Научная статья на тему 'К проблеме развития статистики туризма: региональный аспект'

К проблеме развития статистики туризма: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
644
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ВЫЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / ТУРБИЗНЕС / СТАТИСТИКА ТУРИЗМА / ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРОДВИЖЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мекшенева Жанна Владимировна

В современных условиях, когда геополитические, природные и экономические катаклизмы оказывают существенное влияние на выездной туризм, открывается огромный потенциал импортозамещения во внутреннем туризме. Необходимость государственных вложений в развитие внутреннего туризма, продвижение туристского продукта и развитие туристской инфраструктуры безусловны, они определены в положениях Стратегии развития туризма в Российской Федерации. В данной статье говорится о необходимости дальнейшего совершенствования статистики в сфере внутреннего туризма. Объем информации о состоянии и тенденциях внутреннего туристского рынка в разных субъектах РФ варьирует; ее оформление на сайтах территориальных органов Росстата не единообразно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме развития статистики туризма: региональный аспект»

УДК 311.3

Мекшенева Жанна Владимировна

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления Орловского государственного института культуры [email protected]

К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ СТАТИСТИКИ ТУРИЗМА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Zhanna V. Meksheneva

candidate of economic Sciences, associate professor. Department of economics and management,

Orel State Institute of Culture [email protected]

To THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF TOURISM STATISTICS: A REGIONAL ASPECT

Аннотация. В современных условиях, когда геополитические, природные и экономические катаклизмы оказывают существенное влияние на выездной туризм, открывается огромный потенциал импортозамещения во внутреннем туризме. Необходимость государственных вложений в развитие внутреннего туризма, продвижение туристского продукта и развитие туристской инфраструктуры безусловны, они определены в положениях Стратегии развития туризма в Российской Федерации. В данной статье говорится о необходимости дальнейшего совершенствования статистики в сфере внутреннего туризма. Объем информации о состоянии и тенденциях внутреннего туристского рынка в разных субъектах РФ варьирует; ее оформление на сайтах территориальных органов Росстата не единообразно.

Ключевые слова: внутренний туризм, выездной туризм, турбизнес, статистика туризма, показатели развития туризма, специализированные исследования, продвижение туристического продукта.

Annotation. In modern conditions when geopolitical, natural and economic disasters have a significant impact on outbound tourism, a huge potential for import substitution in domestic tourism is offered. The necessity for government investment in the development of domestic tourism, promotion of the tourist product and development of tourism infrastructure are absolute, they are defined in the provisions of the Strategy of tourism development in the Russian Federation. This article refers to the need to further statistics improvement in the field of domestic tourism. Amount of information on the status and trends of domestic tourist market in different regions of Russia varies; its appearance on the websites of the territorial bodies of the Rosstat is not uniform.

Keywords: domestic tourism, outbound tourism, tourist industry, tourism statistics, indicators of tourism development, special studies, promotion of tourist product.

Туристический сектор играет одну из важных ролей в развитии экономики, влияет на все сферы производственной инфраструктуры, способствует в каждом конкретном случае достижению целей ускоренного социально-экономического развития. Туризм, как известно, - источник финансовых доходов бюджетной системы Российской Федерации, средство повышения занятости и качества жизни населения, способ поддержания здоровья граждан, основа для развития социокультурной среды и воспитания патриотизма, а также мощный инструмент просвещения и формирования нравственной платформы развития гражданского общества.

Важнейшим механизмом аналитической информации о сфере туризма во всей ее многогранности и динамизме выступает статистика туризма. Особенно велика ее роль в управленческой деятельности в сфере туризма, в процессе принятия решений на всех уровнях. Методы статистики широко применяются в организации туристской деятельности, туристско-рекреационном проектировании, туристском менеджменте и маркетинге. Для профессиональной деятельности в сфе-

ре туризма необходимо владеть статистическими методами изучения массовых туристских явлений и процессов, поддающихся количественной оценке.

Российская Федерация пока всё еще является одним из крупнейших доноров туристского потока в мире. Пути совершенствования туризма в нашей стране заложены в «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» [1], в которой отмечено, что целью развития туризма в РФ является комплексное развитие внутреннего и въездного туризма с учетом обеспечения экономического и социокультурного прогресса в регионах РФ. Для этого необходимо модернизировать материальнотехническую базу, использовать передовые инновационные технологии, адаптировать туристский продукт согласно запросам современного российского и иностранного потребителя. Согласно данным, приведенным единой межведомственной информационно-статистической

системой (ЕМИСС), в последние годы отмечается незначительное снижение общего количества туроператоров, зарегистрированных в Едином

259

федеральном реестре - в среднем на 2 %. Но при этом увеличивается доля тех туроператоров, которые занимаются внутренним туризмом: с 40 % в 2010 г. до 61 % в 2014 г.

