Научная статья на тему 'К цивилизации обихода'

К цивилизации обихода Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
115
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дубин Б. В.

In his article systematises and analyses data of the comparative international* survey' in March 1995, some other VCIOM polls.^and the government statistics related to cultural aspects of the stratification of contemporary Russian society:-the level of'education and self-evaluations of the way of life, size and type^of dwellings, provision of household.and familywith technical appliances and civilisation facilities(irdm running hot water and the number of electric bulbs, telephone and car to PC and CD-ROM). Basing on the available data, the author has selected several, leyels^of technical provision of home life and;-correspondingly, several models, or trajectories, of the Russians' household or family everyday life-growing civilised: the general urbanisation, educational,' status-hierarchical (authoritative-bureaucratic), generation ones. The' first and the second models are now more likely "weak",'or "relict" ones (historically past), whereas the two latter models are leading today: the maximum' of civilisation facilities and the most complicated technical devices are concentrated among managers of enterprises and organisations and studying young people.. These, groups also more often than others act aslleaders of renovation of household conveniences and technical facilities, ©n the whole, the degree of Russian society's differentiation by level of socially recognised individual achievements in spheres independent from bureaucratic power, as well as the degree of «^ordination :pf different measurements of social promotion and social dynamics (education, income, status, authority, influence, way and style of life, etc.) stay being yet no too high as yet.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Towards the Civilisation'"of Common Life"

In his article systematises and analyses data of the comparative international* survey' in March 1995, some other VCIOM polls.^and the government statistics related to cultural aspects of the stratification of contemporary Russian society:-the level of'education and self-evaluations of the way of life, size and type^of dwellings, provision of household.and familywith technical appliances and civilisation facilities(irdm running hot water and the number of electric bulbs, telephone and car to PC and CD-ROM). Basing on the available data, the author has selected several, leyels^of technical provision of home life and;-correspondingly, several models, or trajectories, of the Russians' household or family everyday life-growing civilised: the general urbanisation, educational,' status-hierarchical (authoritative-bureaucratic), generation ones. The' first and the second models are now more likely "weak",'or "relict" ones (historically past), whereas the two latter models are leading today: the maximum' of civilisation facilities and the most complicated technical devices are concentrated among managers of enterprises and organisations and studying young people.. These, groups also more often than others act aslleaders of renovation of household conveniences and technical facilities, ©n the whole, the degree of Russian society's differentiation by level of socially recognised individual achievements in spheres independent from bureaucratic power, as well as the degree of «^ordination :pf different measurements of social promotion and social dynamics (education, income, status, authority, influence, way and style of life, etc.) stay being yet no too high as yet.

Текст научной работы на тему «К цивилизации обихода»

(хотя почти 45% из указавших этот мотив в другом вопросе все-таки называют'партии, ближе всего отвечающие их интересам,"иОтносительно чаще такая непоследовательность демонстрируется сторонниками "Державы" и "Любителями пива"). На "бесполезность выборов" ввиду бессилия парламента указывают 10% отказывающихся голосовать ( этот мотив опять-таки характерен для "пивников" и "державников", но так же и для сторонников ;"ЯБЛока"). 13% уверены-, что результаты выборов будут обязательно подтасованы (так думают 30% уклонистов из лагеря ДПР, 27% — из лагеря ЛДПР, 24% — из лагеря ДВР). 7% колеблющихся заявляют, что склонны подождать появления новой партии или нового политика (таких много среди сторонников Св.Федорова). г Из/этих' выкладок видно, что электораты "Держава", ПНС, ."Любители пива" наименее устойчивы, а значит, —* и мало предсказуемы.

-tJ Данные июльского 1995 г. "Мониторинга" позволяют судить-.о степени активности элёкторатов основных партий и их готовности подтвердить свои партийные пристрастия • реальным голосованием. В среднем по стране доля,заявляющих,- что "точно или наверное примут участие в выборах" составляет 39%;‘ 30% опрошенных уверены или. сомневаются, что будут голосовать (коэффициент— 1,'3). Естественно, почти'во всех электоратах значение1 этото .коэффициента выше. Исключение представляют контингенты избирателей малых партий, в которых слаба ■ надежда; на участие этих партий в выборах й преодоление ими лимита в 5% ("Демократическая Россия": — 0,08; "Любители пива" — 0,4;’ ПЭС — 1,1; ПНС — 1,3): Наиболее высокую предварительную готовность демонстрирует. партия' Б.Федорова (5;9) и ДВР (4,7). За ними следуют АПР (3,6); КПРФ (3,5), "Левый центр" (3,3). Остальные партии можно считать нуждающимися в усилении мобилизационной активности: "ЯБЛоко"(2,5),'

"Держава"-,(2; 1'), ;КРО (2,0); ЛДПР (2,0), "Женщины России" (2,0). ■ • 1 ' ; ■

Б.В.Дуби н .

3. К цивилизации обихода

Среди проблем, информация' по которым собиралась' в 36 странах- мира в 'ходе международного исследования International Research- Associates (INRA) и Roper Starch в 1995 г., заметное место занимал комплекс вопросов, связанных с уровнем благосостояния и образом жизни респондентов, стандартами обеспеченности их семей и жилья совре-мённьшй техническими удобствами. Вместе с данными об уровне- образования и доходов,' размере и типе жилища перечисленные- характеристики сводились в обобщенные показатели социальной стратификации обществ', индикаторы социально-экономического уровня соответствующих стран В России опрос по этим проблемам проводился ВЦИОМ-в марте 1995 г. по всероссийской выборке в 1980 человек. Не претендуя здесь на сколько-нибудь развернутое, исследование 'системы стратификации в нынешнем российском обществе, ограничимся систематизацией и пер- • воначальным' обобщением относящегося к этой проблеме материала,- полученного в мартовском опросе, и некоторых ' примыкающих к нему данных из последующих зондажей -ВЦИОМ и государственной'статистики.

