Единство и взаимосвязь социального и биологического определяют успешность социализации личности. Так, в дефектологии (коррекционной педагогике) и в ее разделах сурдо-, тифло-, олигофренопедагогике, логопедии социализация и интеграция детей в общество здоровых является приоритетным направлением и целью образовательной деятельности ([7]; Кащенко, 1992; [8]). Главный принцип этих дисциплин - ориентация не на дефект, а на потенциальные возможности ребенка.
Основной путь социализации - это развитие духовного мира, социально-культурная, социально-трудовая, социально-бытовая адаптация с помощью коррекционно-развивающих, индивидуально-ориентированных программ психолого-педагогического, социального, культурного воздействия через образовательную деятельность, профессиональное обучение, межличностные отношения, речевую коммуни-
кацию, литературу, искусство, эстетопсихотерапию, игротерапию, сказкотерапию и другие виды педагогического воздействия (Кантор, 1998; Григорьева, 1998; Иванов, 2001; Шадрина, 2001). Совершенно очевидно, что главный акцент поиска лежит в сфере духовной культуры, воспитания «человека разумного» и явной недооценки «человека телесного». И.М. Быховская (1993) утверждает, что нарушение гармонии между природным и социальным есть нарушение культуры.
Таким образом, несмотря на это противоречие, адаптивная физическая культура, коррекционная педагогика и специальная психология имеют общие объект, цель педагогической деятельности, единые методологические подходы и принципы, решают с разных сторон интегративные общие задачи и поэтому должны взаимно обогащать и дополнять друг друга.
Литература
1. Николаев Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры в поддверии XX века. СПб., 1998.
2. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании: Учеб. пос. для студ. высших пед. учеб. заведений. М., 2002.
3. Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф., Морозова О.В., Солодков А.С. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: Учеб. пос. / Под ред. С.П. Евсеева и А.С. Солодкова. СПб., 1996.
4. Евсеев С.П.и др. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры: Учеб. пос. / Под ред. С.П. Евсеева. М., 2000.
5. Пономарёв Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека. СПб., 1996.
6. Столяров В.И. и др. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания // Теория и практика физической культуры. 1998. № 5.
7. Лапшин В.А., Пузанова Б.П. Основы дефесбологии. М., 1990.
8. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич., СПб., 2001.
А. В. Ящук
К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ ДЕТЬМИ
Томский государственный педагогический университет
Проблемы семьи, включая психологию семейных отношений, семейную педагогику, семейное право, охрану материнства и детства, усыновление, лишение родительских прав и др., требуют комплексной междисциплинарной разработки и преподавания. Данный подход к обучению и подготовке специалистов позволит успешнее противостоять негативным проявлениям дезадаптации в детской и подростковой среде.
В настоящее время диапазон работ, посвященных изучению детско-подростковой дезадаптации значительно расширился за счет изучения медикобиологических проблем (А.Г. Амбрумова, Б.С. Бра-
тусь, Ф.Б. Березин, М.И. Буянов, Г.В. Грибанов,
В.В. Ковалёв, К.С. Лебединская), психолого-педа-гогических (Б.Н. Алмазов, С. А. Беличева, Л.А. Грищенко, И. В. Дубровина, Т. Д. Марцинковская, Т.Д. Молодцова, В.Г. Бочарова, В.Н. Гуров, В.Г Степанов, Ю.Ю. Черво). Часть работ посвящена активизации коррекционно-реабилитационной работы в учреждениях интернатного типа с дезадаптированными подростками (И.П. Башкатов, Ю.В. Гербе-ев, И.А. Невский, В.И. Чередниченко, В.М. Лит-вишков, Н.И. Махиборода), системного подхода в преодолении дезадаптации (С.Б. Думов, О. А. Старцев, А.Н. Гамаюнова, Е.Г. Щукина, В.Г. Бочарова).
Несмотря на разницу подходов и взглядов на проблемы социализации и адаптации отечественных исследователей, их объединяет единый философско-методологический подход к воспитанию подрастающего поколения, суть которого состоит в следующем: воспитание должно служить цели гармоничной адаптации личности к существующей общественной системе, помочь человеку найти себя в современном мире и обществе.
