Научная статья на тему 'К проблеме современной транснациональной преступности'

К проблеме современной транснациональной преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
439
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
организованная преступность / транснациональная преступность / транснационализация / киберпреступность / кибертерроризм / глобализация / organized crime / transnational crime / transnationalization / cybercrime / cyberterrorism / globalization

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аслан Хазрет-алиевич Пихов, Армен Альбертович Егиазарян

Статья посвящена непосредственному исследованию специфических признаков транснациональной преступности на современном этапе. Существующая современная транснациональная преступность негативно воздействует на формирование общественного сознания, создает свои моральные ценности и нравственные устои, основанные на игнорировании законов, создавая угрозу национальной безопасности страны. Транснациональная преступность – одна из острых и сложных проблем, вставших перед мировым сообществом на рубеже тысячелетий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Аслан Хазрет-алиевич Пихов, Армен Альбертович Егиазарян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the problem of modern transnational crime

This article is devoted to the direct study of the specific features of transnational crime at the present stage. The existing modern transnational crime negatively affects the formation of public consciousness, creates its own moral values and moral foundations based on ignoring the laws, creating a threat to the national security of the country. Transnational crime is one of the acute and complex problems facing the world community at the turn of the millennium.

Текст научной работы на тему «К проблеме современной транснациональной преступности»

Научная статья УДК 343.9

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-157-161 NIION: 2015-0066-4/22-417 MOSURED: 77/27-011-2022-04-616

К проблеме современной транснациональной преступности

Аслан Хазрет-Алиевич Пихов1, Армен Альбертович Егиазарян2

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]

2 Главное управление уголовного розыска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Москва, Россия

Аннотация. Статья посвящена непосредственному исследованию специфических признаков транснациональной преступности на современном этапе. Существующая современная транснациональная преступность негативно воздействует на формирование общественного сознания, создает свои моральные ценности и нравственные устои, основанные на игнорировании законов, создавая угрозу национальной безопасности страны. Транснациональная преступность - одна из острых и сложных проблем, вставших перед мировым сообществом на рубеже тысячелетий.

Ключевые слова: организованная преступность, транснациональная преступность, транснационализация, ки-берпреступность, кибертерроризм, глобализация

Для цитирования: Пихов А. Х.-А., Егиазарян А. А. К проблеме современной транснациональной преступности // Вестник экономической безопасности. 2022. № 4. С. 157-161. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-157-161.

Original article

To the problem of modern transnational crime

Aslan H.-A. Pikhov1, Armen A. Yeghiazaryan2

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia, [email protected]

2 Main Criminal Investigation Department of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia

Abstract. This article is devoted to the direct study of the specific features of transnational crime at the present stage. The existing modern transnational crime negatively affects the formation of public consciousness, creates its own moral values and moral foundations based on ignoring the laws, creating a threat to the national security of the country. Transnational crime is one of the acute and complex problems facing the world community at the turn of the millennium.

Keywords: organized crime, transnational crime, transnationalization, cybercrime, cyberterrorism, globalization

For citation: Pikhov A. H.-A., Yeghiazaryan A. A. To the problem of modern transnational crime. Bulletin of economic security. 2022;(4):157-61. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-157-161.

Транснациональная преступность - одна из острых и сложных проблем, вставших перед мировым сообществом на рубеже тысячелетий. Она оказывает мощное влияние на все сферы общественной жизни, не только нарушает нормальное функционирование социальных и экономических институтов страны, является реальной силой, подрывающей безопасность государства и общества, но и представляет собой новую серьезную угрозу самому существованию суверенных государств. Правоохранительным органам сегодня чрезвычайно трудно контролировать и разоблачать хорошо организованные и оснащенные транснациональные криминальные группировки, использующие насилие и подкуп, действующие на территории, охватываемой юрисдикцией различных стран.

Среди характерных признаков транснациональной преступности можно выделить: устойчивость и обширность транснациональных преступных организаций, на© Пихов А. Х.-А., Егиазарян А. А., 2022

личие у них четкой иерархической системы, стремление к получению сверхприбылей, связи с государственными служащими и работниками правоохранительных органов, порождающие коррупцию в высших сферах власти того или иного государства, охват системой преступных деяний практически всех сфер общества с акцентом на экономику, умение приспосабливаться к изменениям экономической политики государства, а зачастую - и диктовать, ее стремление к влиянию на общенациональную политику, проведение крупномасштабных акций, затрагивающих многие регионы, всеобъемлющий контроль за наиболее прибыльными сферами применения преступных методов, использование значительных финансовых средств для контроля за СМИ, тесные контакты международных преступных группировок между собой [5].

