Научная статья на тему 'К проблеме самообразования учителя'

К проблеме самообразования учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корогод В. А.

Статья содержит материал по управлению самообразовательной деятельностью педагога. Рассмотрены особенности профессионального самообразования современного преподавателя, средства и способы самообразования, обеспечивающие достижение личностного и профессионального роста. Раскрыта сущность таких понятий, как самообразование, особенности его структуры. Определены проблемы управления самообразовательной работой педагогов, пути их совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме самообразования учителя»

H.A. Корогод,

учитель информатики,

КГУ «Забеловская средняя школа» ГУ «Отдел образования акимата

Житикаринского района»

Heei3ei свздер: вз бтмт .)icemi.iöipy, кэЫби талап цою, педагогикалъщ шеберлщ педаго-гикальщ мэдениет.

Ключевые слова: самообразование, профессиональное самовоспитание, педагогическое мастерство, педагогическая культура.

Keywords: self-education, professional self-education, pedagogical skill, pedagogical culture.

X

Вестник «öp.fiey»-kst =

К ПРОБЛЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ

Ацдатпа

Макал ада педагогтьщ ездтнен бшш алу кызметш баскару бойынша материалдар камтылган. Заманауи педагогтьщ оздтнен кэслби бипм алу ерекшелштер1, к^ралдары мен эдю-тэсшдер1 карастырылган. Эздь гшен бипм алу, оньщ кздэылымдьщ ерекшелштер1 секшд1 ¥гымдардьщ мэш ашылган.

Аннотация

Статья содержит материал по управлению самообразовательной деятельностью педагога. Рассмотрены особенности профессионального самообразования современного преподавателя, средства и способы самообразования, обеспечивающие достижение личностного и профессионального роста. Раскрыта сущность таких понятий, как самообразование, особенности его структуры. Определены проблемы управления самообразовательной работой педагогов, пути их совершенствования.

Annotation

The article contains material on the management of the teacher's self-educational activity. Features of professional self-education of the modern teacher, means and ways of self-education providing achievement of personal and professional growth are considered. The essence of such concepts as self-education, features of its structure is revealed. The problems of managing teachers' self-educational work, ways of their improvement are defined.

«Без собственных усилий никто никогда своей цели не добивается. Никакая помощь со стороны не может заменить своих собственных усилий».

Рубакин Н. А. [1,с.74]

По моему разумению, учителю нужно совершенствоваться всю жизнь. Наука представляет огромный интерес для учителя, чем больше узнаешь нового, осознаешь, сколько можно еще полезной информации почерпнуть для себя. Профессиональный педагог думает о качестве повышения обучения и развитие интереса к своему предмету, всегда ищет наилучший путь к совершенству. В наше время важ-

Вестник «Орлеу»-!^

но очень, чтобы педагог был саморазвивающейся, творческой личностью. Именно учитель имеет наибольшее влияние на составление мировоззрения человека, которого он учит. Современный учитель - воспитывает будущие поколение и будущее нашей с вами страны. Он должен быть специалистом.

Современный педагог всегда должен продолжать обучение, работать над собой, обучаться общению с детьми, подготовке к уроку. Преподавательская деятельность аналогична пазлам, из кусочков необходимо по форме, цвету, размеру собрать образ.Кропотливая работа, трудоемкая: частицы совпадают не всегда. В некоторых случаях приходится начинать все сначала. В Святом Писании говорится, что всякий, кто учит, должен в первую очередь научить самого себя! По этой причине самообразование - еще одна стадия нашего преподавательского Олимпа...

По мнению исследователей, если сопоставить технику и методику самообразования, они тесно связанны с уровнем сформированности у учителей системы основных умений:

• исследовать необходимую литературу и передовой педагогический опыт; акцентировать внимание на литературе изучаемого и передовом педагогическом опыте, ключевых важных утверждениях, которые поднимают теоретический и методический уровень;

• выбирать из прочитанного и увиденного мысли и методические находки для апробации в собственной педагогической деятельности;

• систематизировать и разработать научно-методическое обобщение;

• вводить достижения психолого-педагогической науки и практики в собственный опыт работы с детьми.

