Научная статья на тему 'К проблеме развития рефлексивной компетентности будущих педагогов дошкольного образования'

К проблеме развития рефлексивной компетентности будущих педагогов дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
677
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная компетентность / рефлексивная компетентность педагога дошкольного образования / рефлексия / саморазвитие / Professional competence / reflexive competence of the preschool teacher / Reflection / self-development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яркина Татьяна Николаевна

Характеризуется значение рефлексивной компетентности в профессиональной деятельности педагога, подчеркивается актуальность ее формирования у студентов. Раскрывается содержание основных структурных компонентов рефлексивной компетентности будущего педагога дошкольного образования: когнитивного, операционального, личностного и обосновываются условия их развития в образовательном процессе педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article characteristic of reflexive competence in teachers professional activity is given. The author emphasizes on forming this competence among students. The contents of the main structural component of reflexive competence of the future teachers preschool education are: cognitive, operational and personal. The conditions of their development during professional training are suggested.

Текст научной работы на тему «К проблеме развития рефлексивной компетентности будущих педагогов дошкольного образования»

УДК 378

Т. Н. Яркина

К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Характеризуется значение рефлексивной компетентности в профессиональной деятельности педагога, подчеркивается актуальность ее формирования у студентов. Раскрывается содержание основных структурных компонентов рефлексивной компетентности будущего педагога дошкольного образования: когнитивного, операционального, личностного и обосновываются условия их развития в образовательном процессе педагогического вуза.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, рефлексивная компетентность педагога дошкольного образования, рефлексия, саморазвитие.

В контексте модернизации высшего образования интегративным показателем качества подготовки будущего педагога является профессиональная компетентность, которая характеризует умения человека использовать в конкретной ситуации усвоенные знания и личностный опыт. Высокий уровень квалификации, профессионализм, компетентность - важнейшие качества социальной защищенности и конкурентоспособности выпускников. Для современного общества важно, чтобы личность воспитателя, педагога характеризовали активная жизненная позиция, оптимизм, умение сохранять свою индивидуальность при любых обстоятельствах и принимать на себя ответственность за сложные решения в проблемных ситуациях.

Педагог должен стремиться к постоянному самообразованию, самосовершенствованию и продуцированию социально-педагогических ценностей. В связи с этим, на наш взгляд, особо актуальным является становление и развитие у будущих педагогов рефлексивной компетентности. В многочисленных исследованиях рефлексия рассматривается как необходимый компонент успешной реализации профессиональной деятельности (О. В. Акулова, О. С. Анисимов, А. П. Гуреев, С. Ю. Степанов, И. А. Мушкина, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластёнин, О. Ю. Шаврина и др.). В связи с этим вопрос о формировании рефлексивной компетентности является весьма актуальным.

По определению С. Ю. Степанова, рефлексивная компетентность - это профессиональное качество личности, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, реализацию рефлексивных способностей, что обеспечивает развитие и саморазвитие, способствует творческому подходу в профессиональной деятельности, достижению ее максимальной эффективности и результативности [1].

Рефлексивная компетентность педагога дошкольного образования, обеспечивая результативность его педагогической деятельности, является неотъемлемым компонентом профессиональной

компетентности и может рассматриваться как качество личности, которое позволяет наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексию, что способствует развитию и саморазвитию, творческому подходу в учебной и профессиональной деятельности. Следовательно, рефлексивная компетентность является важным компонентом готовности будущих педагогов дошкольного образования к профессиональной деятельности.

И. Слепцова выделяет основные составляющие готовности педагога дошкольного образования к профессиональной деятельности, основанной на личностно ориентированном взаимодействии с детьми [2]. Одним из важнейших компонентов готовности к профессиональной деятельности, по ее мнению, является профессионально-рефлексивный, включающий в себя стремление к профессиональному росту, высокий уровень развития самостоятельности педагогов, их способность обосновывать решение педагогических задач, развитые рефлексивные умения, позволяющие адекватно оценивать собственное поведение и поступки детей.

Являясь регулятором важнейших профессионально-педагогических составляющих, педагого-гическая рефлексия выступает неотъемлемой составной частью таких педагогических умений, как гностические, коммуникативные, организаторские, проектировочные, является необходимым составным компонентом при решении стратегических, тактических и оперативых задач, позволяет находить конструктивные выходы в ситуациях педагогических конфликтов, способствует адекватной оценке социальных ролей в зависимости от ситуации социального взаимодействия, позволяет преодолеть личностные стереотипы.

Таким образом, рефлексия - это системообразующий компонент в профессиональной деятельности педагога. Следовательно, формирование профессиональной компетентности студента, как будущего педагога, невозможно без формирования рефлексии, а значит, и рефлексивной компетентности.

Рефлексивная компетентность - это сложный психолого-педагогический и профессионально значимый феномен, имеющий определенную структуру. Для наиболее точного определения компонентного состава рефлексивной компетентности мы обратились к рассмотрению терминологического аппарата компетентностного подхода (исследования И. Ю. Алексашиной, Т. Г. Браже, В. В. Лебедева, А. В. Хуторского, М. П. Чошанова, Т. И. Шамо-вой и др.). Анализ литературы показал, что, несмотря на различия в терминологии, авторы сходятся во мнении о наличии в структуре компетентности трех компонентов: когнитивного, операционального, личностного. Компонентный состав рефлексивной компетентности будущих педагогов дошкольного образования представлен в таблице.

