УДК 37.013.42
М. А. Журавель
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫЕ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Рассматривается система социально-педагогического сопровождения дезадаптированных подростков в процессе их профессионального обучения. Система работы по социально-педагогическому сопровождению имеет целостный характер, ее реализация осуществляется в три этапа. Описаны направления работы с дезадаптированными подростками. Также в статье проведен анализ социально-педагогического сопровождения дезадаптированных подростков в образовательном учреждении.
Ключевые понятия: дезадаптированный подросток, социально-педагогическое сопровождение, первичное профессиональное самоопределение, профессиональная адаптация, профессиональное становление.
Проблемы профессионального обучения дез-адаптированых подростков являются актуальными в данное время, так как в кризисных условиях труд является средством самообеспечения.
Дезадаптированные подростки - это подростки, которые в силу неблагоприятных воздействий утратили способность осуществлять нормальные для возраста виды деятельности, устойчиво прибегают к асоциальным и антисоциальным формам поведения. К такому типу подростков относятся подростки, не имеющие основного общего образования, подростки - выпускники коррекционных школ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подростки, состоящие на учете в органах внутренних дел и комиссиях по делам несовершеннолетних. Данная категория подростков не имеет социального осознания значимости и стабильности в обществе, адекватных социальных связей, навыков конструктивного поведения и общения, характеризуется низкой самооценкой, низким интеллектуальным уровнем, высокой степенью агрессии и тревожности [1].
Социально-педагогическое сопровождение, осуществляемое в стенах образовательного учреждения, реализует социальную функцию образования, дает возможность наряду с освоением профессиональных знаний, умений и навыков овладеть и социально значимыми нормативами в виде заданных образцов и руководствоваться ими в собственном поведении.
Опыт экспериментальной площадки ОГОУ НПО «Профессиональное училище № 33» г. Томска дает возможность определить цели, задачи и направления социально-педагогического сопровождения дезадаптированных подростков в процессе их профессионального обучения.
Подростки обучаются по специальным учебноэкспериментальным планам и программам. Программы учитывают образовательный уровень учащихся и соответствуют квалификационным характеристикам по профессиям, содержат осваивающий и комплексные учебные блоки. Осваивающий
блок включает первоначальные приемы, операции, правила работы с инструментами и на станках. Комплексный бок позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому учащемуся, дает возможность повторения отдельных учебных элементов.
Подростки с большим интересом и желанием обучаются рабочей профессии. Это им интереснее, чем учение. Они быстро осваивают навыки ручного труда. Производительный труд более привлекателен для них потому, что дает наглядные ощутимые результаты, приносящие пользу и подростку, и окружающим. В процессе профессионального обучения подростки узнают много нового, пополняют багаж своих знаний, осваивают общетрудовые, и профессиональные навыки и умения, столь необходимые каждому человеку. У них формируются такие важные качества, как наблюдательность и внимание, организованность и самостоятельность, прилежность и добросовестность, последовательно развиваются и укрепляются волевые черты - выдержка, упорство в работе. Способность к волевому длительному усилию, умению стойко переносить неудачи.
Социально-педагогическое сопровождение -процесс помощи подростку в определении его собственных интересов, целей и возможностей, а также путей преодоления проблем, мешающих ему самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни [2]. Цель социально-педагогического сопровождения - создание оптимальных условий для профессионального и индивидуального развития личности подростка [3].
Основными направлениями социально-педагогической деятельности являются: 1) исследовательское (изучение личности подростка и выявление проблем); 2) социально-правовое (осознание подростками своих прав и интересов); 3) коррекционно-развивающее (принятие подростками осознанного восприятия определенных норм поведения); 4) личностно-развивающее (удовлетворение
Вестник ТГПУ (TSPUБЫШ^. 2012. 11 (126)
и развитие познавательных процессов, творческого потенциала, способствующего социализации и самореализации личности подростка); 5) учебнопроизводственное (помощь подростку в освоении профессиональной деятельности); 6) учебно-воспитательное (активизация процессов профессионального и личностного самосознания подростков).
Система работы по социально-педагогическому сопровождению имеет целостный характер, ее реализация осуществляется в три этапа.
Первый этап «Первичное профессиональное самоопределение». Подросток попадает в новое образовательное учреждение, где приспосабливается к новым условиям учебной деятельности. В аспекты социально-педагогического сопровождения входит: профориентационная деятельность, направленная на информирование подростка об образовательном учреждении, о предлагаемых профессиях; ознакомление с содержанием и условиями труда, профессионально важными качествами, требованиями профессии; изучение индивидуальных особенностей, склонностей подростка для определения наиболее эффективных форм и методов освоения профессии; привлечение обучающихся к построению внутригрупповых отношений; работа по самореализации обучающихся и приобщение их к проявлению активности в деятельности по интересам, склонностям, способностям.
Второй этап «Профессиональная адаптация». Адаптация к профессиональной деятельности и общение в трудовом коллективе. Содержанием социально-педагогического сопровождения на данном этапе являются: формирование профессиональных знаний, умений и навыков; проявление активности в творческой, социально значимой, проектной и производственной деятельности с целью расширения социального и профессионального опыта; формирование профессионально важных качеств, навыков совместной работы. Расширение социальных и профессиональных контактов обучающихся с помощью привлечения социальных партнеров. Ориентация обучающихся на организацию деловых отношений, принятие социальных и профессиональных норм и правил; побуждение обучающихся к осмыслению себя, реального состояния жизни и учебы, имеющихся результатов и достижений, определение перспектив, принятие ответственности за свою жизнь.
