реализации программы «Правовое образования молодежи»
Таким образом настоящее время, чтобы создать правовое государство нужно не только издавать соответствующие законы, но и проводить повсеместное правовое воспитание подростков. Правовое образование как один из факторов должно чтобы решить проблему правового нигилизма молодежи в России, нужно формировать и повышать уровень правового сознания, правовое воспитание должна быть одним из направлений государственной политики, нужно направить его в правомерное русло. Необходимо подтолкнуть молодежь к правовым ценностям, мотивировать в изучении правовых знаний, развивать у молодежи чувство долга, так же не стоит забывать что все приобретенные качества и знания должны воплотиться в жизнь через безупречное поведение, повсеместное соблюдение норм права и морали, активно участвовали в государственной и общественной жизни. Так же постоянно проводить программы по правовому воспитанию, устранять все негативные проявления правового нигилизма в обществе. Список использованной литературы:
1.Информ. бюл. ЦРСИ СГУ. Вып.2(6). Молодёжь в политических процессах современной России (региональный аспект) // Под ред. Н.В. Шахматовой. - Саратов.2007. С.13.
2.И.А. Ильин О сущности правосознания.- М., 2000 - С. 54.
3.Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3. - С. 122.
4.Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. СПб., 2007. С. 61.
5.Тарасюк Л.Н., Цейкович К.Н Образование в США // Социально-политический журнал. - 1998 г. - № 5. -С. 154-170.
6.Райан Дж. Преступность несовершеннолетних в Великобритании сегодня. Вопросы и ответы / Тезисы докладов и выступлений международной научно-практической конференции "Ювенальная юстиция и профилактика правонарушений". - СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности "Университет", 1999. - С.26.
© Горлов Н.Н., 2018
УДК 37
Демченко Н.В.
МБДОУ детский сад №9 «Рябинка» г.Сергач Нижегородской области e-mail: detsad-9ryabinka@mail.ru Пиголева М.В. МБДОУ детский сад №9 «Рябинка» г.Сергач Нижегородской области e-mail: detsad-9ryabinka@mail.ru Дробинина Н.В. МБДОУ детский сад №9 «Рябинка» г.Сергач Нижегородской области e-mail: detsad-9ryabinka@mail.ru
К ПРОБЛЕМЕ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ КОНТРОЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДОО В КОНТЕКСТЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Аннотация
В данной статье рассматривается вопрос об организации контроля образовательной деятельности в МБДОУ
детском саду №9 "Рябинка" г.Сергач в рамках региональной инновационной площадки «Разработка и апробация модели контроля образовательной деятельности ДОО в контексте законодательства».
Ключевые слова:
Контроль, объекты контроля ,модель контроля, контроль условий, оценка качества, качество образования, контроль качества результатов
Управление дошкольной образовательной организацией - это целенаправленная деятельность всех субъектов педагогического процесса, направленная на становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие образовательной организации. Его основная цель - достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований.
В современных условиях развития системы дошкольного образования и воспитания недостаточно лишь умения анализировать создавшуюся ситуацию и реагировать на её изменения в работе своего учреждения. Не менее важным является умение составлять прогноз, который выстраивается в программу развития учреждения, основную образовательную программу дошкольного образования.
Внедрение федерального государственного образовательного стандарта требует разработки системы оценки качества деятельности дошкольной образовательной организации.
Основной задачей системы оценки качества деятельности ДОО является получение объективной информации для управления по результатам.
Внимание государства к вопросу качества образования отражено в основных государственных законодательных документах Российской Федерации. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. № 273-Ф3однозначно трактует федеральные государственные образовательные стандарты как основу государственных гарантий уровня и качества образования (в нашем случае - дошкольного) на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ [с.25]
Следовательно, за вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273- ФЗ логично последовали следующие нормативные акты:
- приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384) «О введении ФГОС дошкольного образования».,
- приказ Минобрнауки РФ от 14.06.2013г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией»,
- постановление Правительства РФ от 05.08.2013 N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования" (вместе с "Правилами осуществления мониторинга системы образования"),
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
ФГОС ДО включает в себя раздел требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, подразумевающий требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, к развивающей предметно-пространственной среде [с.15-24], а также к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.[с.24]
Системная работа по организации контроля качества образования организована в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении (далее ДОО) детском саду №9 "Рябинка" г. Сергач с сентября 2017 года в соответствии с приказом от 08.09.2017г ГБОУ ДПО НИРО «Об организации деятельности инновационных площадок на базе образовательных организаций Нижегородской области в 2017-2018 учебном году». МБДОУ детский сад №9 "Рябинка" был включен в перечень региональных инновационных площадок.
Тема инновационной площадки : «Разработка и апробация модели контроля образовательной деятельности
ДОО в контексте законодательства».
Научное руководство инновационной деятельностью осуществляет
Р.Ю. Белоусова, заведующая кафедрой управления дошкольным образованием ГБОУ ДПО НИРО, кандидат педагогических наук, доцент .
Поставлена цель инновационной деятельности: разработка и апробация модели контроля образовательной деятельности в контексте законодательства.
Определены задачи:
• сформировать нормативно-правовую базу по организации контроля образовательной деятельности
ДОО;
• провести теоретический анализ проблемы оценки качества и организации контроля в ДОО в контексте законодательства;
• повысить профессиональную компетентность административных и педагогических работников в вопросах оценки качества образования и организации контроля;
• определить основные объекты контроля образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО;
• выявить и обосновать структурные и функциональные компоненты модели контроля образовательной деятельности ДОО в контексте законодательства;
• разработать и апробировать модель контроля образовательной деятельности ДОО в контексте законодательства;
• разработать методические рекомендации для руководителей ДОО по организации контроля образовательной деятельности в условиях законодательства;
• распространять опыт инновационной деятельности в образовательном пространстве Нижегородской области.