Необходимость ориентации образовательного процесса в педагогическом вузе на развитие рефлексивной компетентности обусловлена новой парадигмой образования, основывающейся на реализации компетентностного подхода к подготовке будущего специалиста. Однако, как показывает анализ многочисленных научных исследований и педагогический опыт автора статьи, у большинства будущих педагогов дошкольного образования основные компоненты рефлексивной компетентности сформированы слабо:

- студенты не рассматривают рефлексивность как профессионально значимое личностное качество педагога, придавая особое значение в педагогической деятельности коммуникативности, организаторским умениям, эмпатийности, креативности и др.;

- у будущих педагогов отсутствует четкое представление и понимание сущности рефлексивной компетентности, рефлексии как процесса познания и анализа явлений собственного сознания и собственной деятельности;

- у студентов слабо сформированы или отсутствуют навыки самоанализа и самооценки результа-

тов собственной учебно-профессиональной деятельности и особенностей своей личности;

- многие студенты не владеют навыками саморазвития и самосовершенствования или затрудняются в их рациональном использовании.

Нередко сами преподаватели не владеют приемами формирования рефлексии у студентов, упуская уникальные возможности сензитивного для этого процесса юношеского возраста.

Соглашаясь с С. П. Будниковой, считаем, что рефлексии будущих педагогов следует учить специально [3]. Сделать это возможно путем демонстрации рефлексивного анализа со стороны преподавателей и стимуляции диалога и дискуссии, требующих понимания, принятия, а также критики и оценки. Понимание, которое демонстрируют участники обсуждения, помогает анализируемому увидеть себя глазами другого, со стороны. Пребывание в нем посредством коммуникации выявляет проблемы, порождает потребность их решения, преобразования деятельности, кооперации с сокурсниками, педагогами дошкольного учреждения и преподавателями, помогающими и демонстрирующими образцы продуктивной рефлексивной деятельности. Деятельность студентов, направленная на овладение образцами рефлексивного анализа, требующих осмысления и понимания деятельности другого, стимулирует собственное самосознание и самоанализ, совершенствование себя.

Основная стратегия формирования рефлексивной компетентности студентов педагогического вуза состоит в создании условий, обеспечивающих данный процесс [4]. Данные условия, на наш взгляд, заключаются в следующем:

- рефлексивная компетентность самого преподавателя, что предполагает наличие знаний у педагога о том, что такое рефлексия, использование приемов ее актуализации, ценностное отношение к студенту и рефлексии;

Компонентный состав рефлексивной компетентности будущего педагога дошкольного образования

Когнитивный компонент Операциональный компонент Личностный компонент

- Знания о том, что такое рефлексия и как ее осуществлять; - знание современных требований к личностному и профессиональному развитию педагога дошкольного образования; - осознание личностного смысла своей профессиональной деятельности; - знание способов и технологий осуществления рефлексии своей деятельности и особенностей своей личности Владение рефлексивными умениями и навыками: - анализ своих собственных мыслей, действий, психологического состояния и осмысление представлений других людей о себе; - навыки самоконтроля, саморазвития и самосовершенствования; - критическое отношение к своей учебно-профессиональной деятельности, владение умениями осуществлять адекватную самооценку уровня личностно-профессионального развития, результативности своей деятельности; - использование рефлексивных приемов на всех этапах учебно-профессиональной деятельности; - владение приемами развития рефлексии у детей Рефлексивность как значимое личностное качество, необходимое в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования: - склонность к анализу собственного мышления, сознания, обдумыванию своей деятельности и поступков других в деталях; - тщательное планирование и прогнозирование своих возможностей; - готовность к творчеству и постоянному саморазвитию; - понимание другого, способность поставить себя на его место (осуществление эмпатического понимания другого)

- приобретение личностного рефлексивного опыта в образовательном процессе (в рамках учебных дисциплин, научно-исследовательской деятельности, педагогической практики) и использование рефлексивных приемов на всех этапах учебно-профессиональной деятельности;

- диагностика и самодиагностика студентами имеющегося рефлексивного опыта;

- взаимодействие преподавателя и студентов, основанное на принципах диалогичности, субъект-ности, доверия и поддержки, опоры на наличные и потенциальные возможности личности;

- создание возможностей для роста потребно-

сти и мотивации студентов в формировании и развитии рефлексивной компетентности.

Таким образом, рефлексивная компетентность является органической составляющей личностнопрофессиональной компетентности будущего педагога, направлена на овладение знаниями и целенаправленное применение в прогнозировании, планировании и реализации деятельности, активизирует педагога в развитии собственных способностей, в стремлении к самореализации в социальнополезной деятельности, обеспечивает его личностно-профессиональное становление уже в период обучения в вузе.

Список литературы

1. Степанов С. Ю., Похмелкина Г. Ф. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 35-38.

2. Слепцова И. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми // Дошкольное воспитание. 2007. № 3. С. 2531.

3. Будникова С. П. Психологические условия становления профессиональной позиции у будущих педагогов: автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. Тула, 2002. 22 с.

4. Таброско Т. Н. Психолого-педагогические условия развития педагогических способностей у студентов педагогических вузов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2003. № 2. С. 76-79.

Яркина Т. Н., кандидат педагогических наук, доцент, доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: tabrosko2008@mail.ru

Материал поступил в редакцию 11.07.2011.

T. N. Yarkina

TO THE PROBLEM OF DEVELOPMENT REFLEXIVE COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATION

In the article characteristic of reflexive competence in teacher’s professional activity is given. The author emphasizes on forming this competence among students. The contents of the main structural component of reflexive competence of the future teachers’ preschool education are: cognitive, operational and personal. The conditions of their development during professional training are suggested.

Key words: professional competence, reflexive competence of the preschool teacher, reflection, self-development.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: tabrosko2008@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.