26
Вестник «Орлеу^-kst
Жаркенов А.К.,
директор КГКП «Костанай-ский колледж автомобильного транспорта»
Нег1зг1 свздер: цагидат, элеу-меттж сержтестер, цызмет, бгрыцгай педагогикалыц Yдерiс цагидаттары,элеуметтж бала-малылыц цагидаттары, по-
литэтномэдени ортаныц тэрбие мYмкiндiгiн цолдану, фасилитаци-S ялар, сержтестжте оцыту, тулга-< лыц-цызметтж ортацтасу, сухО баттасушылыц, амбиваленттшк.
и Ключевые слова: принцип, соци-
2 альные партнёры, деятельность,
S принципы целостного педагогиче-
g ского процесса, принципы социаль-
О ной адекватности, использования
^ воспитательного потенциала по-
§ лиэтнокультурной среды, фасили-
^ тации, обучения в сотрудничестве,
g личностно - деятельностного опо-
О средования, диалогичности, амби-
О валентности.
«
® Keywords: principle, social
§ partners, activities, principles of
S complete educational process, the
S principles of social relevance, the
и use of educational potential political
О economy environment, facilitation,
О cooperative learning, student - active
S mediation, dialogue, ambivalence.
©
О НЕКОТОРЫХ ПРИНЦИПАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЁРОВ В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ацдатпа
Кэстт1к бшм максаттары,педагогикалык кагидаттар угымы усынылды. ^рыцгай педагогикалык YДepicтщ мацызды кагидаттары аталды.Элеуметпк cepiKTecTep кызметшщ кeйбip непзп кагидаттары баяндалды: фаcилитация,cepiктecтiктe окыту, тулгалык-кызметпк ортактасу, с¥хбаттасушылык,амбиваленттшк.
Аннотация
Представлены цели профессионального образования, понятия педагогических принципов. Перечислены важные принципы целостного педагогического процесса. Описаны некоторые основополагающие принципы деятельности социальных партнёров: фасилитации, обучения в сотрудничестве, личностно - деятельностного опосредования, диалогичности, амбивалентности.
Annotation
Presented the objectives of vocational education, the concept of pedagogical principles. Described some of the fundamental principles of the activities of the social partners; facilitation, cooperative learning, student -active mediation, dialogicality, ambivalently.
Новейшие цели специального или профессионального образования - подготовка к принятию инновационной практики и к участию в новациях; подготовка администраторов и управленцев; развитие специфического собственно профессионального мышления; формирование способности изобретать успешные виды практики или связывать их с данной конкретной ситуацией; ознакомление учащихся с процедурами, методами и техникой практического применения этих методов в зависимости от обстоятельств. Для этого необходимо усвоение теории интерпретации и диагностирования[1,с.173].
Эти цели определили сложные задачи повышения качества подготовки специалистов среднего звена, современного рабочего класса.
Решение их возможно, на наш взгляд, только в условиях социального партнёрства колледжа с современными предприятиями, общественными организациями, структурами власти, институтами повышения квалификации педагогических кадров и других специалистов, что требует педагогизации этого сообщества, соблюдения комплекса педагогических принципов в деятельности со-
Вестник «Oрлеу»-kst
циальных партнёров, процессе, направленном на совершенствование профессионального образования.
В контексте исследования выделены следующие определения: педагогические принципы - это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей [2,с.196]; принципы научного исследования - наиболее общие нормы исследовательской деятельности [3,с.265].
Г.М. Коджаспирова даёт более полное и содержательное трактование выше названного феномена: принципы целостного педагогического процесса - система исходных требований к воспитанию и обучению, определяющая содержание, формы и методы педагогического процесса, обеспечивающие его успешность. Это - проявление должного в педагогическом процессе, т.е. если строить педагогический процесс с их учётом, то результаты будут высокими [4,с.117]. Она выделяет следующие принципы: гуманизации педагогического процесса, демократизации, природосообразности, культуросообразности, единства и непротиворечивости воздействий на воспитанников в организации их жизнедеятельности, научности, наглядности, системности и последовательности, сознательности, активности, самодеятельности, творчества и инициативы, воспитанников в сочетании с педагогическим руководством, прочности, осознанности и действенности результатов воспитания, обучения и развития, связи теории с практикой и с жизнью, единство знаний и поведения, положительного эмоционального фона педагогического процесса.
Соглашаясь с важностью следования в деятельности социальных партнёров, направленной на совершенствование профессионального образования, этим принципам, Концепция непрерывного воспитательного процесса в РК выделяет принцип социальной адекватности [5], что очень важно в контексте исследования проблемы повышения качества подготовки специалистов..
Учёные выделяют принцип использования воспитательного потенциала полиэтнокультурной среды, и считаем необходимо следовать ему в полиэтническом социуме с целью развития полиэтнической культуры, которая является видом культуры, обеспечивающий
межэтническую интеграцию личности с сохранением её этнокультурной самобытности для продуктивной жизнедеятельности в многонациональной среде [6,с.26].
Специфика деятельности социальных партнёров в условиях развития профессионального образования, на наш взгляд, актуализирует использование следующих принципов: фаси-литации, обучения в сотрудничестве, личност-но - деятельностного опосредования, диало-гичности, амбивалентности.
Дадим им краткую характеристику.