Содержание инновационной деятельности по данной теме включает в себя четыре этапа:
теоретико-проектировочный этап. Направлен на формирование нормативной базы , справочно-информационного и методического материала по организации контроля образовательной деятельности ДОО. Создание в ДОО творческой группы. Разработку и утверждение локальной нормативно- правовой документации. Определение основных направлений и объектов контроля образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО;
практический этап. Включает в себя проектирование структурных и функциональных компонентов модели контроля образовательной деятельности ДОО в контексте законодательства, апробацию содержания направлений модели контроля образовательной деятельности. Организацию и проведение контроля за условиями реализации основной образовательной программы дошкольного образования (психолого-педагогических, кадровых, материально-технических, финансовых условий, контроль качества развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО ); контроля качества результатов освоения основной образовательной программы ДОО(охрану жизни и укрепление здоровья детей, развитие детей раннего и дошкольного возраста, взаимодействие и поддержку семьи в процессе воспитания детей дошкольного возраста );
обобщающий этап. Направлен на апробацию модели контроля образовательной деятельности ДОО в контексте законодательства, разработку методических рекомендаций для руководителей ДОО по организации контроля образовательной деятельности в условиях законодательства, подготовку к публикации сборника информационно-методических материалов «Модель контроля образовательной деятельности ДОО в контексте законодательства »
Внедренческий этап. Направлен на трансляцию опыта по вопросам организации контроля образовательной деятельности в ДОО в контексте законодательства (участие в конкурсах и выступления на конференциях, заседаниях РМО, презентацию методических рекомендаций для руководителей ДОО Нижегородской области, издание сборника информационно- методических материалов на тему : «Модель контроля образовательной деятельности ДОО в контексте законодательства », проведение семинаров для руководителей и педагогов ДОО Сергачского района.
В 2017-2018 учебном году реализован I этап инновационной деятельности.
Была создана творческая группа и проанализирована система контроля качества образования, которая уже существовала в ДОО. Был разработан пакет нормативно-правовых документов (локальные акты):положения об инновационной деятельности, творческой группе, положение о внутренней системе оценки качества образования, положение о порядке подготовки и организации проведения самообследования МБДОУ детского сада №9 «Рябинка»; разработан план работы творческой группы по реализации инновационной деятельности в ДОО на 2017-2018 учебный год; проведен анализ законодательной и нормативно-правовой базы дошкольного образования; изучены отдельные аспекты проблемы оценки качества и организации контроля в ДОО в контексте законодательства: (В.С. Лазарев, Л.М.Денякина, К.Ю. Белая, М. М. Поташник, Л. В. Поздняк и Н.Н.Лященко, Н.С.Сунков, Т.С. Кабаченко );на основе изученной научной литературы и законодательной базы определены основные направления и объекты контроля образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО:
• контроль условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования (психолого-педагогических, кадровых, материально-технических, финансовых, развивающей предметно-пространственной среды ДОО);
• контроль качества результатов освоения основной образовательной программы ДОО(охрана жизни и укрепление здоровья детей, развитие детей раннего и дошкольного возраста, взаимодействие и поддержка семьи в процессе воспитания детей дошкольного возраста );
приняли участие в работе вебинара на тему : «Внутренняя система оценки качества дошкольного образования - механизм повышения результативности работы ». Лектор - О. А. Скоролупова ; создана страница «Инновационная деятельность ДОО» на сайте детского сада.
Ожидаемые результаты реализации следующих этапов инновационной деятельности :
• разработка и апробация модели контроля образовательной деятельности ДОО в контексте законодательства;
• разработка методических рекомендаций для руководителей ДОО по организации контроля образовательной деятельности в условиях законодательства;
• издание сборника информационно-методических материалов на тему: "Модель контроля образовательной деятельности ДОО в контексте законодательства".
Разработанная модель контроля качества образования в ДОО позволит поставить перед коллективом принципиально новые задачи по совершенствованию образовательной деятельности, переосмыслить пути решения традиционных задач и напрямую управлять качеством работы дошкольного образовательного учреждения, своевременно отслеживать динамику качественных изменений в детском саду, выявлять трудности при организации работы детского сада в инновационном режиме.
Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что рационально организованный контроль качества образования в дошкольной образовательной организации предоставит сущностную, разностороннюю, системную и потому обладающую достаточной прогностической силой информацию, которую можно использовать для принятия эффективных управленческих решений.
Список использованной литературы:
1. Менеджмент дошкольной образовательной организации в контексте нового законодательства: монография / Р.Ю. Белоусова, А.Н. Новосёлова, Н.М.Подоплелова [и др.]; под общей ред. Р.Ю.Белоусовой. - Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2016. - 205 с.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации » от 29.12.2012 г. №273-ФЗ М.:ТЦ Сфера 2018 г., с.25
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Приказы и письма Минобрнауки РФ. М.:ТЦ Сфера,2018 г Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384) «О введении ФГОС дошкольного образования»[ Электронный ресурс]-Режим доступа:кНр://^а1аС£.гаМос/рпка7-ттоЬтаик1-1^п-оМ7102013-п-1155/ , с.15 -24
©Демченко Н.В., Пиголева М.В., Дробинина Н.В., 2018 ~ 126 ~