- The aim of the article published in ... is to provide the reader with some information on ...(Цель статьи, опубликованной в ... - обеспечить читателя информацией о ...).
Следует отметить, что представленная модель может быть дополнена различными фразами-синонимами и речевыми клише в зависимости от сложности реферируемой статьи и мнения референта.
Для более точного реферирования статей представляем блок заданий, включающий следующие упражнения:
1. Read the article and try to explain the underlined words and phrases (Прочитайте статью и попытайтесь объяснить подчеркнутые слова и фразы).
2. Read the article and try to translate the underlined words and phrases (Прочитайте статью и попытайтесь перевести подчеркнутые слова и фразы).
3. Answer the following questions (Ответьте на следующие вопросы).
4. Make up questions to the contents of the article (Составьте вопросы к содержанию статьи).
5. Give Russian equivalents of the following words and phrases and make up a situation with them (Найдите русские эквиваленты следующим словам и фразам и составьте ситуацию с ними).
6. Give English equivalents of the following words and phrases. Reproduce the sentences from the article with them (Найдите английские эквиваленты следующим словам и фразам. Воспроизведите предложения с ними).
7. Try to make up a situation with underlined words and word combinations (Попытайтесь составить ситуацию с подчеркнутыми словами и словосочетаниями).
8. Try to make up a dialogue with the underlined words and phrases (Попытайтесь составить диалог с подчеркнутыми словами и фразами).
9. Try to translate the underlined words and word combinations (Попытайтесь перевести подчеркнутые слова и словосочетания).
10. Render the article in English using the underlined words and phrases (Прореферируйте статью на английском языке, используя подчеркнутые слова и фразы )5.
Выводы. Использование комплексной модели (плана) реферирования экономической статьи позволяет в правильной последовательности грамотно изложить суть представленных вопросов и приводить важные выводы по изученному научному языковому материалу. Овладение навыками и умениями реферирования ведет к значительному повышению уровня знаний иностранного языка аспирантами направления «Экономика». Данный вид учебно-методической деятельности создает благоприятные возможности объединения специального и гуманитарного образования, способствует личностному росту обучаемых, расширяет их кругозор, обогащает их словарный запас научно-популярной, специальной лексикой и терминологией, знакомит с реалиями страны изучаемого языка, приобщает к мировой культуре.
Литература:
1. Басова Е.В. Об обучении реферированию иностранной научной литературы // Вопросы методики преподавания в вузе. 2006. Вып. 9. С. 83-85.
2. Дульмухаметова Г.Ф. Организация самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку / Дульмухаметова Г.Ф. // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 6-1 (113). - С. 112-115.
3. Зубкова О.С. Эволюция значения термина «метафора» в гуманитарной парадигме // Метаязык науки: материалы Международной научной конференции / Гл. ред. С.В. Лесников. - Сыктывкар,СыктГУ, 2012. -С. 505 - 518.
4. Сиразиева З.Н. Реферирование экономических статей на английском языке: учебно-методическое пособие для обучающихся в аспирантуре по направлению 38.06.01 «Экономика». Казань: Изд-во «Печать-Сервис XXI век», 2015. 90 с.
5. Сиразиева З.Н., Дульмухаметова Г.Ф. Сущность процесса реферирования экономических текстов на английском языке в аспирантуре по направлению 38.06.01 «Экономика» / З.Н. Сиразиева, Г.Ф. Дульмухаметова // успехи современной науки. - 2017. - №2. - С. 49-52.
6. Шапавалова Т.Р. Реферирование и аннотирование специальных текстов на иностранном языке: учебно-методическое пособие. Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2012. 122 с.
Педагогика
УДК:378.2
кандидат социологических наук, доцент Степанова Юлия Васильевна
Институт управления, экономики и финансов
Казанского (Приволжского) Федерального Университета (г. Казань); кандидат экономических наук, доцент Кодолова Ирина Аркадьевна
Институт управления, экономики и финансов
Казанского (Приволжского) Федерального Университета (г. Казань); кандидат технических наук, доцент Савдур Светлана Николаевна
Институт управления, экономики и финансов
Казанского (Приволжского) Федерального Университета (г. Казань)
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Аннотация. Статья посвящена проблемам формирования информационно-технологического поведения студентов, обучающихся экономическим специальностям. Рассматривается одна из проблем высшего образования - недостаточная школьная подготовке в области информационных технологий. Оцениваются условия изучения информационных технологий. Анализируется отношение студентов к информатизации общества.
