Научная статья на тему 'Процесс личностно-профессионального развития студентов, обучающихся по специальности "клиническая психология"'

Процесс личностно-профессионального развития студентов, обучающихся по специальности "клиническая психология" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
891
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Е. В.

Появление специальности «Клиническая психология» несколько лет назад в РФ отражает насущную необходимость современной медицины в изменении качества взаимоотношений врачей и пациентов и более глубоком понимании психологии здорового и больного человека. В современных условиях значительно возрастает необходимость подготовки клинических психологов, так как именно клиническая психология может помочь современной медицине понять личность больного, сформировать необходимый комплаенс в процессе лечения и развить ресурсы для сохранения здоровья и предупреждения заболеваний. В данной статье рассматривается процесс личностно-профессионального развития студентов, будущих клинических психологов, в процессе обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузнецова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процесс личностно-профессионального развития студентов, обучающихся по специальности "клиническая психология"»

ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.14

Е.В. Кузнецова

ПРОЦЕСС личностно-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Кировская государственная медицинская академия E.V. Kuznetsova

THE PROCESS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS ENROLLED IN THE SPECIALTY «CLINICAL PSYCHOLOGY»

Kirov state medical academy

«Человек, который называл себя «клиническим психологом», должен был быть одной из знаменитостей, очень высококвалифицированным выпускником университета с 20 или 30 годами практического опыта в сфере диагностического тестирования, исследования и терапии, или зеленым выпускником университета, без какого-либо опыта, способным измерять уровень интеллекта с помощью тестов Бине, без должного понимания их значения относительно клинических проблем».

Г.Ю. Айзенк

Появление специальности «Клиническая психология» несколько лет назад в РФ отражает насущную необходимость современной медицины в изменении качества взаимоотношений врачей и пациентов и более глубоком понимании психологии здорового и больного человека.

В современных условиях значительно возрастает необходимость подготовки клинических психологов, так как именно клиническая психология может помочь современной медицине понять личность больного, сформировать необходимый комплаенс в процессе лечения и развить ресурсы для сохранения здоровья и предупреждения заболеваний. В данной статье рассматривается процесс личностно-профес-сионального развития студентов, будущих клинических психологов, в процессе обучения в вузе.

Ключевые слова: клиническая психология, личностно-ориентированная система подготовки клинических психологов, личностные и профессионально важные качества клинического психолога, рациональный, эмоциональный и интуитивный каналы эмпатии.

The appearance of specialty «Clinical Psychology» in Russia some years ago reflects the urgent need for modern medicine to change the quality of inter-

relationships of physicians and patients, and a deeper understanding of the psychology of healthy and sick people.

In modern conditions the need for clinical psychologists greatly increased, as clinical psychology can help modern medicine to understand the patient's personality , develop the necessary compliance in the treatment process and develop the resources to maintain health and prevent disease. This article discusses the process of personal-professional development of students, future clinical psychologists in the learning process at the university.

Key words: clinical psychology, personality-oriented system of training of clinical psychologists, personal and professional-quality important clinical psychologist; rational, emotional and intuitive empathy channels.

Современная жизнь актуализировала потребность в организации активной психологической помощи всем слоям населения. С каждым годом растет количество людей, нуждающихся в психологической помощи по причине своей социальной, профессиональной неустроенности, а также лиц, страдающих различными психическими недугами. Клиническая психология - достаточно молодая специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплексных задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению, то есть направленная на оказание качественной и своевременной психологической помощи.

В развитых странах мира клинические психологи составляют основную часть всех психологов. Например, в США 60% членов Национальной ассоциации психологов - это клинические психологи, их около 100 000 специалистов. На сегодняшний день в Российской Федерации около 3000 специалистов, а по подсчетам Министерства здравоохранения требуется 40-50 тыс. клинических психологов. Клинические психологи работают во всех типах лечебно-профилактических учреждений, где требуется помощь психолога. Всё чаще клинические психологи привлекаются для работы в службах социальной защиты населения. Сегодня они успешно работают в учреждениях социальной помощи населению, отделах по подбору кадров, центрах психологической помощи жертвам насилия, службах занятости населения, центрах планирования семьи и многих других. Поэтому очень актуален вопрос подготовки специалистов в области клинической психологии. В подготовке клинических психологов в России отмечается акцент на 3 основные составляющие:

- на теоретическую подготовку, так как недостаточно пока клинических баз и квалифицированных клинических психологов;

- на дидактическую, то есть подготовку по многим разделам психологического знания;

- на приоритете подготовки в области психодиагностики.

