изучению истории и традиций казачества Южного Урала.
2. Информационно-методические:
- создание банка данных по проблемам военно-патриотического воспитания;
- обобщение опыта педагогического коллектива по военно-патриотическому воспитанию обучающихся с использованием культурных ценностей казачества.
3. Массовые мероприятия с обучающимися:
- проведение уроков России, уроков мужества;
- проведение в училище массовых мероприятий с обучающимися, посвященных дням воинской славы России, дням казачества;
- организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, способствующей
Библиографический список
развитию гражданских и патриотических качеств;
- участие в городских и областных конкурсах строевой подготовки, фестивалях, посвященных казакам;
- участие в военно-спортивных мероприятиях.
Эта система предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям.
Мы в данной работе не ставили цель представить результаты решения всех поставленных задач (оставим на подведение итогов). Представлены лишь некоторые результаты воспитательного процесса, реализуемого в 2011/12 и 2012/13 уч. гг. на промежуточном этапе исследования, направленного на формирование патриотизма.
1. Гавря, А. Б. Военно-патриотическое воспитание подростков на традициях казачества Кубани [Текст] : автореф. дис. ... кан. пед. наук / Гавря Александр Борисович. — СПб. : ВМИРЭ, 2006. — 24 с.
2. Соловьев, В. Толковый словарь по философии [Электронный ресурс] / В. Соловьев. — Режим доступа: www.terme.ru.
3. Бренер, А. Словарь терминов политологии [Электронный ресурс] / А. Бренер. — Режим доступа: www.politike.ru.
УДК 377+001 И. В. Шадчин, зав. лабораторией инклюзивного
образования Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
К ПРОБЛЕМЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты проблемы стимулирования мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности. Обосновывается актуальность данной проблематики в современных социально-экономических условиях развития системы профессионального образования в России.
Ключевые слова: мотивация, студент, уровень мотивации, научно-исследовательская деятельность студентов, уровень мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности.
В современных условиях развития профессионального образования научно-исследовательская деятельность студентов приобретает все большее значение. Она позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к профессиональному саморазвитию и самореализации личности будущего специалиста. Современный социум
ставит перед профессиональной школой стратегическую задачу подготовки компетентных выпускников, проявляющих высокий уровень адаптивности к изменяющимся условиям труда, способных к профессиональному росту, умеющих критически и творчески мыслить, грамотно работать с любой информацией, осуществлять научные исследования в различных областях
знания. Одним из ключевых аспектов решения данной задачи является поиск возможных путей повышения мотивации студентов к занятию научно-исследовательской деятельностью.
Проведенный анализ научной литературы показывает, что различные стороны проблемы стимулирования мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности рассмотрены рядом педагогов и психологов [1, 2, 3 и др.].
В частности, Е. Ю. Никитина [1] отмечает, что наличие у студентов положительной мотивации к занятию научным исследованием выступает в качестве ведущего критерия их готовности к научно-исследовательской деятельности. Автором выделяются способы формирования положительной мотивации к занятию научно-исследовательской деятельностью, среди которых проведение лекций, знакомящих студентов с особенностями организации научного исследования, создание и разрешение в ходе семинарских занятий проблемных ситуаций, способствующих «включенности» студентов в активную мыслительную деятельность, а также ежегодное проведение студенческих конференций с публикацией научных статей.
В работе А. В. Курганова [2] выявляются следующие методы формирования мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности: изложение курса лекций «Основы научно-исследовательской деятельности», участие студентов в научно-практических конференциях, конкурсах студенческих научных работ.
В. В. Балашов в качестве стимулирования мотивации студентов предлагает следующие виды поощрения за успехи в научно-исследовательской деятельности:
- предоставление рекомендаций для дальнейшего обучения и стажировок;
- предоставление возможности освоения программы обучения за более короткий срок;
- досрочные сдачи экзаменов и зачетов;
- участие в специальных занятиях для наиболее способных и талантливых студентов.
В. В. Балашов разделяет материальное и моральное стимулирование научно-исследовательской деятельности студентов. По его мнению, материальное стимулирование служит развитию и повышению результативности научно-исследовательской деятельности, в основе которой лежит объективная заинтересованность в материальной поддержке всех ее участников. Материальное стимулирование осуществляется в виде селективных стипендий, надбавок к должностным окладам и стипендиям, грантов, денежных премий, памятных и ценных подар-
ков. Моральное стимулирование основано на общественном признании научных достижений студентов (объявление благодарности, присвоение почетных званий, публикации результатов научной деятельности) [3].