В качестве специфических признаков транснациональной преступности также рассматривают: глобаль-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ность масштаба деятельности; широкий спектр и разнообразие форм противоправной деятельности; сложность инфраструктуры; структурную аналогию с легальным бизнесом; непрерывный характер деятельности; международный характер связей организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций); вовлечение в преступную деятельность предприятий, не осуществляющих такую деятельность, но пользующихся услугами данных групп и сообществ; выход за пределы территориального пространства одного государства; способность создавать новые криминальные продукты и технологии; достаточно высокую адаптивность к динамичной внешней среде, включающей в себя как внутригосударственные, так и внегосударственные процессы; использование различий между положениями уголовного и уголовно-процессуального законодательства различных государств; коррупционные связи в органах власти и правоохранительных органах; вовлечение в данную деятельность международных финансовых институтов; осуществление такой деятельности, которая может принести сверхприбыль и лучше всего за короткий период времени [2].

Важно отметить и чрезвычайно высокую степень организованности при совершении транснациональных преступлений, создание мощной материальной базы, финансовые средства которой располагаются зачастую вне страны международных преступных интересов, тщательное планирование, координирующее деятельность множества участников, многие из которых зачастую не знают друг о друге, стремление к увеличению и расширению международных преступных связей. Подчеркнем «теневой» фактор транснациональной преступности, который позволяет скрывать истинную сущность организованных преступных объединений многих стран.

Отметим, что преступные объединения выискивают для себя такой правовой режим либо юрисдикцию, в которых существуют пробелы в системе уголовного правосудия и имеются возможности для осуществления операций по легализации доходов, полученных преступным путем. В частности, речь идет о так называемых налоговых убежищах, то есть странах, на территории которых существуют условия для укрытия таких доходов и ухода от уплаты необходимых налогов и сборов.

Ключевым признаком транснациональной преступности является осуществление действий по перемещению через границы двух или более государств различных товаров, денежных средств, людей, информационных ресурсов посредством использования как теневой, так и легальной рыночной конкуренции с намерением извлечь незаконную экономическую выгоду. Смена вида криминальной деятельности в данном случае преимущественно характеризуется достаточной динамичностью.

Транснационализация криминальной деятельности, предполагающая выход за пределы территории одного государства, в настоящее время свидетельствует о высшем уровне преступной эволюции. Криминалитет использует коммуникации, широкие возможности со-

временных технологий и техники, расширяя тем самым сферу своего влияния и области взаимодействия с партнерами в других государствах в самых разных точках мира [5]. Помимо «традиционных» форм проявления транснациональной преступности можно выделить преступления, приобретающие транснациональный характер с учетом фактических обстоятельств их совершения, когда их объективные признаки свидетельствуют о нарушении правоохраняемых интересов двух или более государств, в частности, за счет пересечения их границ при выполнении объективной стороны того или иного посягательства. Полный и исчерпывающий перечень таких деяний составить весьма сложно, поскольку многие умышленные преступления фактически могут иметь транснациональный характер.

Например, убийство может быть совершено организованной группой, участники которой находятся в двух или более странах, выполняя свою часть преступного плана для достижения общего для них результата. То же самое можно сказать и о ряде других уголовно наказуемых деяний, в том числе о различных хищениях, угонах транспортных средств и т. д. Вместе с тем в криминологии все чаще выделяются преступления, приобретающие (способные иметь) транснациональный характер вследствие происходящих процессов глобализации. К таким проявлениям транснациональной преступности можно отнести коррупционные преступления, в том числе с участием иностранных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций, а также преступления в сфере экономической деятельности, связанные с нелегальными формами вывоза капитала за рубеж, использования оффшоров и фондовых рынков, хищениями в рамках различных международных программ.

Применительно к российской системе права речь идет об увеличении числа и повышении опасности экстремистских преступлений. Именно эти уголовно наказуемые деяния, включаемые в структуру транснациональной преступности, придают ей характер угрозы для национальной безопасности.

