психологического пространства, ответственности и психологической автономии могут стать психологическими факторами проявления самостоятельности в поведении юношей.

В качестве критериев самостоятельности нами были выбраны характер территориальной близости с родителями (совместное или раздельное проживание) и основной источник дохода (собственная работа или материальное обеспечение родителями).

По Л. И. Дементий, ответственность -«свойство личности как субъекта жизнедеятельности, проявляющееся в ее способности соотносить необходимое и желаемое социально требуемым и личностно-оптимальным способом» [2, с. 13]. Описывая категорию ответственности, большинство авторов выделяют в ней три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенчески-результатив-ный. Эти параметры подробно описаны и проанализированы Л. И. Дементий.

Итак, когнитивный компонент включает в себя следующие составляющие:

• осознание сущности ответственности как личностной характеристики;

• прогнозирование результатов своей деятельности;

• осознание готовности прийти на помощь другому в ответственной ситуации;

• осознание готовности идти на риск ради достижения результата.

Данный компонент чаще всего принимается во внимание многими авторами при анализе феномена ответственности. Его сущность состоит в том, что личность осознает, за что она должна отвечать, оценивает собственные возможности и на основе этого принимает определенные решения.

Эмоциональная сторона ответственности представлена в работе Л. И. Дементий в следующих параметрах:

• эмоциональное отношение к принятию новых обязанностей;

• эмоциональное отношение к обещаниям;

• эмоциональное отношение к трудностям;

• переживание в ситуации невыполнения деятельности;

• переживание за качество деятельности .

Необходимость соотнесения требуемого

и желаемого, «базальная потребность поддержать свое самоуважение в момент принятия ответственности» обязательно рождают

эмоциональную реакцию как составляющую акта принятия ответственности.

Параметры поведенчески-результативно-го компонента следующие:

• качественное выполнение деятельности;

• временное обеспечение деятельности;

• преодоление трудностей;

• обеспечение условий деятельности;

• доведение деятельности до получения результата;

• самостоятельность [2].

Как отмечает Л. И. Дементий, ни один из перечисленных параметров ответственности не отражает ее в целом, раскрывая лишь часть содержания того или иного компонента. Ответственность нельзя представить как сумму составляющих ее сторон, ответственность -это сложная развивающаяся в ходе онтогенеза человека система, одна из важнейших основ его личности [2]. Мы склонны разделять мнение Л. И. Дементий и представителей омской школы изучения ответственного поведения, согласно которому ответственность в немалой степени определяет качество деятельности и жизнедеятельности человека и в конечном счете - степень удовлетворенности от собственной жизни. Генезис ответственности непосредственно связан с развитием системы психологических границ личности, которая состоит в возможности саморазвития и саморегуляции на всех уровнях индивидуальности.

В настоящий момент обширная методологическая база феномена суверенности разработана в концепции С. К. Нартовой-Боча-вер. Под психологической суверенностью автор понимает «... способность человека контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство, основанную на обобщенном опыте успешного автономного поведения. Психологическая суверенность представляет собой форму субъективности человека и позволяет в разных формах спонтанной активности реализовать потребности» [3, с. 160]. Психологическая суверенность является важным показателем состояния границ психологического пространства личности и проявлением свойств субъектно-сти. К. А. Абульханова-Славская отмечает, что понятие суверенности во многом пересекается с категорией субъектности, к проявлениям которой относят активность, ответственность, внутреннюю свободу, саморегуляцию и др. (цит. по: [1]).

В рамках изучения проблемы становления субъектности и психологической суверенности особое внимание уделяется механизмам этого становления, к которым, в частности, относятся автономия и сепарация. Автономность определяется нами в рамках данной работы как способность самостоятельно принимать решения и реализовывать их; владение своим поведением, способность обеспечить постановку, планирование и реализацию целей субъектом, находящимся в системе социальных отношений, т. е. как «способность самостоятельно принимать решения и реализовывать их на основе целеполагания, планирования, волевой регуляции и произвольности поведения в системе социальных и межличностных отношений, деятельности» [6, с. 315].