■Предметом внимания будут прежде всего показатели культурного уровня и цивилизованности повседневного ' семейного обихода россиян—1 обеспеченность бытовыми техническими удобствами и благами, характеризующие ' ми в развитых странах мира современный образ жизни семьи' в полноте его информационных, коммуникатив- ' ных,-рекреативных, репродуктивных и других параметров: Для'Европы социологическое и более широкое'обще-

ственное обсуждение этой проблематики связывалось с переходом к определенному уровню общественного и цивилизационного развития, обозначенному в разных угра-дициях и терминах, как "государство всеобщего, благоденствия", "общество потребления", "массовое.общество" и "массовая культура", "цивилизация досуга" и т.п., и относилось к концу 50-х — началу 60-х годов*. Некоторые данные опросов ВЦИОМ 1992—1994 гг. о вещном обиходе россиян уже введены в научный оборот и раСт сматривалйсь в связи с проблематикой стиля жизни**.

К важнейшим, факторам стратификации общества относят образование и уровень жизни населения (табл. 9).

Как видим, по уровню образования Россия близка к средним данным по Ближнему Востоку, одновременно, контрастируя с показателями (самооценками) уровня жизни в этом' регионе: на Ближнем. Востоке он в целом высок, в России же низок. По образу жизни Россия тяготеет, скорее, к Юго-Восточной Азии, вместе с тем разительно отличаясь от нее по уровню образования — в Юго-Восточной Азии он значительно выше. Все это может свидетельствовать о неравномерности (рассогласованности) развития российского общества по основным направлениям социальной и культурной динамики, выявляя серьезные дефекты в системах социальной мобильности и гратификации достижений, а в конечном счете — деформирован-ность стратификационной системы общества, слабый или зачаточный уровень его дифференциации. Другие данные подтверждают это предположение. . ,

По данным мартовского мониторинга 1995 г., 22% россиян живут в отдельном доме или занимают часть дома (в подавляющем большинстве это жители села и малых городов), 44% имеют отдельные квартиры (31% не дали на этот вопрос ответа — среди них 44% учащихся и 64% руководителей, порядка 3—4% снимают жилье, живут в, коммунальных квартирах или общежитии, поэтому данные по этим малочисленным группам в дальнейшем не рассматриваются)***. Распределение типов стандартного жилья по основным социально-демографическим группам россиян приведено, в табл. 10.

Легко видеть, что резко противостоят друг другу такие типы жилья, как отдельный дом (село) и отдельная квартира (город), соответственно, жилище более пожи-. лых и менее образованных групп пенсионеров и жилье россиян б9лее активных возрастов. В пределах же города, размер и функциональная дифференциация жилья (число комнат) хотя и колеблются в зависимости от размера города, но не очень значительно, а данные по трехкомнатным квартирам, напротив, чрезвычайно близки. Стандартная квартира в две, реже в три комнаты-— достояние прежде всего 40- и 50-летних ("поколег ния родителей", причем практически независимо от уровня их образования и квалификации). Трехкомнатны-мй квартирами чаще других располагают руководители, но и здесь их превосходство над другими группами не так уж велико. Иначе говоря, типовое городское жилье

* Dumazedier J. Vers une civilization du loisir? P., 1962. (2-e изд. 1967). См. также: Перек Ж. Вещи. М., 1967. (Первое франц. изд. 1965); Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995. (Первое франц. изд. 1968).

** Бочарова О.А. Вещи и стили жизни // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1995. № 1. С. 44—46. В концептуальном плане соответствующие разработки см.: Социологические исследования в дизайне. М., 1988; Гудков Л., Левинсон А. Вещь глазами социолога // Декоративное искусство СССР. 1987. № 8. С. 14—18.

*** По данным переписи 1989 г., в отдельных квартирах проживало 62% российского населения (74% — горожан), в индивидуальных домах — 29% россиян (55% — жителей села). См.: Семья в Российской Федерации. М., 1994. С: 302—303. '

Данные ^международного исследования образования и- уровня жизнй, 1995 г.

(В % к числу опрошенных в соответствующих регионах; в Индии, Китае и других странах Азии

1; Факторы стратификации ’ Северная Америка Латинская . Америка Западная . _ Европа Центральная Европа' ... - Россия Ближний -Восток Юго-Восточная . Азия -"Драконы"

V Образование: ’ | нижесреднего ' 8 - г - ‘23 31 , ■' 16 - Г 38 - 42 ' — 8 - 14

| среднее 46 53 48 ' 59. 48 41 43 • .48

| высшее - — - 46 23 \ - - 21 - 26 ' 14. - „17. . 46 .' ■ 34..;-

Уровень жизни: выше среднего ''37-'" 21 ‘ 26 ' 14 ' 4 36 4 •' '24

средний .. 1 _j 37 29 52 52 ! 39 42 -.43 ■ 48 ~

ниже среднего ■ зо ■' 50 ' 22 34 ' 57 23 49 1 27.

