Научная статья на тему 'К публикации статьи А. Тойнби «Образование в зеркале истории»'

К публикации статьи А. Тойнби «Образование в зеркале истории» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
565
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРНОЛЬД ТОЙНБИ / A. TOYNBEE / ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ / HISTORY OF CIVILIZATIONS / ИСТОРИКОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / HISTORICAL AND PEDAGOGICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Корнетов Григорий Борисович

В статье излагаются идеи английского историка и социолога Арнольда Тойнби, который переосмыслил все общественно-историческое развитие человечества в духе теории круговорота локальных цивилизаций, предложив собственную версию культурно-исторической монадологии. Вниманию читателей предлагается перевод текста А. Тойнби, выполненный с английского языка кандидатом философских наук О.В. Батлуком. Название «Образование в зеркале истории» дано тексту О.В. Батлуком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO PUBLICATION OF THE ARTICLE BY A. TOYNBEE "EDUCATION IN THE MIRROR OF HISTORY"

The article discovers ideas of the English historian and sociologist A. Toynbee who reinterpreted all the socio-historical development of humanity in the spirit of the cycle of local civilizations and suggested his own version of the historical and cultural monadology. The issue draws the readers’ attention to the translation of the Toynbee’s article made by the Candidate of Philosophy O.V. Batluk. O.V. Batluk called the text “Education in the Mirror of History”.

Текст научной работы на тему «К публикации статьи А. Тойнби «Образование в зеркале истории»»

История зарубежного образования и педагогики

История

зарубежного образования

и педагогики

г. Б. корнетов

публикации статьи А. Тойнби

«ОБРАЗОВАНИЕ В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИИ»

УДК 37.01 ББК 74.03(3)

В статье излагаются идеи английского историка и социолога Арнольда Тойнби, который переосмыслил все общественно-историческое развитие человечества в духе теории круговорота локальных цивилизаций, предложив собственную версию культурно-исторической монадологии.

Вниманию читателей предлагается перевод текста А. Тойнби, выполненный с английского языка кандидатом философских наук О.В. Батлуком. Название «Образование в зеркале истории» дано тексту О.В. Батлуком.

Ключевые слова: Арнольд Тойнби; истории цивилизаций; историко-педагогический процесс.

G.B. Kornetov

To publication of the article by A. TOYNBEE "EDUCATION IN THE MIRROR OF HISTORY"

The article discovers ideas of the English historian and sociologist A. Toynbee who reinterpreted all the socio-historical development of humanity in the spirit of the cycle of local civilizations and suggested his own version of the historical and cultural monadology.

The issue draws the readers' attention to the translation of the Toynbee's article made by the Candidate of Philosophy O.V. Batluk. O.V. Batluk called the text "Education in the Mirror of History".

Key words: A. Toynbee, history of civilizations, historical and pedagogical process.

На рубеже 80-90-х гг. ХХ сто- историко-педагогического процесса, летия в условиях резкой критики фор- разрабатывавшейся на протяжении мационной схемы развития всемирного многих десятилетия в рамках °фици-

132............... .......Историко-педагогический журнал, № 1, 2014

альнои советской науки, в отечественной истории педагогики начался интенсивный поиск концептуальных подходов к целостной интерпретации этого процесса. В первой половине 90-х гг. был разработан оригинальный вариант цивилизационного подхода [См.: 3; 4; 5; 6]. Однако в западной историко-педагогической науке собственный вариант цивилизационного подхода был разработан в 50-е гг. ХХ века американским исследователем Эдвардом Майерсом [См.: 1]. В своей трактовке развития всемирного историко-педагогического процесса он последовательно опирался на идеи английского историка и социолога Арнольда Тойнби (1889-1975).

А. Тойнби в фундаментальном двенадцатитомном труде «Исследование истории» («Постижение истории») [См.: 7] переосмыслил все общественно-историческое развитие человечество в духе теории круговорота локальных цивилизаций, предложив собственную версию культурно-исторической монадологии. По его мнению, усвоенному и примененному к анализу историко-педагогическому материалу Э. майерсом, за последние пять тысяч лет на Земле возникла 21 цивилизация. Динамика этих самоза-

Список

1. Myers E. D. Education in the perspective of history. — New York, 1956. — 80 s.

2. Toynbee A. Conclysions // Education in perspective of history. — New York,

1960.

3. Корнетов Г. Б. Всемирная история педагогики : учеб. пособие — М. : Изд-во Рос. открытого ун-та, 1994. — 138 с.

4. Корнетов Г. Б. Историко-педагоги-ческий процесс в зеркале цивилизационного подхода // ВестникУРАО. — 2002. — №№ 4.

мкнутых дискретных единиц (их возникновение, рост, «надлом», упадок и разложение) определялись законом «вызова и ответа», в соответствии с которым движение цивилизаций было обусловлено адекватным «ответом» на «вызов» исторической ситуации.

Воспроизводя схему А. Тойнби при анализе всемирного историко-пе-дагогического процесса, Э. Майерс рассмотрел образование как одну из сторон развития и функционирования автономных социокультурных организмов (цивилизаций) и дал его сравнительно-исторический анализ.

А. Тойнби в специально написанном заключении ко второму изданию книги Э. Майерса исключительно высоко оценил его работу [2]. Он обратил внимание на то обстоятельство, что образование играет выдающуюся по своему значению роль в истории цивилизаций, обеспечивая культурную преемственность и передачу от поколения к поколению накопленного опыта.

Вниманию читателей предлагается перевод текста А. Тойнби, выполненный с английского языка кандидатом философских наук О. В. Батлуком. Название «Образование в зеркале истории» дано тексту О. В. Батлуком.

литературы

5. Корнетов Г. Б. Педагогика: теория и история. — М. : Изд-во УРАО, 2003. — 183 c.

6. Корнетов Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. — М. : ИТПи-МИО, 1994. — 265 с.

7. Toynbee A. A study of history. V. 1—12. London, 1934—1961. Сокращенный русский перевод: Тойнби А. Постижение истории. — М., 1995. — 183 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.