8®
Вестник «Opaey»-kst
s
£
<
CQ
О
го
ш
о
W ^
РЭ
о
С
W
S «
и
W ЕГ4 S
С—I
О
о tt о н
W
S S w
S «
и е о и
о ^
s е
А.А. Мергенбаее,
преподаватель спецдисциплин КГКП «Косшанайского колледжа
автомобильного транспорта»
Неггзгг создер: y3diKci3 педагогикалъщ бшм, оздгггнен бшм алу, педагогикалъщ шеберлгк, бэсекеге цабыеттг маман, компьютерлгк технологиялар.
Ключевые слова: непрерывное педагогическое образование, самообразование, педагогическое мастерство, конкурентоспособный специалист, компьютерные технологии.
Keywords: continuous pedagogical education, self-education, pedagogical skills, competitive specialist, computer technologies.
САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР
РАЗВИТИЯ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
Ацдатпа
Макала ез1цщк бшм тацырыбына, педагог т^лгасы-ньщ кослби т^лгасыныц цалыптасуына, педагогикалъщ бш1]уцц жуйелещцру жэне жетьщцру мэселелерше, ма-мандьщта жеке стильд]., инновацияльщ педагогикальщ тэж1рибе мен тулганьщ цалыптасуын игеруд1 к;алып-тастыруга арналады. Ок;ытушыныц ездтнен бшм алу удер1С1нде жумыстьщ непзп эртурлшп бершген, мысалдар келт1ршген. Сабацта компьютерлш техно-логияларды цолданудьщ оц тэж1рибес1 сипатталган.
Аннотация
Статья посвящена теме самообразования, профессиональному становлению личности педагога, вопросам систематизации и совершенствованию педагогических знаний, формированию индивидуального стиля существования в профессии, осмыслению инновационного педагогического опыта и становлению личности. Даны основные разновидности работы в процессе самообразования преподавателя, приведены примеры. Описан положительный опыт применения компьютерных технологий на уроке.
Annotation
The article is devoted to the topic of self-education, the professional formation of the teacher's personality, the issues of systematization and improvement of pedagogical knowledge, the formation of an individual style of existence in the profession, the comprehension of innovative pedagogical experience and the formation of personality. The main types of work in the process of self-education of the teacher are given, examples are given. The positive experience of using computer technologies in the lesson is described.
«Развитие и образование ни единому человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».
А.Дистервег
Проблема самообразования как развитие успешной личности всегда была актуальной. Перед большинством людей становится вопрос «Что же влияет на успешность личности?». В условиях динамичного информа-
Вестник «Орлеу»-!^
ционного развития современный человек должен следить за развитием окружающего мира и идти в ногу с его изменениями. Современное общество требует от личности непрерывного развития на протяжении всей жизни человека, что предполагает самообразовательную деятельность, направленную на достижение определенных целей.
Поэтому самообразование - неотъемлемая, профессиональная функция учителя, это условие для его профессионального роста, а значит, и условие успешности и востребованности его воспитанников. Что же такое самообразование? В словаре С. И. Ожегова самообразование определяется как «приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне школы, без преподавателя» [2, с. 908]. В педагогическом энциклопедическом словаре «самообразование -целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни ит. п». [1, с. 252].
Непрерывное педагогическое образование - это социально-педагогическая система взаимосвязанных форм, этапов, средств, способов подготовки преподавателя, повышение его профессионального мастерства, развития личностных качеств и способностей в течение всей жизни. Профессиональный педагог думает о качестве повышения обучения и развитие интереса к своей дисциплине, всегда ищет наилучший путь к совершенству.
В колледже я работаю преподавателем специальных дисциплин, преподаю предмет «Электрооборудование автомобилей с основами электронного оборудования», она является одной из основополагающих дисциплин при получении знаний по специальности «автоэлектрик». Это накладывает особую ответственность за качество своей работы и, соответственно, за качество подготовки конкурентоспособных специалистов.
Наиболее часто встречающаяся форма самообразования педагогов -творческий план самообразования. Мой план работы по самообразованию составляю на 3-4 года. Он состоит из нескольких этапов: диагностический, прогностический, практический, обобщающий и внедренческий.
Например: в 2012 году начал работать над методической темой самообразования: «Обеспечение целенаправленного и осмысленного восприятия учащимися учебного материала», и закончил 2016 году. В результате разработан альбом рисунков и схем по дисциплине «Электрооборудование автомобилей с основами электронного оборудования», что способствовало повышению качества образовательного процесса. Альбом помогает обучающемуся осваивать учебный материал, его можно также применять как раздаточный материал на лекциях, так и на лабораторно-практических занятиях.
