ПОДГОТОВКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Потемкина Татьяна Валерьевна,
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», заведующий лабораторией, доктор педагогических наук, доцент, potemkinatv@mail.ru
Саханский Николай Борисович,
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», главный научный сотрудник, доктор педагогических наук, профессор, 52dervish@mail.ru
К ПРОБЛЕМЕ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ4
Аннотация
В статье представлены результаты исследования по разработке системы поддержки профессионального развития руководителей, рассматриваются компоненты данной системы, даны предложения по ее проектированию.
Ключевые слова:
руководитель образовательной организации; поддержка профессионального развития.
Изменения в системе школьного образования непосредственно отражаются на содержании профессиональной деятельности руководителя образовательной организации.
Подготовка школьных управленцев, способных адекватно реагировать на происходящие в сфере образования изменения выходит на первый план и становится чуть ли не главной задачей при реализации программ правительства в области реформирования общего среднего образования.
На директоров возложена ответственность за создание условий для реализации процессов, нацеленных на построение в школе систем эффективного обучения, на обеспечение работы по проектированию образовательных программ и управлению качеством преподавания в целях достижения учащимися значительных результатов, финансовому
4 Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания по теме «Теоретико-методологические основы профессионального развития руководителей системы образования».
обеспечению функционирования школы. В профессиональной деятельности директора школы его личностные и профессиональные возможности являются объективно профессионально важными и значимыми. Руководитель должен владеть навыками целеполагания в интересах всей школы на основе тщательного совместного планирования, мониторинга и анализа эффективности обучения и т.д.
Это требует совершенствования системы непрерывного профессионального образования, которая была бы способна поддержать необходимую компетентность руководителя качественно выполнять свои профессиональные функции.
Поддержка профессионального развития руководителей школ в рамках проводимого исследования рассматривается как превентивная и оперативная помощь руководителям образовательных организаций в решении индивидуальных профессиональных проблем, связанных с управлением образовательной организаций, а также в связи с построением и отслеживанием собственного профессионального роста.
Поддержка не гарантирует, что легко и быстро будет достигнут результат. Но минимальный результат такой поддержки будет заключаться в том, что руководитель будет иметь шанс исследовать собственную проблему, сможет выполнять действия по ее разрешению и получит возможность соотнести собственный выбор с теми последствиями, которые он за собой повлечет.
В существующих концепциях непрерывного профессионального развития специалистов в качестве позитивных показателей такого развития указаны «прогрессивные изменения человека», которые связаны с «созреванием, формированием, саморазвитием и самосовершенствованием» [1].
Проведенный анализ современной отечественной (Э.Ф. Зеер, Т.В. Потемкина, И.Д. Чечель) и зарубежной литературы (B.F. Birman, L. Desimone, M.S. Garet, E. Kennedy, A.C. Porter, K.S. Yoo) позволяет сделать вывод о растущем интересе к построению систем поддержки непрерывного профессионального развития руководителей школ и педагогов. В центре обсуждения находятся содержание и организационные формы такой поддержки, которые потенциально способны повышать мотивацию к профессиональному саморазвитию, обладали бы возможностью использовать для этого разные образовательные ресурсы, учитывали бы ориентированные на разные формы (формальные и неформальные) получения профессионально важной информации.
В качестве основных критериев эффективности таких систем определены следующие [9]:
• выраженная ориентированность системы на профессиональные потребности руководителей школ и учителей;
• взаимодействие с внешними партнерами, обладающими образовательными ресурсами;
• использование разных технологий для поддержки совместной работы участников программ профессионального развития с консультантами, коучами, другими специалистами;
• опора на новые или существующие данные и доказательства (включая идеи от пользователей /клиентов);
• возможность для участников переосмыслить использование имеющихся у них практик и ресурсов в решении профессиональных задач.
Существующая в России система поддержки профессионального развития педагогов и руководителей образовательных организаций в основном связана с деятельностью учреждений дополнительного профессионального образования (ДПО), где и реализуются в виде образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Одной из проблем внедрения адаптированных практик, позволяющих сконцентрировать образовательные ресурсы на персональной поддержке профессионального развития работников бюджетной сферы, является несовершенство финансового регулирования этих процессов.