* ВагЬегепа М. The international middle class: Fact or fiction? N.Y., 1995 (INRA).

получали в 60-7O-'x годах, как правило, первые поколения горожан-либо на общих основаниях (государственное,' через советы разных: уровней), либо в порядке кооперативного строительства; стоимость последнего в те' годы была не так уж велика, почему, видимо, и дифференциация типов (размеров) жилья по статусу и уровню ■ доходов не так значительна.’ Позже в’подобные квартиры' вселялись, опять-таки, в массовом'порядке приезжаю-, щие в город работать по лимиту. ■ .

• ' Сравним теперь, по данным того же'мартовского опроса, уровни оснащенности домашнего обихода техническими благами и цивилизационными удобствами в России ив других-регионах1 мира (табл. 11).

Из перечисленной* техники 'всеобщего распространения в России достиг лишь холодильник, причем это произошло1 в1 предшествующий период и' за 80—90-е годы ■ степень обеспеченности населения холодильниками уже- не мешалась: 103 на 100 семей в 1980 г.’," 106 — на конец 1993 г:*. Вообще-то, в ньшешних условиях- холодильник, как таковой (как прибор, без особых 'технических или дизайнерских' показателей), характеризует элементарный, физический; уровень существования семьи, наличие у нее минимального объема первичных ресурсов выживания и воспроизводства (в советской России 60—80-х годов это своего: рода; аналог "подсобного хозяйства"'или "дачного участка")., Максимальную же величину запаса индивидуальной прочности, семейной устойчивости й, в этом смысле, предель-' ный горизонт планирования-и расчета- будущего семьи и. своего собственного представляет в данном списке "автомо-i бильная страховка": однако она (и стоящая за ней структура взаимных обязательств, проективного социального взаи-’ модействия) гарантируется всей системой данного общест-1 ва, а потому противоположна автаркической замкнутости.

Не случайна предельно'высокая обеспеченность подобной услугой в развитых странах Запада; где охват ею (свыше 3/4 населения) по масштабу следует сразу за холодильником й телефоном, цветным телевизором и автомобилем, стоя рядом с таким благом цивилизации, как горячая вода. Для России здесь можно дополнить сказанное данными государственной статистики,■' касающейся' оснащенности жилища в России**’(в %, на: конец 1993 г.):• .•> 1 .

* ' Семья в Российской Федерации. С. 294. Наиболее высокими темпами 'за эти годы шло техническое оцивйлизовьгааниё села, причем прежде всего мото- и автотехникой (нисло! мотоциклов выросло в городе на 122%, в селе — на 86%, автомобилей, соответственно на 113 и 144%), магнитофонами (рост на 68 и 150%), пылесосами (на 56 и 114%), телевизорами (рост обеспеченности на 27 и 28%)- (Там же. С. 294—295.) ' / "' ''1

** Там же. С. 326, 330, 333. ч '

' Цивилизационные. удобство -м-Город .■ ' ; J ") " 1 " ,■ Село, (кроме,., частного владения)

Водопровод со со СО 1/V

Канализация '7 -.г'/г- . о со j ~42 г ц-,,,

-Центральное отопление ' -1" 00 45 г -,7

Ванна '■ ‘ ! ' ^ ■ 75 ' 1 36 -

Газ - < - . 1 . ■ 68 > ■ . 73 •' Т ’Г.к.:-!

Горячая вода Электроплита; , , , .. ' • 69 ' 197-.: 23 'Г ‘ ' ' Ь 1 ‘3,т:'Г;.,6;:г

Телефон (на 100 семей). , -42; , . - 17'1 , , • • • м , аI.* >. . l.i. :

г;, - , , Таблица. 101

Распределение типов стандартного, жилья по- основ-: ным социально-демографическим группам россиян л; (в % к соответствующим группам; март, 1995, г.)

| - Социальнр-1 " демографические" | группы Дом или часть ■ дома ; Квартира ‘ 1‘ ‘ 1 |

1 ОДНО-,1' " комнатная - Двухкомнатная ■1 трех-.. , -комнатная

- ■ -.

• Возраст:: .--г | ■ до 24 лет • 1 ’ * ; 16 ■ 5- ' 1 . , 18- *: - 13 v

25—39 лет '■ .. 2j. ' 8 ' 21 • ■ 10"-

40—55 лет 20 ' ' 4 ' 23' •’ ■ 19 '

старше 55 лет 28 13 23' - • 8 .=<■

Образование: . высшее' - ’ -; 8 - 111 8- - 18 • . 14 1

среднее 17 ■ л: 7 ' 23 " ; 14 ■ -

ниже среднего . '' 34 • 10;’ • .22 1 / ~9Х/- '

Положение: ■ ,, ' руководители - • "4- 3 -Л ’ ' 1 ■ .-0,[ 6 ■! ■■’, >■ .21 — -j

специалисты1-' ' • ; - ] 5 ■’ ..6 ■ ■ 19 н-14'„'л,

служащие " 21 '• б' ' 24 ■' ' 13 1

квалифицированные , рабочие ■ ' - 21 , ‘ i 11 '■ 7' ;; i 24 ■ 14

неквалифицированные рабочие -‘ ' 30 ; *' ,.'5 ,25 .. 'i?'ч-

учащиеся ■".'16 ' 3 1 20 8 ■

пенсионеры " ^. ’ 30 13 . 25 ' ' ' 7

‘ Тип поселения: \, \ ■ Москва (И С.-Петербург - , • о. (V « 1 , 5 .17,,’ Л .ц У\ ■ ,13'-

большие города' ■' ' 5 •. .! 13 ' ■ 28 - 12

■ малые города • 1 18- -tri . 9. 25 14'”..

