УДК 378.663
doi: 10.18101/1994-0866-2016-1-44-49
К ВОПРОСУ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
© Раднаева Марина Валерьевна
кандидат педагогических наук, доцент, начальник Учебно-методического управления, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова
Россия, 670034, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 8 E-mail: yamarval@mail.ru
© Шибанова Юлия Валентиновна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: shibanova1001@mail.ru
Статья посвящена вопросам адаптации студентов к обучению в вузе. Рассмотрены сущность и содержание понятия «адаптация», подходы к структуре и формам адаптации. В результате выявлены основные трудности адаптации первокурсников, изучены внешние и внутренние факторы, влияющие на адаптационный процесс, приведены данные по выявлению особенностей адаптационного процесса студентов в вузе. В статье определен комплекс психолого-педагогических условий эффективного прохождения процесса адаптации студентов на начальном этапе обучения: психолого-педагогическая диагностика; разработка дисциплин по выбору, факультативов, направленных на формирование навыков конструктивного взаимодействия, развитие самостоятельности, рефлексии; корректировка рабочих программ дисциплин блока 1, в содержание которых можно включить информацию об организации процесса в вузе, формах текущего, промежуточного и итогового контроля, организации самостоятельной работы студентов и т. д.; интеграция усилий Института кураторов, деканатов, студенческого самоуправления, студентов и родителей; включение в программу воспитательной работы мероприятий, направленных на развитие молодежных инициатив (волонтерские движения, благотворительные акции, трудовые десанты).
На основе анализа исследуемой проблемы делается вывод о том, что процесс адаптации сложный и регулируемый, не сводится к прямой трансляции мировоззрения, ценностей, а рассматривается как создание условий для социализации и самореализации каждого студента, развития его индивидуальности. Ключевые слова: структура и формы адаптации, факторы адаптационного процесса, трудности в адаптации, условия эффективной адаптации студентов на начальном этапе обучения в вузе.
На современном этапе развития российской системы высшего образования предусматриваются изменения в подготовке высококвалифицированных кадров нового поколения, которые должны быть готовы к самостоятельному принятию ответственных решений, выработке и реализации индивидуальной образовательной траектории. Выпускник должен обладать ком-
плексом компетенций, указанных в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования; способностью гибко реагировать на быстро изменяющиеся реалии жизни.
В связи с этим особое значение приобретает проблема адаптации студента на начальном этапе обучения в вузе. Исследованию этой проблемы посвящено достаточное количество работ. В трудах И. А. Зимней, И. А. Ми-лославовой, В. Н. Кругликова, Ф. Б. Березина рассмотрены сущность и значение процесса адаптации студентов. Исследования Р. Р. Бибриха, Л. К. Гришанова и В. Д. Цуркан, С. А. Гапоновой, Д. А. Андреевой посвящены структуре процесса адаптации.
Адаптация к вузовскому обучению является проявлением адаптации как общего, универсального явления и как процесса, направленного на поддержание гомеостаза между личностью и социальной средой. Существуют различные подходы к определению структуры процесса адаптации.
По мнению А. М. Шевелевой, адаптация к учебе в вузе включает следующие уровни: биологический (к новому режиму, возможно, к новому месту и условиям проживания), психологический (к появлению и удовлетворению новых мотивационно-потребностных комплексов, необходимости реализации новых форм поведения), профессиональный (учебно-профессиональный — к новому содержанию и организации обучения) и социальный (к учебной группе, преподавателям) [5]. В. Н. Кругликов выделяет профессиональную адаптацию, которая заключается в приспособлении к организации учебного процесса, выработку навыков самостоятельной работы и социально-психологическую адаптацию, заключающуюся в приспособлении студента к новому учебному коллективу, необходимости установления с ней связей [2].