С одной стороны, очевидным препятствием является неразработанность механизмов финансирования различных
персонифицированных форм, стимулирующих профессиональное развитие, с другой стороны, можно отметить низкую мотивацию самих руководителей к профессиональному саморазвитию, неясность профессиональных запросов, неготовность использовать неформальные информационные ресурсы для удовлетворения профессиональных потребностей. Следует также учесть, что на сегодняшний день очевидно недооценена роль бесплатных сетевых ресурсов поддерживать процессы в области самообразования.
Все это вызывает необходимость пересмотра, а возможно, и разработки новых систем профессиональной поддержки непрерывного профессионального развития руководителей образовательных организаций.
Проектирование подобных систем требует уяснения концептуальных положений, без которых функционирование такой системы будет проблематично.
Система поддержки непрерывного профессионального развития руководителей образовательных организаций, на наш взгляд, может рассматриваться как компонент непрерывной системы профессионального образования, функционально обеспечивающей, с одной стороны, процессы профессионального развития, реализуя функцию обеспечения качества управления образовательной организацией, с другой стороны, выполнять задачи профессионального саморазвития, стимулируя профессиональный рост директоров школ.
В качестве структурных компонентов такой системы поддержки могут выступать следующие:
• цели, которые определяют содержание и место данной системы в структуре системы непрерывного профессионального образования руководителей образовательных организаций;
• условия функционирования системы: внутренние, заданные особенностями муниципальной и региональной системы образования, его организационной структурой, а также внешние (организационные, психолого-педагогические, социально-педагогические, информационные);
• ресурсы, включающие подходы, технологии, стимулирующие профессиональное развитие руководителей, материально-технические, информационно-коммуникационные средства и т.д.;
• субъекты системы: руководители образовательных организаций, организации ДПО, преподаватели ДПО, консультанты, коучи, наствники, тренеры, профессиональные сообщества и общественные организации, представители органов управления образования разного уровня.
Одним из маркеров, определяющих принадлежность такой системы к самостоятельной, является наличие особых, свойственных только ей целей, для реализации которых она и проектируется.
Цель такой системы может быть сфокусирована на обеспечении высокого качества управления образовательной организацией посредством осуществления поддержки профессиональных стратегий роста профессионализма руководителя.
При разработке содержания направлений такой поддержки целесообразно сконцентрировать внимание на зонах профессиональной ответственности руководителей, которые в рамках профессиональных стандартов выступают в виде трудовых функций [3]:
• руководство разработкой и реализацией программы развития образовательной организации;
• руководство образовательной деятельностью образовательной организации;
• управление ресурсами образовательной организации (финансовыми, кадровыми, материально-техническими, информационными).
Современные глобальные тенденции развития систем непрерывного профессионального образования связаны с определением подходов к разработке сопровождения профессионального роста учителей и руководителей школ (D. Clarkea, A. Kennedy, H. Hollingsworth и др.).
Как отмечают исследователи, одним из факторов, влияющих на изменение подходов к непрерывному профессиональному образованию, являются технологи, которые способны повысить эффективность взаимодействия участников процесса.
При характеристике этих походов разработчики в большей степени обращают внимание практиков именно на выбор технологий и описание условий реализации данных технологий.
Анализ зарубежного опыта показывает, что в настоящее время построение образовательной среды в целях поддержки профессионального развития руководителей образовательных организаций и учителей подвергается значительной трансформации. Все больше учителей и лидеров школ по всему миру присоединяются к онлайн платформам, где специалисты организуют
пространство для встреч и обмена опытом, обсуждения и изучения эффективных практик управления школой, ученическим коллективом, а также методик преподавания разных школьных предметов. Такие онлайн сообщества насчитывают тысячи участников из разных стран мира:
• The American Educational Research Association (около 20 тысяч онлайн участников);
• The future leaders trust (объединяет более 16 тысяч участников);
• Practical Pedagogies (около 2 тысяч участников) и др.