села ‘* ’• ' ' ‘ ' 54 ! " 4 ' 1 12 • 9

' Наличие бытовых удобствитехнических благ в семье (доме) - •••

' . 1 (в % к национальным и региональным выборкам; март, 1995 г.)* , ■,________

. Предметы домашнего обихода » и цивилизационные удобства. .Северная'; Америка ‘Латинская Америка Западная' Европа Центральная Европа Россия • Ближний Восток Юго-Восточная Азия "Драконы”

Холодильник’ . ,- -, -. " 95 95. , 99 98 . . 96. . ■ 99 ‘ ‘97 98

Телефон 94 56 9 Г ' 61 ‘ ■: 38 85 зз - 97

1 Один автомобиль 37 32 52 ' 48 1 20 41 20 44 ''

Два и более автомобиля ... 53 .. 15.': 28 _ 1' 8 .. ; о,8. 10 5 15-; ■

Автомобильная страховка 79 24 ' 77 -44 , , 3 32 23 53

Цветной телевизор ■, г 95 88 , 96 . 93 71 94 94 98

Видеомагнитофон 67 49 ' ’ 67 ' - "56 ' : 17 - 39 " - -53 - 87

Г Кабельное телевидение 52 18 24 , 35 5 - 9 9 : 53 '

к Компьютер .- - . .24. . . -И 24 18 : 2 10 15 48 ■

‘ Посудомоечная машина 42 ’ 15 ;і 42 . 15 , 0 • : 15 2 -16-

[' Горяча_я вода 75 40 75 ; 40 19 40 42 .- 87 1

* ВогЬегепа М. Ор. ей. Часть результатов публиковалась в графическом дайджесте предыдущего номера, см.: Экономические и социальные перемены... 1995. №4. С. Б. ", ■ •

По всеобщей распространенности в России к холо- гими,и с поколением, предшественников обладает макси-

дшіьнйку приближается лишь телевизора да и то если мальным, пользуясь терминологией П.Бурдье, "символи-

суммировать старые' черно-белые модели с новыми, ческим капиталом"—- уровнем , образования, статусом и.

предлагающими иной уровень удобств, цветными. Воз- доходами, влиянием, благоустроенным образом жизни и,

можность выбирать материал для просмотра, формируя т.п.; само же по себе образование и доход не дают.отчет-

собственную, более индивидуализированную телепро- ливо-:Значимых преимуществ в общественном положе-

грамму (наличие декодера или подписки на кабельное нии, авторитете, признании, влиянии, уровне удовлетво-

ТВ, видеомагнитофона), у россиян крайне невысока, чуть ренности и т.п., что,, со-своей стороны, свидетельствует;об

ли не на1 порядок уступает распространенности ’этих уже упоминавшемся рассогласовании различных пара-,

технических коммуникативных устройства в США й вое- метров социальной и культурной динамики общества,

точных "драконах". Можно сказать, что россияне! вклю- измерений его стратификационной системы’1;. , -

чены — на правах адресатов, рецепторов, — по преиму- ■ г Тем самым, можно,- разумеется, в- предварительном, ществу, в' сети централизованной и односторонней массо- порядке — наметить, как бы несколько-моделей (или

вой коммуникации (наиболее доступные каналы радио' и траекторий) технического оцивилизовывания домашнего

ТВ в -сегодняшней России — государственные). ■ , или семейного обихода сегодняшних россиян: , ,-

Показательно, что»'и- телефонизация страны пока :.общеурбанизационная. модель :— удобства и^блага в лишь приближается к тому пределу, который считается максимальной степени концентрируются в столицах и

Достаточным для формирования независимой системы : крупнейших городах. Таково на нынешний день распро-

межличностной коммуникации, которую практически странение телефона,-такого- '-'устройства памяти" - как,

невозможно-'1 централизованно заблокировать (принято фотоаппарат (61% семей в , Москве и С.-Петербурге),,

считать-такой нижней границей 40%-ный охват населе-; проигрывателя компакт-дисков,< видеомагнитофона (39%,

НИЯ телефонной СВЯЗЬЮ). Переход же В более ИЛИ менее тех же семей); - ; V . ■ ■ ,1Г' ,

массовом порядке на иной тип, коммуникативных, уст- статусно-иерархическая модель — технические устройств—- с независимым индивидуальным управлением- ройства, рационализирующие повседневный ,обиход- —.

и собственной' памятью (компьютер, а тем более — ком- досуг,, еду, сон, связи между людьми, отношение Кг.про-

Пьютерные сети) — в-России, можно сказать, еще не странству и времени, и. т.д. — и престижные-символы

начинался,- ' -- 1 ■■ максимально скапливаются на высших этажах управ-;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Некоторые данные о том, как распространение техни-1 ленческой иерархии. Так. распространяется подавляю-,

ческих устройств и цивилизационных удобств распреде- щее большинство предметов, включенных в наш список

ляется по основным социально-демографическим осям, (что и понятно, поскольку ведущая ось социальной и

можно получить из'материалов мартовского и июльского1 культурной стратификации в России по-прежнему-уп-

мониторинга 1995 г. Из-обширного гсписка приводим лишь равленчески-иерархическая). Кроме приведенных ,,в

часть позиций, собирающих статистически значимое табл. 11. назовем здесь такие технические, приспособлен

число"респондентов и вместе с тем диагностических для ния, как радиочасы и электродрель;-

анализируемой здесь проблематики (табл. 12)., ,1 '; - поколенческая модель обладателями символичес-.