Понятия «социальная дезадаптация», «дезадаптированный ребенок» вошли в научную литературу сравнительно недавно. В 20-е гг., когда остро стояла проблема детской беспризорности, асоциального поведения детей, их именовали детьми «выбитыми из жизненной колеи», «оказавшимися непригодными для жизни в семье и школе», «морально дефективными детьми».
В наше время под дезадаптацией понимается совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии взаимодействия человека с окружающей средой.
Дезадаптированный ребенок - это несовершеннолетний, который в силу своих особенностей или недостатков в индивидуальном развитии не может выработать адекватные новым условиям формы поведения и деятельности.
Дезадаптивное поведение - это дисгармония характера, в разных вариациях проявляющаяся как отсутствие твердой жизненной позиции, неумение строить отношения, контролировать свои поступки
и, соответственно, соотносить их с основными жизненными ценностями, некритичность к себе, безразличие, грубость, жесткость по отношению к окружающим, антисоциальная направленность.
Процесс дезадаптации развертывается соответственно основным направлениям человеческой деятельности, среди которых выделяются познавательная, преобразовательная, ценностно-ориентированная, коммуникативная. Иными словами, социально-психологическая дезадаптация охватывает познание, труд, общение, разрушает их и отрывает от мира. Нарушается процесс социализации детей, ее функциональной и содержательной сторон.
Социальная дезадаптация - многогранное явление, в основе которого лежат следующие факторы:
а) индивидуальные, действующие на уровне психобиологических предпосылок, затрудняющие социальную адаптацию индивида: тяжелые или хронические соматические заболевания двигательной сферы, нарушение и (или) снижение функций сенсорных систем, несформированность высших психических функций (ВПФ), резидуально-органические поражения центральной нервной системы и т.д.;
б) психолого-педагогические, проявляющиеся в дефектах семейного, школьного и другого воспитания, выражаются в отсутствии индивидуального
подхода к ребенку в воспитывающей среде, неадекватности предпринимаемых воспитательных мер, несправедливом, грубом, оскорбительном отношении учителя (воспитателя), занижении оценок, отказе от своевременной помощи при пропусках занятий, в непонимании душевного состояния ребенка. Сюда относится также тяжелый эмоциональный климат в семье, алкоголизация родителей, настроенность семьи против школы и других учебно-воспитательных учреждений;
в) личностные, которые проявляются в активно избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения;
г) социальные: неблагоприятные материальнобытовые условия жизни, определяющиеся социальными и социально-экономическими условиями общества [1].
В практике воспитания существует множество терминов, обозначающих социальную дезадапти-рованность детей: недисциплинированные, трудные, педагогически запущенные, трудновоспитуемые с отклоняющимся поведением, склонные к правонарушениям, социально-запущенные и др. Чаще всего эти термины употребляются как синонимы. Некоторые авторы распределяют их по степени нарастания социальной дезадаптации. Например, сначала недисциплинированность, затем труд-новоспитуемость, педагогическая и социальная запущенность.
Обобщая описание дезадаптации на эмпирическом уровне, исследователи отмечают выраженную недостаточность внутренних механизмов контроля поведения, несформированность собственной системы ценностей, неосознаваемость мотивов и норм поведения. Описывается упрямство, озлобленность, жестокость дезадаптированных детей, их обидчивость, ранимость, конфликтность, колебания настроения, повышенная чувствительность, вспышки возбуждения, тревожность, рассеянность, нерешительность, боязливость, чувство собственной малоцен-ности, никчемности, противостояние миру.
Основу социальной дезадаптации составляет эмоциональная неустойчивость, слабая мотивационная направленность; своеобразные поведенческие реакции, которые проявляются в низком уровне самоконтроля поведения, наличии реакций ухода от конфликта.
Эмоционально-волевые характеристики личности определяются несдержанностью, слабостью эмоционального и волевого контроля, недостаточная эмоциональная зрелость и высокая нервно-психическая напряженность.
