ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ШКАЛ ECERS-R В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л.Е. Кузнецова, Н.А. Павлова, Е.Е. Березянская, В.А. Ведерникова, М.С. Фёдорова
В статье рассматривается проблема оценки качества дошкольного образования. В качестве одного из направлений по обозначенной проблеме представлен опыт Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 76 города Челябинска» по использованию шкал ЕСЕЯБ-К для оценивания качества условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Ключевые слова: дошкольное образование, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, шкалы ECERS-R, основная образовательная программа дошкольного образования, качество дошкольного образования, предметно-пространственная среда, проблемные зоны, повышение качества дошкольного образования.
Наиболее значимым аспектом развития современного дошкольного образования является его качество как приоритетное направление в контексте формирования и совершенствования системы оценки качества дошкольного образования. Темпы развития нашего общества предъявляют всё новые требования как ко всей образовательной системе, так и к дошкольному образованию. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования [4], а с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) конкретизированы обязатель-
ные требования к дошкольному образованию, в том числе к его качеству, то есть «результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» [1].
По мнению Тарасовой Н. В, члена рабочей группы по разработке ФГОС ДО, разработчика примерной основной образовательной программы дошкольной образовательной организации, «основная цель оценки качества дошкольного образования - развитие системы дошкольного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Именно ФГОС, согласно «Закону об образовании в РФ», обеспечивает государственные гарантии качества образования на разных уровнях общего и профессионального образования». Исходя из этого определена одна из приоритетных задач - «повышение качества дошкольного образования». [3]
Качество образования в дошкольной образовательной организации выражается уровнем достижения обучающимися целевых ориентиров, которые не подлежат непосредственной оценке. Для качественного достижения обучающимися целевых ориентиров необходимо создавать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. В связи с этим появилась потребность поиска эффективных механизмов оценки качества данных условий или оценки развивающей предметно-пространственной среды. Проблема заключается в недостаточности инструментария для объективной оценки качества условий реализации образовательных программ дошкольного образования. Однако таким инструментом
«может стать широко используемый в мировой практике инструмент оценки среды дошкольного образования ECERS (Early Childhood Environment rating Scale)» [6].
Шкалы ECERS позволяют проводить наблюдение, результатом которого является оценка образовательной среды конкретной группы детского сада. Образовательная среда в контексте ECERS - это организация пространства (по определению ФГОС ДО «предметно-пространственная среда»), времени и взаимодействие на уровне субъект-субъектных отношений: дети-взрослые, дети-дети, взрослые- взрослые. «Таким образом, показатели ECERS охватывают весь спектр условий, в которых оказывается ребёнок в детском саду» [6].
Конечно, шкалы ECERS - это очень большое количество показателей, которые необходимо учитывать и интерпретировать в контексте наблюдаемой группы детского сада. Но «при всём обилии показателей и индикативов, шкала представляет собой инструмент с чётко определённой системой ориентиров, которая может быть охарактеризована как "активный и компетентный ребёнок"» [6]. Шкалы ECERS можно считать комплексным инстурментарием, направленным на оценку развития и образовательных достижений детей. Для дошкольной образовательной организации существует специально переработанная версия шкал ECERS - ECERS-R. В предисловии научного редактора издания Хармс Т. «Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. ECERS-R» обоснована возможность использования ECERS-R как инструмента оценивания: «Шкалы ECERS прошли апробацию в российских дошкольных организациях, которая подтвердила полную применимость этого инструмента в условиях современного дошкольного образования России» [5].
Шкалы ECERS-R отражают изменения, которые произошли в системе дошкольного образования с того времени, когда были опубликованы шкалы ECERS, но при этом сохраняют общие принципы и конструкцию шкал ECERS. К тому же, ECERS-R как инструмент
оценки качества, в котором основные положения ФГОС ДО «определены операционально, <...> допускают вариативность программ» [2]. Также ФГОС ДО «запрещает использовать при оценке качества дошкольного образования детские результаты и требует оценивать условия реализации образовательной программы и её структуру» [2], а условия реализации образовательной программы дошкольной образовательной организации и являются объектом оценки ЕСЕЯБ-К К тому же, к таким основным понятиям ФГОС ДО, как «"индивидуализация", "самоценность детства", "зона ближайшего развития", "эмоциональное благополучие", "произвольность и самостоятельность", соответствуют такие характеристики среды, как "доступность материалов в течение большей части дня", "насыщенность среды", индивидуализация среды» [2]. Ещё одним значимым аргументом в пользу ЕСЕЯБ-К является то, что в качестве образовательной среды «создатели ECERS понимают организацию пространства (мебель, обстановку, оборудование и пр. - то, что в ФГОС ДО именуется "предметно-пространственной средой"), времени (распорядок дня, соотношение регламентированной и свободной деятельности, время для свободной игры и движения и пр.) и взаимодействие (характер общения детей и взрослых, отношения между сверстниками и педагогами)» [2]. Исходя из этого, ECERS-R вполне соответствует ведущим приоритетам современного дошкольного образования и, что немаловажно, основным положениям ФГОС ДО.
