Научная статья на тему 'К разработке научно-методического обеспечения формирования исследовательской компетенции студентов в процессе изучения иностранного языка'

К разработке научно-методического обеспечения формирования исследовательской компетенции студентов в процессе изучения иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / INTERCULTURAL COMMUNICATION / COMMUNICATIVE COMPETENCY / INVESTIGATIONAL COMPETENCE / MODULE - COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопатина О. В., Сайфуллин Р. С.

В статье рассмотрено научно-методическое обеспечение формирования исследовательской компетенции студентов. Определены подходы, цель, задачи, принципы отбора содержания обучения, функции, технологии, уровни позволяющие включить студентов в активную исследовательскую деятельность, осуществляемую на иностранном языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with scientific and methodics' providing which helps to form the investigational competency of students. Approaches, aim, tasks, content choses' principles, functions, technologies, levels which help to involve the students in active investigational activity in foreign language are defined.

Текст научной работы на тему «К разработке научно-методического обеспечения формирования исследовательской компетенции студентов в процессе изучения иностранного языка»

УДК 378.140

О. В. Лопатина, Р. С. Сайфуллин

К РАЗРАБОТКЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, коммуникативная компетенция, исследовательская компетентность,

модульно-компетентностный подход.

В статье рассмотрено научно-методическое обеспечение формирования исследовательской компетенции студентов. Определены подходы, цель, задачи, принципы отбора содержания обучения, функции, технологии, уровни позволяющие включить студентов в активную исследовательскую деятельность, осуществляемую на иностранном языке.

Key words: intercultural communication, communicative competency, investigational competence, module - competence approach.

The article deals with scientific and methodics' providing which helps to form the investigational competency of students. Approaches, aim, tasks, content choses'principles, functions, technologies, levels which help to involve the students in active investigational activity in foreign language are defined.

Расширение сферы международных контактов между российскими и зарубежными компаниями, корпорациями и предприятиями нуждающееся в социальной, профессиональной и академической мобильности субъектов этой сферы, предъявляет новые требования, как к исследовательской, так и к иноязычной компетенции будущих специалистов экономического профиля, способных к построению межкультурных научных связей, участию в международных симпозиумах и конференциях, изучению зарубежного опыта в области приобретаемой специальности для выбора правильных поведенческих стратегий, обеспечивающих эффективность его межкультурного общения;

Актуальность решения данной проблемы также обусловливает то обстоятельство, что в соответствии с требованиями к структуре и содержанию программ развития технических университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет», утвержденными приказами Министерства образования и науки РФ от 30 июля 2009 г. в качестве приоритетных задач в рамках программ развития подобных университетов выделяются следующие: модернизация образовательной деятельности университета по подготовке технологической и управленческой элиты для предприятий наукоемкого производства; повышение эффективности фундаментальных и прикладных исследований, создание системы генерации и распространения знаний, обеспечения конкурентоспособности производственных технологий и инноваций на основе интеграции образования, научных исследований и производства; совершенствование системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических кадров и специалистов предприятий; развитие материально-технической базы и инфокоммуникационной среды науки, учебного процесса и управления университетом; повышение взаимодействия с международным научно-образовательным сообществом.

Вышеперечисленные обстоятельства указы-

вают на необходимость поиска эффективных подходов, которые позволили бы включить студентов в осознанную активную исследовательскую деятельность, осуществляемую на иностранном языке.

В связи с этим целью формирования исследовательской компетенции студентов в процессе изучения иностранного языка является формирование их устойчивого интереса к осуществлению исследовательской деятельности на иностранном языке. В качестве задач нами были установлены следующие: формирование межкультурной коммуникативной компетенции; формирование способностей у студентов к самоопределению в исследовательской деятельности и общении; развитие способностей мыслить, говорить на иностранном языке и др.

При всей видимой значимости и актуальности данного вопроса, в настоящее время существует многообразие подходов к определению сущности исследовательской компетентности, но отсутствует ее единое понимание. Большинство исследователей склонны рассматривать исследовательскую компетентность обучающихся, как результат грамотно спланированной исследовательской деятельности (написание исследовательской работы, постановка и анализ результатов эксперимента и т. д.). В организации исследовательской деятельности студентов высших технических учебных заведений приоритетным становится развитие навыков самообразования, умений находить пути решения сложных проблем в условиях выбора, способности оригинально мыслить, осуществлять эффективное научное сотрудничество.