На протяжении нескольких лет авторы проводили анкетирование и входное тестирование студентов. В исследованиях принимали участие студенты Института управления, экономики и финансов Казанского Федерального Университета. В статье приведены результаты проведенных авторами исследований.
5Статьи реферируются согласно представленной модели.
Ключевые слова: информационно-технологическое поведение, студенты-экономисты, информатика, школьная подготовка по информатике, анкетирование, входное тестирование, интернет-ресурсы.
Annotation. The article is devoted to the problems of it-behavior forming of the students of faculties of economics.
One of the higher school problems, namely the lack of school education in the field of information technologies is discussed in the article.
It-learning study conditions are evaluated. The authors analyze the students attitude towards the informatization of society.
The priority problems of studying of a secondary school course of computer science in the conditions of informatization of society and new requirements for the orientation in the information space are discussed in the article.
For several years the authors conducted questioning and entry testing of the students. The students from the Institute of Management, Economics and Finance of the Kazan Federal University participated in the research. The results of the research are described in the article.
Keywords: it-behavior, students of faculties of economics; computer science, secondary school education in the field of computer science, questionnaire survey, entry testing, Internet resources.
Введение. За последние десятилетия возрастающее влияние современных информационных технологий на социально-экономический прогресс общества вполне очевидно. Информационные технологии образуют новую этическую ситуацию в обществе, требуя особого уровня образования и грамотности. Неподготовленность в этой области несет немало социально-философских, психологических и этических проблем переориентации человека в окружающем мире.
Изучение поведения человека в условиях информационного общества представляет собой актуальную исследовательскую задачу. Объектом изучения выступает поведение, обусловленное современной информационной ситуацией, а именно — информационно-технологическое поведение.
Формулировка цели статьи. Цель статьи - показать некоторые результаты исследования проблем формирования информационно-технологического поведения студентов, проводимого авторами на протяжении нескольких лет.
Изложение основного материала статьи. Поскольку в литературе нет однозначного определение ИТ-поведения, мы предлагаем следующее его понимание. Исходя из определения информационной технологии, можно выделить особый тип поведения индивидов и групп, обладающих определенной степенью субъективности в рамках функционирующей информационной технологии или в тех случаях, когда информационные технологии являются значимым элементом функционирования социума. Такое поведение мы называем информационно-технологическим. ИТ-поведение - это деятельность, непосредственно вовлеченная в обретение, хранение, потребление и устранение информации, включая процессы решений, предшествующие этой деятельности и следующие за ней [3].
Предметом нашего исследования являются информационные технологии как компонент подготовки современного экономиста. В рамках этого исследования мы ставим следующие задачи:
- Анализ информационно-технологического поведения (ИТ-поведения) как вида социального поведения;
- Структурная дифференциация ИТ-поведения студентов экономических специальностей.
На протяжении нескольких лет нами проводилось анкетирование и тестирование студентов 1-3 курсов Института управления, экономики и финансов Казанского Федерального Университета. При этом мы ставили следующие цели: 1) определить уровень довузовской подготовки студентов (уровень и характер знакомства с ИТ, представление о роли ИТ в будущей профессии); 2) выявить мотивы выбора будущей профессии; 3) определить роль текущего образовательного процесса в формировании ИТ-поведения.
Исследование проводилось в разрезе признаков юноши - девушки и городские студенты - студенты из сельской местности.
Информация собиралась с использованием опросного метода - анкетирования. Анкеты содержали вопросы закрытого, полузакрытого типа, а также открытые вопросы. Использовались как прямые, так и косвенные формулировки вопросов.
Довузовская подготовка старшеклассников - это специфическая учебная и развивающая деятельность, направленная на подготовку абитуриентов к успешному обучению в вузе, выявлению и развитию у них качеств, необходимых специалисту-профессионалу.
Заложить фундамент информационной культуры будущего специалиста должна дисциплина Информатика, изучение которой начинается на школьной скамье, а затем, приобретая более целенаправленный характер, продолжается в высшем учебном заведении.
Как же обстоит дело со школьной подготовкой по информатике на сегодняшний день?
Анкетирование и входное тестирование первокурсников проводилось с целью выяснить, какие условия обучения компьютерным технологиям есть в сегодняшних школах и какую подготовку в области информационных технологий имеют выпускники школ. В исследовании 2016-2017 годов участвовали 250 человек.
Анализ ответов показывает, что сегодня все городские и сельские школы имеют компьютерные классы с выходом в Интернет.