Смыслообразующим трактования «принцип фасилитации» является понятие «фаси-литация». Сам термин восходит к латинскому «упрощать, способствовать, ускорять, стимулировать». В современных европейских языках однокоренной глагол означает облегчать, помогать и способствовать, причём почти всегда в переносном, психологическом значении [7]. Следовать принципу фасилитации значит активно включать обучающегося в деятельность, создавая предпосылки самоорганизации и саморазвития личности. Стратегия фа-силитации предусматривает направленность согласованных действий субъектов образовательного процесса[8,с.119], что важно в процессе деятельности социальных партнёров, направленной на совершенствования профес- о? сионального образования. д
Обучение в сотрудничестве - ведущий « принцип деятельности социальных партнёров со с целью выстраивания субъект - субъектных ^ отношений между всеми участниками образо- 2
вательного процесса. Практическая реализа- ^
м
ция принципа проходит через интерактивные ^
организационные формы и методы психолого О
- педагогического взаимодействия, коучинги, ^
мастер - классы, организации встреч, круглых ^
столов, пресс - конференций с участием со- и
циальных партнёров - всего педагогического ^
сообщества, созданного в процессе совершен- о
ствования системы подготовки кадров. §
Принцип личностно - деятельностного о
опосредования основан на утверждении, что м
сотрудничать и творить можно лишь в деятель- ^
ности. По мнению М.В. Кларина в результа- м
те кооперативного взаимодействия возникают ^
некие когнитивно - эмоциональные матрицы О
поведения, интегрирующие верования, пози- и
ции и намерения исследовательской группы, ч
обеспечивающие правила коллективного пове- о
ü
Вестник «Орлеу^-kst
S
Я <
m О
го «
О
w «
О
О!
С
w
U
W
¡T1
S
[-4
о
4
о «
о н w
5
w
U ©
О
и
о -
©
дения[9,с.14], что важно в условиях совершенствования системы подготовки кадров с участием всех социальных партнёров.
Принцип диалогичности заключается в придании процессу образования диалогического характера. Только в диалоге с другим человеком, в обращении к другому, раскрывается человек в человеке. Лишь в диалоге, входя во взаимодействие с другими субъектами, студент проявляет себя. Своё «Я» он познаёт с другими «Я» лишь в диалоге. М.М. Бахтин писал: «Само бытие человека (и внешнее и внутреннее) есть глубочайшее общение. Быть - значит быть для другого и через него - для себя. У человека нет внутренней суверенной территории, он весь и всегда на границе, смотря внутрь себя, он смотрит в глаза другому или глазами другого. Раскрылась сложность простого феномена смотрения на себя в зеркало: своими и чужими глазами одновременно, встреча и взаимодействие чужих и своих глаз, пересечение кругозоров (своего и чужого), пересечение двух сознаний»[8,с.130]. Принцип диалогичности -основа инновационной технологии обучения посредством диалога, которая превалирует в современном образовательном процессе, в организации групповых форм работы. На основе его разработаны правила коллективного общения, вот некоторые из них:
1. Больше предложений, самостоятельности, инициативы, творчества и творческих решений.
2. Проявлять гражданскую смелость.
3. Коллективно планируем, коллективно проводим, коллективно анализируем.
4. Закон запрета на критику: критикуешь -предлагай, предлагаешь - внедряй!
5. Учу одних - учусь у других!
6. Закон трёх «Д» - делай доброе дело.
Эти правила важны при использовании
принципа диалогичности в деятельности социальных партнёров.
Принцип амбивалентности обоснован авторами «Коцептуальных основ теории управления воспитательной системой школы»: В.И. Аршиновым, Л.К. Балясной, А.А. Бодалёвым, В.А. Караковским, И.В. Клариным, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, А.В. Сидоркиным, И.А. Скворцовой, М. В.Соколовским, Л.А. Цыгановой. Амбивалентность - двойственность переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает у человека одновремен-
но два противоположных чувства, например, удовольствие и неудовлетворение, симпатию и антипатию. Амбивалентность рассматривается как фундаментальная, логическая характеристика мышления, культуры, нравственного идеала, человеческой жизнедеятельности, как способность человека осмысливать любое интересующее его явление через дуальную оппозицию, т.е. двухсторонне, с двух противоположных и, казалось бы, исключающих друг друга сторон [8,с.134].
Принцип амбивалентности - признание многих точек зрения, суждений должен учитываться всеми участниками образовательного процесса - социальными партнёрами, он основа диалога.
На наш взгляд, если социальные партнёры
- педагогическое сообщество в деятельности будут руководствоваться выше представленным принципам, то процесс профессионального образования будет результативным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Педагогический энциклопедический словарь[Текст]. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». - М.: - 2003. -528с.
2. Столяренко, Л.Д. Педагогика [Текст]/ Л.Д. Столяренко. - Ростов - на - Дону, «Феникс,- 2003. -445с.
3. Образование и наука. Энциклопедический словарь [Текст] /Гл. редактор Ж.К. Туйме-баев. - Алматы, 2008. - 448с.
4. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник [Текст]/Г.М. Коджаспирова. - М.: ГАРДА-РИКИ, 2007. - 528с.
5. uvp.akmol./home/mp6
6. Слесарь, М.В. Развитие полиэтнической культуры школьников [Текст]/ М.В. Слесарь. Монография. - Костанай, 2014. - 100с.
7. sidac.info/10687
8. Димухаметов, Р.С. Образование взрослых. Социально - фасилитационный подход в системе повышения квалификации педагогических кадров [Текст]/Р.С Димухаметов, Н.П. Димухаметова. - LAR LAMBERT Academic Publishing,-2011. - 360с
9. Кларин, М.В. Интерактивное обучение
- инструмент освоения нового опыта [Текст] /М.В Кларин//Педагогик. - 2000. - №7. - С.12-18.