Личностно-ориентированная система подготовки клинических психологов в вузах РФ находится на стадии становления.

В современный период развития психологической науки и практики учитываются как профессионально важные, так и личностные качества будущих специалистов - клинических психологов.

Область профессиональной деятельности клинических психологов относится к системе общественных отношений «человек-человек». Важно отметить, что в процессе обучения в высшем учебном заведении необходимо системно развивать те личностные и профессиональные качества студентов, которые непосредственно влияют на их общение и взаимодействие с другими людьми, на их отношение к самим себе. Необходимо понять, какими же личностными характеристиками должен обладать человек, который решил посвятить себя профессии «Клинический психолог»? Процесс личностного и профессионального развития клинического психолога в системе высшего образования рассматривается в качестве изменения системного единства его деятельности и личности.

Формирование и развитие личностных и профессиональных качеств клинического психолога -это результат осуществления комплексного образовательного процесса в высшей школе, где успешно реализуются стратегии, модели и технологии совершенствования профессионально важных качеств личности будущего клинического психолога.Раз-решение противоречий (внутренних и внешних) обеспечивает достижение соответствия интеллектуальных, эмоционально-волевых и других профессионально значимых качеств, функционального состояния будущего клинического психолога целям, требованиям и условиям социальной и культурной среды. Выявленные противоречия проявляются через несоответствие этим требованиям основных компонентов личностного потенциала студентов и образовательной среды [1, 4].

Среди общих личностных и профессионально-важных качеств клинического психолога выделим следующие уровни:

- интеллектуальный уровень - логичность мышления, проницательность, способность к анализу и прогнозированию, четкое представление о сложности и противоречивости природы психики и поведения человека;

- психофизиологический уровень - эмоциональная устойчивость, сильный тип нервной системы, выдержка, спокойствие, устойчивость к стрессам, способность реально взвешивать ситуацию;

- направленность на другого человека, коммуникативность и великодушие к людям, активность, корректность и дипломатичность в общении, подчинение своих интересов интересам другого человека, нравственность, добросовестность и ответственность [2].

Содержание труда клинического психолога актуализирует две его личностные стороны: нравственно-психологическую и «психотехническую». Психолог должен уметь понимать причины и следствия самопроявлений другого человека, прогнозировать поведение клиента, адекватными методами воздействовать на других людей. Здесь необходимо наличие эмпатии. Рассмотрим основные каналы эмпатии.

«Рациональный канал» эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления на другого человека.

«Эмоциональный канал» эмпатии - способность сопереживать, соучаствовать (энергетическая подстройка к эмпатируемому).

«Интуитивный канал» эмпатии - способность видеть поведение клиента, действовать в условиях дефицита информации о нем, опираясь на опыт, «хранящийся» в подсознании.

Личностное и профессиональное развитие клинического психолога в высшем учебном заведении обозначает путь к осознанию призвания быть клиническим психологом. Исходя из того, что личностное и профессиональное развитие понимается как непрерывный процесс личностных, деятельностных и социокультурных изменений, происходящих во времени и под влиянием соответствующего обучения, воспитания и самосовершенствования, включающего формирование не только теоретических, методических знаний, но и овладение специальными технологиями. Очень важно всесторонне оценить и проследить изменение и динамику уровня личностного и профессионального развития клинического психолога.

Основное заключается в том, чтобы, активизируя у студентов-будущих клинических психологов основные мотивационные противоречия личностного и профессионального развития, то есть противоречия между наличным и желаемым, создать оптимальные условия для их разрешения в познавательной деятельности, придать личностный смысл собственному профессиональному развитию. Это предполагает изменение структуры мотивации студентов через активизацию сознательно-волевой работы личности по усвоению смыслового содержания «знаемых» мотивов, избирательную актуализацию побуждений, опредмечивание значимых для личности потребностей.

Формирование мотивации личностно-профес-сионального развития клинического психолога осуществляется через повышение привлекательности, престижа и раскрытие гуманистической сущности профессии; актуализацию эталона специалиста данной профессии; создание и реализацию личностно и общественно значимых перспектив в учебной и профессиональной деятельности клинического психолога, улучшение стимулирования процесса самосовершенствования студентов.