По итогам прошедшего года в нашей стране было зарегистрировано 1057 преступлений экстремистской направленности (+26,9 %) [8]. К проявлениям транснациональной преступности также можно отнести те деяния, которые в последние десятилетия стали вызывать обеспокоенность мирового сообщества в силу их трансграничного характера и нашли свое отражение в международных правовых документах. Названия таких преступлений, приводимые в международном праве, не всегда повторяются в современном национальном уголовном законодательстве не только в России, но и в ряде других государств. Это вовсе не означает, что национальное уголовное законодательство России и других стран не предусматривает норм об ответственности за действия, относящиеся к данным деяниям, однако таковое не содержит норм, специально посвященных ответственности за новые проявления транснациональной преступности и полностью охватывающих соответствую-

щие сложные, комплексные деяния. Наиболее ярким примером нового проявления транснациональной преступности является киберпреступность и кибертерроризм.

В 2021 году было зарегистрировано 517,7 тыс. преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации, что на 1,4 % больше, чем за 2020 год. В общем числе зарегистрированных преступлений их удельный вес увеличился с 25,0 % до 25,8 %. Больше половины таких преступлений (55,7 %) относится к категориям тяжких и особо тяжких (288,3 тыс.; +7,7 %), более двух третей (67,9 %) совершается с использованием сети Интернет (351,5 тыс.; +17,0 %), почти половина (42,0 %) - средств мобильной связи (217,6 тыс.; -0,5 %) [8].

В настоящее время криминальные объединения диверсифицируют свою деятельность, используя для извлечения выгоды современные финансовые технологии, включая совершение киберпреступлений, устанавливая и поддерживая коррупционные связи с органами власти. Исторически сложившиеся формирования преимущественно имеют вертикально интегрированные связи и четкую иерархии и подчиненность. Внутри отдельно взятых формирований следует учитывать и наличие горизонтальных связей, указывающих на так называемый криминальный «холдинг». Соподчиненность может отсутствовать в связи с активизацией использования Интернет-ресурсов, позволяющих практически полностью исключить осведомленность соучастников о всех звеньях преступных объединений и расширить свободу и масштабы их криминальной деятельности.

Следует отметить, что информационные технологии в 21 веке получили настолько широкое распространение, что априори имеют транснациональный характер и представляют собой неотъемлемую часть всех сфер деятельности индивида, социума в целом и государства. Соответственно, с каждым годом правоохранительными органами фиксируется все больший рост числа преступлений, совершаемых при помощи информационно-телекоммуникационных сетей [7].

Современные преступные организованные группы (в том числе транснациональные) существенно отличаются от действовавших ранее. Для исторически сложившихся формирований, как правило, были характерны замкнутый характер, вертикально интегрированные связи и четкая иерархия подчиненности. В рамках нынешних групп активно развиваются горизонтальные связи, формирующие открытый криминальный «холдинг». Отсутствие соподчиненности связано с распространением информационных технологий, которые позволяют из многочисленных и внешне независимых элементов относительно легко выстраивать любую по численности, структуре, профессиональным навыкам и прочим параметрам конфигурацию преступной группы в зависимости от текущих криминальных потребностей, что дает возможность свести связанные с участием в преступной группе риски к минимуму и расширяет свободу и воз-

можности криминальной деятельности. Современные транснациональные преступные организации могут быть охарактеризованы как высокоорганизованные, сплоченные преступные группы, функционирующие на долгосрочной основе [5].

Диапазон криминальной деятельности таких преступных объединений весьма широк: от ставших традиционными видов криминального бизнеса (торговля наркотическими и психотропными средствами, оружием, боеприпасами и взрывными устройствами, организация занятия проституцией, торговля людьми и эксплуатация рабского труда) до новых, современных видов (торговля донорскими органами, киберпреступность, создание и распространение детской порнографии), сами же объединения могут иметь черты организации с жесткой либо относительно гибкой и даже динамичной структурой. В целом же трансформация организованной преступности в транснациональную, хотя и связана с коллизиями социально-экономического характера, но все же главными причинами генезиса уже сложившихся организованных криминальных связей в преступной среде разных стран в направлении международной интеграции с преобразованием в транснациональную организованную преступность являются технический (технологический) прогресс и глобализационные процессы [5].

Можно предположить, что тенденция сращивания организованной и транснациональной преступности продолжится и в будущем. При этом изучение социально-экономических реалий и криминогенных процессов, происходящих в современной России, показывает, что на дальнейшую деятельность и развитие преступных объединений будут оказывать существенное влияние такие факторы, как мировая глобализация, усиление воздействия транснациональной организованной преступности, а также социально-экономические изменения в государстве. Процессы, связанные с глобализацией и технологическим прогрессом, будут выступать в качестве основных причин вхождения преступных организаций в структуру транснациональной преступности, что вызывает потребность в систематизации объединенных усилий различных государств в сфере противодействия организованным формам преступности [3].

