Kazantseva G.N., Madzhuga A.G., Zagitov A.R.
EMOTIONAL CULTURE AS THE FOUNDATION OF PSYCHOLOGICAL SECURITY OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Sterlitamak branch chief of the Bashkir state University
Annotation. The article considers the phenomenology of the educational environment, psychologically safe and comfortable learning environment, presented its specific characteristics, it shows the relationship of psychological security of a person with emotional-national culture, scientific and argues that the emotional culture acts as a basis of internal conditions of psychological security of educational space.
Keywords: educational environment, education, psychological safety, identity, psychologically safe educational environment, psychological safety in the educational environment, the emotional culture.
Казанцева Г.Н., Маджуга А.Г., Загитов А.Р.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
Аннотация. В статье рассмотрена феноменология образовательной среды, психологически безопасной и комфортной образовательной среды, представлены её специфические характеристики, показана взаимосвязь психологической безопасности личности с эмоциональной культурой, научно обоснован тезис, что эмоциональная культура выступает как основа внутренних условий психологической безопасности образовательного пространства.
Ключевые слова: образовательная среда, образование, психологическая безопасность, личности, психологически безопасная образовательная среда, психологическая безопасность в образовательной среде, эмоциональная культура.
Современная жизнь переполнена информацией, что задает высокий темп жизни, напряженный ритм учебного процесса в учебных заведениях всех форм и уровней, приводящий к перенапряжению и стрессам. Обилие негативной информации и насилия в средствах массме-диа, борьба за выживание, которая в условиях мирового экономического и экологического кризиса обостряется как
на международной арене, так и в бизнес-сфере, не может обойти стороной и семьи, и учебные заведения. В этих условиях взрослые (как родители, так и профессиональные педагоги) недостаточно внимательно относятся к развитию личности молодых людей, которые, в свою очередь, впитывают общий негативный эмоциональный фон общества, усваи-
~ 287 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
вают не лучшие образцы поведения телеперсонажей, привыкают к психологическому и физическому насилию как к норме поведения в обществе. В результате такую обстановку, которая царит и в обществе, и в учебных заведениях, невозможно назвать психологически комфортной и безопасной для формирующейся личности, а также и для самих педагогов.
В настоящее время готовится законопроект об информационной защите детей и подростков. Защита от негативной информации, могущей оказать деформирующее воздействие на неокрепшие души, а также гарантия конфиденциальности личной информации (информационная безопасность), является одним из важнейших требований создания условий психологической безопасности. Однако не менее важным условием создания психологически безопасной образовательной среды является соответствующая организация взаимодействия преподавателей и студентов, учителей и учащихся. Поэтому следует первоначально определить, что именно является внутрисистемным пониманием психологической безопасности образовательного процесса и образовательной среды.
Психологическая безопасность образовательной среды - это совокупность условий, которые обеспечивают гармоничное развитие человека и способствуют достижению главной цели образования - становлению просоциальной личности, обладающей необходимыми для дальнейшего развития и трудовой самореализации компетенциями. Все это достигается за счет отсутствия в безопасной среде необходимости тратить силы на психологическую защиту от неблагоприятных и стрессовых факторов (это ка-
сается как учащихся, так и самих преподавателей). Под образовательной средой можно понимать подсистему социокультурной среды, как систему целенаправленных психолого-педагогических и организационных условий развития личности и пространство взаимодействия участников образовательного процесса. В свою очередь, образование - это формирование некоторой законченности человека как личности и как специалиста, причем именно гармоничная личность, понимаемая как система осознанных и ответственных социальных установок субъекта, обеспечивает его успешное функционирование на благо самореализации и на благо общества.