По мнению Г. С. Прыгина, в «понятии “автономность” реализуется единство и взаимосвязь внешних и внутренних факторов, детерминирующих регуляторные процессы. Это единство, формируясь в онтогенезе личности, и определяет те личностно-типологические особенности, которые опосредуют процессы субъектной регуляции» [5, с. 92].

Развитие автономии в качестве механизма становления субъектности и психологической суверенности стали рассматривать в современной отечественной психологии в связи с изменениями в системе ценностей в обществе. Так, индивидуация, инициативность и самостоятельность приобретают все больший вес в современном мире. Само общество выдвигает новые требования к личности - способность к самостоятельной постановке жизненных целей, возможность осуществлять свободный выбор, уверенность в себе, независимость. Именно поэтому исследование закономерностей формирования и обретения автономности приобретает особую значимость [4].

Особое внимание при рассмотрении проблемы автономности в психологии уделяется старшему подростковому и юношескому возрасту как периоду становления личности, возникновения чувства и образа взрослости, начала самостоятельности. Именно в этом возрасте одной из основных задач выступает задача сепарации, отделения от родителей и обретения личностной автономии. В процессе развития личности обретение автономии играет значительную роль: именно посредством автономизации, как пишет Н. Н. Поскребы-

шева, человек выходит на новые уровни развития, может самостоятельно принимать жизненные решения, отстаивать свои убеждения и осознавать себя как независимую личность [4]. Социальная ситуация развития в старшем подростковом и юношеском возрасте предполагает расширение социальных границ индивида, связанных с окончанием школы и продолжением обучения в высших и среднеспециальных учебных заведениях либо с устройством на работу. Зачастую эти изменения сопровождаются выходом юношей и девушек из родительской семьи и началом самостоятельной жизни. Опираясь на это, мы можем говорить о том, что именно в данный возрастной период происходит активное становление автономии, связанной с сепарацией от родительской семьи, а следовательно и активное становление субъектности. В связи с тем, что социальная ситуация развития в юношеском возрасте предполагает принятие самостоятельных решений и ответственности за свою жизнь, данная возрастная группа стала объектом нашего исследования.

Целью исследования стало выявление особенностей ответственности, суверенности психологического пространства, психологической автономности личности юношей с различной степенью самостоятельности.

Задачи исследования:

1. Выявить группы лиц с разной степенью самостоятельности в юношеском возрасте.

2. Определить особенности психологической автономности лиц с разной степенью самостоятельности в юношеском возрасте.

3. Выявить и сравнить ответственность лиц с разной степенью самостоятельности в юношеском возрасте.

4. Выявить и сравнить суверенность психологического пространства лиц с разной степенью самостоятельности в юношеском возрасте.

В процессе работы нами была выдвинута следующая теоретическая гипотеза: самостоятельность в юношеском возрасте проявляется в специфике принятия на себя ответственности, особенностях суверенности психологического пространства и психологической автономности личности.

Общий объем выборки составил 40 респондентов юношеского возраста (18-23 года). Из них 20 респондентов мужского пола и 20 -женского. Все испытуемые являются студентами 2-5-го курсов экономического, юриди-

ческого, исторического и психологического факультетов ОмГУ им. Ф. М. Достоевского.

В качестве основного метода сбора данных были использованы метод тестирования, который были реализован с помощью следующего инструментария: опросник «Ответственное поведение» Л. И. Дементий [2], методика «Автономность - зависимость» Г. С. Прыгина [5], опросник «Суверенность психологического пространства» С. К. Нар-товой-Бочавер [3], авторская анкета «Оценка самостоятельности личности».

Для обработки полученных данных нами были использованы программы вычисления MS Excel, SPSS (версия 14), а также методы: методы первичной описательной статистики (средние значения и стандартные отклонения), критерий Z Колмогорова - Смирнова, /-критерий Стьюдента.