У 72% респондентов на уроках у каждого ученика был компьютер, у 24% - один на двоих, только 4% ответили, что один компьютер приходился на несколько человек.
Дисциплины «Информатика», «Информационные технологии» в школе изучают от 2 до 7 лет. 52% респондентов изучали данные дисциплины в школе более 4 лет.
В 52% случаев на информатику в школе отводилось 1-1,5 часов. 32% изучали информатику 2 часа в неделю, 12% - 3 часа.
Тестирование, проводимое нами в начале 1 семестра на протяжении всех лет исследования, включает вопросы по темам, которые, по словам самих же студентов, они изучали в школе. Мы предлагали ответить на простые вопросы по теории информации, устройству компьютера, составить блок-схему решения, например, квадратного уравнения, выполнить небольшие задания в текстовом и табличном редакторах.
Процент не справляющихся с тестом (не ответивших более чем на 70% вопросов) не изменяется и составляет 60%-70%. Эти показатели почти не отличаются по категориям юноши-девушки и городские-сельские жители. Некоторые результаты входного тестирования 2017 года приведены в Таблице 1.
Таблица 1
Некоторые результаты входного тестирования первокурсников (данные 2017 г.)
Оценка (от 0 до 5) % студентов, получивших соответствующую оценку
MS Excel (создание таблицы с подсчетом суммы, построение круговой диаграммы, фильтрация данных) MS Word (набор 0,5 страницы текста, форматирование текста, создание колонтитула, нумерация страниц) Блок-схема и программа решения квадратного уравнения Устройство компьютера, назначение операционной системы и другого программного обеспечения Понятия теории информации (информация, данные, и т.д.)
"5" 6 % 7 % 0 % 3 % 1 %
"4" 8 % 13 % 0 % 4 % 3 %
"3" 14 % 35 % 2 % 8 % 4 %
"2" 38 % 25 % 3 % 10 % 9 %
"0" 34 % 20 % 95 % 75 % 83 %
Каждый второй из опрошенных не знает, например, для чего нужна операционная система, около 90% не могут ответить, что такое оперативная память. Примерно 85 % не имеют ни малейшего представления о внутреннем устройстве компьютера. Эти данные не изменяются в лучшую сторону на протяжении всех лет исследований [4].
В чём причина таких результатов? Во многих школах курс информатики и вычислительной техники сводится к обучению основам программированию на Бейсике или Паскале. Согласно ответам выпускников 2013 г. у 67% из них в школьную программу входило программирование [4]. По ответам 2017 г. - уже только 40% изучали в школе какой-либо язык программирования. При этом 75% изучавших программирование, ответили, что имеют о нём «небольшое представление». Это подтверждают и результаты входного тестирования - с простейшей задачей решения квадратного уравнения на входном тестировании не справляются в среднем 95% первокурсников.
80% опрошенных ответили, что в школьной программе изучали табличный редактор MS Excel. Дальнейшая работа с первокурсниками показывает, что школьная программа изучения MS Excel в большинстве случаев не идет далее построения диаграмм. В лучшем случае вчерашние школьники могут выполнить сложение и вычитание в Excel. Практически никто не имеет понятия об использовании даже простейших функций; о фильтрации данных, подведении промежуточных итогов. 100% первокурсников даже не слышали о консолидации данных, о сводных таблицах и поиске оптимальных решений. Более того, около 90% проходивших тестирование, не умеют настроить параметры печати и правильно распечатать табличный документ.
В последние годы в педагогике введено понятие «образовательно-воспитательное пространство», одним из компонентов которого выделяют Всемирную сеть. Во всех случаях применения образовательных ресурсов сети Интернет учащиеся должны, прежде всего, уметь решить задачу подбора нужной учебной информации из образовательных ресурсов. Такие навыки и, следовательно, основы информационной культуры, должны, очевидно, закладываться ещё в системе школьного образования. Результаты анкетирования наших респондентов показали следующие. 60% ответили, что в школе их учили работать в сети Интернет. Однако, при ответе на вопрос «Как вы научились работать с информационными ресурсами сети Интернет?» 92% ответили «самостоятельно». Из этого можно сделать вывод, что обучение работе с интернет-ресурсами в школе было не эффективным и недостаточным [6], [7].
Результаты ответа на вопрос «Как именно использовался Интернет на уроках информатики?» приведены в Таблице 2.
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос «Как именно использовался Интернет на уроках информатики?»
