УДК 37.018.2
DOI: 10.18384/2310-7219-2018-3-13-24
К ПРОБЛЕМЕ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД
Бакланова НК.1, Иванова Т.О.2, Колот ВВ.2
1 Московский городской педагогический университет
129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, Российская Федерация
2 Московский государственный областной университет
141014, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация
Аннотация. Статья посвящена изучению понятия «психологическая безопасность образовательной среды» (не имеющего однозначного толкования в литературе), связанного не с отдельными психическими процессами, а с психологическим здоровьем личности в целом. Рассмотрены компоненты образовательной среды. Проанализированы психологические угрозы в образовании. На основе использования комплекса теоретических (анализ, синтез) и эмпирических методов (наблюдение, беседа, анкетирование) в соответствии с концепцией целостного подхода к воспитанию разработана теоретическая модель взаимосвязи, взаимодействия социальных институтов, других компонентов образовательной среды для создания её психологической безопасности. В статье изложены результаты диагностики представлений подростков о здоровье, где важнейшим условием создания психологически безопасной образовательной среды является отношение к здоровью как к ценности.
Ключевые слова: психологическая безопасность образовательной среды, психологические угрозы в образовании, подсистемы целостного процесса организации психологически безопасной образовательной среды: технологическая (организационно-педагогическая), социально-психологическая и духовно-личностная.
ON THE PROBLEM OF CREATING A PSYCHOLOGICALLY SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT: HOLISTIC APPROACH
N. Baklanova1, T. Ivanova2, V. Kolot2
1 Moscow City University
4,2nd Sel'skokhozyaystvenny proezd, Moscow, 129226, Russian Federation
2 Moscow Region State University
24, Vera Voloshina ul., Mytishchi, 141014, Moscow region, Russian Federation
Abstract. The article defines the concept of "psychological safety of the educational environment" (which is not interpreted unambiguously in literature), connected with psychological health of a personality in the whole but not with separate psychological processes. The components of the educational environment are considered. Psychological threats in education are analyzed.
© CC BY Бакланова Н.К., Иванова Т.С., Колот В.В., 2018.
The use of a coplex of theoretical (analisis, synthesis) and empirical (observation, conversation, survey) methods enabled to develop the theoretical model of interrelation and interaction of social institutions and other components of educational environment in accordance with the concept of a holistic approach to education. Besides, psychologically safety of this environment is described. The article presents the results of diagnostics of teenagers' ideas about health, where the most important condition for creating a psychologically safe educational environment is the attitude to health as a value.
Key words: psychological safety of educational environment, psychological threats in education, subsystems of integral process of organization of psychologically safe educational environment: technological (organizational-pedagogical), social-psychological and spiritual-personal.
Актуальность проблемы создания психологически безопасной образовательной среды обусловлена ухудшением здоровья школьников, студентов и молодежи и необходимостью его сохранения и укрепления. По опубликованным в статистическом сборнике «Здравоохранение в России» 2017 г. данным о состоянии здоровья населения заболевания детей в возрасте от 0 до 14 лет по основным классам и группам болезней в тыс. чел. увеличились в 2016 г. до 44831,9 по сравнению с 2005 г. (36837,4) [10, с. 63]. По данным, опубликованным в «Альманахе института коррекцион-ной педагогики» 2017 г. № 31 [2], за 10 лет общая заболеваемость психическими расстройствами и расстройствами поведения у подростков в возрасте 15-17 лет увеличилась на 11,3%. 20% молодых людей страдают депрессиями, расстройствами настроения и питания, токсикоманией, склонны вести себя небезопасным образом (суицидные формы поведения). Для среднего возраста 15-19 лет самоубийство - вторая по значимости причина смерти. По официальным данным, количество самоубийств в России с 2018 г. составляет около 2000 человек, из которых более трети дети и подростки [18].