По мнению А. Г. Маклакова, существует несколько форм проявления адаптации: как процесс приспособления к условиям внешней среды и как свойство любой живой саморегулирующей системы приспосабливаться к изменяющимся условиям среды [3]. Анализ психолого-педагогических источников позволил нам сделать вывод о том, что процесс адаптации к вузовскому обучению характеризуется объективностью, динамичностью, целостностью, на который влияют объективные и субъективные факторы. Вместе с тем адаптация имеет индивидуальный характер, что указывает на ее интенсивность, выраженность, глубину воздействия на личность студента.
На наш взгляд, необходимо иметь в виду, что главным действующим лицом адаптационного процесса является студент, включенность которого в образовательный процесс обусловливается и регулируется его личностными особенностями, ценностными ориентациями, мировоззренческими установками, социальными ожиданиями, которые меняются в процессе учебы [4]. Студенческий возраст наиболее благоприятен для развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера. В этот период студент включается в самостоятельную производственную деятельность, создает собственную семью. У молодых людей появляется право участвовать в управлении государственными и общественными делами, избираться в органы государственной власти.
В процессе адаптации студентам необходимо соотнести свои особенности с требованиями новой социальной среды и осознать реальные возможности решения задач в условиях новой для него деятельности, преодоления «адаптационного барьера».
При зачислении в вуз учитывается лишь балл ЕГЭ. Вне поля зрения остается информация о самом студенте, особенностях его личностного развития, индивидуальных особенностях. Успешная адаптация возможна на основе изучения совокупности факторов, влияющих на процесс адаптации. Среди них могут быть выделены внешние — особенности организации учебного процесса, система требований, комплекс ценностей и норм коллективов студентов и преподавателей, и внутренние — система доминирующих мотивов, уровень притязаний, самооценка и т. д.
Чтобы выяснить, каковы впечатления о начале студенческой жизни первокурсников и какие проблемы возникли у них в связи с приобретением нового статуса студента, мы изучили суждения, исходя из которых 35 % первокурсников пока ничего определенного не могут сказать о своих впечатлениях о начале студенческой жизни, 18 % респондентов полагают, что очень высоки учебные требования. Таким образом, процесс адаптации к изменившимся условиям у многих еще продолжается. Тем не менее у 30 % первокурсников сложились хорошие впечатления об организации учебного процесса в Бурятской государственной сельскохозяйственной академии. 17 % респондентов отметили интересную и организованную общественную жизнь студентов в академии. При выявлении проблем, возникающих на начальном этапе студенческой жизни, 16 % респондентов отмечают недостаточное обеспечение учебной литературой, 30 % — трудную адаптацию к распорядку студенческой жизни (это временное затруднение, характерное для начального этапа учебного процесса), 29 % отметили, что никаких проблем у них не возникло на данном этапе, 27 % респондентов ощущают материальные затруднения, 14,5 % первокурсникам, участвующим в опросе, требуется помощь в подготовке к занятиям, на проблемы с отсутствием жилья жалуется около 10 % первокурсников, у 8 % первокурсников возникают проблемы в общении с однокурсниками и преподавателями. На вопрос: «Необходима ли вам помощь для того, что бы справиться с трудностями и адаптироваться к студенческой жизни?» около 45 % респондентов ответили, что помощь им не требуется. Около 29 % первокурсников хотели бы получить помощь в успешной адаптации к студенческой жизни от деканата своего факультета, 27 % — от куратора своей группы, 15 % надеются на поддержку студенческого самоуправления.
Студентам первого курса был задан вопрос об уровне участия куратора в делах их группы. Понятно, что спустя месяц многие еще не успели оценить работу кураторов, но тем не менее в целом студенты отмечают работу своего куратора как удовлетворительную — 57 %, как хорошую — 14 %, остальные пока затрудняются с ответом.