"Меньше других обеспечена техническими й цивилизаци- к их благ.И'Модных вещей выступают прежде всего моло-1.

о иными благами, опять-таки, наїіменее профессионально-, дые. респонденты;; здесь можно отделить предметы, унас-

квалифицированная часть населения и старшие возрастные ледованные от родителей, с; одной, стороны, и-престиж-

группы (пенсионеры), Иначе'говоря, эти удобствами символы ные новинки — с другой. К первым можно отнести-дачу,

— достояние прежде всего двух последних по времени ко вторым — стереосистему. , ■ Ї

поколений горожан, причем'по: большей части, — неоурба- В качестве дополнения можно .было бы добавить. го-;

нитов. Молодежь наследует накопленное поколением роди- раздо более "слабую" образовательную модель техничес-

телей (в основном, более образованных и-высокостатусных) кого, оцивилизовывания^обихода., Среди благ, которыми

и, в этом смысле, начинает с качественно иного,'чем-у их располагают прежде всего более образованные, респон-

матерей и отцов, стартового уровня. ; V і денты (семьи), по нашим данным, в какой-то мере выде-

Но в еще большей степени этиблага концентрируются- : "

на верхних этажах бюрократической иерархии —г. в, - * Экономические и социальные Ьеремены... Ї995. № ,1.

группе руководителей. В предыдущих публикациях,уже; С. 12—16; Куда идет Россия?: Альтернативы,обществен-

указывалось, что именно эта группа в сравнении с дру- ного развития. М.,' 1995.'С. 237—247.. . , "‘:Д

15 ,Ъ\ Таблица 12

Техника и, цивилизационные удобства;в российской семье (в % к. соответствующим .группам); .

■| Социально-демографичеасйе • группы- -1:, . 1* ■ : . . 1 с .г..". v 1995 г., март* 1995 г., июль**

телефон . фото-аппарат Н. дЯча; миксер проигрыватель . крмпакт-дисков , цветной телевизор- стерео- система автомобиль видео- могнитофон-

•Всего"! ~ ‘: \~Г -38 г 32‘' -32 - • 27: - 6 - ; . 71 г 26 21 - 19

'■Возраст , . 1 II 'Г ' \ - 1 ( ;до~24лёт , ■ 39-у у: i - - 42 : • - -43 1 . і 1 • 35 - - І ’ v; • -10 '— 1 : а'; ; • 77 -, - 53- 23 ... '29- -

-1 ^ ; .• , !; 25—39 лет ;; ----- --- - -38-1 - 40 - "28 ' -38і ‘ ; і ’ ' ' ■- - 7- •- - 81 35 - -26 ■ - 29 '

|[40—55 лет _ ' ■_ ' -• ~ ;• - 42- - 32 37 4 —28 г -7. .. . _ ;■ ,76 - 20 — - 24- ■ 1 • -* . 5 - • 1-7 --

| ^старше 55 лет ■ - - г - 34 15 : - 26-, — 8;- - з- : —г -52 - ; -6 .... 10 . " з

; Образование: , ; г, ■ |;высшее- * 1 ~~ ' ’ 1 '59 '52 ' 35 f р і : .: 4з'.— • , - 9 39 — 26 - 29

1 :. 'среднее - '-41 ■ • ; '36 37 ; -' 32'-- - 7 -, 78 —; 31 25 - 22

|, ‘нйжё среднего 1 27 --19 : 25 ; - 14u. 4 -V - - 1 59 < - 16 - 14- — 1 -12

• Положение:. 1 ! \'\ ‘ г * , ’ к ' . • ч |''руководйтёли' * Т : ' у ; V ' 69 •- -48 t -39- ’-' 58L- ■ і ■> ^ ; -і' —14- • - - ’ 8 9* - - 43- - - 40 - " 34-

|; отециалйсгы “* : * - 48 -; - 46- 36 !- 41 9 г 83 - , --39- 24 ". 29

> . > V |: служащие - — - г - - • • * о. 35 ' 37 | -35" т> і Г -38! - - - 1 - 9 -’ -- - 85 - 36 - --24 - 26 -

| квалифицйрованные рабочие "; - 30 г - 32- 36 •• - 22 - - - ; 5 - 74 - 21 - -• 19 .17

неквалифицированные рабочие "18 - - 23 ; •18 L 19 -- . * ’ S у 4 - : • 701 - 26 -■--1-3--" ' ' 10

учащиеся ' -г • - ■ ■ -46-1- -•45 1 - 47 ; 44‘ - 14- - - | 78 56 - 25 - --- 33--' ■’

пенсионеры ~ Т - 34 Г - 13 j 24-: 61 - - х - 2 --, 47 - 5 • -10 - '■Ч-2---:'

Тип поселения: ' , Москва и'С.-Петербург' 1 : -;97- : 1 i • 61 - “ 33 - * - --48. » ! ' - 17 1 1 --..89 38 .. -21 - і *' • ^ !V - " ' 39

большие города' “• Г' 44"- - 39 i - 48 ; -33! • — 6 --• 77 - 34 - ... -20 20 :

малые города ' 1 Г * :3i у - - 27-! 34 ‘ . .’ 23 > r \ 1 ‘ • - 5 -- - 71 - 25 - 20 - -14

| села 22 1 “22 ; "и ‘ 18 4 60 17 22 18

* N=1980. ** N=2549.