Поиск необходимой учебной информации 40%
Работа с электронной почтой 40%
Работа с базами данных (библиографическими, полнотекстовыми) 33%
Виртуальные обучающие программы 20%
Программы тестирования 60%
Как видно из Таблицы 2, более всего школьники пользовались программами тестирования, что, в основном, имеет своей целью контроль знаний по различным дисциплинам, а не обучение работе с информационными ресурсами.
Макросреда влияет на поведение людей по двум основным каналам: воздействуя на представления людей, на их отношение к определенным объектам, и обеспечивая доступ к ресурсам для тех или иных групп населения.
Поэтому в качестве факторов, оказывающих влияние на отношение к информационным технологиям студентов, мы выделили следующие:
- Доступ к вычислительной технике и современным средствам телекоммуникации;
- Формируемое мнение по отношению к информационным технологиям.
Отношение к компьютерам, к информационным технологиям во многом зависит от того, насколько студенты обеспечены вычислительной техникой и возможностью работать в сети Интернет. Анализируя полученные нами данные можно констатировать, что на сегодняшний день для студентов не существует проблемы с доступом к современным средствам вычислительной техники, а также к всемирным базам знаний.
В ходе наших исследований мы выясняли, для чего студенты используют домашний компьютер. Использование студентами мировых информационных ресурсов для решения учебных задач в большинстве своём связано с поиском готовых текстов рефератов, докладов, курсовых работ и пр., а также для набора текстов. Особенно это характерно для студентов младших курсов [6].
58% юношей, 19% девушек, 43% сельских жителей используют компьютеры для игр. В среднем 75% по всем группам используют компьютеры для просмотра фильмов. 73% студентов проводят в социальных сетях не менее двух часов в сутки.
Социальная концепция поведения в информационном обществе предполагает возрастание роли осмысления всех социальных отношений под углом зрения коммуникационного обмена. Возникает вопрос: каково отношение нашего студента к информационным технологиям как социальному явлению?
Можно предположить, что в связи с возрастанием роли коммуникации во всех сферах жизни общества и непосредственной связью современных средств коммуникации с информационными технологиями, респонденты, скорее всего, назовут в качестве важнейшего социального последствия развития информационных технологий расширение коммуникационных возможностей. Действительно, как мы и ожидали, на первое место студенты поставили такое социальное последствие развития информационных технологий, как «Увеличение возможностей коммуникации между людьми», Таблица 3.
Таблица 3
Оценка последствий внедрения компьютерных технологий в жизнь общества (в порядке убывания значимости; упорядочено по категории «городские жители»)
Социальное последствие развития информационных технологий Городские жители Сельские жители
Увеличение возможностей коммуникации между людьми 48% 31%
Улучшение состояния науки и образования 22% 18%
Увеличение свободного времени человека 16% 11%
Повышение интеллектуального уровня человека 15% 19%
Снижение профессионализма 10% 2%
Падение культуры 9% 7%
Экономическое процветание 9% 26%
Деградация человека 8% 3%
Безразличие к судьбам людей 3% 4%
Студенты из сельской местности, в то же время, склонны в большей степени связывать развитие информационных технологий с повышением уровня жизни. Вторым по значимости последствием они считают экономическое процветание. Городские студенты, хотя и назвали экономическое процветание среди положительных последствий информатизации общества, они не склонны его преувеличивать (только 7-е место).
Проведенные исследования показали, что студенты в целом ставят положительные последствия информатизации выше отрицательных. Следует отметить, что все группы респондентов среди главных отрицательных последствием развития информационных технологий назвали падение культуры и снижение профессионализма [5].
Несмотря на то, что респонденты относятся к той возрастной категории, которая еще не склонна сильно беспокоиться о состоянии своего здоровья, тем более в отдаленной перспективе, проведенное исследование показало, что подавляющее большинство по всем группам респондентов считает, что компьютер оказывает негативное влияние на здоровье и психику человека (79%) Однако 14% юношей ответили, что "не задумывались над этим" (по сравнению с 4% девушек). 12% сельских жителей (по сравнению с 6% городских) также не задумывались над этим.
Проведенное нами исследование показало, что среди студентов-экономистов положительно относящихся к внедрению компьютерной техники во все сферы жизни общества подавляющее большинство - в среднем 87%. «Консерваторы» составляют от 2% до 3,2% среди всех групп респондентов. Не смогли занять какую либо позицию около 11% в среднем по всем группам респондентов.
Около 50% первокурсников и 15% третьекурсников не могут сформулировать свое понимание роли информационных технологий в будущей профессии. Самый распространенный ответ - «компьютер вообще нужен в жизни».
