Научная статья на тему 'Профессиональные функции экспертов-консультантов в области образования'

Профессиональные функции экспертов-консультантов в области образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
750
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРТНО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ СЛУЖБА / EXPERT AND CONSULTING SERVICE / ВЕДУЩИЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАНТЫ / LEADERS AND REGIONAL CONSULTANTS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ЭКСПЕРТА-КОНСУЛЬТАНТА / PROFESSIONAL FUNCTIONS OF THE EXPERT-CONSULTANT / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / PROFESSIONAL TASKS / КОМПЕТЕНЦИИ ЭКСПЕРТА-КОНСУЛЬТАНТ / COMPETENCES OF THE EXPERT-CONSULTANT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чечель И. Д., Потемкина Т. В.

В статье рассматриваются вопросы определения профессиональных функций специалистов экспертно-консультационной службы в области развития образования. На основе анализа выявленных видов профессиональной деятельности определены объекты профессиональной деятельности. Авторы выносят на обсуждение определение понятия «обобщенная профессиональная функция эксперта-консультанта в области образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чечель И. Д., Потемкина Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL FUNCTIONS OF EXPERTS-CONSULTANTS IN THE FIELD OF EDUCATION

This article discusses the definition of professional features professionals expert consulting services in the field of education. Based on its analysis of the professional activities defined objects of professional activity. The authors bring to the discussion of the definition of "generalized function professional expert consultant in the field of education."

Текст научной работы на тему «Профессиональные функции экспертов-консультантов в области образования»

УДК 37.075

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ЭКСПЕРТОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ В

ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ1

Чечель И.Д., д.п.н., профессор, E-mail: irchechel@mail.ru, Потемкина Т.В., д.п.н., доцент, E-mail: potemkinatv@mai1.ru Институт управления образованием РАО, Москва, Россия

Аннотация В статье рассматриваются вопросы определения профессиональных функций специалистов экспертно-консультационной службы в области развития образования. На основе анализа выявленных видов профессиональной деятельности определены объекты профессиональной деятельности. Авторы выносят на обсуждение определение понятия «обобщенная профессиональная функция эксперта-консультанта в области образования».

Ключевые слова Экспертно-консультационная служба, ведущие и региональные консультанты, профессиональные функции эксперта-консультанта, профессиональные задачи, компетенции эксперта-консультант.

PROFESSIONAL FUNCTIONS OF EXPERTS-CONSULTANTS IN THE FIELD

OF EDUCATION

Chechel I., D., D.Sc.(Pedag.), Prof., E-mail: irchechel@mail.ru Potemkina T. D., D.Sc.(Pedag.), Assoc. prof., E-mail: potemkinatv@mail.ru Institute of management in Education of RAE, Moscow, Russia

Summary This article discusses the definition of professional features professionals expert consulting services in the field of education. Based on its analysis of the professional activities defined objects of professional activity. The authors bring to the discussion of the definition of "generalized function professional expert consultant in the field of education."

Keywords Expert and consulting service, leaders and regional consultants, professional functions of the expert-consultant, professional tasks, competences of the expert-consultant.

Современный этап развития российского образования связывают с такими преобразованиями, как обновление содержания школьных предметов, введение системы оценки качества образования, реструктуризация сети образовательных организаций и т.д.. Особое место при этом отводится вопросам подготовки руководителей, способных действовать в ситуации «опережающего развития». В случае, когда руководитель обязан принимать нестандартные решения, внедрять в практику инновационные проекты, уметь оценивать потенциал (кадровый,

1 Данное исследование проведено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант 13-06-00685)

материально-технический, финансовый и др.) организации, регулировать внутренние процессы ее деятельности и т.д..

Исследования последних лет (Александрова А.С., Василенко Н.В., Коптелов А.В., Потемкина Т.В., Пуденко Т.В., Чечель И.Д. и др.) показывают, что экспертно-консультационная поддержка является одним из эффективных способов оказания профессиональной помощи руководителям образовательных организаций.

Нехватка специалистов, способных оказывать экспертно-консультационные услуги ощущается во всех отраслях экономики. Но если в различных коммерческих организациях дефицит данных специалистов восполняется представителями зарубежных консалтинговых агентств, то в социокультурной сфере экономики такой подход малоэффективен. Это связано с культурными, социальными, финансово-экономическими и другими особенностями организации государственных социальных институтов, в частности института образования.

Несмотря на расширение интеграционных процессов с другими странами, включение в международные образовательные проекты, российское образование имеет свои приоритеты внутригосударственной политики, свои особенности структуры образовательной системы, специфику финансирования образовательных организаций и т.д.

Все это привело к решению о том, что специалистов, способных выполнять функции эксперта-консультанта по вопросам развития системы образования необходимо готовить именно внутри страны.

Характеристики специалиста «эксперта-консультанта» особо активно обсуждались в процессе реализации Федеральной целевой программы развития образования в связи с созданием ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования [1,2,3,4,5,6].