’Г‘1

ляется только пианино (фортепиано); — символически; нагруженный предмет, традиционно ■ олицетворяющий, для образованных- слоев’, (а,, ранее — . для буржуазии,, включая:Л,так- называемую ."буржуазию , образования”),, "культуру'' с большой буквы. Им владеют 16% опрошен-, ных с высшим., образованием (15% учащихся, 14%.мос-,. квичей И петербзфжцев,1.3% руководителей).г . . р

, ,Однако;.чисто урбанизационная, как и ,чисто образовав: тельная, модели относятся сегодня, .скорее, к прошло-; му —, к вчерашним,'если не позавчерашним фазам социокультурных изменений,-^ОХОДЯЦИМ) до. нынешнего, дня., лишь в качестве ^'следов" или "пережитков". Ведущими^ же выступают две других.^—, статусно-иерархическая (унаследованная-, от прежней, в_ том числе распредели-: тельно-дефицитарной, системы,! относящаяся к ее. пре^ емственности и -репродукций, 4 с одной ;ст,ороны, ■ и сегодняшняя, фиксирующая . актуальные достижения,‘ —-' -с', другой) и поколенческая, (унаследованная от^старщихги. прожеотивная, ■ опережающая, модная). Нечслу^айн0(ли-, дерами.обновления технических.удобств и.;.устройств в доме выступают, именно две группы ^. молодежь .(уча-, щиеся) ^руководители,- Докажемэто; на данных мартов--ского мониторинга, фиксирующих '"возраст";_ некоторых предметов обихода из общего списка (табл. 13).

Хотелось бы обратить внимание на то,,что в урбанйза-' цйонном аспекте^ (по типам поселений);даннь1е ,об обновлении-домашнего "парка" удобств технической цивили-, зации -практически не различаются (сравните приведен-»

ные вышецифрыо темпах семейного приобретения -дог., машней техники в городе и. селе). Единственное исключе-, ние здесь — , новые марки стереосистемы,, престижного предмета, который связан, как указывалось выше, прежде , всего с обиходом молодежи, молоденшой культурой - ,

Удобным операциональным показателем, сводным индексом, цивилизованности домашнего,,обихода могло бы, быть число электрических лампочек в.домашних осветительных приборах: vb нем "стягиваются" характеристики как социального благосостояния (размеры , и тип жилья),, так и его культурной освоенности, обжитости (И.Гальсе-ран, и Дж,Берри трактуют его-лишь в качестве^ индекса,

социально-экономического,статуса семьи)*. ....... ,:Z1

Дело здесь, не простов дасле и размере комнат квартиры или дома. Скажем, их числО;.и объем могут быть, аскриптивными^ характеристикам^ сословного статуса, или места во властной,иерархии,-выступать: в этом смыс-. ле элементами, "традиционного" образа, жизни (быть по^., лученными, в наследство, подаренными и т.п.). Для нас. здесь важнее другое.. Сама функциональная дифферент циация домашнего пространства, равно , как и времени, > диктуется дифференциацией соответствующих,. тштов

'■ ■ ikh .. i-; - . .у

* Galceraii Berry J: How many researchers does it' take to;

count a light bulb // American demographics: Consumer trends for business leaders. 1995.:Mar. (INRA). О социально-статусной семан-i тике осветительных, приборов (как и мебельного гарнитура, автомобиля и др.) см.: Бодрийяр Ж.-Указ. соч. С.,11-^-40, 56—60. -

•' - Таблица 13

Новыё* и старгіе** вещи в домапшем обиходе (в % ксботвётствующйм группам; март, 1995 г.)

■ Социально-демографические Холодильник Стиральная - машина - Пылесос Стереосистема Мебельный гарнитур Автомобиль

; • . группы,. - - • • новый' старый новая старая новый старый новая- старая; новый старый новый старый |

| Всего 14 - 82 12 74 12 63 - 10 24 8 41 4 16

Возраст. \ - - | до 24 лет ' _ > 26 67 20 67 17 ; СО 10 , ' 1 20 33 15 47 7 19

25—39 лет 20 77 18 • 70 ' 17 62 . І* ; зо- 13 46 6 16

40—55 лет ' " - - ■ 10 88 10 79 ю 71' 5 ’ - 26 6 45 5 - 18 I

старше 55 лет 5 91 3 80 ’ 4 60 /і ,10 - 1 29 0 14

Образование: ' " '" высшее 14 84 16 75 *- 15; 69 11 36 • 11 50 5 22

среднее 19 78 14 76 1.13 • ,67 'і 2 27 9 -47 • 6 -17- ■

ниже среднего ' Г " '9 85 9 73 9- . 56 "б 16 6 - 30 - 2 • 13 ’

'Положение: ‘ руководители , 24 75 23 69 24 68 21 37 21 57 11 34

| специалисты ! ’ 18 71 ' 17 73 14 ' 70 14 : . 32 13 47 5 17

I служащие : ' 1.3 85 10 86 ‘ '14 72 , 9 - 28 - 9 52 5 15

| квалифицированные рабочие " ; 16 82 12 - ' 78 • 10 ’ ; 68 ’ 9 24 ; ' 5 46 2 15

неквалифицированные рабочие 1.3. 79' 9 ' 64 7 ! 52 5 23 * • 4 31 ' 2 - 9 '

учащиеся ", 28 ' ' '67 ' 19 70 19 і 67 22 -40 15 60 8 ' 28

пенсионеры ' * ' 5 89 4' 75 4 ~ 57 ' 1 , 10 ^ 2 26 2 12

Тип'поселения: ~г Москва и С.-Петербург 12 84 11 6? 10 ; 74 18 .24 10 50 6 14 '

| большие города 16 82 14 76 . 12, . 69 10 27 10 45.' 6 - •' 18

| малые города 16; 81 - 13 78 11 - ' 66 8 , 26 8 -44 4 14

| села-'. ' ^ 12 ’ \ 82 11 - •72- 13 48 , 8 -19 6 30 3 - 19

“Купленные в'последние три года.