Первая задача нашего исследования состояла в изучении самостоятельности лиц юношеского возраста. Для её решения была разработана анкета «Оценка самостоятельности личности в юношеском возрасте». Степень самостоятельности определяется по двум основным критериям этой анкеты - отдельное проживание с родителями и основной источник дохода. Было выявлено три степени самостоятельности у юношей:

В целом, согласно нормативам методики, зависимость определяется баллами от 0 до 7, в то время как автономность - выше 11 баллов. Насколько мы можем судить по полученным результатам, испытуемые с высокой степенью самостоятельности действительно являются людьми с ярко выраженной психологической автономией (11,2 балла): они не зависят от других людей, при принятии решений опираются на собственное мнение, обладают устойчивой системой взглядов и ценностей, которые определяют их взаимоотношения и деятельность. У лиц юношеского возраста со средней и низкой степенью самостоятельности (8,7 балла и 7,3

• те, кто проживает отдельно от родителей и материально не зависит от них в связи с наличием собственного дохода (высокая степень самостоятельности);

• те, кто проживает отдельно от родителей, но материально зависит от них (средняя степень самостоятельности);

• те, кто проживает вместе с родителями и материально зависит от них (низкая степень самостоятельности).

Проведение анкетирования позволило выделить 3 группы студентов: 25 % лиц юношеского возраста обладают высокой степенью самостоятельности (отдельное проживание от родителей и собственный доход),

37.5 % - средней степенью самостоятельности (отдельное проживание от родителей при наличии материальной зависимости от них) и

37.5 % - низкой степенью самостоятельности (совместное проживание с родителями при наличии материальной зависимости от них).

Вторая задача нашего исследования состояла в изучении психологической автономности лиц юношеского возраста с разной степенью самостоятельности. Для ее решения была использована методика «Автономность -зависимость» Г. С. Прыгина. Результаты тестирования респондентов с разной степенью самостоятельности представлены в таблице.

балла соответственно) не выявлена ни ярко выраженная зависимость, ни автономность: они также имеют собственное мнение, но их взгляды не обладают устойчивостью и при возникновении спорных и сложных ситуаций они предпочитают ориентироваться на более авторитетное, на их взгляд, лицо, ища помощи и поддержки других людей.

Для выявления значимых различий в показателях психологической автономности у лиц юношеского возраста с разной степенью самостоятельности был использован ^-критерий Стьюдента. Полученные результаты представлены на рисунке 1.

Психологическая автономность лиц юношеского возраста с разной степенью самостоятельности

Степень самостоятельности Среднее значение (баллы) Стандартное отклонение (баллы)

Высокая 11,2 3,4

Средняя 8,7 4,1

Низкая 7,3 2,9

го

ш

12

10

8

6

4

2

0

□ высокая

самостоятельность 0 средняя

самостоятельность ЕЗ низкая

самостоятельность

Автономность

Рис. 1. Психологическая автономность лиц юношеского возраста с разной степенью самостоятельности

Было выявлено следующее значимое различие: психологическая автономность лиц юношеского возраста с высокой самостоятельностью выше, чем у лиц с низкой самостоятельностью ^ = 2,1 при р < 0,05). Выявленное различие указывает на то, что испытуемые, проживающие с родителями и материально зависящие от них, в целом являются людьми более инфантильными и зависимыми, чем испытуемые, которые живут отдельно от родителей и обладают финансовой самостоятельностью. Таким образом, мы можем говорить о том, что образ жизни и занимаемая студентами позиция соответствует уровню их внутренней зрелости и степени субъ-ектности личности.

Третья задача нашего исследования состояла в изучении ответственности лиц юношеского возраста с разной степенью самостоятельности. Для решения поставленной задачи был использован опросник Л. И. Дементий «Ответственное поведение».

Наиболее выраженными показателями ответственности у лиц юношеского возраста с высокой степенью самостоятельности являются «отношение к трудностям» (13 баллов), «отношение к новым обязанностям» (25 баллов), «предвидение результатов деятельности» (18 баллов) и «отношение к тому, за что человек должен нести ответственность» (12 баллов). В целом такие показатели ответственности говорят о серьезном отношении испытуемых к сложным ситуациям и собственным обязанностям: они не пускают проблемы на самотек, воспринимая их как задачи, которые необходимо решить и которые никто не ре-

шит за самих испытуемых. Их подход к жизни отличается аналитическими взглядами, стремлением просчитать все возможные варианты развития событий и их исходы. Возможно, это объясняется стремлением минимизировать возможные потери и максимизировать пользу, ведь испытуемые понимают, что за последствия происходящего отвечают сами и надеяться на помощь от других им как людям самостоятельным не приходится.