Участие в социокультурной и образовательной среде вуза является одним из условий успешной адаптации обучающихся. Хотелось бы отметить, что все обучающиеся на первом курсе выразили свою готовность и желание
так или иначе участвовать во внеучебной, общественной студенческой жизни академии. Большинство респондентов хотели бы посещать спортивные секции и кружки в спорткомплексе академии (64 %), около 36 % респондентов изъявили желание участвовать в работе студенческого совета, студенческого самоуправления БГСХА, 30 % привлекает художественная самодеятельность: танцевальные ансамбли, КВН и пр., 15 % хотели бы работать в студенческих отрядах. Эти данные свидетельствуют о стремлении к самореализации студентов, так как практически все первокурсники хотят проявить свою познавательную и творческую активность в той или иной сфере жизнедеятельности вуза.
Проанализировав ответы студентов на вопросы нашей анкеты, мы пришли к выводу о том, что для более объективной картины процесса адаптации необходимо узнать и мнение преподавателей. Главные трудности процесса адаптации студентов преподаватели видят в следующем: новая система обучения — 34,7 %, слабая школьная база — 28,0 %, неумение работать самостоятельно — 16,1 %, бытовые и материальные трудности — 13,0 %, личностные качества (лень, отсутствие самодисциплины, ответственности и т. д.) — 8,2 %.
Анализируя результаты анкетирования, можно сделать вывод, что преподаватели прежде всего отмечают совершенно другую систему обучения по сравнению со школьной: объем учебного материала, изучение специальных дисциплин, профессиональную направленность обучения в вузе. Бесспорно, всеми преподавателями основной акцент сделан на самостоятельную работу студентов. Также преподаватели выделяют большую самостоятельность студентов в личном и бытовом плане (отсутствие родительского контроля, ответственность за свои поступки, новый круг общения и т. д.).
На успешность адаптации к вузовскому обучению, который вызывает у большинства студентов своеобразное состояние напряжения в связи с кардинальными переменами в их жизни, большое влияние оказывают личностные свойства, среди которых мы выделяем уровень тревожности и самооценку. Самооценка — это оценочное отношение к поступкам, мотивам и целям своего поведения. Так, адекватная самооценка на 1-м курсе составляла 50 %, на 4-м курсе — около 70% против неадекватной — 50 (на 1-м курсе) и 30 % (на 4 курсе). Вместе с тем считаем необходимым отметить, что для констатации закономерности этого явления замеры должны проводиться в течение нескольких лет у одних и тех же студентов с 1 -го по 4-й курс.
На основании проведенного анкетирования выделены основные трудности адаптационного процесса, по мнению студентов и преподавателей, которые касаются особенностей организации учебно-воспитательного процесса в вузе, личностных качеств, материальных трудностей студентов. Все вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о том, что адаптация — это сложный процесс, требующий особого внимания и регулирования.
Реализация основных направлений деятельности вуза по обеспечению эффективности процесса адаптации студентов обусловливает выделение комплекса психолого-педагогических условий, важнейшими из которых, на наш взгляд, являются:
• психолого-педагогическая диагностика с целью выявления индивидуально-личностных характеристик студентов и разработки практических рекомендаций к организации работы по адаптации студентов для кураторов и деканатского корпуса (необходимо отметить, что в БГСХА с 2005 г. работает социологическая лаборатория, цель создания которой — установление взаимосвязи между участниками образовательного процесса, улучшение образовательной среды и качества подготовки студентов);
• разработка ряда дисциплин (дисциплин по выбору, факультативов), направленных на формирование навыков конструктивного взаимодействия, развитие самостоятельности, рефлексии;
• корректировка рабочих программ дисциплины Блока 1, в содержание которых можно включить информацию об организации учебного процесса в вузе, формах текущего, промежуточного и итогового контроля, организации самостоятельной работы студентов и т. д.
• интеграция усилий Института кураторов, деканатов, студенческого самоуправления, студентов и родителей;
• включение в программу воспитательной работы мероприятий, направленных на развитие молодежных инициатив (волонтерское движение, благотворительные акции, трудовые десанты и т. д.).