Именно поэтому для решения проблемы оценки условий реализации образовательной программы дошкольного образования Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад № 76 г. Челябинска" предпринята попытка использования шкал ECERS-R в качестве инструмента для оценки предметно-пространственной среды старшей группы детского сада. Приступая к наблюдениям с использованием инструментария «Шкала ECERS-R», обращаем особое внимание на то, что ECERS предназначен для комплексной оценки обра-
зовательной среды группы детского сада, а именно: оценки предметно-пространственной среды конкретной группы, а не детских результатов (в соответствии с ФГОС ДО), также, по мнению Юдиной Е.Г., кандидата психологических наук, заведующей кафедрой управления дошкольным образованием Московской высшей школы социальных и экономических наук, «шкалы представляют собой валидизированный инструмент с высокой степенью достоверности и надежности. Учитывая, что в основе этих шкал лежит наблюдение, такие характеристики выглядят очень надежными» [7].
Таким образом ECERS не только обеспечивает высокую валидность и надежность инструмента, но и может применяться как для независимой оценки качества образования, так и для самооценки.
В ходе наблюдения по шкале ECERS-R «Пространство и его обустройство» использовался инструментарий для самооценки с привлечением представителей дошкольного профессионального сообщества в качестве внешних экспертов с целью исключения субъективного фактора при оценке созданной в конкретной группе дошкольной образовательной организации развивающей предметно-пространственной среды.
Для проведения наблюдения с использованием шкалы ECERS-R «Пространство и его обустройство» в образовательной организа-
Результаты
ции были сформированы оценочные листы для оценки предметно-пространственной среды по следующим подшкалам: внутреннее помещение; мебель для ежедневного ухода, игр и учения; предметы обстановки для отдыха и комфорта; обустройство пространства для игр; места для уединения; связанное с детьми оформление пространства; пространство для игр, развивающих крупную моторику; оборудование для развития крупной моторики. Наблюдение проводились в старшей группе. Возраст большинства детей названной группы от 5 до 6 лет. Полученные в ходе наблюдения результаты представлены в таблице 1.
ЕСЕЯ8-Я — «Пространство и его обустройство» (предметно-пространственная среда) старшей группы дошкольной образовательной организации «Детский сад № 76 г. Челябинска»
Объект наблюдения — предметно-пространственная среда.
Субъекты процедуры наблюдения:
■ администрация дошкольной образовательной организации;
■ воспитатель 1;
■ воспитатель 2;
■ независимый эксперт.
Максимальный балл по шкале «Пространство и его обустройство» — 7.
Средний балл по результатам оценивания — 5,4.
Таблица 1
наблюдений
Шкала № Наименование подшкал Оценка
1 2 3 4 5 6 7
о 1. 1.1 Внутреннее помещение ■
ю н о
« о
Н О 1 2 3 4 5 6 7
iy ю 2. 1.2 Мебель для ежедневного ухода, игр и уче- ■ ■
о о ния
U <и ■
к о 1.3 Предметы обстановки для отдыха и комфорта 1 2 3 4 5 6 7
и н о 3. ■
К CÖ ■
fp о 1 2 3 4 5 6 7
о а 4. 1.4 Обустройство пространства для игр ■
с
Шкала
№
Наименование подшкал
5.
1.5 Места для уединения
6.
1.6 Связанное с детьми оформление пространства
7.
1.7 Пространство для игр, развивающих крупную моторику
1.8 Оборудование для развития крупной моторики
Вот некоторые зоны предметно-пространственной среды старшей группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 76 г. Челябинска» (рисунок 1).