Данные характеристики социальной дезадаптации можно понимать в широком и узком смыслах. В широком смысле социальная дезадаптация - это состояние связей с новой средой, а также длительная неприспособленность к определенной социальной среде, вследствие чего и возникает ряд расстройств и нарушений. В узком смысле социальная дезадаптация означает, что поведение ребенка в социальном аспекте частично отклоняется от принятых в обществе норм поведения, т.е. поведение не согласуется с принципами и основными требованиями, установленными в обществе и коллективе.
Работы последних лет предлагают различные классификации видов дезадаптации: рассматриваются виды по «институтам», где произошла дезадаптация (школьная, семейная, групповая); по возрастным особенностям (дошкольная, младших школьников, отроческая, подростковая); по степени запущенности (трудновоспитуемые, педагогически запущенные, подростки-правонарушители, несовершеннолетние преступники) [2].
При делении дезадаптации на виды С.А. Бели-чева учитывает внешние или смешанные проявления дефекта взаимодействия личности с обществом, окружением и собой:
а) патогенная: определяется как следствие нарушений нервной системы, болезней головного мозга, нарушений анализаторов и проявлений различных фобий;
б) психосоциальная: результат половозрастных изменений, акцентуации характера (крайних проявлениях нормы, усилении степени проявления определенной черты), неблагоприятных проявлений эмоционально-волевой сферы и умственного развития;
в) социальная: проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок [3].
Опираясь на данную классификацию, Т.Д. Мо-лодцова выделяет следующие виды дезадаптации:
а) патогенную: проявляется в неврозах, истериках, психопатии, нарушениях анализаторов, соматических нарушениях;
б) психологическую: фобии, различные внутренние мотивационные конфликты, некоторые виды акцентуаций, которые еще не повлияли на социальную систему развития, но которые нельзя отнести к явлениям патогенным. Такая дезадаптация в большей степени скрыта и достаточно устойчива. Сюда относятся все виды внутренних нарушений (самооценки, ценностей, направленности), которые сказались на самочувствии личности, привели к стрессу или фрустрации, травмировали личность, но не сказались еще на поведении;
в) социально-психологическую, психосоциальную: неуспеваемость, недисциплинированность, конфликтность, трудновоспитуемость, грубость, нарушения взаимоотношений. Это наиболее распространенный и легко проявляющийся вид дезадаптации;
г) социальную: подросток мешает обществу, отличается девиантным (отклоняющимся от нормы) поведением, легко входит в асоциальную среду (адаптация к асоциальным условиям), становится правонарушителем (деликвентное поведение), характеризуется адаптацией к дезадаптированности (наркомания, алкоголизм, бродяжничество), в результате чего возможен выход на криминогенный уровень. Сюда относятся дети «выпавшие» из обычного общения, оставшиеся без крова, предрасположенные к суициду и т.д. Этот вид иногда опасен для общества, требует вмешательства психологов, педагогов, родителей, врачей, работников юстиции.
Социальная дезадаптация детей и подростков находится в прямой зависимости от негативных отношений: чем сильнее выражена степень негативных отношений детей к учебе, семье, сверстникам, педагогам, неформальному общению с другими, тем тяжелее степень дезадаптированности [4].
Выявленные в педагогической науке закономерности преодоления социальной дезадаптации в практике школьной работы используются мало. Поэтому необходима такая подготовка студентов педагогического вуза, которая включает в себя формирование правильных, научно обоснованных представлений о воспитательно-коррекционной работе с несовершеннолетними. Воспитательнокоррекционная работа - это сложная система воздействия на детей и подростков, которая в сочетании с психолого-педагогическими приемами направлена на преодоление или ослабление недостатков в развитии личности [5].
При определении этапов вузовского обучения, форм и методов его подготовки необходимо использовать исследования, в которых рассматриваются некоторые его стороны, характеризуются примерное содержание, методы, приемы и организационные формы подготовки студентов к работе с несовершеннолетними (В.Г. Баженов, Н.Н. Верницкая, А.И. Кочетов, В.Н. Рязанцева, В.А. Поварницына, Л.В. Симончик, В.В. Трифонов, Р.М. Хмурич).