Вопрос о здоровье населения России рассматривается на государствен-
ном уровне. Успешность в профессиональной деятельности учителя, преподавателя, социального педагога (профессий, по определению Е.А. Климова, относящихся к группе «Человек -человек») определяется не только их профессиональной подготовленностью, но и состоянием здоровья [1]. В исследованиях обсуждаются теоретико-методологические и методические аспекты психологического здоровья работников социальной сферы [17]. Рассматриваются влияние на здоровье факторов среды, организация социально-культурной среды в формировании физической культуры детей и подростков и их здоровья [7]. Специалисты отмечают негативное воздействие факторов школьной среды на здоровье школьников [17, с. 23].
Проблему психологической безопасности образовательной среды исследовали И.А. Баева, Е.В. Бурмистро-ва, Г.В. Грачев, С.Г. Плешиц, М.Ф. Секач, Э.Э. Сыманюк, В.А. Ясвин и др. Даётся целый ряд её определений. Вместе с тем авторы, несмотря на различные подходы к определению психологически безопасной образовательной среды, в качестве основного психологического параметра, разрушительного для психического здоровья личности, называют психологическое насилие. Психо-
логическое насилие имеет место как в семье, основных социальных институтах (школе, вузе), так и в других учебных заведениях.
И.А. Баева пишет: «Под психологической безопасностью мы понимаем -состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверитель-ном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников» [16, с. 34]. Психологическая безопасность образовательной среды включает психологическую безопасность всех её участников. Условием эффективного развития личности является её психологическая безопасность.
Психологическое насилие - это унижения, деспотизм и жестокое обращение со стороны учителей, одноклассников, злоупотребление властью, профдеформация преподавателей, отрицательный психологический климат в образовательном учреждении, недостаточная профессионально-психологическая компетентность преподавателей [5, с. 18].
Психологическое насилие в образовательной среде может быть выражено как оскорбление, публичное унижение, угрозы, высмеивание, обзывание, игнорирование, неуважение, насильственные отношения [16, с. 22].
«У жертв насилия ухудшается успеваемость и поведение, появляются нервные расстройства, чувство безнадежности может стать причиной суицида» [5, с. 18].
Нарушения психологически безопасной образовательной среды могут
быть связаны с агрессивным поведением всех участников образовательной среды, не только учащихся, их родителей, но и учителей. Причинами агрессивного поведения учителей наряду с эмоционально напряженным характером труда могут быть «неудовлетворенность своей деятельностью, психологическим климатом в коллективе, неумение управлять своими эмоциями, завышенная самооценка, недостаточная коммуникативная компетентность» [6, с. 53].
В качестве технологии создания психологически безопасной образовательной среды школы специалисты по активному социально-психологическому обучению предлагают активные социально-психологические методы. Разработаны технологии формирования психологически безопасной образовательной среды: социально-психологический тренинг, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическая реабилитация [9; 15; 16].
В исследованиях по проблеме психологической безопасности окружающей среды выявлены причины нарушений психологической безопасности образовательной среды, показатели психологической безопасности. «Одним из показателей психологической безопасности образовательной среды школы, обеспечивающим состояние психического здоровья ее участников, является защищенность от психологического насилия во взаимодействии» [16, с. 24; 26]. В качестве других показателей безопасности М.Ф. Секач и Э.Э. Сыманюк выделяют низкий уровень психологического насилия, диалогическое общение, положительное
отношение к основным параметрам образовательной среды у всех её участников, гуманистическую направленность обучения, высокий уровень удовлетворённости школьной средой [18; 20].
Весьма подробно разработана организация учебно-воспитательного процесса в школе, направленного на формирование компетентности педагога в вопросах здоровьесбережения [12]. Разработаны концепция здоровьесбе-регающей образовательной деятельности, направленная на подготовку педагогических кадров [11], программа формирования навыков здорового поведения для учащихся 1-11 класса [17].