** Существующие в семье более трех лет.

деятельности (профессиональной, рекреативной, репродуктивной и Т.Д.), т.е: развитостью различных1 систем' действия и общения в семье,1 ■ в обиходе ее членов, й-подчинена‘сложной игре' принципов индивидуализации (индивидуальной автономности) й "коллективности (символической интеграции, демонстрации солидарности). '

!В этом смысле можно видеть в наиболее мощном и демонстративно-открытом, особо-украшённом и специально бросающемся в глаза"5источнике света (скажем^’ потолочной лампе или люстре) полюс "всеобщности", единства й сплочений семьи' й даже, более того, полюс ■ "официальности" — ' нормативной 'интегрированности семьи'в' "большое" общество. Чем физически‘выше поэ-. тому расположен источник: света' чем ближе он к центру' комнаты- (потолка), чем уникальнее и неподвижнее (ста-ционарнее), тем больше он тяготеет к’ этому "полюсу-коллективности" й "официальности1'. Напротив,’круг под • маленькой и передвижной лампой очерчивает пространство индивидуальной автономий. Она' может подразумевать - профессиональную деятельность (настольная лампа), включение в культуру (торшер над журнальным столикоьг и креслом для чтения или телесмотрения), отдых (бра в изголовьё кровати). Но в'глюб6м случае свет' здесь —; это означенная граница собственного и признанного другими. пространства, и чем ниже расположен его источник, чем дальше он от центра' комнаты и чем подвижнее,- тем. он, соответственно, блйже -к полюсу индивидуализации.' Предел сбалансированности индивидуального и коллективного -—скрытые (в стенах, за укра-

шениями, предметами, картинами и т.д.) источнйкй как общего для комнаты, так и локального освещения, к тому же приглушённо-матового. Напротив, символом тотальной и управляемой извне коллективности, полной социа-лизированности семейного обихода будёт свешивающаяся с потолка лампочка без абажура и люстры.' "Голой" лампочке в советском коммунальном обиходе начальных фаз массовой ’ урбанизации соотвётствовала одн'опро-гра'ммная "радиоточка"*. Такиё же символичёскиё пред-мёты, как абажур, а позднее — люстра вместе с торшером,-бра и другие осветительные приборы расценивались вг 30-х, а затём в 50—60-х годах как "западные" и "мещанские" ' (проводником их в быт первых отдельных квартир сталинской эпохи‘были представители правя-1-щей бюрократий, а в‘другой; хрущевский- период —: городская гуманитарная интеллигенция и итээры). ' Покажем1'это на данных - мартовского: мониторинга (табл. 14).' Сравнительные данные по регионам и странам' мира публиковались в предыдущем бюллетене мониторинга. Наломню лишь, что средняя обеспеченность Сёмёйного жилья электролампочками в России, опять-та'ки, соответствует показателям Юго-ВосточнойАзии (по- 9 лампочек в доме) и болёё чем в-2 раза уступает показателям:Северной Америки и Западной'Европы (по 19). 1

* В этом смысле "тарелку" радиотранслятора можно уподобить не' столько устам говорящего,- сколько 'уху подслушивающего, равно как оголенную лампочку‘в домах (но-'и в'конторах,' на работе и тд.)—не столько лучу, сколько-внешнему глазу..

;.. 1 г„ ■, Таблица 14

Число функционирующих в, доме, электрических лампочек) (В % к соответствующим группам; март, 1995 г.)

; Г . Социально- • ' 1 демографические . _ ! , группы Число лампочек I

1-5 6—10 11-15 16-20 21 и более

Всего 23 1 50 . 18.' 5 _ 1

Возраст: •• * до 20 лёт _ 13 О .45. 1 24 . 11 3

21 —30 лет 27 47 . 17 5 2

'....31—40 лет. 14 55 . 21 . 5 2

1 .41—50 лет 12 ' 54 24'. . 5 . 0

1 51 —60 лет ... 27 .50 15;. 2' 1

свыше 61 года 43 44 9 2 0

: Образование: - высшее 15' '44 ’ ‘ 24. ' ГО ‘Ч

■ .среднее ... ; .19 .51 20 5 1

НИЖеСреДНеГО- ' ! зі 50 1 14 : 2 ; . г ■

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Положение:. . . . . , руководители 6 - 48 Т 1 .25..: - 1-13 6

■ специалисты . 14 ■50 24 8 2

служащие.. ’ 16 60 18 2 1

квалифицированные рабочие 19. 55 19 2 1

I неквалифицированные рабочие 25 " 59 ‘‘ , 8 - 4 ^ 0 .