Напротив, психологически небезопасная среда предполагает подавление личности, которое означает препятствие самоопределению и самовыражению человека, превращение его из подлинного субъекта своей деятельности в объект манипуляций. Подавление происходит в двух основных формах - активной и пассивной, каждая из которых имеет свои конкретные проявления. Так, пассивная форма включает в себя игнорирование или непринятие (отвержение) личностных проявлений - высказываний, действий - со стороны другого человека. Активное подавление осуществляется посредством физической агрессии, обесценивания личности (в форме насмешки, жалости или гиперопеки), а также навязывания собственного мнения и манипулирования. Все эти формы подавляющей деятельности отражают наличие деструктивных психологических защит, то есть неадекватных способов преодоления негативных эмоциональных реакций на фрустрации и психотравмы. По сути, психологическая защита служит не столько для преодоления когнитивного диссонанса в области самовосприятия,
—---------- —
~ 288 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
сколько для избегания эмоционального состояния, вызванного кризисом само-приятия.
Общепризнанно, что уважать другого может только тот, кто уважает себя. Гиперкомпенсация (по А. Адлеру) ощущения собственной неполноценности приводит к своей противоположности. Прежде всего, это касается образовательной администрации и педагогов. Так, нередки случаи, когда педагог, не осознавая собственные психологические проблемы и комплексы, вытесненные негативные эмоции переносит их на учащегося (по типу описанной в психоанализе защиты-проекции) или использует ученика как средство для повышения самооценки, понижая тем самым эффективность педагогического воздействия и препятствуя развитию здоровой, полноценной личности. Высокомерие, надменность, узурпация правоты за счет возраста, статуса - противоположно уважению и вызывает естественный протест учащихся, который выражается в снижении интереса к учебе, страху и пропускам занятий или конфликтном поведении. Кроме того, ситуация подавления деструктивно влияет и на познавательные процессы - энергия учащихся направляется отнюдь не на учебу, развитие и творчество, а на внутреннюю или внешнюю самозащиту, что приводит к ухудшению внимания, памяти, мышления и пр. Также усваиваются и закрепляются неэффективные способы поведения, место конструктивного диалога занимает воспроизведение подавляющего поведения и конфликтность. В пределе психоэмоциональное напряжение может приводить даже к соматическим дисфункциям и даже заболеваниям.
Таким образом, психологически безопасная образовательная среда пред-
полагает отсутствие указанных негативных проявлений, а значит - особый психологический климат и систему коммуникаций, которые основаны на взаимном уважении личности педагогов и учащихся, ориентацию на сотрудничество в процессе творческой самоактуализации. Итак, суть психологической безопасности - это уважение (признание ценности другого человека и его мыслей, эмоций, потребностей) и безусловное принятие личности Другого. Причем ответственность за создание психологически безопасной образовательной среды лежит на администрации и преподавательском составе учебных заведений. Психологически безопасной образовательная среда может стать для учащихся лишь тогда, когда она станет безопасной для преподавателя - прежде всего со стороны административных структур образования, а также со стороны общественного мнения, которое последнее время утратило уважение к педагогическому труду как важнейшей общественной функции.
На наш взгляд, психологическая безопасность в образовательной сфере может рассматриваться в двух аспектах: 1) как совокупность условий, которые способствуют раскрытию потенциала личности; 2) как совокупность способностей ассертивного и ненасильственного (по М. Розенбергу) общения всех участников образовательно-воспитательного процесса. К условиям можно отнести гуманистические установки субъектов образовательного процесса (прежде всего педагогического состава), соблюдение норм этики и отсутствие двойных стандартов оценивания поведения учащихся и педагогов, высокий уровень ответственности за свою деятельность, будь то учеба или преподавание и воспитание. В свою очередь, способности могут быть
—---------- —
~ 289 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
подразделены на две группы: когнитивные - знание своих прав и обязанностей, способов копинг-поведения в ситуациях угрозы; коммуникативные - владение навыками эффективного общения, эмпатии, эмоциональной саморегуляции и регуляции состояния собеседника. Можно сказать, что эти факторы формирования психологически безопасной образовательной среды пересекаются с характеристиками такого важнейшего условия эффективного общения и социального взаимодействия, как эмоциональная культура.