Очевидно, что квалификация данного специалиста отличается от содержания деятельности специалистов, включенных «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» [7] .

Все это вызвало необходимость определения профессионального статуса эксперта-консультанта, выявления объекта его деятельности, особенности профессиональной компетентности, специфики подготовки.

На сегодняшний день уже выделены объекты деятельности специалистов экспертно-консультационной деятельности (управленческие проблемы по введению инноваций, организация образовательного процесса образовательных организаций,

процессы внедрения современных образовательных технологий и т.д.), разработана модель профессиональной компетентности эксперта-консультанта, прошли апробацию отдельные программы подготовки.

Вместе с тем остается неизученным вопрос определения и структурирования профессиональных функций эксперта-консультанта, что позволило бы создать базу для разработки профессионального стандарта специалиста с возможной квалификацией «эксперт-консультант в области образования».

Опираясь на требования к разработке профессионального стандарта [8], при описании функции эксперта-консультанта целесообразно использовать принятую терминологию (вид профессиональной деятельности, обобщенная трудовая функция, трудовая функция, трудовое действие).

Анализ структуры профессиональной деятельности эксперта-консультанта позволил нам выделить следующие профессиональные виды деятельности данного специалиста:

- информационно-аналитическая (сбор, анализ и синтез информации о факторах внешней и внутренней среды объекта консультационной деятельности; информации о стратегии и векторах развития процессов модернизации российского образования, анализ и оценка эффективности возможных решений и альтернатив, проектов, результатов деятельности различных субъектов);

- исследовательская (критический анализ проблемной ситуации, выявление противоречий, симптомов, проблем; постановка проблем, построение «дерева проблем» и определение приоритетов в их решении; оценка альтернатив; разработка рекомендаций и принятие оптимальных решений, адекватных конкретной проблемной ситуации);

- проектировочная (целеполагание тактическое (ситуационное) и стратегическое; проектирование процессов развития образования; разработка проектов, программ и планов деятельности; конкретных рекомендаций и технологических карт деятельности);

- организационно-управленческая (участие в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, комплекса мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией организации, а также функциональных стратегий информационной, экономической, кадровой; управление проектами на фазе их планирования и подготовки; координация деятельности в течение проекта, ответственность за завершение проекта);

- педагогическая (андрагогическая) (проектирование и организация различных обучающих, развивающих и диагностических мероприятий, направленных на выявление и осознание актуальных проблем развития образования; поиск идей; оценка собственных возможностей и ограничений; построение проектов возможных изменений, экспертиза результатов).

В центре внимания данной статьи находится понятие «профессиональная (трудовая) функция эксперта-консультанта». Рассмотрим составляющие компоненты данного понятия.

Профессиональная (трудовая) функция в контексте требований к разработке профессионального стандарта [8] представлена в виде обобщенной трудовой функции («совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе») и трудовая функция («система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции»).

Итак, на основе выделенных видов профессиональной деятельности определим функции эксперта-консультанта по вопросам развития системы образования.

В качестве обобщенной профессиональной (трудовой) функции возможно рассмотрение следующей формулировки: экспертно-консультационная помощь педагогическим работникам, другим специалистам системы образования по проблемам проектирования и организации образовательного процесса, анализа объектов и субъектов образования в целях выработки рекомендаций, формулирования альтернатив принятия управленческих решений, организация рефлексии деятельности по вопросам развития системы образования.

В качестве трудовых функций можно выделить следующие: исследовательская функция эксперта-консультанта в области образования, проектировочная и организационно-управленческая функция эксперта-консультанта в области образования.

Каждая из выделенных трудовых функций включает представленные выше виды профессиональной деятельности.

Безусловно, предложенные трудовые функции требуют дополнительного обсуждения. Вместе с тем данный этап становления профессионального статуса «эксперта-консультанта по вопросам развития системы образования» позволит значительно упрочить его позиции в профессиональной среде.

Список литературы

1. Александрова А.С. Оценка результатов обучения ведущих консультантов и перспектив деятельности. URL: http://www.myshared.ru/slide/189004/

2. Василенко Н.В. Особенности консалтинговой деятельности в образовании// Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2010. №1(3), С.74-82.

3. Коптелов А.В. Особенности отбора содержания подготовки ведущих консультантов по вопросам развития системы образования//Научно-теоретический журнал научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2012.№4(13). С.46-51.

4. Потемкина Т.В. Зарубежная практика организации экспертно-консультационной службы в области образования// Управление образованием: теория и практика. 2012. №3(7). С.128-132.

5. Чечель И.Д., Консалтинговые услуги в сфере образования: проблемы формирования кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития образования/ И.Д.Чечель, Т.И.Пуденко, Т.В. Потемкина // Управление образованием: теория и практика. 2011. №4(4). С.79-90.

6. Чечель И.Д. Эксперт-консультант по вопросам развития образования: особенности подготовки и направления деятельности// Управление образованием: теория и практика. 2012. №3(7). С.82-85.

7. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования". Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011).

8. Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. № 170н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.