Научная статья на тему 'Компетентностный подход к формированию готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности'

Компетентностный подход к формированию готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / КОМПЕТЕНТНОСТЯМ ПОДХОД / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / STUDENTS ’ RESEARCH ACTIVITY / STUDENTS’ READINESS FOR THE RESEARCH ACTIVITY / COMPETENCE-BASED APPROACH / RESEARCH COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шадчин Игорь Владимирович

Раскрыто содержание понятия «готовность студентов к научно-исследовательской деятельности», дана характеристика его основных структурных компонентов. Решение проблемы формирования готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности осуществлено с позиций компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шадчин Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE-BASED APPROACH TO THE FORMATION OF UNIVERSITY STUDENTS’ READINESS FOR THE RESEARCH ACTIVITY

The content of the notion “students’ readiness for the research activity” is revealed. Its main structural components’ characteristic is given. The settling of the issue of forming university students’ readiness for the research work is carried out in the aspect of competence-based approach.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к формированию готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности»

УДК 378.03+378.018.4 ББК Ч481.268

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И.В. Шадчин

Челябинский государственный университет

COMPETENCE-BASED APPROACH TO THE FORMATION OF UNIVERSITY STUDENTS’ READINESS FOR THE RESEARCH ACTIVITY

I. Shadchin Chelyabinsk State University

Раскрыто содержание понятия «готовность студентов к научно-исследовательской деятельности», дана характеристика его основных структурных компонентов. Решение проблемы формирования готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности осуществлено с позиций компе-тентностного подхода.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность студентов, компетентностям подход, научно-исследовательская компетентность, готовность студентов к научно-исследовательской деятельности.

The content of the notion “students’ readiness for the research activity” is revealed. Its main structural components’ characteristic is given. The settling of the issue of forming university students’ readiness for the research work is carried out in the aspect of competence-based approach.

Keywords: students ’ research activity, competence-based approach, research competence, students’ readiness for the research activity.

В современном социуме, идущем по пути глобализации, способность эффективно функционировать в условиях международной конкуренции и нестабильной социально-экономической обстановки в мире становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страны.

Высшая профессиональная школа России переживает поливекторный процесс обновления. Одной из ведущих целей преобразований является комплексная подготовка специалиста, способного к профессиональному росту и саморазвитию, готового к осуществлению научных исследований в той или иной области знаний.

Современному выпускнику недостаточно просто иметь глубокие предметные знания и владеть практическими умениями и навыками. Одним из актуальных направлений развития образовательного процесса вуза является

формирование готовности студентов к научно-исследовательской деятельности.

Проведенный анализ научной литературы показывает, что различные аспекты проблемы формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности рассмотрены рядом педагогов и психологов [2, 4-6]. Данная проблематика не нова, однако и по сей день не теряет своей актуальности и остроты.

Решение проблемы формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности может быть осуществлено с опорой на различные методологические подходы (модульный, антропоцентрический, дифференциальный, синергетический, культурологический и др.).

С нашей точки зрения, в сложившихся социально-экономических и политических условиях развития высшего образования применение компетентностного подхода к реше-

нию данной проблематики является наиболее эффективным и целесообразным.

Компетентностный подход в определении целей и содержания образования не является качественно новым в отечественной системе образования. А.В. Хуторской отмечает, что компетентностный подход - «это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем результатом образования становится не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях» [6, с. 62].

В проекте государственных стандартов высшего профессионального образования нового образца в качестве более полного, лич-ностно и социально интегрированного результата подготовки специалистов выступило понятие «компетентность».

Вслед за О.А. Вихоревой, мы рассматриваем компетентность как «совокупность личностных качеств (знания, умения, навыки, ценностно-смысловые ориентации), которые обусловлены опытом деятельности и обеспечивают эффективность самостоятельной деятельности», а компетенцию «как форму представления нормативных требований к результатам образовательной практики с позиции личностных качеств обучающихся» [2, с. 71].

Комплексное рассмотрение затронутой в нашем исследовании проблематики через призму компетентностного подхода предполагает рассмотрение таких понятий, как «научно-исследовательская деятельность студентов», «научно-исследовательская компетенция и компетентность».

Среди множества трактовок понятия «научно-исследовательская деятельность студентов», встречающихся в научной литературе, наиболее точным, на наш взгляд, является определение М.И. Колдиной, которая под данным видом деятельности понимает «вид творческой, познавательной деятельности, направленной на овладение студентами самостоятельной теоретической и экспериментальной работой, современными методами научного исследования, техникой эксперимента» [4].