По сравнению с другими параметрами ответственности, наименее выраженным у лиц юношеского возраста с высокой ответственностью оказался параметр «эмоциональное отношение к ответственным делам» (15 баллов). Таким образом, перспектива ответственности не вызывает у юношей ярких положительных и негативных эмоций, они относятся к подобным ситуациям достаточно спокойно и рационально, с практической точки зрения оценивая все плюсы и минусы предстоящих дел, а также свои возможности для их качественного выполнения. По всей видимости, юноши, ранее ставшие автономными, уже имеет опыт реализации ответственного поведения, поэтому более трезво оценивают перспективы, связанные с принятием и реализацией ответственности.

По сравнению с другими показателями ответственности, наиболее выраженными у лиц юношеского возраста со средней степенью самостоятельности являются «отношение к тому, за что человек должен нести ответственность» (16 баллов), «отношение к обещаниям» (37 баллов) и «осуществление своих намерений» (23 балла). Таким образом, сту-

денты, проживающие отдельно от своих родителей, но материально зависящие от них, считают, что человек обязан нести ответственность за все, что он совершает, причем в этот круг входят не только его непосредственные поступки, но и его намерения. Такое расширенное представление об ответственности может выступать показателем либо идеалистических, далеких от реальной жизни представлений, либо показателем некоторой невротичности личности, которая все стремится контролировать. Эти испытуемые также полагают, что к словам нужно относиться предельно серьезно, никогда не давать невыполнимых обещаний, а начатые дела доводить до конца. В целом мы склоняемся к мнению, что такие представления в ярко выраженной форме все же в большей степени характерны для людей, не вполне объективно и трезво оценивающих реальность и не принимающих во внимание различные обстоятельства, не несущих полноценного груза ответственности за свою жизнь.

Наименее выраженными у лиц юношеского возраста со средней степенью ответственности оказались параметры «эмоциональное отношение к ответственным делам» (16 баллов) и «отношение к последствиям своих поступков» (8 баллов). В целом к ответственным делам респонденты относятся как к долгу, не испытывая при этом сильных положительных эмоций и не всегда принимая

во внимание то, как последствия их поступков скажутся на жизни других людей.

По сравнению с другими показателями ответственности, наиболее выраженными у лиц юношеского возраста с низкой степенью самостоятельности являются «предвидение результатов деятельности» (19 баллов), «отношение к тому, за что человек должен нести ответственность» (16 баллов), «отношение к трудностям» (9 баллов). В целом эта позиция характеризует испытуемых как людей, стремящихся оценивать возможные последствия своих поступков, полагающих, что за свои дела и намерения необходимо отвечать, а трудностей не избегать, а преодолевать их. Несмотря на общую положительную картину ответственности, мы считаем, что подход к ней респондентов из данной группы все же идеалистичен и далек от реальности. Так, при указанной склонности анализировать возможные последствия своих действий и ответственно относиться к поступкам, испытуемые, тем не менее, неохотно отвечают за свои слова и не вполне ответственно относятся к обещаниям (15 баллов), что противоречит ранее заявленной позиции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особый интерес для исследования представляло сравнение параметров ответственности у испытуемых с разной степенью самостоятельности. Для этой цели был использован /-критерий Стьюдента. Полученные результаты представлены на рисунке 2.

Параметры ответственности

Рис. 2. Ответственность лиц юношеского возраста с разной степенью самостоятельности:

1. Отношение к трудностям. 2. Предвидение результатов деятельности. 3. Осуществление или отказ от выполнения своих намерений. 4. Отношение к новым обязанностям. 5. Отношение к обещаниям. 6. Отношение к последствиям своих поступков. 7. Отношение к тому, за что человек должен нести ответственность. 8. Эмоциональное отношение к ответственным делам

Были выявлены следующие значимые различия в показателях ответственности у лиц юношеского возраста с разной степенью самостоятельности: «отношение к трудностям» и «отношение к новым обязанностям» значительно выше у юношей с высокой степенью самостоятельности, чем у юношей со средней и низкой степенью (/ = 2,3 при р < 0,05 и / = 2,9 при р < 0,01). В свою очередь, «осуществление своих намерений»