Источники пополнения необходимых знаний по дисциплине разнообразны:
- изучении специальной технической литературы;
- стажировка на производстве;
- просмотр учебных фильмов по специальности;
- изучение новых технологий и оборудования, применяемых в изучаемой дисциплине;
- регулярное прохождение курсов повышения квалификации;
- взаимопосещение уроков и мастер-классов коллег;
- участие в научных конференциях, семина- ^ pax, педагогических чтениях; X
- проведение собственных открытых уроков; g
- организация кружковой и внеклассной де- ^ ятельности по дисциплине; g
- работа с материалами Интернет-сайтов д http://pedcampus.ru/, http://samopoznanie.ru/, § http://www.eidos.ru/; щ
- сетевые педагогические сообщества http:// 2 pedsovet.su/, http://easyen.ru/, OpenClass.ru, w It-n.ru, Campus; §
Развитие компьютерных технологий позво- м ляет мне во многом решать вопросы качествен- g ной подготовки специалистов путем создания § компьютерных презентаций и применении электронных программ, имеющихся на учеб- н ном оборудовании. ¡5-
Компьютерные презентации поднимают ^ процесс обучения на качественно новый уро- ^ вень, которые способствуют повышению ин- ^ тереса студентов к обучению. Студентам на- ß много интереснее воспринимать информацию О именно в такой форме, нежели при помощи §
Вестник < Qp.fiey»-kst
tÇ S
К <
m О
СП
à «
о
w «
О
Он
С w s
U
W Сг1 S [—i О
4
о «
о н w
5 w s
U ©
О
и
о -
s ©
устаревших плакатов.
Использование компьютерных презентаций на уроке позволяет:
- концентрировать внимание студентов на важнейших вопросах изучаемой темы;
- экономить время на уроке, т.е. есть темы, изучение которых требует вычерчивание на доске большого количества схем, что занимает много времени и места;
- в любой момент возвращаться к необходимому изучаемому материалу, что облегчает закрепление и усвоение материала;
- рекомендовать студентам самостоятельно использовать материал при подготовке домашнего задания.
Например, на этапе объяснения нового материала, я показываю рисунки приборов и узлов. Если нужно показать место соединения или элемент прибора, то я рисунок увеличиваю, что дает студентам полное понимание устройства прибора или узла. Также на одном слайде показываю рисунок и его назначение или его описание прибора или узла. При объяснении принципов работы любой системы электрооборудования приметаю анимацию, т.е. показываю прохождения электрического тока, магнитного поля по схеме.
Компьютерная презентация во время урока помогает студентам прочнее усваивать учебный материал, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Кроме компьютерной презентации на уроке использую детали и узлы приборов электрооборудования автомобилей, макеты и стенды, которые изготавливаем вместе со студентами.
Компьютер на уроке - это прежде всего работа с готовыми электронными программами, имеющимися на учебном оборудовании.
На лабораторно - практических занятиях приметаю учебное оборудование от фирмы LUCAS-NTÜLLE. Это учебное оборудование состоит из учебного курса и электронной программы Lab Soft.
Для усвоения учебного материала студентами электронная программа LabSoft содержит теоретический материал, тесты и эксперименты. С помощью виртуальных измерительных приборов можно продиагно-стировать, измерить выходные сигналы, т.е. показать, как работает датчик или исполнительный механизм.
В 2016 году для учебного курса: «Система прямого впрыска топлива - Common Rail» разработал рабочую тетрадь. В рабочую тетрадь студенты заносят полученные данные с экспериментов и дают краткие выводы. Применение этого учебного оборудования на занятиях дает студентам более полное понятие работы системы впрыска топлива.
Компьютеризированное обучение на базе технологии мультимедиа не может заменить человека - преподавателя, но оно может дополнить и усовершенствовать его деятельность, особенно в тех областях, в которых развиваются самостоятельность, творческое мышление.
Таким образом, самообразование и саморазвитие педагога носит ярко выраженный индивидуальный характер. И готовность к самообразованию определяется профессионально
- педагогической направленностью личности. Профессионально - педагогически направленная личность характеризуется осознанной и эмоционально выраженной значимостью для человека профессии педагога. Она выражается в том, что «в педагоге развиты, или развиваются, такие профессиональные способности и качества личности, как: интерес и любовь к ребенку, потребность в педагогической деятельности, психолого-педагогическая зоркость и наблюдательность, педагогический такт, требовательность, целеустремленность, общительность, справедливость, сдержанность, профессиональная работоспособность» [3,с. 21].
ЛИТЕРАТУРА
1 .Педагогический энциклопедический словарь [Текст] /Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.:М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др.
- М.:Болыпая Российская энциклопедия, 2003.
- 528 с.
2.Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] /С.И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. -24-е изд., испр. -М: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004. -1200 с.
З.Шабалина, О. Л. Современные методологические подходы к подготовке учителя [Текст] /О. Л. Шабалина// Профессиональная подготовка учителя в условиях модернизации высшего образования: коллективная монография / Map. гос. ун-т; под ред. Н. А. Бирюковой,-Йошкар-Ола, 2011. - С. 16-33.