Третий этап «Профессиональное становление» направлен на подготовку учащихся к трудовой деятельности, определение перспектив трудоустройства, расширение профессиональных связей и возможностей, формирование профессиональных качеств, ознакомление с условиями труда на производстве, формирование трудовой культуры, навы-
ков трудовой культуры, навыков делового общения в коллективе. Важными компонентами социальнопедагогического сопровождения на этом этапе являются производственное обучение и производственная практика обучающихся старших курсов. Производственное обучение и практика проходят в производственных мастерских предприятий и заводов города. Это позволяет обучающимся применить полученные профессиональные знания, умения и навыки на практике, расширить свои представления о профессии, построить перспективы на будущее.
Проведенный анализ дает возможность выделить основные аспекты социально-педагогического сопровождения дезадаптированных подростков в процессе их профессионального обучения:
1. Социально-педагогическое сопровождение является целостным звеном учебно-воспитательного и учебно-производственного процесса, выполняет функции актуализации личностного потенциала подростка.
2. Социально-педагогическое сопровождение может быть результативным при условии, если оно ориентировано на повышение уровня жизненных целей и ценностей подростка, обеспечивает успешность в общении и деятельности, формирует положительное самовосприятие, реализует потребность в признании успешности значимым окружением [4].
3. Социально-педагогическое сопровождение может быть представлено как процесс «подросток - социальный педагог - педагог-психолог -социальное окружение», развертывающийся в пространстве и времени, нацеленный на оказание помощи подростку.
4. Социально-педагогическое сопровождение представляет собой совокупность ситуаций индивидуального взаимодействия и посредничества «подросток - социальный педагог - педагог-психолог - другие субъекты образовательного процесса - социальное окружение».
5. При организации социально-педагогического сопровождения необходимо учитывать групповые и индивидуальные формы работы с подростками. Групповая работа направлена на содействие в процессе адаптации к условиям профессионального обучения и будущей трудовой деятельности, индивидуальная - направлена на содействие конкретным подросткам, имеющим индивидуальный спектр затруднений. На уровне группы - освоение нормативных предписаний о целях и результатах деятельности через групповой опыт, овладение новыми видами деятельности и социальных ролей, способность к сотрудничеству с другими людьми [5].
6. Методы социально-педагогического сопровождения учитывают особенности образовательного процесса, индивидуальные особенности подростков,
цели и задачи обучения и воспитания. Можно выделить практико-действенные, информационно-познавательные, побудительно-оценочные, коррекционноразвивающие и диагностические методы [6].
7. Основными принципами работы с подростками являются:
- принцип сотрудничества подростка и педагога, т. е. принятие подростка таким, какой он есть, установление контактного взаимодействия;
- принцип индивидуального подхода к подростку. С помощью диагностики определяются социально-психологические особенности подростка. Эти результаты позволяют педагогу-психологу, со-
циальному педагогу, мастеру производственного обучения наиболее эффективно организовать индивидуальную работу с каждым учащимся [7];
- принцип привлекательности и посильности труда. Содержание труда, его результаты дают положительный эмоциональный заряд, приносят радость и моральное удовлетворение. Для этого используются элементы игры, соревнования и конкурсы;
- принцип использования личностно ориентированных технологий, которые позволяют повысить мотивацию учащихся, активизируют желание учиться.
Список литературы
1. Азбукина Е. Ю. Использование элементов театральной педагогики при работе с дезадаптированными подростками // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 1. С. 70-74.
2. Безюлева Г. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: монография. М.: НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт», 2008. 320 с.
3. Педагогика: учеб. / под ред. Л. П. Крившенко. М.: ТК Велби, изд-во «Проспект», 2005. 432 с.
4. Газман О. С. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. М., 1996. 456 с.
5. Жигинас Н. В. Теоретические и научно-практические подходы к решению проблем дезадаптации // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 5. С. 132-137.
6. Гонеев А. Д., Годовникова Л. B. Работа учителя с трудными подростками: учеб. пос. для вузов. М.: Academia. 2008. 237 с.
7. Буртова Н. В. Методы коррекции эгоцентризма в подростковом возрасте и решение проблемы социальной дезадаптации // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 11. С. 96-102.
Журавель М. А., преподаватель.
Северский технологический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ».
Пр. Коммунистический, 65, Северск, Томская область, Россия, 636036.
E-mail: ma16a@yandex.ru
Материал поступил в редакцию 24.02.2012.
M. A. Zhuravel
SOCIAL PEDAGOGICAL SUPPORT FOR MALAJUSTED TEENAGERS IN VOCATION EDUCATION
The authors consider a system of social pedagogical support for maladjusted adolescents during their professional training. The work system on the social pedagogical support has a complex character of its implementation; it is carried out in three stages. The article describes areas of work with disadvantaged young people. Also in the article there is analysis of the social pedagogical support for maladjusted adolescents in educational institution.
Key words: maladjusted adolescents, socially pedagogical support, primary professional self-determination, professional adaptation, professional formation.
Seversky Institute of Technology - branch of National Research Nuclear University MEPhI
Pr. Kommunisticheskiy, 65, Seversk, Tomsk region, Russia, 636036.
E-mail: ma16a@yandex.ru