В своих исследованиях авторы доказывают эффективность представленных методов. Однако проблема повышения уровня мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности — явление социально обусловленное, что требует постоянного обновления и пополнения способов ее комплексного решения. Несмотря на наличие ряда работ, посвященных данной проблематике, в современной педагогике все еще нет целостной концепции формирования мотивации студентов к занятию научно-исследовательской деятельностью.
Вопрос о повышении мотивации к деятельности является центральной проблемой дидактики и педагогической психологии, поскольку она непосредственно влияет на систему ценностей индивида, определяет его интересы в образовательном пространстве.
Вслед за Е. П. Ильиным под мотивацией будем понимать совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают ее границы и формы, придают ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей. В основе мотивации лежат мотивы, составной частью которых выступают потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы — очень сложные образования, представляющие собой динамические системы, в которых осуществляются анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений [4, с. 96].
Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом оно индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.
Солидаризируясь с М. И. Колдиной, научно-исследовательскую деятельность студентов будем трактовать как «вид творческой, познавательной деятельности, направленной на овладение студентами самостоятельной теоретической и экспериментальной работой, современными методами научного исследования, техникой эксперимента» [5, с. 42].
Мотивация выполняет разнообразные функции научно-исследовательской деятельности студента: побуждает к непрерывной интенсивной деятельности, придавая ей определенный темп (побудительная функция), конкретизирует степень волевых усилий,
придает избирательную направленность познавательным действиям (регуляторная функция), обусловливает результативность (развивающая функция), выступает в качестве внутреннего механизма управления, саморегуляции деятельности студента (управленческая функция).
Исследуя работы различных авторов (Л. И. Божович, И. А. Зимняя, Л. М. Попов), можно выделить две основные группы мотивов научно-исследовательской деятельности: внутренние и внешние [6]. Под внешней мотивацией понимается такая, которая исходит из внешней по отношению к действующему человеку среды, которая создает стимул к деятельности (материальное вознаграждение, карьерный рост, получение именной стипендии и др.). Внешние мотивы по отношению к научному творчеству вторичны, неспецифичны для него и формируются под влиянием внешней среды.
Внутренними мотивами научно-исследовательской деятельности является интерес к процессу обучения, к способам деятельности, желание получить как можно больше знаний, интерес к содержанию учебного материала, стремление к систематизации знаний, интерес к самостоятельному выполнению работы, стремление к преодолению трудностей, стремление получить удовольствие от интеллектуальной исследовательской работы и др. Особенную значимость приобретают внутренние мотивы исследовательской деятельности, так как именно они определяют личностное, эмоциональное переживание познавательной потребности студентов и являются составляющими познавательного интереса.
Изучение психолого-педагогической литературы по проблемному вопросу (М. И. Колди-на, А. В. Курганов, Е. Ю. Никитина и др.), учет возрастных и социально-психологических особенностей студенческого возраста и специфики научно-исследовательской деятельности в профессиональной школе позволили нам выделить следующие уровни мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности:
- высокий уровень характеризуется пониманием значимости научно-исследовательской деятельности, стремлением к усвоению и систематизации знаний о методологии научного исследования, овладению исследовательскими умениями и навыками, стойким интересом к самостоятельному применению приобретенных профессиональных знаний на практике, проявлением интереса к выполнению научно-исследовательских работ, стремлением к рефлексии собственной научно-исследовательской деятельности и выявлению способов и путей саморазвития;
- средний уровень характеризуется поверхностным представлением о научно-исследовательской деятельности, нестойким интересом к изучаемым дисциплинам и к выполнению научно-исследовательских работ, стремлением к усвоению знаний о логике научного исследования, необходимых для успешного выполнения учебного плана, реферативных и курсовых работ, неустойчивым стремлением к самообразованию и не всегда адекватным оцениванием собственной деятельности;
- низкий уровень характеризуется слабо выраженным интересом к изучаемым профессиональным дисциплинам, непониманием социальной и личностной значимости научно-исследовательской деятельности, отсутствием стремления к глубокому усвоению знаний о логике научного исследования, овладению исследовательскими умениями и навыками, неустойчивым интересом к выполнению научно-исследовательских работ, незначительной рефлексией своей деятельности, фрагментарным самоанализом.