С.И. Осипова в своих исследованиях обращает внимание на преобразовательный характер исследовательской компетентности и представляет ее в качестве интегрального личностного качества, выражающегося в готовности и способности самостоятельно осваивать и получать системы новых знаний в результате переноса смыслового контекста деятельности от функционального к преобразовательному, базируясь на имеющихся знаниях, умениях, навыках и способах деятельности [2]. Она выделяет три основных элемента иссле-248

довательской компетентности обучающегося, выражающихся в следующих способностях: 1) выделение цели деятельности; 2) определение предмета, средств деятельности, реализация намеченных действий; 3) рефлексия, анализ результатов деятельности (соотнесение достигнутых результатов с поставленной целью). Указанные элементы, на наш взгляд, в большей мере отражают компетентность в проведении исследования, нежели в учебной практике.

Как указывает в своей работе Е.В. Фесько-ва, исследовательская компетентность обучающихся представляет собой осознанную готовность своими силами продвигаться в усвоении и построении систем новых знаний, переживая акты понимания, смыслотворчества и саморазвития [3].

Н.Н. Морозова и И.М. Фадеева в содержании исследовательской компетентности выделяют следующие виды компетенций: компетенции в приобретении знаний; компетенции в предвидении результатов, построении гипотезы; компетенции в выборе оптимальных путей решений проблемы и их реализации; компетенции в критическом оценивании и объяснении полученных результатов [1].

В нашем понимании формирование исследовательской компетенции студентов в процессе изучения иностранного языка заключается в приобретении знаний, умений и способов деятельности, позволяющих студентам занимать позицию исследователя, способного как проводить, так и излагать результаты проведенного исследования на языке международного общения, что способствует полной реализации их интеллектуального потенциала в будущей профессиональной деятельности;

В основу разработанного в исследовании научно-методического обеспечения формирования исследовательской компетенции студентов экономических специальностей в процессе изучения иностранного языка заложены модульно-компетентностный, интегративный и исследовательский подходы. Аналогичные подходы использованы Н.М. Курашовой в [4].

Модульно-компетентностный подход при формировании исследовательской компетенции у студентов в процессе изучения иностранного языка, предполагает отражение их ценностно-мотивационных установок; системную организацию и самоорганизацию образовательного процесса; взаимодействие преподавателя и студента в процессе обучения иностранному языку, а обучение иностранному языку в рамках модульно-компетентностного подхода, позволяет обеспечить вариативность учебного процесса; личностно-ориентированную направленность посредством соответствующих форм, способов и приемов обучения; оценивание по уровням формирования компетенций и по качественным показателям (компетентен или частично компетентен студент); формирование профессиональных компетенций будущего специалиста экономического профиля в процессе изучения иностранного языка.

В рамках интегративного подхода необходимо говорить о междисциплинарных связях, которые являются обязательным элементом общей сис-

темы подготовки студентов в вузе и выполняют системообразующую роль при отборе и структурировании содержания курса иностранного языка. Представляя собой основное дидактическое средство междисциплинарной интеграции, данные связи обеспечивают интеграцию подготовки по иностранному языку и подготовки по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, а также развитие исследовательской индивидуальности специалиста экономического профиля.

При формировании исследовательской компетенции у студентов в процессе изучения иностранного языка решающее значение имеет исследовательский подход, согласно которому освоение и пропаганда новых знаний, участие ученых в разработке содержания обучения иностранному языку должны быть направлены на развитие интеллектуального потенциала студентов. Ведущими аспектами исследовательского подхода являются общедидактические приемы: анализ и установление причинно-следственных связей, сравнение, обобщение и конкретизация, выдвижение гипотез, перенос знаний в новую ситуацию, поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы, планирование исследования, оформление результатов проведенного исследования.

К принципам отбора содержания обучения иностранному языку, направленного на формирование исследовательской компетенции у студентов экономических специальностей вуза относятся следующие:

- принцип интеграции, предполагающий междисциплинарные, межтематические интегратив-ные связи, а также интеграцию видов деятельности (учебной, учебно-профессиональной, исследовательской и профессиональной) на уровне иерархии комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей;

- принцип полилогичности познания, предполагающий наличие в содержании обучения иностранному языку не только профессионально-ориентированного учебного материала, но и философского, социологического, экономического, психологического характера, необходимого в профессиональной деятельности специалиста экономического профиля для выбора правильных поведенческих стратегий, обеспечивающих эффективность его межкультурного общения;

- принцип концентризма, предусматривающий такой характер отбора содержания обучения иностранному языку, при котором обеспечивалось многократное обращение к уже изученным функциям языка с постепенным расширением и углублением отражающего их языкового материала;

- принцип проблемности, предполагающий наличие в содержании обучения иностранному языку проблем и задач, активизирующих познавательную деятельность студентов;

- принцип опосредования деятельности иностранным языком, предполагающий такой отбор содержания обучения иностранному языку, в котором иностранный язык являлся бы не самоцелью обучения, а инструментом выполнения научно-исследовательской деятельности (к примеру, участие

студентов в международных грантах).