Таблица 1

Информация о турфирмах РФ (данные ЕМИСС)

Годы Количество туроператоров в Едином федеральном реестре, всего в т.ч. внутренний туризм

2010 4 593 1 858

2011 4 718 1 833

2012 4 685 1 889

2013 4 608 2 421

2014 4 275 2 626

Согласно статистике, приведенной Росстатом, за первое полугодие 2015 года, количество россиян, предпочитающих отдых за границей, сократилось на 40 % или около 2 млн поездок. Внутренний туризм имеет большой потенциал: в настоящее время 41,5 млн россиян путешествуют по территории РФ [3].

На региональном уровне измерять показатели туризма намного сложнее, чем на национальном, поэтому для сбора статистических данных и контроля передвижений туристов видится целесообразным использовать информацию об использовании объектов размещения. Для внедрения данного подхода целесообразно провести ряд мероприятий, в том числе:

- разработать упрощенные формы для сбора информации о характеристиках объектов размещения и их использовании российскими и зарубежными посетителями (с разделением по странам);

- обеспечить полноту сведений обо всех коллективных средствах размещения в виде обновляемого реестра объектов в каждом регионе;

- проводить целенаправленную информационную кампанию для разъяснения значимости статистики размещения;

- проводить ежемесячный сбор заполненных форм, желательно в электронном виде;

- обеспечить быструю обработку данных в течение одного месяца;

- проводить анализ динамики показателей и сопоставление с показателями предыдущих лет и среднегодовыми показателями;

- обеспечить широкое распространение основных результатов статистического учета в объектах размещения, среди компаний и ассоциаций гостиничного и туристского бизнеса, региональных и местных администраций, иммиграционных служб и в других заинтересованных организациях.

Одной из проблем для получения достоверных сведений является учет туристов, которые не пользуются услугами коллективных средств размещения, а проживают в частном секторе. Для их учета необходимо проводить специализиро-

ванные исследования. Также при обследовании туристского потока обычно не учитываются од-н од н евные посетители (автобусный, круизный и другие виды туризма с краткосрочными посещениями территорий). Поэтому региональным и локальным туристско-информационным центрам необходимо проводить специализированные обследования, в ходе которых проводить учет различных категорий посетителей. На основе обобщения данных организаций появится возможность формировать основные информационные запросы, востребованные административными органами и субъектами туристского рынка.

Согласно Стратегии, одной из основных задач развития туризма в субъектах РФ является формирование современной маркетинговой стратегии продвижения существующего туристического продукта на внутреннем и международном рынках [1]. Предполагается, что развитию туризма в Орловской области будет способствовать празднование в 2016 году 450-летия основания Орла. В рамках подготовки к празднованию юбилея города проводится комплекс работ по реконструкции, восстановлению и реставрации объектов историко-культурного наследия и создания новых зон обслуживания туристов.

Управление культуры и архивного дела курирует сферу туризма [4]. Главная задача - привлечение большего числа российских и иностранных туристов в Орловскую область и создание всех необходимых условий для их комфортного пребывания. На сайте управления представлены контактные данные о 9 имеющихся туроператорах, 92 турагентствах Орла (и еще 11 для других городов области), кратко описаны предоставляемые туры и маршруты, календарь туристских мероприятий Орловской области за 2013 год (информация за 2014 и 2015 годы не представлена), ценовые предложения турфирм, информация об истории и культуре края, о литературных памятниках, справочная информация. Но сайт не содержит статистических данных о туризме.

Согласно положению об управлении культуры и архивного дела Орловской области, оно осуществляет в пределах своей компетенции государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, осуществляет проведение статистического учета в сфере охраны объектов культурного наследия регионального значения и местного значения. Специализированных обследований для учета различных категорий посетителей пока не проводится.

Единственное место, где можно найти статистическую информацию о состоянии туристского рынка региона - это сайт территориального органа федеральной службы государственной статистики по Орловской области. В разделе «Электронные публикации» представлены статистические ежегодники, в которых данные, касающиеся учета туризма, даются фрагментарно в разных разделах справочника:

260

- доля потребительских расходов населения на услуги центров отдыха и туризм [2, с. 75];

- численность лиц, размещенных в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха [2, с. 125];

- численность лиц, занимавшихся в спортивных секциях и группах (графа «спортивный туризм») [2, с. 124-125];

- автобусный транспорт, работающий по заказам (в том числе туристско-экскурсионный) [2, с. 193]. Данные представлены в общем объеме данных по перевозкам пассажиров и пассажирообороту;

- индексы физического объема платных услуг населению по видам (в т.ч. туристские) [2, с. 223]

- средний темп роста составляет 15 %;

- распределение платных услуг населению по видам (в процентах к итогу) [2, с. 223] - доля туристских услуг увеличивается от 1,4 % в 2009 г., до 2,4 % в 2014 г.;

- экспорт услуг Орловской области по основным видам [2, с. 296].