М. Верной выделяет следующие группы мотивов выбора и пребывания в профессии:

- безопасность, то есть стремление к физическому самосохранению и экономической безопасности;

- удовольствие, отражающее стремление к возможности отдыхать, расслабляться, развлекаться;

- активность, определяющая стремление наиболее полно раскрыться в профессиональной деятельности, реализовать свои физические и интеллектуальные способности и возможности;

- уверенность в себе и независимость, дающие реализацию этих потребностей в деятельности;

- превосходство, то есть стремление к превосходству над другими с помощью своих собственных достижений;

- господство, или доминирование, дающее стремление приобрести авторитет, возможность управлять другими людьми;

- «выставление напоказ, хвастовство», показывающее стремление выделиться из группы, вызвать восхищение;

- социальная конформность (стремление быть в согласии с группой, коллективом, обществом);

- гуманизм, раскрывающий стремление к оказанию помощи другим, демонстрации им своего расположения и симпатии.

Вятский медицинский вестник, № 4, 2013

Также М. Верной выделяет профессионально значимые мотивы типов карьер представителей различных специальностей и выделяет 4 типа личностей:

- целостные, с доминированием одного или двух сильных мотивов;

- конфликтные, у которых мотивы находятся в «конфликте», как бы разнонаправлены;

- сложные личности, у которых равно выражены несколько мотивов, образующих комплекс;

- интегративные личности, у которых конфликтные мотивы существуют в гармонии друг с другом.

В рамках преподавания дисциплины «Профессиональная этика» нами было проведено анкетирование среди студентов 1-го курса, которые обучаются по специальности «Клиническая психология» в количестве 13 человек. Анкетирование показало, что у студентов присутствует внутренняя мотивация обучения в вузе - 83%, у данных студентов отмечены творчески адаптационный уровень обучения и интерес к будущей профессии. Большинство будущих клинических психологов (75%) являются общительными или очень общительными людьми, однако высокий уровень коммуникабельности не является достаточным основанием для эффективного общения; 26% студентов имеет уровень эмпатии «выше среднего», 19% - высокий уровень. 36% будущих клинических психологов можно назвать эмоционально отзывчивыми, особо чувствительными к нуждам и проблемам окружающих. Уровень коммуникативных умений будущих клинических психологов в целом ниже, чем уровень коммуникабельности, 32% испытуемых имеют уровень коммуникативных умений выше среднего. Уровень коммуникативных склонностей студентов выше, чем уровень организаторских способностей. Наиболее выраженной эмоциональной помехой у студентов будущих клинических психологов является неадекватное проявление эмоций, наименее выраженной эмоциональной помехой в общении является доминирование негативных эмоций.

В сфере представлений о выраженности собственных качеств было выявлено 2 типа: для первого типа характерна адекватная самооценка, проявляющаяся в принятии и демонстрации качеств (33%); второй тип предполагает отсутствие обособления от социально нежелательных качеств, что является основой для толерантности среди клинических психологов (31%).

В социально-психологические характеристики личности входят и профессиональные предпочтения, поэтому нужно рассматривать их «совместно» с социально-психологическими особенностями студентов - будущих клинических психологов. Восхождение человека к профессионализму - это целостный непрерывный процесс становления личности специалиста и профессионала, который начинается с этапа выбора профессии [5].

Профессиональное самоопределение - это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходит формирование индивидуального стиля жизни и деятельности, частью которых является профессиональная деятельность. В процессе профессионального самоопределения устанавливается баланс личных предпочтений и склонностей с существующей системой разделения труда [3].

Кеттеллом Р.Б. был выведен «средний» типовой личностный профиль психолога, которого отличают

высокие интеллектуальные способности, эмоциональная устойчивость, независимость, настойчивость, уверенность в себе, неприверженность стандартам, общительность, высокое противодействие усталости при работе с людьми, предприимчивость, высокий уровень «восприимчивости» [6]. Психологи живо откликаются на все происходящие события, находят интерес и новизну даже в повседневных делах, не доверяют авторитетам, стараются всё проанализировать и понять сами, отличаются критичностью мышления, терпимостью к противоречиям и неясностям.