Правовую основу для сотрудничества государств в сфере противодействия транснациональной преступности образуют международные нормативные правовые акты, регламентирующие различные направления такого взаимодействия, в том числе и общие условия территориального и экстерриториального действия национальных уголовных законов, координации усилий национальных и международных правоохранительных органов и унификации применяемых ими мер, направленных на предупреждение и пресечение различных групп и видов рассматриваемых уголовно наказуемых деяний.

Международное сотрудничество в сфере противодействия транснациональной преступности осуществляется уже много лет, но наиболее острая потребность в данной деятельности стала формироваться и усили-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ваться в конце XX - начале XXI вв., например, на уровне ООН провозглашается и поддерживается международное сотрудничество в совместной деятельности по обеспечению всеобщего мира и безопасности, предотвращению главных угроз всем составляющим последней. Поскольку транснациональная преступность в целом ряде своих проявлений создает реальную угрозу глобальной безопасности, то и сотрудничество по противодействию таковой должно осуществляться на международном уровне.

Наиболее полное сотрудничество предполагается на уровне стран, имеющих общие и во многом сходные исторические, геополитические, правовые и иные предпосылки для осуществления взаимодействия. Внутри СНГ также происходят интеграционные процессы, предполагающие более тесное сотрудничество отдельных государств: Конфедеративный союз России и Белоруссии (Союзное государство России и Белоруссии), организованный 2 апреля 1997 г. на основе ранее созданного Сообщества России и Белоруссии (2 апреля 1996 г.); Организация Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ), созданная на основе соответствующего Договора от 15 мая 1992 г., в которую входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Армения; Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), договор об учреждении которого был подписан 10 октября 2000 г. главами России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана.

Таким образом, на постсоветском пространстве имеются политические, экономические, правовые, социальные и иные предпосылки для осуществления активного сотрудничества в различных сферах, в том числе в области противодействия транснациональной преступности. Учитывая опыт формирования и применения всесоюзного законодательства, в СНГ активно формируется модельное законодательство, имеющее ориентирующее, рекомендательное значение для государств-участников данного объединения и способствующее унификации правовых средств регулирования определенных сфер общественных отношений. Особое значение модельное законодательство имеет в сфере противодействия преступности в целом и ее организованной, и транснациональной составляющим в частности.

Совет министров внутренних дел (полиции) государств - членов СНГ уделяет внимание и противодействию новым проявлениям транснациональной преступности. Так, на заседании этого Совета 25 октября 2013 г. была принята Концепция сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий [9], определяющая принципы, задачи, основные направления и формы взаимодействия данных государств при осуществлении борьбы с киберпреступ-ностью. В качестве задач сотрудничества в сфере противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационных технологий, рассматриваемая Концепция называет выработку, внедрение и использование понятий и категорий, используемых в процессе

борьбы с такими преступлениями; создание условий для эффективного сотрудничества государств - участников СНГ в правовом регулировании взаимодействия в данной сфере; разработку и реализацию согласованных мер, направленных на борьбу с данными преступлениями; координацию деятельности компетентных органов государств - участников СНГ в этой области; повышение эффективности сотрудничества компетентных органов государств - участников СНГ в предупреждении, выявлении, пресечении и расследовании преступлений, выявлении и установлении лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также розыске лиц, скрывающихся от уголовного преследования, в целях привлечения их к уголовной ответственности.

На уровне СНГ принимаются и другие документы, имеющие значение для координации усилий по противодействию преступности в целом и транснациональным преступлениям в частности. Изучение имеющихся результатов формирования правовой базы для организации деятельности национальных правоохранительных органов государств - участников СНГ привело нас к выводу о том, что в настоящее время назрела необходимость подготовки единого нормативного документа, содержащего правовые основы для консолидированного противодействия транснациональной преступности. Актуальность и востребованность такого документа вытекает из содержания новой Стратегии коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года, где, в частности, указано, что в сфере противодействия транснациональным вызовам и угрозам необходимо содействовать обеспечению коллективных интересов государств - членов ОДКБ посредством: развития антитеррористической составляющей системы коллективной безопасности ОДКБ; противодействия организованной транснациональной преступности, в том числе незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, оружия; незаконной миграции; формирования безопасного информационного пространства государств членов ОДКБ; взаимодействия в сфере охраны государственных границ и выявления и эффективного блокирования финансовых потоков, связанных с террористическими и экстремистскими организациями [1; 6].