Исследователями установлено положительное влияние психологической безопасности образовательной среды на здоровье обучающихся [13]. В этой связи можно заключить, что здоровьесберегающая среда - это психологически безопасная образовательная среда.
Создание здоровьесберегающей среды в школе предполагает совместную деятельность всех участников. Подготовлены и применяются тренинги, семинары-тренинги, деловые игры и др., направленные на формирование качеств личности, обеспечивающих её психологическую безопасность [9; 15; 16].
Авторы программы для курсов повышения квалификации «Организация учебно-воспитательного процесса в современных условиях (компетентность педагога-руководителя в вопросах здоровьесбережения)» Т.С. Иванова, Т.Н. Ле-ван, Е.И. Черепанова подчеркивают, что в основе программы лежит «подход к здоровью как полному физическому, духовному и соци-
альному благосостоянию человека и общества, то есть уровню, до которого индивид или группа способны реали-зовывать стремления и удовлетворять потребности, а также изменять среду или предотвращать ее неблагоприятное влияние» (согласно пониманию Всемирной организации здравоохранения) [11, с. 6].
Однако проблема создания психологически безопасной образовательной среды решается применительно к одному образовательному учреждению. «Возможности здоровьесберега-ющей среды, составляющих ее компонентов ... не используются в полной мере, недостаточно разработана проблема их взаимосвязи, совместной деятельности» [2, с. 153].
В исследованиях проблем здоровья выделяют три уровня здоровья: биологический, социальный и психологический. Биологическое (физическое) здоровье - это здоровье, связанное с организмом человека, функционированием его органов. Социальное здоровье определяется влиянием общества, в котором он живёт, его системой ценностей, межличностными отношениями, в которые он включён. Психологическое здоровье по-разному определяется исследователями. М.Ф. Секач считает психологическое здоровье одним из аспектов психического здоровья [19]. И.И. Марков отождествляет его с психическим здоровьем [19]. В определении психологического здоровья мы разделяем позицию И.В. Дубровиной, которая, в отличие от психического здоровья (относящегося к психическим процессам), связывает психологическое здоровье с личностью в целом, с проявлением человеческого духа и выделяет психо-
логический аспект здоровья наряду с медицинским, социологическим, философским и др. [17].
Психологическое здоровье может быть определено через психическую устойчивость личности и её составляющие [13]: эмоциональную саморегуляцию, умение управлять своим эмоциональным состоянием, развитые волевые качества, умения и навыки общения, развитый интеллект и критическое мышление, развитое самосознание, позволяющее обеспечивать необходимую саморегуляцию и самореализацию. Неоднозначное определение понятия психологического здоровья позволяет сделать вывод о нём как о многоаспектном и многофакторном явлении, исследование которого требует системного подхода.
В настоящее время нет единого подхода и к определению образовательной среды, выделению её компонентов. Так, «под образовательной средой понимается система, включающая в себя такие структурные элементы, как совокупность применяемых образовательных технологий, внеучебная работа, управление учебно-воспитательным процессом, взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами» [21]. На наш взгляд, в данное определение следует добавить участников образовательной среды: учащихся, студентов, преподавателей, их деятельность. Определение образовательной среды как системы позволяет использовать целостный подход для её создания.
Данный подход к организации психологически безопасной образовательной среды требует «объединения, интеграции и гармонизации усилий всех социальных институтов» [3, с. 154],
всех воздействующих на личность компонентов образовательной среды.
Компоненты психологически безопасной образовательной среды - это социальные и образовательные институты (семья, школа, колледжи, училища, вузы, другие образовательные учреждения), спортивно-образовательные, физкультурно-оздоровительные, культурно-досуговые учреждения, средства массовой информации, учреждения культуры, спорта, здравоохранения, общественные организации, а также совокупность применяемых образовательных технологий, внеучебная работа, управление учебно-воспитательным процессом, взаимодействие с образовательными и социальными институтами [22]. Они имеют свою специфику в формировании психологически безопасной образовательной среды.