Работа со студентами-заочниками показывает, что требования знаний в области информационных технологий, с которыми они сталкиваются в своей работе, диктуют им необходимость более углубленного освоения информатики. Это проявляется в повышенном внимании к теоретическим и практическим занятиям по дисциплинам, связанным с информационными технологиями. Отсутствие опыта и незнание требований будущей профессии студентами-очниками ведет к тому, что они часто не придают должного внимания изучению информатики. В среде молодежи компьютер часто ассоциируется с умной игрушкой, позволяющей развлечься и пообщаться. У специалистов же со стажем (людей среднего и старшего возраста) часто происходит переоценка роли информационных технологий (нам электричество пахать и сеять будет!). Оба этих подхода ведут к стагнации творческого потенциала специалиста.
В рамках одной статьи не представляется возможным показать все результаты проводимых нами исследований. При выявлении факторов, влияющих на информационно-технологическое поведение, мы обращались, также, к проблеме преемственности школа-вуз в формировании информационно-технологического поведения и факторам, влияющим на отношение к дисциплинам соответствующего профиля в вузе [1], [2].
Выводы. Проведённые исследования позволяют сделать следующие выводы:
- на сегодняшний день состояние школьной компьютерной подготовки оставляет желать лучшего, что влияет и на формирование информационно-технологического поведения;
- одной из важных задач на сегодняшний день является оптимизация отношения молодого поколения к информационным технологиям. Отношение к информационным технологиям зачастую определяется скорее модой, чем осознанием её необходимости в профессиональной деятельности. Увлечение информационными технологиями как модой опасно потому, что порождает информационно-технологическую-психологию, пренебрегающую человеческим фактором;
- появление в домах вычислительной техники не означает, что информационная технология будет автоматически реализована. Воспитываемое отношение к информационным технологиям должно соотноситься с востребованностью информационных технологий в той или иной сфере деятельности. Цель данного подхода — формирование мотивационной, интеллектуальной и операциональной готовности учащегося к использованию информационных технологий в своей деятельности. Главный ориентир — учащийся, его деятельность, перспективы развития его личности в информационном обществе.
Литература:
1. Кодолова И.А., Степанова Ю.В. Актуальные проблемы преподавания информационных технологий в экономическом вузе / В сборнике: Формирование новой информационной среды образовательного учреждения с использованием технологий "1С". 2012. Ч. 1. С. 99-102.
2. Кодолова И.А., Степанова Ю.В., Фесина Е.Л. Инновационная модель подготовки экономистов на базе современных информационных технологий // Казанская наука. 2016. №10. С. 38-40.
3. Степанова Ю.В. Социальные детерминанты формирования информационно-технологического поведения как компонента экономической деятельности: состояние, тенденции, основные направления оптимизации: дис ... канд. соц. Наук / Ю.В. Степанова; Казанский гос. фин.-экон. ин-т. - Казань, 2004. - 197 с.
4. Степанова Ю.В., Моисеев В.О. Эффективная преемственность «школа-вуз» в обучении информационным технологиям как современная проблема образования // Вестник Казанского технологического университета. 2013. № 2. С. 286-289.
5. Степанова Ю.В., Кодолова И.А. Макросоциальные детерминанты формирования информационно-технологического поведения студентов / В сборнике: Информатизация общества: социо-экономические, социо-культурные и международные аспекты. Прага. 2016. С. 75-80.
6. Stepanova Yu.V., Kodolova I.A., Maklakova N.V. It Behavior of Economics Students in the Internet // International Business Management. 2016. issue 10(21), pp. 5147-5150.
7. Stepanova J.V., Batarshina R.R., Shustova E.V. On the question of educational and news content use efficiency concerning student environment. // IV International research and practice conference Science, Technology and Higher Education. Canada. 2014. Vol. II. Pp. 257-261.
Педагогика
УДК: 371
кандидат педагогических наук Суходимцева Анна Петровна
Институт стратегии развития образования Российской академии образования (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Дмитриченкова Светлана Владимировна
Российский университет дружбы народов (г. Москва)
МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ МЕТАПРЕДМЕТНОСТИ
ОБРАЗОВАНИЯ6
Аннотация. Раскрывается актуальность использования межпредметного похода в практике школы для решения проблем метапредметности образования. Межпредметность рассматривается в аспекте интеграции содержания учебных предметов социально-гуманитарного цикла в средней школе и форм взаимодействия участников образовательных отношений. Обосновывается объективная потребность применения электронны хсредств обучения для решения задач междисциплинарности. Описаны проблемы использования российскими учителями электронных форм учебников. Приводятся некоторые результаты научного исследования.