В психологическом аспекте культура предполагает «возделывание» Человека в человеке, а значит - образование специфически человеческого (сверх-природного) способа рефлексивного сознания и саморегуляции, неслучайно названного в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского «высшими психическими функциями». Следовательно, психологическая культура обеспечивает формирование и функционирование личности как высшего уровня регуляции поведения субъекта. Культура саморазвития и саморегуляции предполагает самые различные направления, которые являются проявлениями общей психологической культуры - физическая, нравственная, коммуникативная, информационно-интеллектуальная, учебно-познавательная, профессиональная, эмоциональная культура и др. Для образовательной сферы особенно в последнее время, на наш взгляд, особенно значимой становится именно эмоциональная культура.
Под эмоциональной культурой мы понимаем способность осознания субъектом собственных и чужих эмоций, ценностной дифференциации эмоциональных состояний, преодоление деструктив-
ных внутрипсихических защитных механизмов и на этой основе возможность эмоциональной саморегуляции в деятельности и общении. Структура эмоциональной культуры, по нашему мнению, должна включать в себя четыре компонента - когнитивный (эмоциональная компетентность по К. Саарни, И.Н. Андреевой и др.), аксиологический («эмоция как ценность» по Б.И. Додо-нову), мотивационно-смысловой (эмоция и смысл как регулятор деятельности при недостаточном уровне осознания мотивов по А.Н. Леонтьеву) и конатив-ный (поведение, направленное на саморегуляцию собственных эмоциональных состояний и помощь в этом окружающим). Развитие должно идти системно по всем этим взаимосвязанным направлениям, что предполагает участие в процессе формирования эмоциональной культуры не только педагогов и психологов, но также создание соответствующей атмосферы со стороны администрации образовательных учреждений.
Отсутствие эмоциональной культуры приводит к тому, что состояние не-конгруэнтности эмоциональных переживаний, убеждений и внешнего поведения педагогов или администраторов создает прямую угрозу психологической безопасности других субъектов образовательного процесса. Формирование эмоциональной культуры, по нашему убеждению, невозможно без разрешения внутренних психологических конфликтов и преодоления лежащих в их основе деструктивных психологических защит. В свою очередь, такое преодоление предполагает, с одной стороны готовность восприятия и полного осознания своих негативных эмоций, а с другой - формирование конструктивных стратегий со-владающего поведения (копинга) для
—----------- —
~ 290 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
разрешения проблем. Только в этом случае возможно искреннее признание ценности личности другого человека, его намерений и переживаний, и только в этом случае формируется адекватная целям учебно-воспитательного процесса мотивация его участников. Следовательно, эмоциональная культура является одним из важнейших внутрипсихи-ческих условий психологической безопасности субъектов образовательного процесса.
Можно сказать, что эмоциональная культура выступает как основа внутренних условий психологической безопасности образовательного пространства. К внешним условиям психологической безопасности субъектов образования можно отнести различного рода организационные меры, которые способствуют, в частности, формированию эмоциональной культуры - создание организационно-распорядительной документации, регламентирующей взаимодействие участников педагогического процесса и контроль соблюдения норм этого взаимодействия, психологическая помощь преподавателям и студентам, учащимся в форме консультаций, психологиче-
ского просвещения и тренингов, психологические коррективы деятельности администрации и т.д. Одним словом, развитие эмоциональной культуры предполагает психологизацию всего учебновоспитательного процесса и всей образовательной среды. При этом должно осуществляться своего рода делегирование психологической безопасности от администрации систем образования преподавателям и учителям, а уже от них - студентам и ученикам, а также их родителям. Именно в этом случае можно говорить о целостной психологической безопасности образовательной среды для всех ее субъектов.
Из сказанного следует, что практика создания психологически безопасной образовательной среды непременно должна включать усилия по формированию эмоциональной культуры всех субъектов образования, но прежде всего - руководителей образования всех уровней и педагогов. Только сознательная и ответственная, слаженная коллективная работа всех профессиональных участников образовательного процесса может создать атмосферу психологической безопасности, выступающую самым базовым условием успешности обучения.
—---------- —
~ 291 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).