Так, в семье закладываются основы здоровья и включения детей в образовательную среду. Опыт работы в школе, наши наблюдения, анализ школьной практики позволяют констатировать, что дети, воспитывающиеся в нормальных семьях, в меньшей степени склонны к нарушению психологической безопасности образовательной среды. Дети из неполных семей, семей, отличающихся авторитарным стилем воспитания, конфликтными отношениями, в которых имеет место отсутствие взаимопонимания, отсутствие или недостаток эмоционального и доверительного общения родителей с ребёнком, теплоты и ласки по отношению к нему, разрыв семейных связей, пьянство родителей, случаи жестокого обращения с детьми, вынуждены защищаться. Они копируют поведение родителей в конфликтной ситуации,
ведут себя агрессивно, склонны к насилию.
Педагогический потенциал школы применительно к организации психологически безопасной образовательной среды определяется включением в содержание обучения вопросов психологической безопасности, использованием соответствующих форм, методов и средств, обучением умениям и навыкам здоровья [17], проведением классных часов и внеклассных мероприятий.
Исследование образовательной среды как системы, многоаспектного и многоуровневого объекта обусловливает необходимость системного целостного подхода [1]. «В соответствии с методологией анализируемый объект в системном исследовании рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. При этом акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой» [6, с. 54].
Организация психологически безопасной образовательной среды как целостной системы в соответствии с концепцией целостного подхода к воспитанию [1] обеспечивается «диалектическим единством и взаимосвязью трех подсистем: технологической, социально-психологической и психолого-педагогической» [2, с. 154].
Технологическая (организационно-педагогическая) подсистема включает «общность понимания всеми участниками образовательной среды цели, задач, содержания деятельности» по формированию психологически без-
опасной образовательной среды [6, с. 55], согласованность содержания, форм, методов деятельности социальных институтов. Это единая система планирования, руководства и контроля, материально-технического и правового обеспечения процесса создания психологически безопасной образовательной среды, контакты, взаимосвязи организаторов, органов власти и управления, организаций здравоохранения. Это все виды деятельности участников образовательной среды, формируемые у учащихся знания, умения, навыки, в том числе умения и навыки здоровья [16], а также мастерство организаторов.
«Социально-психологическая подсистема - подсистема отношений личности к себе, своей жизни, профессии, коллегам по работе. Социальный оптимизм, профессиональная направленность как интерес и любовь к своей профессии, которая приносит радость, способствуют сохранению и поддержанию психологического здоровья. Компетентность в общении, развитые умения и навыки общения, положительные межличностные отношения, благоприятный социально-психологический климат в коллективе также способствуют психической устойчивости личности и во многом определяют ее психологическое здоровье. И наконец, отношение к своему здоровью как к ценности способствует сохранению и поддержанию личностью уровня своего психологического здоровья» [4, с. 11].
Взаимосвязь технологической и социально-психологической подсистем выражается в формировании отношений личности к себе (самосознание), предметному миру, людям, в организа-
Vjsy
ции межличностного взаимодействия и общения участников образовательной среды между собой, положительных эмоций, ценностного отношения личности к своему здоровью, здоро-вьесберегающей деятельности и в целом психологически безопасной образовательной среды.
Духовно-личностная подсистема неразрывно связана с двумя предыдущими подсистемами. Она является результатом целостного процесса создания психологически безопасной образовательной среды и включает духовно-личностные и профессионально важные качества личности, в том числе здоровье (физическое, социальное, психологическое).
Под взаимосвязью компонентов образовательной среды понимается их взаимодействие и взаимозависимость (в отличие от преемственности - мы рассматриваем двухсторонние связи).
Условиями взаимосвязи, взаимодействия компонентов образовательной среды в технологической (организационно-педагогической) подсистеме являются взаимодействия «по субъекту, производящему воспитательное воздействие», «по субъекту, воспринимающему воспитательное воздействие» и взаимосвязи «в самом процессе создания психологически безопасной образовательной среды» [8, с. 10, 11].