Профессиональное самосознание клинического психолога рассматривается учёными как процесс и результат осознания себя в профессиональной сфере, целенаправленного регулирования своего поведения, деятельности и отношений. Профессиональная готовность выступает как исходная мера развития, направленность на профессиональную деятельность, интегральное проявление свойств личности клинического психолога. Профессиональная готовность включает в себя определенный уровень индивидуального развития и овладения специальными знаниями, умениями, навыками, профессиональными позициями, а также как уровень саморазвития тех способностей, которые позволяют эффективно осуществлять профессиональные функции.

Любая профессия предъявляет определенные требования к личности профессионала, в психологии эти требования особенно высоки, а роль личностных свойств и качеств клинического психолога в успешной деятельности, выше, чем в большинстве других профессий сферы «человек-человек». Для клинического психолога собственная личность - важный «инструмент» и исследовательской, и практической работы. Идет ли речь о психотерапии гуманистического толка или об экспериментальном изучении мотивации социального поведения, личностные характеристики психолога, как нам представляется, обязательно сказываются на результатах и самом способе его профессиональной деятельности.

По данным анкетирования студентов 1 курса, основными причинами, повлиявшими на выбор профессии клинического психолога и на осуществление поступления на специальность «Клиническая психология», являются:

- надежда обрести оптимальные условия для саморазвития, личностного роста -35%;

- желание помочь людям справиться с психологическими тяготами жизни, сделать их счастливее -65%.

Наибольшую привлекательность профессии «Клинический психолог» студенты 1 курса видят в возможности общения с другими людьми (30%), в помощи людям (50%) и познании себя (20%).

Для эффективного овладения профессией «Клинический психолог», необходимо иметь хорошую базовую подготовку (29%), волевые качества (21%), наличие интереса к профессии (42%). Среди наименее распространенных аспектов оказались постоянный личностный рост (5%) и наличие профессиональных способностей (3%).

Таким образом, можно судить о том, что будущие клинические психологи, в большинстве своем отличаются потребностью в развитии своих способностей и профессионально-важных качеств, реализации своего потенциала на основе самопознания.

Нами выявлены основные компоненты готовности будущих клинических психологов к профессиональной деятельности. К ним относятся такие компоненты как:

- ценностно-мотиеационный - устойчивость позитивных профессиональных мотивов, ведущих профессиональных ценностей и интересов, направленных на освоение сущности и специфики профессиональной деятельности, стремление к профессиональному мастерству и саморазвитию в условиях избранной деятельности и выраженных гуманистических профессиональных установок;

- когнитивно-гностический - объем профессиональных знаний, направленность на овладение спецификой деятельности клинического психолога, познавательная активность и высокая обучаемость;

- эмоционально-волевой - уровень знания профессиональных норм и правил деятельности психолога, стремление им следовать, развитие навыков эмоционально-волевой саморегуляции, направленность на соответствие требованиям профессиональной деятельности психолога;

- функционалъно-деятелъностный - степень сформированности коммуникативных, организационных, диагностических, проектировочных и др. умений и навыков, алгоритмов, приемов и способов деятельности психолога; выраженная направленность на определение своей «профессиональной роли»; степень сформированности профессионально-важных качеств;

- креативный - направленность на реализацию творческой активности в профессиональной деятельности клинического психолога, стремление к самостоятельности и самоопределению в профессии,

наличие и степень сформированности творческих умений, направленность на поиск и создание эффективных способов, приемов и алгоритмов психологической практики.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Практическая психология Учебник для студентов вузов. Изд 6-е., переработанное. и доп. М.: Академический Проект, 2010. 480 с.

2. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2011. 111 с.

3. Берулава Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учебное пособие / Г. А. Берулава. М.: Высшая школа. 2009. 64 с.

4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. М.: «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК» 2008. 352 с.

5. Дружилов С. А. Индивидуальный ресурс человека как основа становления профессионализма: монография. Воронеж: Научнаякнига. 2010. 260 с.

6. Старовойтенко Е. Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. Б. Старовойтенко. М.: Академический Проект; Трикста. 2009. 256 с.

Сведения об авторе

Кузнецова Елена Владиславовна - зам. декана социально-экономического факультета, старший преподаватель кафедры социальной работы Кировской ГМА. E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.