Основными функциями формирования исследовательской компетенции у студентов в процессе изучения иностранного языка являются следующие: саморазвития и самосовершенствования, формирования методологической культуры, культурологическая, аналитическая, прогностическая и инновационная функции.

Развитие исследовательской деятельности студентов является основой для их мотивации к дальнейшему образованию, где их исследовательская работа является одной из важнейших форм учебного процесса. Написание тезисов, статей, рефератов, курсовых, дипломных работ невозможно без элементарных навыков осуществления исследовательской деятельности. Студент развивает такие важные для будущего исследователя качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения, обосновывая выбранную позицию. Для развития исследовательской, творческой, познавательной деятельности студентов преподавателю необходимо искать способы создания особой, побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса.

Из вышеизложенного следует, что современный вуз должен представлять собой систему обучения, ориентированную не на репродуктивные методы обучения, а на продуктивные, направленные на развитие творческого потенциала студента. В связи с этим, в исследовании были рассмотрены как отечественные, так и зарубежные технологии формирования исследовательской компетенции студентов в процессе изучения иностранного языка. К таковым относятся следующие: технология обучения в сотрудничестве, направленная на социализацию и формирование коммуникативных умений в условиях активной совместной учебной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка; метод проектов, предполагающий работу с разнообразными источниками информации на иностранном языке с целью совершенствования отдельных аспектов речевого этикета и формирования исследовательских умений; метод ситуационного анализа, направленный на привитие практических навыков работы с информацией на иностранном языке: вычленение, структурирование и ранжирование по значимости проблем и формирование коммуникативной компетентности; технология обучения спонтанной речи, позволяющая студентам овладевать навыками устной неподготовленной речи на иностранном языке за достаточно непродолжительное время и за счет применения совокупности упражнений творческого характера; Интернет-технологии, позволяющие интенсифицировать процесс обучения, мотивировать познавательную активность студентов через участие в тестированиях, викторинах, конкурсах, олимпиадах, видеоконференциях, проводимых в сети Интернет и др.

Представленные в исследовании технологии, направленные на формирование исследовательской компетенции студентов в процессе изучения иностранного языка, предполагают творческий под-

ход в их реализации и включают в себя элементы про-блемности, исследовательский поиск, дискуссии, широкое использование резервов самостоятельной работы студентов как на занятиях, так и во внеучебное время.

При изучении проблемы интеграции профессионального и общего образования применительно к иноязычной подготовке в условиях вуза, подобная интеграция осуществляется через установление взаимосвязей языкового курса и дисциплин общепрофессионального и специального циклов. В качестве основного инструмента интеграции дифференцированных знаний в процессе формирования у будущих специалистов экономического профиля целостного представления о специфике содержания и структуре будущей профессиональной деятельности являются межпредметные связи, при этом обучение иностранному языку выступает и в качестве инструмента для формирования исследовательской компетенции, то есть средством, позволяющим стимулировать ее формирование, так и целью, в ходе достижения которой применение исследовательских умений позволяет мотивировать студентов на использование языковых навыков в межкультурной профессиональной коммуникации. Однако для этого важно обучать студентов языку как инструменту приобретения новой актуальной для них информации с опорой на межпредметные связи.

С учетом вышеизложенного нами было разработано и внедрено в образовательный процесс высшей школы учебно-методическое обеспечение содержания обучения иностранному языку для студентов экономических специальностей вузов, направленное на формирование у них исследовательской компетенции и включающее в себя: учебную программу, учебно-методическое пособие для студентов, методическое пособие для преподавателей, в котором раскрыты основные положения по формированию исследовательской компетенции студентов в процессе изучения иностранного языка, а также представлены методические рекомендации по планированию и организации учебного процесса.

В разработанном учебно-методическом обеспечении в отличие от традиционного представлены: 1) темы, затрагивающие основные положения по оформлению научного доклада, рецензий, статей, курсовых и дипломных проектов: «Обсуждение доклада», «Структура научного отчета», «Организация конференций», «Структура и содержание рецензий/статей», «Планирование научных проектов» и др.; 2) темы, функционирующие в научной сфере профессиональной деятельности специалистов экономического профиля, а именно: «Научные исследования в экономике», «Научное сотрудничество», «Современные тенденции развития экономической науки и современных технологий», «Международные конференции /симпозиумы /семинары» и др.; 3) темы, затрагивающие грантовую деятельность студентов: «Портфолио студента», «Как выиграть грант?», «Оформление документов по международным программам и грантам» и др.; 4) темы, использующиеся в деловой переписке и профессиональном общении будущих специалистов экономического профиля, в частности: «Предприятие (юридический статус, вид, форма, структура», «Международный

маркетинг и менеджмент», «Бизнес и финансы», «Внешнеторговый контракт», «Экспорт-импорт», «Правила делового поведения в компании», «Современные средства связи (факс, телефон, Интернет и т.п.)», «Деловая переписка» и др.; 5) темы, включающие в себя зарубежный и отечественный опыт профессиональной деятельности специалистов экономического профиля: «Экономист года», «Лидеры зарубежного рынка», «Новости экономического мира», «Биржевые новости» и др.; 6) темы, ориентирующие будущих специалистов экономического профиля на обучение в течение всей жизни: «Стажировка за рубежом», «Магистратура», «Аспирантура», «Докторантура» и др.