Общеизвестно, отношение учителей к методической работе вообще, и к самообразованию в частности, оно разно-

плановое,поэтому главной задачей методической службы является создание устойчивой мотивации профессионального самосовершенствования.

Организация самообразования преподавателя находится в зависимости от степени его подготовки, установлении проблем, цели совершенствования его педмастерства, выбор конфигураций и способов обобщения опыта, освоение методики внедрения самообразовательной деятельности.

Самообразование педагога считается важным обстоятельством высококлассной работы преподавателя. Профессиональный рост также можно назвать поиском своего пути, обретением собственного голоса. Мой план профессионально -личностного развития ориентирован в приобретении таких познаний, которые содействовали бы расширению образованности в собственном предмете, повышению эффективного обучения предмету, выработке новейших преподавательских приемов и методик, формирование креативного потенциала в профессиональной деятельности.Образуя модель программы профессионально-личностного саморазвития, исследовав этот вопрос пришел к тому, что на сегодняшний день обществу нужны инициативные и самостоятельные профессионалы, умеющие регулярно совершенствовать свою личность и с^

деятельность. Занимаясь самообразова- д

нием в соответствии с индивидуальным и

планом саморазвития, мною достигнуты м

определенные результаты в работе, кото- Й

о

рые демонстрируют, что в моих учениках дч

складывается новая концепция познаний, ^

умений и навыков, формируется самосто- §

ятельность, появляется интерес к учебе, §

все это без исключения содействует по- м

вышению эффективности обучение уча- д

щихся[2, с. 192]. §

На мой взгляд, важны следующие по- о буждающие мотивы к самообразованию:

и%

Вестник «Эрлеу»-!^

Стремление к творчеству. Учитель - творческая профессия. Человек творческий не будет из года в год работать по одному и тому же сценарию или поурочному плану. Работа должна являться увлекательной и приносить удовольствие.

Перемены. Происходящие в существование общества. Данные перемены в первую очередь затрагивают учащихся, сформировывают их взгляды на жизнь, и не хотелось бы, чтобы образ мой складывался в них как «человека несовременного».

Конкуренция. Возможность быть нужным на работе. Не секрет, многие родители, приводя детей в среднее учебное заведение, просятся в класс к определенному предметнику, либо классному руководителю.

Родительское мнение. Мне не безразлично, считают меня «превосходным» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно...

Материальное поощрение. Без непрерывного освоения новых знаний не добиться повышения категории, увеличения заработной платы.

Заинтересованность. Получать новые знания просто интересно. Как человек, который каждый день обучает, не будет постоянно учиться? Вправе в таком случае обучать?

Разновидности работы в процессе сад мообразования, которые содействуют мот ему профессиональному росту как педагога следующие: й • просмотр тематических телепере-

^ дач; к

^ • чтение методической, педагогичес-

Е-

к

в; К

Рч

о

ш Е-

кой, предметной литературы;

• анализ в сети интернет информации по методике преподавания предмета, психологии, педагогики, педагогических технологий;

• систематическое посещение конференций, семинаров, коучингов, уроков коллег;

• обсуждение вопросов, обмен опыта с коллегами;

• регулярное прохождение курсов повышение квалификации;

• работа кружковой и внеклассной деятельности по предмету;

• взаимодействие с сотрудниками в школе, районе, области и в Сети интернет

На своем опыте я удостоверился в этом, что на сегодняшний день, возможно, обучаться с удовольствием. Обучаться, возможно, различными способами, и любой подбирает для себя более подходящий, однако не терпится припомнить высказывание Рубакина Н. А:

«Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов»[1,с.73].

ЛИТЕРАТУРА

1. Рубакин Н. А. Письма к читателям о самообразовании [Текст]/Н. А. Рубакин. -С. - Петербург, 1913. - 378с.

2. Педагогический словарь [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений; / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Академия, 2008. -352с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.