Нами было проведено исследование уровня мотивации к научно-исследовательской деятельности у 150 студентов факультета психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет».
На констатирующем этапе эксперимента нами была разработана анкета «Определение уровня мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности», которая была предложена студентам различных курсов обучения.
Анкета содержала задания, в которых респондентам предлагалось отметить наиболее значимые мотивы, побуждающие их к занятию научно-исследовательской деятельностью (познавательные, профессиональное развитие, самоактуализация, получение материальных благ, моральное поощрение, самореализация, социальное одобрение, достижение успеха и др.). Ряд вопросов выявлял степень выраженности у респондентов интереса к тем или иным аспектами организации и осуществления научного исследования. Анкета содержала перечень открытых вопросов, в которых респондентов просили указать причины снижения мотивации к занятию научно-исследовательской деятельностью, предложить методы поддержки и стимулирования мотивации к осуществлению научного исследования и др. Также нами была использована «Методика изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной» [7], в которой нас прежде всего интересовали шкалы «приобретение знаний» и «получение диплома». Применение
методики «Мотивация учения студентов вуза» С. А. Пакулиной, М. В. Овчинникова [8] позволяет выявить степень выраженности внутренней учебно-познавательной мотивации студентов (мотивы поступления, познавательные мотивы, релевантные профессиональные мотивы).
Анализ результатов, полученных в ходе диагностики студентов, показал, что 76 % респондентов не видят особой социальной и личностной значимости научно-исследовательской деятельности, 62 % респондентов выказали свое нежелание заниматься научно-исследовательской работой после окончания вуза, для 65 % респондентов доминирующим мотивом участия в исследовательских проектах является «получение диплома», 84 % респондентов считают, что для них создано недостаточно условий для стимулирования мотивации к занятию научно-исследовательской деятельностью.
Кроме того, 75,4 % студентов имеют низкий уровень мотивации к научно-исследовательской деятельности, 16,2 % — средний и всего 8,4 % — высокий.
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил сделать вывод о необходимости разработки ряда мер, способствующих комплексному повышению уровня мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности.
По результатам констатирующего этапа эксперимента были сформированы контрольная и экспериментальная группы. В контрольную группу вошли студенты, обучающиеся по специальности «Психология» (75 человек), в экспериментальную — студенты, обучающиеся по специальности «Психолого-педагогическое образование» (75 человек). Экспериментальная и контрольная группы студентов были подобраны таким образом, чтобы контролируемые параметры несущественно отличались друг от друга.
Таким образом, в контрольной группе низкий уровень мотивации к научно-исследовательской деятельности имели 72,5 % студентов, средний — 18 %, высокий — 9,5 %. В экспериментальной группе соответственно 73,6 %, 20 % и 6,4 %. В контрольной группе процесс преподавания проходил традиционно. В экспериментальной группе реализовывался комплекс мер, способствующих эффективному повышению уровня мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности.
Формирующий эксперимент предполагал в качестве одного из условий, способствующих повышению мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности, включение обучающихся в самодиагностику и познание себя
как субъекта научно-исследовательской деятельности.
Средствами включения студентов в самодиагностику послужили: разработанная анкета «Самооценка уровня мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности», устные и письменные опросы, направленные на диагностику уровня мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности с последующей совместной интерпретацией и обсуждением полученных результатов.
К условиям, способствующим более эффективному повышению уровня мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности, мы относим включение в содержание образования студентов методологии и теории научного исследования, а также предоставление студентам возможности свободного выбора исследовательских задач и методов их решения на семинарских занятиях и при подготовке докладов для научно-практических конференций.
Данное условие предполагает вовлечение преподавателями общеобразовательных и специальных дисциплин обучающихся в научные исследования, а также педагогически целесообразную помощь студентам в выборе и решении исследовательских задач, направленную на пролонгацию мотивации к занятию научно-исследовательской деятельностью.
Как мы видим, эффективность реализации выявленных условий напрямую зависит от профессиональной компетентности преподавателей, которые содействуют повышению уровня мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности.