Российская Федерация вместе с другими странами, участвующими в Шанхайской Конвенции, 15 июня 2001 г. признала экстремизм одной из угроз международному миру и безопасности, развитию дружественных отношений между государствами, а также осуществлению основных прав и свобод человека. Как подчеркивается в данной Конвенции, экстремизм, терроризм и сепаратизм создают серьезную угрозу территориальной целостности и безопасности государств, а равно их политической, экономической и социальной стабильности.

Сотрудничество государств и их правоохранительных органов в сфере противодействия транснациональной преступности включает в себя не только формирование соответствующей правовой основы, но и практическую реализацию соответствующих правовых положений, по-

этому для повышения эффективности данной деятельности целесообразно учитывать и внедрять положительный опыт отдельных стран, а также совместно разрабатывать и осуществлять комплексные стратегии по предупреждению таких преступлений и борьбы с ними.

Список источников

1. Стратегия коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года (принят 14 октября 2016 г. на сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ, Ереван) // Официальный сайт ОДКБ: http://www.odkb-csto.org.

2. Воронин В. А., Родионова Т. А. Современные тенденции развития транснациональной организованной преступности // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 29. Право. Вып. 33. С. 58-70.

3. Иванцов С. В. Основные тенденции российской организованной преступности XXI в // Вестник Московского университета МВД России. 2007. № 2. С. 83-86.

4. Лунеев В. В. Права человека и преступность в глобализирующемся мире // Общественные науки и современность. 2005. № 3. С. 107-118.

5. Пихов А. Х.-А. Теоретические основы противодействия транснациональной преступности : дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.08 / Пихов Аслан Хазрет-Алие-вич. Краснодар, 2017. 488 с.

6. Пихов А. Х.-А., Чуткова Ю. Д. Транснационализация современной преступности и мировые глобали-зационные процессы // Вестник экономической безопасности. 2021. № 4. С. 147-151.

7. Суходолов А. П., Иванцов С. В., Борисов С. В., Спасенников Б. А. Актуальные проблемы предупреждения преступлений в сфере экономики, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей // Всероссийский криминологический журнал. 2017. Т. 11. № 1. С. 13-21.

8. Официальный сайт МВД России: Ь^://хп--b1aew.xn--p1ai/reports/item/28021552/

9. Интернет-портал СНГ: http://www.e-cis.info/ page.php?id.

References

1. CSTO Collective Security Strategy for the period up to 2025 (adopted on October 14, 2016 at the session of the CSTO Collective Security Council, Yerevan) // CSTO official website: http://www.odkb-csto.org.

2. Voronin V. A., Rodionova T. A. Modern trends in the development of transnational organized crime // Bulletin of Chelyabinsk State University. 2012. № 29. Right. Issue 33. P. 58-70.

3. Ivantsov S. V. The main trends of Russian organized crime of the XXI century // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2007. № 2. P. 83-86.

4. Luneev V V Human rights and crime in the globalizing world // Social sciences and modernity. 2005. № 3. P. 107-118.

5. Pikhov A. H.-A. Theoretical foundations of countering transnational crime : dis. ... doct. jurid. sciences : 12.00.08 / Pikhov Aslan Hazret-Alievich. Krasnodar, 2017. 488 p.

6. Pikhov A. Kh.-A., Chutkova Yu. D. Transnationalization of modern crime and global globalization processes // Bulletin of Economic Security. 2021. № 4. P. 147-151.

7. Sukhodolov A. P., Ivantsov S. V., Borisov S. V., Spasennikov B. A. Actual problems of prevention of crimes in the sphere of economy committed using information and telecommunication networks // All-Russian Criminological journal. 2017. Vol. 11. № 1. P. 13-21.

8. Official website of the Ministry of Internal Affairs of Russia: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/ 28021552/

9. CIS Internet Portal: http://www.e-cis.info/page. php?id.

Информация об авторах

А. Х.-А. Пихов - начальник кафедры деятельности ОВД в особых условиях Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, доцент;

А. А. Егиазарян - старший оперуполномоченный по особо важным делам Главного управления уголовного розыска Министерства внутренних дел Российской Федерации, кандидат юридических наук.

Information about the authors

A. H.-A. Pikhov - Head of the Department of Internal Affairs in special Conditions of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, Doctor of Legal Sciences, Associate Professor;

A. A. Yeghiazaryan - Senior operative for particularly important cases of the Main Criminal Investigation Department of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 11.07.2022; одобрена после рецензирования 22.08.2022; принята к публикации 06.09.2022.

The article was submitted 11.07.2022; approved after reviewing 22.08.2022; accepted for publication 06.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.