- учащиеся ' 10 46 28. 13 2

"пенсионеры г Г 39 - 44 12 2 -о

. Тип поселения: Москва и С.-Петербург і 7 46- . 26 10 - 4 -

1 большие города і 21 50 18 V. 6 ’

малые города : , >. 1 24 51 І8 4 Г 1

села ‘ 30 50 16 ~ 2 Г '

Тип ЖИЛЫ! дом, часть дома Іг28” ’48’ 18 — з- .1 ■.

однокомнатная квартира 52 41 '4 1 ?' 0

двухкомнатная квартира 19 - 58 '. '14 3 1

трехкомнатная квартира 6 г. ' 64 21 6; 1

Среднедушевой ДОХОД’ ■ • низкий 1 28 .'52 15 , 3 0

средний 24 51 18 3 1

высокий , - ,. 18 46 . 22 ; 8 . 2

Общественное положение (самооценка):'! • высокое : ‘ ■’■18 46 22 ■ Г " ! ’ 11 3

среднее 48 52 -20 6 2

низкое - ' 28 50 16 3 ■' '"І

Цивилизованность обихода ' (наличие): миксера ’’і ■■ К " 9 "‘4'5 '■ ' 29 г \ , -; 10 4

электрогриля,, 6- 43 - 33 . 6. V-11

проигрывателя компакт-дисков 10- 47-, - 29 10, 2

телефона 113: 48 . ,24 • 8 3 ''

дачи ' . ■ . . і 14 52' <24 • 6 2

собаки ' 18' 51 . 22 6 2

Г нет ничего из списка 49 ' 41 ' 4 ‘ : о 0 I

Обратим внимание на то, что простой рост числа комнат вовсе не главный фактор в увеличении числа лампочек в доме (да. и колебания в функциональном'типе стандартней квартир, как уже отмечалось, не.столь велики). Важней здесь иные факторы. Если разделить со-циально-демографические; группы российского населения на те, чье жилье обеспечено электрическими лампочками на уровне среднестатистической нормы и ниже, т.е. приблизительно одна лампочка на одно помещение

жилища, то крайними группами окажутся, опять-таки, самые старшие и наименее образованные ;респонденты, жители села (от 80 до 87% имеют только нормативный минимум, причем 40% — менее .пяти лампочек), с одной стороны, и учащаяся, молодежь и руководители —_ с другой’ (по меньшей мере, двое из пяти в. этих группах обеспечены лампочками выше, а .один из пяти-шести значительно выше нормы, больше 16 лампочек). В-этом смысле, можно сказать, что к’уровню средних цивилизационных стандартов Западной Европы и Северной Аме-т рики у, нас в стране приближаются две группы —’ городская учащаяся молодежь и руководители предприятий и организаций. Однако наибольший разброс в обеспечен-; ности источниками света дают даже не эти социально-! демографические факторы, а факторы уже чисто цивилизационные. Так, крайние группы по "сверхнормативной" ' обеспеченности лампо.чками (минимум их — у не имеющих ничего Из списка’благ и удобств, а'максимум — среди обладающих, например, миксером или проигрыва-’ телем компакт-дисков) различаются более .чем в десяток раз — имеют свыше. 11 лампочек 4% среди первых и 43 либо 41% — среди вторых. Соответствующий размах в’ группах по социально-профессиональному положению т-' 3,67 раз, в группах по возрасту —"3,45 раз; по образованию — 2,24 раза, по типу поселения, среднедушевому доходу, самооценке;, общественного', положения — еще ■ ниже. Показательно, что по числу "сверхнормативных"

' лампочек деревенский дом ничем не отличается от тИпо-! вой- городской квартиры из двух-трех комнат: макси-' мальная же разница здесь (размах в 5,6- раза) между одно- й трехкомнатными’квартирами, так сказать, "ли-| митным" и "сверхлимитным" набором .элементарных' удобств цивилизации.. . ..........-- ■ . !|

3.В.Куприянова

4. Работник будущего уже работает

рядом с нами (современная молодежь и труд) ' ''л г . . , . .

У экономических и социальных-аналитиков и прогно-. зйстов большой интерес вызывает вопрос об-особенностях рабочей силы,' которой предстоит после 2000 г. активно строить новое общество, новую экономику. ■■■•■..-Ч!т !'

Молодежь в своей массе исторически является носите-] лем прогрессивных взглядов и олицетворением прогрессивных тенденций развития. В умах большей части населения страны ныне еще царит хаос. Свыше 60% респондентов считают, что все происходящее в. стране важно для них лично (причем это касается и тех, кому меньше* 30 лет). Старшее поколение при выработке, ориентиров и оценке путей развития.страны, как экономических; так и политических; руководствуется,. главным .образом, хвоим опытом, оно еще не забыло "как было при социализме",- Напротив,'- молодежь находится в‘весьма сложном положении. Преподаватели: учебных заведет ний, сбитые с толку, потерявшие привычные ориентиры и вехи, — плохие: помощники в-этом процессе.' Сами же молодые лишь отчасти! способны выработать четкие представления по этому поводу, поскольку многие из них в. полной мере еще не сталкивались с. реальной жизнью..' ■

Хотя более .40%. опрошенной, молодежи не'' имеют представления о том,' .какой путь.. развития; России предпочтительней, но 1 те, у. кого: такие?.представления сформировались, явно отдают предпочтение путям развития, связанным снрасширением рыночных; отношений.. В .отличие); от: них пожилые : работники (старше 50 лет) явно склонны к положительной'.оцен-ке "старых" путей развития. Это не мешает всем рес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.