Рисунок 1. Пространство для игр и отдыха
Графически полученные результаты кольной образовательной организации «Дет-
наблюдения шкалы ЕСЕКБ-К «Простран- ский сад № 76 г. Челябинска» представлены
ство и его обустройство» (предметно-про- на рисунке 2. странственная среда) старшей группы дош-
Рисунок 2. Оценка по шкале «Пространство и его обустройство»
Проведенная оценка дала возможность администрации образовательной организации и коллективу в целом поработать над пониманием, осмыслением полученных результатов и определением проблемных зон.
Как видно из рисунка, позитивные результаты получены для всех показателей по шкале «Пространство и его обустройство», средний балл составляет от 6,75 до 4 баллов, что говорит о достаточной обустроенности образовательной среды и ее влиянии на качество образования.
Однако следует отметить значительное расхождение при оценке по подшкалам «Пространство для игр, развивающих крупную моторику» и «Оборудование для развития крупной моторики» в сторону завышения оценок воспитателями и администра-
цией образовательной организации относительно независимого эксперта. Рисунок 3 отображает сравнительно-сопоставительную характеристику оценок администрации детского сада и независимого эксперта.
Субъекты процедуры наблюдения:
■ администрация дошкольной образовательной организации;
■ независимый эксперт.
Шкала Пространство и его обустройство Наименование подшкал^--^^ ^Баллы 1 2 3 4 5 6 7
1.1 Внутреннее помещение V •ч
1.2 Мебель для ежедневного ухода, игр и учения > >*
1.3 Предметы обстановки для отдыха и комфорта
1.4 Обустройство пространства доя игр 4 1
1.5 Места для уединения -
1.6 Связанное с детьми оформление пространства )
1.7 Пространство для игр. развивающих крупную моторику / | »
1.8 Оборудование для развития крупной моторики • /
Рисунок 3. Сравнительно-сопоставительная таблица оценок пространства и его обустройства старшей группы МБДОУ «Детский сад № 76 по шкале «Пространство и его обустройство»
Данный факт свидетельствует о важности и необходимости привлечения независимых экспертов для более объективной оценки и определения проблемных зон при создании условий для развития детей.
Первый опыт применения шкал БСЕКБ-Я для оценки развивающей образовательной среды в МБДОУ «Детский сад № 76 г. Челябинска», во-первых, дал возможность получить достоверные сведения о качестве образовательной среды, во-вторых, позволил выявить зависимость полученных результатов от уровня компетентности воспитателя, администрации, от создания (муниципальным) органом управления образованием условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях [4].
Результаты проведённого в экспериментальном режиме наблюдения доказали, что шкалы ЕСЕЯ8-Я соответствуют требованиям ФГОС ДО и, соответственно, могут
использоваться в полном объёме для оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. К тому же интерпретация результатов наблюдения с использованием шкал ECERS-R свидетельствует о потенциальной эффективности данного инструментария для определения направлений развития МБДОУ «Детский сад № 76 г. Челябинска», является поводом для дискуссии в педагогическом коллективе, а также основанием для повышения квалификации педагогических работников дошкольной образовательной организации.
Таким образом, ЕСЕЯБ-Я подтвердил то, что хорошими условиями обладает насыщенная предметно-пространственная среда, побуждающая ребёнка к активности, располагающая его к самоопределению, самореализации и самовыражению. Значимой составляющей такой среды является индивидуальная адресная поддержка со стороны педагога, обеспечивающая субъект-субъектные
отношения ребёнка и взрослого.
Список литературы
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384). [Электронный ресурс].
— Режим доступа: http://www.consultant.ru/-document/cons_doc_LAW_154637/. Дата обращения: 09.10.2018 г.
2. Реморенко, И. М. Ключевые проблемы реализации ФГОС дошкольного образования по итогам исследования с использованием «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS-R)»: «Москва-36» [Текст] / И. М. Реморенко, О. А. Шиян, И. Б. Шиян, Т. Г. Шмис, Т. Н. Леван, Я. Я. Козь-мина, Е. В Сивак. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017 г.
— №2. - С.16-31.
3. Тарасова Н. В. Оценка качества дошкольного образования. Федеральный институт развития образования. 2016. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kipk.ru/files/fck/4445/%D0%9A% D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82 %D0%B2%D0%BE_%D0%94%D0%9E%D0 %9E_31.01.16.pdf. Дата обращения: 09.10.2018 г.
4. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/. Дата обращения: 09.10.2018 г.
5. Хармс, Т. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. ECERS-R: переработанное издание [Текст] / Тельма Хармс, Ричард м. Клиффорд, Дебби Крайер.
— М.: Издательство «Национальное образование», 2017 — 136 с. — (Национальная контрольно-диагностическая лаборатория).