Ключевые слова: междисциплинарность, метапредметность, межпредметныепонятия, предметы социально-гуманитарного цикла, электронные формы учебников, ФГОС СОО, методическое обеспечение.
Аилогагюи. The relevance of use between a subject campaign in practice of school for the solution of problems of metaconcreteness of education reveals. The interconcreteness is considered in aspect of integration of maintenance of subjects of a social and humanitarian cycle at high school and forms of interaction of participants of the educational relations. Objective requirement of application electrons of hsredstvo of training for the solution of problems of interdisciplinarity is proved. Problems of use by the Russian teachers of electronic forms of textbooks are described. Some results of scientific research are given.
Keywords: interdisciplinarity, metaconcreteness, mezhpredmetnyeponyatiya, objects of a social and humanitarian cycle, electronic forms of textbooks, FGOS SOO, methodical providing.
Введение. Потребность рассматривать межпредметный подход в аспекте интеграции содержания учебных дисциплин в школе и форм взаимодействия участников образовательных отношений связана с необходимостью выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО). Имеется в виду достижение старшеклассниками метапредметного результата образования. В контексте ФГОС СОО метапредметные образовательные результаты освоения основной образовательной программы включают, среди прочего, межпредметные понятия и универсальные учебные действия<...> самостоятельность организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории (см. п.8 раздела II [14]). Проблема заключается в том, что, во-первых, до сих пор нет не только единого толкования самого термина «межпредметные понятия», но и не определен список этих понятий. В связи с этим, в практике школы учителя среднего уровня общего образования действуют в такой ситуации, как могут или совсем не обращают внимания на работу с межпредметными понятиями, если в этом нет надобности касательно подготовкиобучающихся к сдаче единых государственных экзаменов [13]. Во-вторых, «самостоятельность организации учебного сотрудничества» обучающимися предполагает априори, что школьники уже овладели такой деятельностью, а это совершенно не так, как показывает практика. Формами сотрудничества и его организации необходимо обучать, т.к. это предполагает, в свою очередь, знания методологии учебной деятельности. Для обучающегося сама по себе учебная деятельность крайне трудна. По мнению ученых, отдельные методы учения сходны с методами научно-исследовательской деятельности, научного поиска [9, с. 126; 5; 8], а здесь требуется от него еще организовать и сотрудничество. Обучают ли учителя этому школьников? Видимо, пока только размышляютоб этом. Деятельность обучающихся, методы учения стали предметом изучения лишь в последнее время в связи с введением ФГОС ОО. Как показывает практика, учитель скорее задумывается о методах своей обучающей деятельности, методах преподавания, методах донесения учебного материала, нежели об организации деятельности обучающихся и обучении их организовывать таковую [12]. Успешная практика сотрудничества и сотворчества отмечена в школах, где нормой стали коллективные творческие дела, сетевые проекты, коллективные учебные исследования и т.п. на основе хорошо продуманной «Программы развития общеобразовательной организации». Что же касается реализации метапредметного подхода в школьном образовании, то серьезные результаты можно ожидать лишь при наличии «Программы развития универсальных учебных действий обучающихся», в которой обязательно предусмотрено методическое сопровождение деятельности всех участников образовательных отношений. Конечно же, в передовых российских школах такие программы успешно реализуются. Подробнее, например, см. [3]. Однако такие школы пока исключение, чем правило, т.к. требует обучения в проектном формате всего педагогического коллектива, что возможно при наличии сильной административной команды. Видимо, нужно искать другие возможности решения проблемы метапредметности образования.
С одной стороны, можно идти по пути разработки дидактического инструментария для учителей-предметников, чтобы обеспечить развитие у школьников метапредметных умений в условиях предметного обучений, а также создание отдельных элективных метапредметных курсов.В этом направлении педагогами-учеными уже сделаны успешные шаги. В качестве примера можно привести метапредметный курс «Познавательная деятельность» [4] или сборник метапредметных заданий по истории, обществознания, географии, ориентированные на формирование, развитие и проверку познавательных УУД обучающихся 1011 классов [11]. С другой стороны, можно объединить усилия небольшой группы учителей одной-двух образовательных областей в рамках разработки Рабочих программ по предметам и на основе междисциплинарного подхода интегрировать содержание учебных дисциплин и предусмотретьформы
6Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017-2019 годы (№27.6122.2017/БЧ).