Е.Б. Пучкова
К проблеме толерантности психологов
В статье раскрывается междисциплинарный подход к проблеме толерантности. Рассматривается сущность ее понимания в социальных и гуманитарных науках, а также в психологии. Анализируются признаки толерантности психоло-га-консультанта.
Ключевые слова: толерантность, интолерантность, терпимость, сдержанность.
Проблема толерантности в последние десятилетия стала одной из наиболее актуальных в политике, философских, педагогических и других гу манитарных исследованиях. На ее значимость указывают многие официальные государственные декларации и документы.
Декларация принципов толерантности подписана 16 ноября 1995 года и принята государствами - членами ЮНЕСКО, в том числе и Россией. Толерантность, согласно Декларации, означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» [6]. 2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности: «Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира». В 2000-2008 гг. под руководством В.В. Путина как Президента России была разработана программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Она направлена на формирование толерантного сознания и профилактику национального экстремизма, в том числе антисемитизма в гражданском обществе.
В системе профессионального образования в современной России разработана и реализована целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2000-2005 годы». В ней говорится об использовании «в полной мере возможностей отечественной системы образования при решении задач формирования установок толерантного поведения у молодежи, профилактики национализма и экстремизма, уменьшения риска социальных взрывов».
На сегодняшний день существует широкий спектр понимания этого термина в языковой практике и науке.
Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. tolerantia - терпение, англ. tolerance, toleration, нем. toleranz, фран. tolerance [9]. В русской культуре понятие «толерантность» обычно соотносят с понятием «терпимость» и рассматривают их как синонимы. В «Толковом словаре русского языка» В. Даля [5] обращает на себя внимание многозначность слова «терпимость», которое имеет созерцательный оттенок, пассивную направленность. Подобное можно встретить и в современных словарях. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова [11] «толерантность» полностью отождествляется с категорией «терпимость». В «Словаре иностранных слов и выражений» понятие также определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо» [9]. Тогда в самом широком смысле толерантность - это способность терпеть людей, отличающихся от нас в каком-либо отношении. Терпимость и, соответственно, толерантность рассматривается в данном случае как определенно положительные качества личности, очень близкие к сдержанности, которая, в свою очередь,
Педагогика и психология
Проблемы психологии управления
соотносится со склонностью не обострять отношения с другими людьми. Разумеется, при этом имеется в виду, что существуют границы терпимости, т.е. наличие неких моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с вседозволенностью и безразличием к ценностям, убеждениям.
В политической литературе в связи с проблемами религии, культуры, морали этот термин чаще рассматривают применительно к ситуациям, когда чей-то образ чувств, мыслей или действий оценивается как отличающийся от ожидаемо-привычного, выглядит угрожающим и вызывает неодобрение. Толерантность здесь подразумевает возможность преследовать (наказывать), но содержит сознательное решение не делать этого. В этом ключе она приравнивается к «ненасильственному поведению».
В философских и социальных науках термин «толерантность» используется для характеристики ситуаций диалога культур, достижения консенсуса, рационального обоснования приоритетности поиска путей мирного и стабильного сосуществования в условиях многообразия, а интолеран-тность (нетерпимость) используется для описания ситуаций проявления насилия, дискриминации, нарушения прав человека, нагнетания социальной нестабильности, стремления к жесткому единообразию. Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Таким образом, здесь толерантность - свобода инакомыслия в широком смысле этого слова, а не в том, который утвердился в политической сфере, - близка к понятиям милосердия и снисхождения.
В педагогических исследованиях толерантность чаще рассматривается как качество (умение, способ поведения) ученика, которое можно формировать различными способами. И здесь большая часть исследований проводится в русле изучения способа ее формирования как качества личности, позволяющего успешно функционировать в обществе вообще, безотносительно к конкретным сферам деятельности.
В психологической науке проблеме толерантности уделяется внимание в течение последнего десятилетия. В качестве основополагающей характеристики эффективного функционирования толерантности как личностной черты рассматриваются:
- идентичность (Р. Фогельсон, Э. Эриксон, В.А. Лекторский и др.);
- уважение к другим (И. Дзялошинский, Г. Шеламова, Т. Загоруля и др.);
- активная жизненная позиция (в противовес пониманию толерантности как терпимости, выражаемой как «непротивление злу насилием») (А. Асмолов);
- межличностный диалог как особый способ взаимодействия (С. Братченко);
- отсутствие или ослабление реагирования личности на неблагоприятное воздействие другой личности в результате снижения чувствительности к ее воздействию (О. Батурина);
- креативность (Н. Бахорева, С. Бондырева, Д. Колесов, Г. Солдатова). Рассматривая предлагаемые характеристики применительно к специалистам широкого профиля, хотелось бы проанализировать соотношение понятия толерантность с профессионально важными качествами (ПВК) психологов, т.к. эта профессиональная группа, на наш взгляд, наиболее часто и эффективно должна проявлять рассматриваемое качество. Для этого обратим внимание на обобщенный список профессиональных черт эффективных психологов-консультантов, предложенный в работах отечественных исследователей Г.С. Абрамовой, Н.А. Аминова, Ю.Е. Алешиной, Р. Кочюнаса, Н.Н. Обозова, ограничившись наиболее повторяемыми чертами. Также для анализа хотелось бы предложить разделение толерантности на уровни: а) наивысший, т. е. без проявления этой характеристики толерантность как таковая не может состояться; б) средний - как желательное качество, дополняющее эффективность первичного качества (см. таблицу).
№ ПВК эффективных психологов-консультантов Проявление толерантности
1 Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту наивысший
2 Ориентация на нормы и ценности клиента наивысший
3 Запрет давать советы средний
4 Анонимность консультации (профессиональная тайна) средний
5 Разграничение личных и профессиональных отношений средний
6 Аутентичность как искренность чувств наивысший
7 Открытость собственному опыту наивысший
8 Идентичность наивысший
9 Принятие личной ответственности средний
10 Глубина отношений с клиентом как оценка без навешивания ярлыков наивысший
11 Постановка реалистичных целей консультирования средний
12 Эмпатия по отношению к клиенту наивысший
13 Эмоциональная сдержанность и терпимость наивысший
14 Пластичность (динамичность в сочетании с гибкостью), т.е. способность легко переключаться с одной темы на другую, легко выходить из тупиков средний
15 Поддержание общей культуры поведения наивысший
Педагогика и психология
Проблемы психологии управления
Психолог должен быть готов к профессиональной деятельности в современных условиях, когда в России растет число людей, имеющих различные, а скорее даже непривычные для специалиста особенности мировоззрения, поведения, общения. Эта его компетенция должна быть сформирована в полном объеме еще в процессе профессионального образования, тем более что и межличностное общение в группе также требует от молодого специалиста толерантности.
Библиографический список
1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт. М., 2000.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 2004.
3. Батурина О.С., Корниенко А.Ф. Отражение понятия «толерантность» в сознании студенческой молодежи // Психология сознания: современное состояние и перспективы. Материалы I Всероссийской конференции 29 июня - 1 июля 2007 г. Самара, 2007. С. 354-356.
4. Братченко С.Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. Красноярск, 2003. С. 104-117.
5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 ч. СПб., 1991-1994.
6. Декларация принципов толерантности // http://school-sector.relam.ru/prava/ 7акопу/ Ыегапсе/т(1ех^1т.
7. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. М., 2005.
8. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. № 11. С. 46-54.
9. Словарь иностранных слов и выражений. М., 2007.
10. Толерантность / Под общ. ред. М.П. Мчедлова. М., 2004.
11. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. Т. 1. М., 2000.