Взаимодействие компонентов образовательной среды по субъекту, производящему воспитательное воздействие, - это сотрудничество и интеграция деятельности социальных институтов, участников и организаторов психологически безопасной образовательной среды (творческие, методические контакты,
повышение квалификации педагогов-руководителей, формирование их профессиональной компетентности); это взаимодействие физкультурно-оздоровительных, социально-культурных и культурно-досуговых, спортивных учреждений, обладающих большими возможностями в плане пропаганды ценностей здорового образа жизни, физической культуры, положительной мотивации и интереса к занятиям ею [14, с. 8].
Условия взаимодействия по субъекту, воспринимающему воспитательные воздействия, - это участие учащихся, студентов, наряду с основными социальными институтами (школа, вуз, другие образовательные учреждения) в физкультурно-оздоровительных, спортивно-образовательных, спортивных общественных организациях.
Взаимосвязи в самом процессе организации психологически безопасной образовательной среды - это взаимообусловленность, взаимодействие и взаимозависимость, согласованность целей, содержания, форм и методов её создания.
Условия, обеспечивающие взаимосвязь, взаимодействие компонентов образовательной среды в социально-психологической подсистеме, - это направленность всех компонентов образовательной среды на формирование системы отношений личности к своему здоровью (физическому, социальному и психологическому), себе, другим людям.
Для психолого-педагогической подсистемы - формирование духовно-личностных и профессионально важных качеств личности, существенных для создания психологически безопасной образовательной среды.
V1V
Условиями взаимосвязи компонентов образовательной среды для социально-психологической подсистемы является направленность учебно-воспитательного процесса на формирование системы отношений личности к себе, другим людям, профессии, коллегам по работе, своему здоровью (физическому, социальному, психологическому); для психолого-педагогической подсистемы формирование духовно-личностных качеств (духовный, интеллектуально-эстетический потенциал, потребность в творчестве, общении и др.) и профессионально важных качеств личности (профессиональная направленность, мышление, самосознание, профессиональные способности, коммуникативные, волевые, эмоциональные, эстетические качества), существенных для создания психологически безопасной образовательной среды и сохранения и укрепления здоровья, обеспечивающего нормальную работоспособность.
Анализ подсистем целостного процесса показал, что в каждой подсистеме важное значение придаётся отношению к здоровью как к ценности. Именно отношение к здоровью как к ценности является важным условием создания психологически безопасной образовательной среды.
В этой связи с целью выявления отношений и представлений учащихся о здоровье была проведена диагностика представлений подростков о здоровье. Было проведено анкетирование учащихся 5-6 классов (44 человека) и учащихся 8-10 классов (70 человек) гимназии № 1536 г. Москвы.
Вопросы в анкете касались представлений об уровнях здоровья: физическом, социальном, психологическом.
Например, «Что такое, по-твоему, здоровье?», «Зачем нужно здоровье?», «От кого или отчего зависит твое здоровье?» и др. Каждый вопрос содержал
4-5 ответов, из которых нужно было выбрать только один. Дистракторы имели отношение к уровням здоровья, касались деятельности, общения, отношения к друзьям, близким людям, отношения к жизни, занятиям физкультурой, компьюторным играм, вредным привычкам [21].
Результаты проведённого анкетирования показали, что учащиеся не имеют полного представления о трёх уровнях здоровья. Для 67% учащихся 5-6 классов ценность представляет только физическое здоровье, 27% имеют представление о социальном здоровье, и только 8% учащихся предполагают, что есть еще и психологическое здоровье. 65% старшеклассников осведомлены только о физическом здоровье, 25% - о социальном и физическом здоровье, и только 10% имеют представление обо всех уровнях здоровья. Таким образом, для учащихся
5-6 классов ценность представляет только физическое здоровье. Учащиеся не имеют достаточных представлений о социальном и психологическом здоровье как составляющих здоровья и об их значении в создании безопасной образовательной среды.