(/ = 2,9 при р < 0,05), «отношение к обещаниям» (/ = 3 при р < 0,01) и «отношение к тому, за что человек должен нести ответственность» (/ = 2,2 при р < 0,05) выше у юношей со средней степенью самостоятельности, чем у юношей с низкой степенью. У последних в гораздо меньшей степени, чем у двух предыдущих групп, выражено «отношение к обещаниям» (/ = 3,4 и / = 3,1 при р < 0,01). В целом мы можем говорить о том, что юноши с высокой степенью самостоятельности отличаются собранностью и активной жизненной позицией, стремлением преодолевать трудности и ответственно подходить к принятию на себя новых обязанностей. Юноши со средней степенью самостоятельности, по сравнению с менее самостоятельными сверстниками, полагают, что человек должен нести ответственность за свои слова и поступки, хоть и понятие этой ответственности у них расширено и гиперболизовано. Наименее самостоятельные юноши в большей степени, по сравнению со своими более самостоятельными сверстниками, склонны давать обещания, которые впоследствии могут не сдержать.

Четвертая задача нашего исследования состояла в изучении суверенности психологического пространства лиц юношеского возраста с разной степенью самостоятельности. Для решения поставленной задачи был использован опросник «Суверенность психологического пространства» С. К. Нартовой-Бочавер. Учитывая тот факт, что нормой выраженности показателя являются Т-баллы от 40 до 60, мы выделили ряд параметров суверенности, выходящих за норму. Так, «суверенность психологического пространства личности» (61 Т-балл), «суверенность физического тела» (65 Т-бал-лов), «суверенность привычек» (67 Т-баллов), «суверенность социальных связей» (80 Т-бал-лов) у лиц юношеского возраста с высокой самостоятельностью превышают норму. Таким образом, испытуемые с высокой степенью самостоятельности - это люди, способные кон-

тролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство. Они с уважением относятся к своей внешности, здоровью, физическим потребностям и телесности в целом и ожидают такого же отношения от других. Кроме того, они также занимают активную социальную позицию, умеют налаживать новые контакты с окружающими людьми и поддерживать уже существующие связи.

Выраженность такого показателя, как «суверенность привычек» (70 Т-баллов), у испытуемых со средней степенью самостоятельности превышает норму, в то время как «суверенность территории» (32 Т-балла) у лиц юношеского возраста со средней самостоятельностью ниже нормы. В целом для испытуемых этой группы важно, чтобы их жизнь шла в привычном для них ритме; им сложно подстраивать свой жизненный уклад под других людей и даже в новых обстоятельствах они стараются себе не изменять. Учитывая тот факт, что эти испытуемые живут отдельно от родителей, а суверенность территории у них при этом низкая, можно предположить, что они часто приглашают к себе друзей и редко проводят время в одиночестве.

Выраженность такого показателя, как «суверенность привычек» (47 Т-баллов) и «суверенность социальных связей» (49 Т-баллов), у лиц юношеского возраста с низкой самостоятельностью ниже нормы. В целом опираясь на эти результаты, мы можем говорить о том, что испытуемые с низкой степенью самостоятельности довольно легко отказываются от своих привычек и подстраиваются под новые обстоятельства; низкая суверенность привычек говорит также о том, что у них нет устоявшегося, внутренне принятого уклада жизни. Вполне возможно, что они привыкли во многом опираться на мнение родителей. Поддерживать постоянные взаимоотношения с окружающими и устанавливать новые связи для них также проблематично. Причин для этого может быть много: начиная от неуверенности в себе и заканчивая давлением со стороны родителей, а также отсутствием соответствующих социальных навыков.

Особый интерес для исследования представляло сравнение параметров суверенности психологического пространства у испытуемых с разной степенью самостоятельности. Для этой цели был использован /-критерий Стьюдента. Полученные результаты представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Суверенность психологического пространства лиц юношеского возраста с разной степенью самостоятельности:

1. Суверенность психологического пространства личности (СПП).