Именно такие технологии отнесены к эффективным образовательным практикам, которые способны влиять на поддержку взаимодействия между специалистами в целях их профессионального развития. Для них характерны ряд свойств [8]:
• индивидуализация: для многих обучающихся, которые не могут найти ответы на профессионально важные вопросы необходимо разработать программы обучения, которые позволяют сконцентрировать усилия преподавателя и обучающегося на решении конкретной задачи;
• сотрудничество: содействие развитию сотрудничества среди лиц, имеющих общие интересы и потребности, через разные формы динамического взаимодействия стимулирует их профессиональный рост;
• доступность: обязательная характеристика технологии, влияющая на возможность преподавателя оказывать качественную профессиональную поддержку обучающемуся;
• эффективность: технология может считаться эффективной, если позволяет решать рутинные задачи, позволяет иметь доступ к образовательным ресурсам на рабочем месте и служит в качестве средства для постоянной обратной связи с преподавателем.
Важно создание условий, которые позволили бы руководителям инициативно участвовать в профессиональных программах, определяя выбор технологии, которая будет для них приемлема (стандартная программа повышения квалификации, коучинг, наставничество или консалтинговые услуги), поощрение широкого коллегиального обсуждения и предоставление возможности для обмена опытом являются ключевыми факторами изменений профессиональной компетентности (D Clarkea, H. Hollingsworth). При этом необходимо сочетать личностный профессиональный рост руководителя и проблемы школы [4].
При составлении индивидуальной программы развития руководителя целесообразно предусмотреть ресурсы неформального и информального образования. Важно посоветовать конкретные варианты. Если речь идет о директоре образовательной организации, вступившем на свой пост сравнительно недавно, то возможно назначить ему и наставника или рекомендовать прохождение стажировки у опытного руководителя [4].
Выводы. Современные мировые тенденции в области построения эффективных систем поддержки профессионального развития руководителей школ, а также особенности функционирования организаций дополнительного
профессионального образования педагогических работников в Российской Федерации свидетельствуют о необходимости значительной перестройки отечественной системы непрерывного профессионального образования.
В настоящее время до конца не изучен потенциал кадровых, финансовых и образовательных ресурсов организаций, основная деятельность которых направлена на повышение профессионализма руководителей образовательных организаций.
Очевидный дефицит ресурсов ощущается в области построения онлайн образовательного пространства, которое могло бы обеспечить обмен профессиональным опытом, обсуждение и изучение эффективных практик управления школой.
Литература
1. Зеер Э. Ф. Концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2012. №5. С. 122-127.
2. Потемкина Т.В. Проблемы разработки программ повышения квалификации для руководителей школ // Непрерывное образование: XXI век. 2015. Вып. 4 (12). DOI: 10.15393/j5.art.2015.2951
3. Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации (проект)» [Электронный ресурс] // ФИРО: [сайт]. URL: http://www.firo.ru (дата обращения: 15.03.2016).
4. Управленческая компетентность руководителей образовательных организаций: монография / И.Д. Чечель, Т.В. Потемкина, М.М. Фирсова. М.: Российская академия образования, 2014. 63 с.
5. Clarkea D., Hollingsworth H. Elaborating a model of teacher professional growth // Teaching and Teacher Education. 2002. 18. Рр. 947-967.
6. Kennedy A. Models of Continuing Professional Development: a framework for analysis // Journal of in-service education. 2005. Vol. 31. Is. 2. Pp. 235-250.
7. Garet M.S., Porter A.C., Desimone L., Birman B.F., Yoo K.S. What Makes Professional Development Effective? Results from a National Sample of Teachers. // American Educational Research Journal. 2001. December 21. 38. Pp. 915-945.
8. Killion J. Tapping technology's potential // JSD. 2013. Vol. 34. No. 1. Pp. 11-12.
9. 50 examples of innovative approaches to professional growth from across the world. URL: http://www.aitsl.edu.au/docs/default-source/professional-growth-resources/performance-and-development-resources
Potemkina Tat'yana Valer'evna,
The Federal State Budgetary Scientific Institution
«Institute of Management of Education of The Russian Academy of Education», the Head of the Laboratory, Doctor of Education, Assistant professor, potemkinatv@mail.ru
Sahanskij Nikolaj Borisovich,
The Federal State Budgetary Scientific Institution
«Institute of Management of Education of The Russian Academy of Education», the Chief scientific researcher, Doctor of Education, Professor, 52dervish@mail.ru
TO THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF SUPPORT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF HEADS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Annotation
Results of research on development of the system of support of professional development of heads are presented in article, components of this system are considered, offers on her design are given.
Keywords:
head of educational organization; support professional development.