Проведенные беседы с организаторами психологически безопасной образовательной среды (школьными социальными педагогами, психологами, представителями администрации), анкетирование будущих социальных педагогов (бакалавров 4 курса) показали, что большинство из них в представлении о здоровье выделяют его физический компонент: «Человек здо-
ров, когда он не болеет». Работающие специалисты (магистранты) указали и на социальный компонент здоровья (межличностные отношения, положительный социально-психологический климат в коллективе). Составляющие психологического здоровья не нашли достаточного отражения в их представлениях о здоровье.
Полученные результаты обусловливают необходимость формирования у подростков полного представления о здоровье (не только физическом, но и
социальном и психологическом) и отношения к здоровью как к ценности. При этом важно задействовать модель организации психологически безопасной образовательной среды, включающую все три подсистемы её создания (технологическую, социально-психологическую и психолого-педагогическую).
Реализация данной модели обеспечит единую систему создания безопасной образовательной среды.
Статья поступила в редакцию 03.05.2018
ЛИТЕРАТУРА
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985. 448 с.
2. Альманах института коррекционной педагогики. Архив. [Электронный ресурс].
2017. № 31. URL: https/alldef/ru/ru/article (дата обращения: 03.09.2018).
3. Бакланова Н.К. К проблеме здоровьесбережения и организации здоровьесберегаю-щей среды // Вестник Российского нового университета. Серия: Психологические науки. Педагогические науки. Иностранные языки. 2013. Вып. 1. С. 152-156.
4. Бакланова Н.К. Психологическое здоровье в структуре профессионального мастерства специалиста социальной сферы // Психологическое здоровье специалиста социальной сферы: коллективная монография / науч. ред. Н.К. Бакланова, Ю.В. Челышева. М., 2014. С. 7-13.
5. Бакланова Н.К. Работа с неблагополучной семьей: учебно-методическое пособие. М.,
2018. 68 с.
6. Бакланова Н.К. Системный подход к предупреждению агрессивного поведения школьников // Социальное воспитание: системный подход: сборник научных статей / под ред. А.В. Иванова. М., 2016. С. 51-58.
7. Бакланова Н.К., Лосева Л.П. Социально-культурная среда как фактор формирования физической культуры детей и подростков // Созидательная миссия культуры: сб. статей молодых ученых. Ч. 1. М., 2002. С. 110-115.
8. Бакланова Н.К., Майер А.А. К проблеме совершенствования подготовки кадров социально-культурной деятельности // Bulletin of the international centre of art and education. [Электронный ресурс]. № 3. URL: http://www.art-in-school.ru/bul/2_2016_ Potapov.pdf (дата обращения: 04.12.2017).
9. Журавлева Е.А. Методы диагностики и профилактики насилия в семье подростка // Социальное обслуживание. 2009. № 3. С. 39-44.
10. Здравоохранение в России - 2017: стат. сб. / Росстат. М., 2017. 170 с.
11. Иванова Т.С. Педагогический вуз здоровья // Высшее образование в России. 2012. № 8-9. С. 53-57.
12. Иванова Т.С., Ле-Ван Т.М., Черепанова Т.И. Организация учебно-воспитательного процесса в современных условиях (компетентность педагога - руководителя в вопросах здоровьесбережения): программа курсов повышения квалификации работников образования. М., 2004. 20 с.
13. Леонова О.И., Поликаркина Е.И. Механизмы создания психологически безопасной образовательной среды в образовательной организации общего образования [Элек-
тронный ресурс] // Психологическая наука и образование: [сайт]. 2014. № 3. URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2014_3_3960.pdf (дата обращения: 03.09.2018).
14. Лосева Л.И. Формирование физической культуры детей и подростков в условиях социально-культурной среды: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 24 с.