Научно-исследовательская деятельность студентов, как и всякая человеческая деятельность, должна быть социально обусловленной и значимой, содержание ее не может быть произвольно сконструированным, придуманным. Она должна отвечать общественно признанным формам, методам и нормам научного исследования.

Солидаризируясь с В.К. Тагировым, научно-исследовательскую компетентность студентов будем рассматривать как «интегративную характеристику личности, трактуемую как ее свойство или качество, характеризующее готовность студента к решению исследовательских задач методами научного познания, и выражающуюся в единстве ценностномотивационного, когнитивного и операционального компонентов личности студента».

В свою очередь, научно-исследовательскую компетенцию студентов рассматриваем «как совокупность интеллектуальных, личностных и деятельностных характеристик студента, реализуемых им в продуктивной научно-исследовательской деятельности» [5].

Таким образом, при описании деятельностных компетенций используется понятие «готовность», трактуемое как «актуально-реализуемое умение совершать действия-операции определенного рода» [3].

На основании анализа научной литературы, сущности понятия «научно-исследовательская деятельность студентов» нами было сформулировано определение «готовности студентов к научно-исследовательской деятельности», которая рассматривается нами как личностное образование, определяющее состояние личности субъекта и включающее мотивационно-ценностное отношение к этой деятельности, систему методологических знаний, исследовательских умений, позволяющих продуктивно их использовать при решении возникающих профессиональнопедагогических задач.

Структура готовности студентов к научно-исследовательской деятельности включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: мотивационный, характеризующий

познавательный интерес, мотивацию исследовательской деятельности; ориентационный, включающий представления о методологии научного исследования и способах научноисследовательской деятельности; деятельностный, определяющий владение умениями и навыками научно-исследовательской деятельности; рефлексивный, включающий самооценку и самоанализ собственной научноисследовательской деятельности, определение путей саморазвития в научном познании. Степень сформированности каждого из этих компонентов является объективным показателем уровня готовности будущего специалиста к научно-исследовательской деятельности в рамках своей специализации.

Теория и методика профессионального образования

В соответствии с определенными компонентами разработаны одноименные критерии: мотивационный, ориентационный, деятельностный, рефлексивный.

На основе разработанных критериев нами определены уровни сформированности готовности студентов к научно-исследовательской деятельности:

- высокий уровень характеризуется пониманием значимости научно-исследовательской деятельности, интересом к научноисследовательской деятельности, владением логикой научного исследования, способностью самостоятельно спланировать собственную исследовательскую работу и реализовать ее, способностью анализировать собственную деятельность и выявлять способы и пути саморазвития;

- средний уровень характеризуется поверхностным представлением о научно-исследовательской деятельности, несформирован-ностью навыков научно-исследовательской деятельности, неустойчивым интересом к изучаемым дисциплинам и научно-исследовательской деятельности, неполным владением базовыми знаниями и умениями, стремлением к самообразованию, но не всегда адекватным оцениванием собственной деятельности;

- низкий уровень характеризуется неустойчивым интересом к изучаемым дисциплинам, непониманием социальной и личностной значимости научно-исследовательской деятельности, неумением работать с литературой, видеть проблему, выделять противоречие, неспособностью самостоятельно выстроить логику исследования, недостаточной удовлетворенностью собственной деятельностью, незначительной рефлексией своей деятельности, не всегда адекватной самооценкой, фрагментарным самоанализом.

Для изучения качественной стороны готовности к научно-исследовательской деятельности студентов было проведено исследование, в котором приняли участие студенты Института психологии и педагогики Челябинского государственного университета в количестве 155 человек.

На данном этапе были сформированы контрольные и экспериментальные группы. В контрольную группу вошли студенты специальности «Психология» (80 человек), в экспериментальную группу - студенты специальности «Психолого-педагогическое образование» (75 человек).

На констатирующем этапе эксперимента была разработана анкета «Определение уровня готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности», также для анализа мотивационной составляющей готовности респондентам была предложена методика

Н.Ц. Бадмаева «Диагностика учебной мотивации студентов» [1].

Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что 90 % студентов испытывают значительные затруднения при организации научно-исследовательской деятельности; 84 % респондентов считают, что в вузе создано недостаточно условий для стимулирования мотивации студентов к занятию научно-исследовательской деятельностью.

Кроме того, 75,4 % студентов имеют низкий уровень готовности к научно-исследовательской деятельности, 16,2 % - средний и всего 8,4 % - высокий.