2. Суверенность физического тела (СФТ). 3. Суверенность территории (СТ).

4. Суверенность мира вещей (СВ). 5. Суверенность привычек (СП).

6. Суверенность социальных связей (СС) 7. Суверенность ценностей (СЦ)

Были обнаружены следующие значимые различия в показателях суверенности психологического пространства у лиц юношеского возраста с разной степенью самостоятельности: «суверенность привычек» (V = 3,2 при р < 0,01) и «суверенность социальных связей» (V = 3,9 при р < 0,01) значительно выше у юношей с высокой степенью самостоятельности, чем у юношей с низкой степенью. Таким образом, более самостоятельные испытуемые, по сравнению с менее самостоятельными, обладают устоявшимся укладом жизни, который они способны переносить даже в новые для себя обстоятельства, перестраивая мир вокруг себя, а также обнаруживают более выраженную способность устанавливать новые социальные контакты и поддерживать старые связи.

В свою очередь, респонденты с низкой самостоятельностью отличаются более высокой «суверенностью территории» (V = 2,4 при р < 0,05) и более низкой «суверенностью привычек» (V = 2,7 при р < 0,05), чем испытуемые со средней степенью самостоятельности. Таким образом, юноши, проживающие вместе с родителями, в большей степени ценят и оберегают личное территориальное пространство, чем юноши, имеющие собственную квар-

тиру. Возможно, это объясняется как раз актуальностью проблемы собственной жилой площади у испытуемых: если в первом случае потребность не удовлетворена и потому актуализирована, то во втором случае ее удовлетворение привело к снижению значимости наличия собственного пространства. Необходимо также отметить, что у юношей со средней самостоятельностью, по сравнению с юношами с низкой самостоятельностью, в большей степени выработан жизненный уклад и существуют устоявшиеся привычки, которые они не намерены менять.

Поводя итоги, можно отметить, что показатели суверенности, ответственности и автономности выше у юношей самостоятельных, по сравнению с менее самостоятельными. Так, юноши, проживающие отдельно от родителей и самостоятельно себя обеспечивающие, более независимы во взглядах и суждениях, имеют внутреннюю опору, более реально смотрят на вещи, чем юноши, проживающие вместе с родителями и материально зависящие от них. В частности, они серьезнее относятся к принятию ответственности и более взвешенно оценивают свои возможности. Вероятно, это происходит в силу того, что автономные юноши чаще сталкиваются с

необходимостью принятия ответственных решений в своей жизни в связи со своей самостоятельностью. Более самостоятельные юноши, по сравнению с менее самостоятельными, также обладают устойчивым укладом жизни, привычками, которые они не станут менять вне зависимости от обстоятельств, скорее, преобразуя ситуацию под себя, чем подстраиваясь под нее. Отношения с родите -лями у самостоятельных юношей также более плодотворные. В целом мы можем говорить о том, что отдельное проживание от родителей в юношеском возрасте способствует установлению более зрелых и гармоничных отношений с ними, в то время как совместное проживание формирует у юношей инфантильность и зависимость от родителей.

Полученные нами результаты могут быть использованы как при дальнейшей теоретической разработке проблемы суверенности и ответственности в юношеском возрасте, так и в практических целях: в семейном и индивидуальном консультировании. В дальнейшем мы планируем более глубоко дифференцировать понятие самостоятельности в юноше-

ском возрасте, выделив ряд дополнительных аспектов, и изучить их влияние на суверенность, ответственность и автономность лиц в юношеском возрасте.

1. Анцыферова Л. И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. - 1992. - № 5. - С. 12-25.

2. Дементий Л. И. Ответственность как ресурс личности : монография. - М. : Информ-Зна-ние, 2005. - 188 с.

3. Нартова-Бочавер С. К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. - СПб. : Питер, 2008. -400 с.

4. Поскребышева Н. Н. Социальная ситуация развития как условие становления личностной автономии подростка : дис. ... канд. психол. наук. - М., 2010. - 244 с.

5. Прыгин Г. С. Психология самостоятельно-

сти : монография. - Ижевск, Набережные Челны : Изд-во Института управления,

2009. - 408 с.

6. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. - М., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.