15. Методика диагностики и профилактики психологического неблагополучия в семье подростка: методическое пособие для специалистов муниципальных социальных служб / сост. Е.А. Журавлева и др. М., 2003. 67 с.
16. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / под ред. И.А. Баевой. СПб., 2006. 288 с.
17. Психологическое здоровье специалиста социальной сферы: коллективная монография / науч. ред. Н.К. Баклановой, Ю.В. Челышевой. М., 2014. 104 с.
18. Секач М.Ф. Психология здоровья. М., 2005. 252 с.
19. Статистика суицидов в России за 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: https://vawilon. ru/statistika-suitsidov (дата обращения: 25.08.2018).
20. Сыманюк Э.Э. Психологическая безопасность образовательной среды. М., 2004. 80 с.
21. Флит А.А. Формирование представлений подростков о здоровье в процессе использования социальной рекламы: магистерская дис. М., 2014. 108 с.
22. Щербакова Т.Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений [Электронный ресурс] // Молодой ученый: [сайт]. 2012. № 5. URL: https//moloch ru / archive/40/4867 (дата обращения: 25.08.2018).
23. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 1997. 365 с.
1. Azarov Yu.P. Iskusstvo vospityvat' [Art to educate]. Moscow, 1985. 448 p.
2. Almanakh instituta korrektsionnoi pedagogiki. Arkhiv [Almanac of the Institute of correctional pedagogy. Archive]. 2017, no. 31. Available at: https/alldef/ru/ru/article (accessed: 03.09.2018).
3. Baklanova N.K. [To the problem of health care organization and health care environment]. In: Vestnik Rossiiskogo novogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki. Pedagogicheskie nauki. Inostrannye yazyki. [Bulletin of the Russian new University. Series: Psychological science. Pedagogical science. Foreign languages.], 2013, no. 1, pp. 152-156.
4. Baklanova N.K. [Psychological health in the structure of professional skills of the expert of social sphere]. In: Psikhologicheskoe zdorov'e spetsialista sotsial'noi sfery [Psychological health expert of the social sphere]. Moscow, 2014, pp. 7-13.
5. Baklanova N.K. Rabota s neblagopoluchnoi sem'ei [Work with a dysfunctional family]. Moscow, 2018. 68 p.
6. Baklanova N.K. [A systematic approach to the prevention of aggressive behavior of students] In: Ivanova A.V., ed. Sotsial'noe vospitanie: sistemnyi podkhod [Social education: a systematic approach]. Moscow, 2016, pp. 51-58.
7. Baklanova N.K., Loseva L.P. [Socio-cultural environment as the factor of formation of physical culture of children and teenagers]. In: Sozidatel'naya missiya kul'tury. Ch. 1 [Creative mission culture. P. 1]. Moscow, 2002, pp. 110-115.
8. Baklanova N.K., Maier A.A. [To the problem of improving the training of socio-cultural activities] In: Bulletin of the international centre of art and education [Bulletin of the international centre of art and education, no. 3]. Available at: http://www.art-in-school.ru/ bul/2_2016_Potapov.pdf (accessed: 04.12.2017).
9. Zhuravleva E.A. [Methods of diagnosis and prevention of domestic violence teen]. In:
REFERENCES
Sotsial'noe obsluzhivanie [Social services], 2009, no. 3, pp. 39-44.
10. Zdravookhranenie v Rossii - 2017 [Health care in Russia - 2017]. Moscow, 2017. 170 p.
11. Ivanova T.S. [Teaching high school health]. In: Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2012, no. 8-9, pp. 53-57.
12. Ivanova T.S., Le-Van T.M., Cherepanova T.I. Organizatsiya uchebno-vospitatel'nogo prot-sessa v sovremennykh usloviyakh (kompetentnost' pedagoga - rukovoditelya v voprosakh zdorov'esberezheniya) [Organization of educational process in modern conditions (the competence of the teacher - leader in healthcare issues)]. Moscow, 2004. 20 p.