Исследование подтвердило, что процесс формирования исследовательской компетенции у студентов в процессе изучения иностранного языка напрямую связан с уровнем ее сформированности и у преподавателей данной дисциплины. В связи с чем автором было разработано и апробировано научно-методическое обеспечение переподготовки и повышения квалификации преподавателей дисциплины «Иностранный язык», способствующее выбору преподавателем оптимального содержания и технологий обучения иностранному языку, направленных на формирование исследовательской компетенции студентов экономических специальностей вузов. Необходимость разработки данного спецкурса была вызвана тем, что многие преподаватели были не готовы и не осознавали роль исследовательской составляющей дисциплины «Иностранный язык», аргументируя тем, что студенты и на русском языке недостаточно осознают основы научной профессиональной деятельности.

Таким образом, разработанное научно-методическое обеспечение формирования исследовательской компетенции студентов в процессе изучения иностранного языка, включает в себя следующие уровни:

- теоретический: обоснование интегратив-ного, исследовательского и модульно-компетентностного подходов; определение принципов: интеграции, полилогичности познания, про-блемности, концентризма и принципа опосредования деятельности иностранным языком;

- функционально-целевой: определение цели (формирование устойчивого интереса к осуществлению исследовательской деятельности на иностранном языке); задач (формирование межкультурной коммуникативной компетенции; формирование способностей у студентов к самоопределению в исследовательской деятельности и общении; развитие способностей мыслить, говорить на иностранном языке и др.), функций (культурологическая, аналитиче-

ская, прогностическая, инновационная функции, функция саморазвития и самосовершенствования, функция формирования методологической культуры);

- содержательный: отбор и структурирование содержания обучения иностранному языку, включающего межкультурный и исследовательский компоненты профессиональной коммуникации будущих специалистов экономического профиля, единство которых способствует эффективному деловому общению с представителями иных культур в научно-исследовательской деятельности;

- технологический: оптимальное сочетание технологий (кейс-стади, технология обучения спонтанной речи, обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, метод проектов, Интернет-технологии и др.), обеспечивающих целостность и непрерывность процесса формирования исследовательской компетенции у студентов экономических специальностей вузов;

- методический: разработка для преподавателей дисциплины «Иностранный язык» спецкурса «Исследовательская компетенция студентов и ее формирование в процессе изучения иностранного языка», способствующего выбору преподавателем оптимального содержания и технологий обучения иностранному языку, направленных на формирование исследовательской компетенции у студентов экономических специальностей вузов в процессе изучения иностранного языка;

Данное научно-методическое обеспечение способствует формированию исследовательской компетенции у студентов экономических специальностей вузов в процессе изучения иностранного языка, а также выбору преподавателем данной дисциплины оптимального содержания и технологий, направленных на формирование исследовательской компетенции студентов экономических специальностей вузов.

Литература

1. Морозова, Н.Н., Фадеева, И.М. Модель исследовательских компетенций личности как основа управления качеством научно-исследовательской деятельности в университетском комплексе /Морозова, Н.Н., Фадеева, И.М. Университетское управление: практика и анализ. - 2007. - № 5. -С. 43 - 51.

2. Осипова, С. И. Развитие исследовательской компетентности одаренных детей. - ГОУ ВПО «Государственный университет цветных металлов и золота» / Осипова, С. И.// (www.fkgpu.ru/conf/17.doc).

3. Феськова, Е. В. Составляющие элементы исследовательской компетентности / Феськова, Е. В. // (Шр:/^1к26.ги^прк/1^ех.рЬр?ор1;юп=сот_соп1еп1;).

4. Курашова, Н.М. Болонский процесс и внедрение инновационных стратегий в высшей технической школе Германии / Курашова Н.М. //Вестник Казан. технол. ун-та. -2012. - Т. 15, №1. - С.296-299.

© О. В. Лопатина - ст. препод. каф. восточных и европейских языков КНИТУ-КАИ, о^а1ора1ша80@уаМех.га; Р. С. Сай-фуллин - д-р хим. наук, проф. каф. технологии неорганических веществ и материалов КНИТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.