Литература
1. Кадочкина В. Е. О понятии «адаптация студентов в вузе» // Оптимизация процесса формирования личности студента: межвуз. сб. ст. — Куйбышев, 1980. — С. 83-94.
2. Кругликов В. Н. Формирование мотивации познавательной деятельности в контекстном обучении: дис. ... канд. пед. наук. — М., 1996 — 193 с.
3. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. — 2001. — Т. 22, № 1. — С.16-24.
4. Молодин В. В., Горин С. Г. Реформирование образовательной системы и перспективы субъектности студента // Высшее образование в России. — 2014. — № 10. — С. 158-162.
5. Шевелева А. М. К вопросу об адаптации студентов первого курса к учебе в вузе // Совет ректоров. — 2014. —№ 4 — С. 55-69.
TO THE PROBLEM OF STUDENTS' ADAPTATION AT THE INITIAL STAGE OF LEARNING IN HIGH SCHOOL
Marina V. Radnaeva, PhD in Pedagogy, A/Professor, Head of Education Department, V. R. Filippov Buryat State Agricultural Academy Russia, 670034 Ulan-Ude, Pushkina st., 8 Yuliya V. Shibanova, PhD in Pedagogy, A/Professor Department of General Pedagogics, Buryat State University 24a Smolina st., Ulan-Ude 670000, Russia
The article deals with the problem of students' adaptation to learning at university. We considered the concept «adaptation», its structure and forms, identified the fea-
tures of this process in high school. To find out the main difficulties of freshmen's adaptation the external and internal factors were examined. We defined a set of psychological and pedagogical conditions for effective adaptation of students at the initial stage of learning: psycho-pedagogical diagnostics; development of elective courses, aimed at formation of constructive cooperation skills, autonomy, reflection; correction of programs for block 1 disciplines, which should include information about organization of the learning process in high school, forms of current, intermediate and final control, students' independent work, etc; integrating efforts of Curators Institute, Faculty Office, Student Government, students and parents; introduction of measures aimed at development of youth's initiatives (volunteer movement, charitable).
Study of the problem allows us to conclude that the process of adaptation is complicated, controlled and targeted at creating conditions for socialization, self-realization and personal development of each student.
Keywords: students's adaptation, structure and forms of adaptation, factors of adaptation, difficulties of adaptation, conditions for effective students'adaptation.
References
1. Kadochkina V. E. O ponyatii «adaptatsiya studentov v vuze» [To the Concept of "Students' Adaptation in High School"]. Optimizatsiya protsessa formirovaniya lichnosti studenta — Optimization of the Process of Student's Personality Formation. Kuibyshev, 1980. Pp. 83-94.
2. Kruglikov V. N. Formirovanie motivatsii poznavatel'noi deyatel'nosti v kontekstnom obuchenii. Dis. ... kand. ped. nauk [Formation of Cognitive Activity Motivation in the Contextual Training. Cand. pedagogical sci. diss.]. Moscow, 1996. 193 p.
3. Maklakov A. G. Lichnostnyi adaptatsionnyi potentsial: ego mobilizatsiya i prognozirovanie v ekstremal'nykh usloviyakh [Personal Adaptation Potential: its Mobilization and Forecasting in the Extreme Conditions]. Psikhologicheskii zhurnal — Psychological Journal. 2001. V. 22. No. 1. Pp. 16-24.
4. Molodin V. V., Gorin S. G. Reformirovanie obrazovatel'noi sistemy i perspektivy sub"ektnosti studenta [Education System Reforming and Prospects of Student's Subjectivity]. Vysshee obrazovanie v Rossii — Higher Education in Russia. 2014. No. 10. Pp. 158162.
5. Sheveleva A. M. K voprosu ob adaptatsii studentov pervogo kursa k uchebe v vuze [To the Problem of First-year Students' Adaptation to Studying at University]. Sovet rektorov — Board of Rectors. 2014. No. 4. Pp. 55-69.