13. Leonova O.I., Polikarkina E.I. [The mechanisms for the creation of psychologically safe educational environment in the educational organization of General education]. In: Psikhologiches-kaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2014, no. 3. Available at: http:// psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2014_3_3960.pdf (accessed: Time loan-to 03.09.2018).
14. Loseva L.I. Formirovanie fizicheskoi kul'tury detei i podrostkov v usloviyakh sotsial'no-kul'turnoi sredy: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [The formation of physical culture of children and adolescents in terms of socio-cultural environment: abstract of PhD thesis in Pedagogic sciences]. Moscow, 2002. 24 p.
15. Zhuravleva E.A. et al., comps. Metodika diagnostiki i profilaktiki psikhologicheskogo nebla-gopoluchiya vsem'epodrostka [Methods for diagnostics and prevention of psychological distress in the family of the teenager]. Moscow, 2003. 67 p.
16. Baeva I.A., ed. Obespechenie psikhologicheskoi bezopasnosti v obrazovatel'nom uchrezhde-nii [Provision of psychological security in an educational institution]. St. Petersburg, 2006. 288 p.
17. Baklanova N.K., Chelysheva Yu.V., eds. Psikhologicheskoe zdorov'e spetsialista sotsial'noi sfery [Psychological health expert of the social sphere]. Moscow, 2014. 104 p.
18. Sekach M.F. Psikhologiya zdorov'ya [Health psychology]. Moscow, 2005. 252 p.
19. Statistika suitsidov v Rossii za 2018 g. [Statistics of suicides in Russia over the 2018]. Available at: https://vawilon.ru/statistika-suitsidov (accessed: 25.08.2018).
20. Symanyuk E.E. Psikhologicheskaya bezopasnost' obrazovatel'noi sredy [Psychological security of the educational environment]. Moscow, 2004. 80 p.
21. Flit A.A. Formirovaniepredstavleniipodrostkov o zdorov'e vprotsesse ispol'zovaniya sotsial'noi reklamy [The formation of teenagers ]. Moscow, 2014. 108 p.
22. Shcherbakova T.N. [To the question about the structure of the educational environment of the educational institutions]. In: Molodoi uchenyi, 2012, no.5. [A young scientist], 2012, no. 5. Available at: https//moloch ru /archive/40/4867 (accessed: 25.08.2018).
23. Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu [Educational environment: from modeling to design]. Moscow, 1997. 365 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Бакланова Наталья Константиновна - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогической, возрастной и социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, почетный работник высшего профессионального образования РФ, действительный член (академик) Международной академии наук педагогического образования;
e-mail: [email protected]
Иванова Татьяна Семеновна - кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель РФ, директор Института модернизации образования, заведующий кафедрой непре-
рывного образования Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]
Колот Вячеслав Васильевич - аспирант кафедры педагогики Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]
Natalia K. Baklanova - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Pedagogical, Developmental and Social Psychology, Institute of Psychology, Sociology and Social Relations, Moscow State Pedagogical University, Honored Worker of higher professional education of the RF, full member (academician) of the International Academy of Sciences of Pedagogical Education; e-mail [email protected]
Tatyana S. Ivanova - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Honored Teacher of the Russian Federation, Director of the Institute of Education Modernization, Head of the Department of Continuing Education, Moscow Region State University; e-mail [email protected]
Vyacheslav V. Kolot - postgraduate student of the Department of Pedagogics, Moscow Region
State University;
e-mail [email protected]
Бакланова Н.К., Иванова Т.С., Колот В.В. К проблеме создания психологически безопасной образовательной среды: целостный подход // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 13-24. БО!: 10.18384/2310-7219-2018-3-13-24
Baklanova N., Ivanova T., Kolot V. On the problem of creating a psychologically safe educational environment: holistic approach. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2018, no. 3, pp. 13-24. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-3-13-24
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
FOR CITATION