Заметно существенное уменьшение объема туристских услуг, связанных с поездками в страны дальнего зарубежья. Данные по импорту туристских услуг не опубликованы в целях обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от организаций.

На примере сайта ТОФСГС по Орловской области можно вполне справедливо утверждать, что региональные базы данных содержат весьма скудную информацию по статистике туризма регионов, состав которых к тому же не унифици-

Литература:

1. Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2014 № 941-р. «Собрание законодательства РФ», 16.06.2014, № 24, от. 3105.

2. Орловская область. 2009-2014: стат. сб. Тер-

риториальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. Орел, 2014. 318 с.; сайт Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. URL: http://orel.gks.ru/ wps/wcm/connect/ rosstat_ts/orel/resources/ 3fcf400 049b9853faae5eaf2e93b570e/c6opHHK1.pdf, сво-

бодный. Загл. с экрана. Дата обращения: 31.10.2015.

3. Росстат: зарубежный туризм сократился на

40 %. сайт Политическая Россия - Общественнополитический интернет журнал. URL: http://

politrussia.com/ news/ rosstat-zarubezhnyy-turizm-224/, свободный. Загл. с экрана. Дата обращения: 31.10.2015. 4

4. Управление культуры и архивного дела Орловской области. сайт Орловская область: ту-

рован. Так, на сайте ТОФСГС по Курской области есть детальная информация по основным показателям деятельности туристских фирм, о численности туристов. Сайт ТОФСГС по Брянской области дает только информацию о численности туристов и информацию по странам прибытия. О деятельности туристских фирм Краснодарского края в 2014 году повествует краткий пресс-выпуск на сайте ТОФСГС по Краснодарскому краю.

В настоящее время стоят задачи развития внут-рен н его туризма, использования имеющегося потенциала для развития туриндустрии для привлечения финансовых потоков в регионы. Но для этого необходимо развивать статистику туризма на местах: потенциальному туристу предоставлять комплексную информацию о туристских ресурсах региона; предпринимателю - достоверную информацию о состоянии туристического сектора.

Наличие полноценной статистической информа-Н н н нондает условия для выработки эффектив-н н н го сударственной политики в сфере туризма, принятия адекватных решений в сфере туристского и гостиничного бизнеса, усиления инвестиционной привлекательности регионов страны.

Таким образом, туризм - это многогранное понятие, связывающее в систему отдельные отрасли национальной экономики. Каждый регион России обладает своей культурой, которая рассматривается как принципиально важный аспект развития туризма. Орловская область имеет богатое историко-культурное наследие, которое способствует развитию культурно-познавательного туризма; дает возможности для развития рекреационного и сельского туризма. Большое количество религиозных святынь является фактором развития религиозного и детско-юношеского туризма.

Literature:

1. On approval of the Strategy of tourism development in the Russian Federation for the period till 2020. The Order of the RF Government dated 31.05.2014 no. 941-R. «Collection of legislation of the Russian Federation», 16.06.2014, № 24, article 3105.

2. The Orel region. 2009-2014 : stat. collection. Territorial body of Federal state statistics service in the Orel region. Orel, 2014. 318 p. Official website of Territorial body of the Federal state statistics service in the Orel region. URL: http://orel.gks.ru/wps/ wcm/connect/ rosstat_ts/orel/resources/3fcf400049 b9853faae5eaf2e93b570e/c6opHHK1.pdf free. Reference date: 31.10.2015.

3. Rosstat: foreign tourism has dropped by 40 %. Political Russia site. Public-political Internet journal. URL: http://politrussia.com/news/rosstat-zarubezhnyy-turizm-224/ free. Reference date: 31.10.2015.

4. The Department of culture and archival business of Orel region // Orel region: tourism and recreation :

261

ризм и отдых. Туристский сайт региона. URL: http://www.tourism-orel.ru, свободный. Загл. с экрана. Дата обращения: 30.10.2015.

touristic site of the region. URL: http://www.tourism-orel.ru free. Reference date: 30.10.2015.

262

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.