При осуществлении психолого-педагогической подготовки студентов к воспитательно-коррекционной работе необходимо соблюдать следующие условия:
- профессионально-педагогическую направленность учебно-воспитательного процесса, соблюдение последовательности в изучении дисциплин психолого-педагогического цикла по проблемам воспитания и коррекции;
- обеспечение взаимосвязи между дисциплинами психологического, педагогического, социального циклов по данной проблеме;
- включение каждого студента в активную самостоятельную работу по изучению дисциплин, направленную на глубокое усвоение системы общепедагогических понятий по воспитанию и коррекции в работе с дезадаптированными детьми и подростками;
- установление тесной связи психолого-педаго-гических дисциплин с практикой работы различных учебно-воспитательных учреждений, с их передовым опытом;
- приобщение студентов к исследовательской деятельности, формирование умений диагностировать и прогнозировать развитие личности дезадаптированного ребенка;
- участие в создании доступных студентам учебных пособий, связанных с проблематикой воспитательно-коррекционной работы.
Профессиональная подготовка педагогов должна опираться на обширные научно-обоснованные знания, которые охватывают:
а) личность ребенка, его физическое, духовное и социальное развитие, нормальное и отклоняющееся поведение;
б) объединения и группировки людей (семью, малую группу, коллективы учебных заведений, коллектив сверстников);
в) систему учреждений, оказывающих помощь детям;
г) основы теорий, методик и технологий по работе с различными категориями детей в разных условиях;
д) социально-правовые и социально-экономические основы педагогической деятельности;
е) методы управления и планирования профессиональной и научно-исследовательской деятельности в социально-педагогической сфере.
Воспитательно-коррекционная деятельность определяется как деятельность педагога, направленная на оказание помощи детям в снятии состояния социальной дезадаптации и преодолении его барьеров, в которой выделяются следующие этапы:
1. Диагностический - проведение диагностического обследования на основе отобранных методик,
адекватных поставленным задачам. Выявление проблем в поведении, общении и т.д.
2. Аналитико-поисковый - анализ психофизиологических, интеллектуальных, общеличностных возможностей детей. Поиск ведущих направлений в их развитии и коррекции.
3. Проектировочный - разработка индивидуальной программы воспитательно-коррекционной деятельности на основе педагогического прогнозирования развития воспитанника.
4. Процессуально-деятельностный - выполнение индивидуальной программы воспитательнокоррекционной деятельности. Системный мониторинг реализации программы.
5. Дальнейшая педагогическая поддержка, стимулирование осмысленного самовоспитания.
Данная педагогическая система является составной частью процесса подготовки специалистов к воспитательно-коррекционной деятельности [6].
При подготовке студентов необходимо учитывать затруднения, с которыми встречаются педагоги в работе с дезадаптированными детьми и подростками: неумение наладить контакт с ребенком, непонимание внутренней психологической позиции детей и подростков, сложности в управлении общением, неумение выработать оптимальную стратегию и тактику в общении с детьми, замедленное реагирование на изменение ситуации, отсутствие мобильности и педагогического мышления в преодолении конфликтных ситуаций, неумение находить нестандартные приемы в решении проблемных ситуаций.
Подготовка студентов к воспитательно-коррекционной работе зависит от объективных условий организации процесса обучения в педагогическом вузе. Она улучшится при целенаправленном отборе знаний, умений и навыков, необходимых для коррекции личности дезадаптированных детей и подростков, поэтапном их усвоении от курса к курсу, применении этой информации в непрерывной воспитательной деятельности по предупреждению отклонений в поведении детей, органичном соединении с другими направлениями подготовки студентов в ходе учебно-воспитательного процесса.
Литература
1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М., 1993.
2. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986.
3. Беличева С.А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1995. № 4.
4. Молодцова Т.Д. Теория и практика предупреждения и преодоления дезадаптации подростков: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 1993.
5. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.
6. Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков / Под ред. Н.В. Востриковой. М., 1996.