6. Шиян, О. А. Новые возможности оценки качества образования: шкалы ECERS-R апробированы в России [Текст] / О. А. Шиян, Е. В. Воробьева. // Современное
дошкольное образование. Теория и практика. - 2015. - №7. - С.38-49.
7. Юдина, Е. Г. Шкалы ECERS как метод оценки качества и развития российской системы дошкольного образования [Текст] / Е. Г. Юдина // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2015. - №7. -С. 22-27.
References
1. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.10.2013 N 1155 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya" (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 14.11.2013 N 30384). [El-ektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_154637/. Data obrashcheniya: 09.10.2018 g.
2. Remorenko, I. M. Klyuchevye problemy realizatsii FGOS doshkol'nogo obrazovaniya po itogam issledovaniya s ispol'zovaniem «SHkal dlya kompleksnoy otsenki kachestva obra-zovaniya v doshkol'nykh obrazovatel'nykh or-ganizatsiyakh (ECERS-R)»: «Moskva-36» [Tekst] / I. M. Remorenko, O. A. SHiyan, I. B. SHiyan, T. G. SHmis, T. N. Levan, YA. YA. Koz'mina, E. V Sivak. // Sovremennoe dosh-kol'noe obrazovanie. Teoriya i praktika. - 2017 g. - №2. - S.16-31.
3. Tarasova N. V. Otsenka kachestva doshkol'nogo obrazovaniya. Federal'nyy institut razvitiya obrazovaniya. 2016. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.kipk.ru/files/fck/4445/%D0%9A% D0%B0%D1%87%D0%B5%D1 %81%D1%82 %D0%B2%D0%BE_%D0%94%D0%9E%D0 %9E_31.01.16.pdf. Data obrashcheniya: 09.10.2018 g.
4. Federal'nyy zakon "Ob obrazovanii v Ros-siyskoy Federatsii" N 273-FZ ot 29 dekabrya 2012 goda s izmeneniyami 2018 goda. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_140174/. Data obrashcheniya: 09.10.2018 g.
5. KHarms, T. SHkaly dlya kompleksnoy otsenki kachestva obrazovaniya v doshkol'nykh obrazovatel'nykh organizatsiyakh. ECERS-R: pererabotannoe izdanie [Tekst] / Tel'ma KHarms, Richard m. Klifford, Debbi Krayer. —
M.: Izdatel'stvo «Natsional'noe obrazovanie», 2017 — 136 s. — (Natsional'naya kontrol'no-di-agnosticheskaya laboratoriya).
6. SHiyan, O. A. Novye vozmozhnosti otsenki kachestva obrazovaniya: shkaly ECERS-R aprobirovany v Rossii [Tekst] / O. A. SHiyan, E. V. Vorob'eva. // Sovremennoe dosh-kol'noe obrazovanie. Teoriya i praktika. - 2015. - №7. - S.38-49.
7. YUdina, E. G. SHkaly ECERS kak metod otsenki kachestva i razvitiya rossiyskoy sistemy doshkol'nogo obrazovaniya [Tekst] / E. G. YUdina // Sovremennoe doshkol'noe obra-zovanie. Teoriya i praktika. - 2015. - №7. - S. 22-27.
Сведения об авторах Кузнецова Людмила Евгеньевна —
начальник лаборатории организационно-методического сопровождения отдела обеспечения оценки качества образовательных программ ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Павлова Наталья Алексеевна — методист лаборатории организационно-методического сопровождения отдела обеспечения оценки качества образовательных программ ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск Березянская Елена Евгеньевна — заведующий муниципального бюджетного дош-
кольного образовательного учреждения "Детский сад № 76 города Челябинска"
Ведерникова Вера Анатольевна — руководитель структурного подразделения муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 76 города Челябинска"
Фёдорова Марина Сергеевна — старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 76 города Челябинска"
Information about author Kuznetsova L.E. - Head of Laboratory for organizational and methodological support of the Department «Ensuring the quality assessment of educational programs», Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education
Pavlova N.A. - Methodologist of Laboratory for organizational and methodological support of the Department «Ensuring the quality assessment of educational programs», Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education
Berezanskaya E.E. — Head of Kindergarten № 76, Chelyabinsk
Vedernikova V.A. — Head of structural unit of Kindergarten №76, Chelyabinsk
Fedorova M.S. — Kindergarten Teacher of Kindergarten №76, Chelyabinsk