Деятельность преподавателей включает сопровождение образовательной деятельности студентов в основном образовании, выявление и анализ уровня мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности, создание для них возможности реализации научных исследований (постановка, помощь в выборе и решении исследовательских задач), проведение индивидуальных консультаций, анализ педагогической деятельности и результатов взаимодействия со студентами.
Взаимодействие преподавателей и студентов носит гуманистическую направленность, предполагает организацию между преподавателями и студентами субъект-субъектных отношений, основанных на принципах взаимного доверия, равноправного партнерства.
Научно-исследовательская деятельность студентов в рамках учебной реализуется через выполнение курсовых работ, дипломных проектов, организацию поисковой деятельности
в различных предметных областях. Научно-исследовательская деятельность студентов во внеучебной деятельности реализуется через участие студентов в научно-практических конференциях, в конкурсах научных работ, в деловых играх в форме дебатов различных форматов, в олимпиадах различного уровня.
Деятельность студентов интегрирует освоение социального опыта как предусмотренного образовательным стандартом, так и необходимого для постановки, решения, представления и самоанализа результатов собственной научно-исследовательской деятельности.
По окончании формирующего эксперимента был проведен констатирующий эксперимент (контрольный срез) согласно тем же методикам, которые использовались для диагностики уровня мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности на начальном этапе эксперимента.
Эффективность предлагаемых мероприятий по повышению уровня мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности подтверждается результатами повторного констатирующего эксперимента (контрольный срез), проведенного по окончанию опытно-экспериментальной работы. В экспериментальной группе число студентов с низким уровнем мотивации к научно-исследовательской деятельности уменьшилось на 55,4 % и составило 18,2 %, в контрольной — на 15,4 % и составило 57,1 %. Число студентов со средним уровнем мотивации к научно-исследовательской деятельности в экспериментальной группе увеличилось на 28,4 % и составило 48,4 %, в контрольной — на 11,2 % и составило 29,2 %. Количество студентов с вы-
Библиографический список
соким уровнем мотивации к научно-исследовательской деятельности увеличилось на 27 % и составило 33,4 %, в контрольной — на 4,2 % и составило 13,7 %. Результаты эксперимента были математически обработаны с использованием многофункционального критерия Фишера.
Анализируя результаты, полученные в экспериментальной и контрольной группах, необходимо отметить, что положительные сдвиги в уровне мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности произошли как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Это означает, что и в рамках традиционной методики обучения происходит повышение уровня мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности по мере накопления ими опыта учебной и научно-исследовательской работы. Однако этот процесс протекает менее интенсивно, чем в экспериментальной группе, где введен комплекс мероприятий, способствующих комплексному повышению уровня мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило эффективность выделенного комплекса мероприятий по повышению уровня мотивации студентов к занятию научно-исследовательской деятельностью.
Поливекторность взглядов на исследуемую в нашей работе проблему подчеркивает ее сложность и многоаспектность. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость дальнейших исследований, связанных, в частности, с выявлением наиболее значимых социально-педагогических факторов активизации научно-исследовательской деятельности студентов.
1. Никитина, Е. Ю. Формирование готовности студентов педагогического вуза к научно-исследовательской деятельности средствами проблемного обучения [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Никитина Елена Юрьевна. — Новокузнецк, 2009. — 182 с.
2. Курганов, А. В. Формирование готовности студентов гуманитарного вуза к психолого-педагогическому исследованию [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Курганов Александр Васильевич. — Казань, 2009. — 195 с.
3. Миронов, В. А. Социальные аспекты активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов [Текст] : монография / В. А. Миронов. — Тверь : ТГТУ, 2011. — 100 с.
4. Ильин, Е. П. Мотивации и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2012. — 512 с.
5. Колдина, М. И. Подготовка к научно-исследовательской деятельности будущих педагогов профессионального обучения в вузе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Колдина Маргарита Игоревна. — Н. Новгород, 2009. — 189 с.
6. Попов, Л. М. Психология самодеятельного творчества студентов [Текст] / Л. М. Попов. — Казань : Изд-во КГУ, 1990. — 240 с.
7. Практикум по возрастной психологии [Текст] : сборник / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб. : Речь, 2001. — 688 с.
8. Пакулина, С. А. Адаптивные способности студентов педвуза : структура, факторы и средства развития [Текст] : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Пакулина Светлана Алексеевна. — Челябинск, 2004. — 182 с.