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил сделать вывод о необходимости комплексного формирования готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности, поиска форм и методов дополнительного стимулирования мотивации студентов к занятию научными исследованиями.

Формирование готовности студентов Института психологии и педагогики к научноисследовательской деятельности осуществляется в форме создания дополнительного курса для студентов («Основы научно-исследовательской деятельности»); включения

научно-исследовательской составляющей в уже существующие учебные курсы; привлечения студентов к разработке и реализации исследовательских проектов; заслушивания докладов студентов о результатах своего исследования, обсуждения каждого доклада.

Научно-исследовательская деятельность студентов реализуется через выполнение курсовых и дипломных проектов, участие студентов в научно-практических конференциях, в деловых играх в форме дебатов различных форматов, в олимпиадах различного уровня.

Несомненно, особую роль в формировании данного вида готовности играет профессиональная деятельность преподавателя, научного руководителя, которые содействуют успешному овладению студентами умениями и навыками научно-исследовательской деятельности.

Деятельность преподавателей включает сопровождение образовательной деятельности

студентов в основном образовании, выявление и анализ уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности, создание возможности для студентов реализации научных исследований (постановка, помощь в выборе и решении исследовательских задач); проведение индивидуальных консультаций, стимулирование мотивации студентов; анализ педагогической деятельности и результатов взаимодействия со студентами.

Деятельность студентов интегрирует освоение социального опыта как предусмотренного образовательным стандартом, так и необходимого для постановки, решения, представления и самоанализа результатов собственной научно-исследовательской деятельности.

Деятельность преподавателей и деятельность студентов взаимно влияют друг на друга, отражая паритетность во взаимоотношениях между преподавателем и студентом (осуществляется коррекция (со студентом) планировавшегося преподавателем содержания профессиональной подготовки, сообразно индивидуальным и личностным особенностям студента).

Эффективность предлагаемых мероприятий по формированию готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности подтверждается результатами повторного констатирующего эксперимента (контрольный срез), проведенного по окончании опытноэкспериментальной работы. В экспериментальной группе число студентов с низким уровнем готовности к научно-исследовательской деятельности уменьшилось на 55,4 %, в контрольной - на 15,4 %, число студентов со средним уровнем готовности в экспериментальной группе увеличилось на 28,4 %, в контрольной - на 11,2 %, количество студентов с высоким уровнем готовности к научно-исследовательской деятельности в экспериментальной группе увеличилось на 27 %, в контрольной - на 4,2 %. Результаты эксперимента были математически обработаны с использованием многофункционального критерия Фишера.

Анализируя результаты, полученные в экспериментальной и контрольной группах, необходимо отметить, что положительные сдвиги в уровнях готовности студентов к научно-исследовательской деятельности произошли как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Это означает, что и в рамках традиционной методики обучения происходит повышение уровня готовности

студентов к научно-исследовательской деятельности по мере накопления ими опыта учебной и научно-исследовательской работы. Однако этот процесс протекает менее интенсивно, чем в экспериментальной группе, где введен комплекс мероприятий, способствующих успешному формированию готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило эффективность выделенного комплекса мероприятий по формированию готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности.

Можно сделать вывод об эффективности применения компетентностного подхода к комплексному решению проблемы нашего исследования.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информативность, а умение решать задачи, возникающие в стандартных и нестандартных ситуациях профессиональной деятельности. Он характеризуется как усилением собственно прагматической, так и гуманистической направленности образовательного процесса в высшей школе.

Литература

1. Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: моногр. / Н.Ц. Бадмаева. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. - 280 с.

2. Вихорева, О.А. Исследовательская деятельность старшеклассников в условиях дополнительного образования: моногр. / О.А. Вихорева. - Челябинск: Издат. центр «Урал. акад.», 2008. - 188 с.

3. Ильенков, Э.В. Философия и культура / Э.В. Ильенков. - М. : Политиздат, 1991. - 464 с.

4. Колдина, М. И. Подготовка к научноисследовательской деятельности будущих педагогов профессионального обучения в вузе: дис. ... канд. пед. наук / М.И. Колдина. -Н. Новгород, 2009. - 189 с.

5. Тагиров, В.К. Формирование научноисследовательской компетентности студента в образовательном процессе военного вуза: дис. ... канд. пед. наук / В.К. Тагиров. -Оренбург, 2010. - 204 с.

6. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Нар. образование. - 2003. - № 2. -С. 58-64.

Поступила в редакцию 16 марта 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.