Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия подготовки преподавателей военных вузов к профессиональной деятельности'

Организационно-педагогические условия подготовки преподавателей военных вузов к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1062
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ВАРИАТИВНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВОЕННОГО ВУЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / VARIABILITY DIDACTIC PROVISION / MILITARY INSTRUCTOR / PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухамедина Эльвира Жумабековна

Представленная статья посвящена проблемам повышения качества образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, которое актуализирует проблему целенаправленной организации педагогической подготовки военных педагогов на основе компетентностного и субъектного подходов, определяющих цели и результаты их обучения.Существующая обязательная педагогическая подготовка офицеров-преподавателей вузов проводится, в основном, по программе «Школа начинающего преподавателя». Однако эта подготовка является только начальным этапом в становлении офицера-преподавателя и не соответствует требованиям, предъявляемым к уровню профессионализма военных педагогов.Пополнение преподавательского состава военных вузов осуществляется за счет офицеров, окончивших адъюнктуру и офицеров, пришедших из войск, обладающих практическим профессиональным опытом, но не имеющих глубоких знаний в области психологии, педагогики и методики преподавания учебных дисциплин. Разноуровневая подготовка преподавателей военного вуза потребовала дифференцированного подхода к разработке системы на основе вариативного педагогически полезного дидактического обеспечения, позволяющей в комплексе учитывать факторы, влияющие на формирование основных структурных компонентов педагогической деятельности. В этой связи, автор разработал структурно-функциональную модель подготовки преподавателей военных учебных заведений к педагогической деятельности.В статье рассмотрены организационно-педагогические условия подготовки преподавателей к профессиональной деятельности, базирующиеся на понимании сущности педагогической подготовки преподавателей военных учебных заведений как специально организованного педагогического процесса, направленного на овладение офицерами профессионально-значимыми для преподавательской деятельности компетенциями. Их реализация способствует формированию совокупности профессионально-значимых компетенций преподавателя: коммуникативной, технологической, регулятивной, рефлексивной и прогностической.Содержание подготовки, ориентированной на формирование профессионально-значимых компетенций осуществляется на основе модульного подхода, включающего курсы, ориентированные на формирование составляющих профессиональной компетентности, сочетание которых в модуле зависит от начальных характеристик имеющегося опыта преподавателей; а также дифференцированного подхода в соответствии с особенностями имеющегося профессионально-педагогического опыта.Значимыми показателями продуктивности реализации предложенных организационно-педагогических условий является мотивированность преподавателей на освоение программ подготовки и активизация самообразовательной деятельности офицеров-преподавателей в области педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF TRAINING MILITARY INSTRUCTORS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY

The article is devoted to the problems of education quality enhancement in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard, which actualizes the problem of task-based organization of pedagogical training of military instructors on the basis of competence-based and subject-based approaches which predetermine training objectives and results. The existing compulsory pedagogical training of officers at military institutions of higher education is carried out mostly within the framework of the Programme «Young Teacher School». However this training programme represents only the initial stage of forming a military instructor and does not meet the requirements for the professional level of military instructors. The teaching staff of military institutions of higher education is reinforced with the officers who finished the course of graduate work at a military academy and those officers who have a sufficient practical professional experience but do not have profound knowledge in the sphere of psychology, education science, and methods of teaching academic courses. The multi-tier training of military teaching staff has required the application of the differential approach to designing the system on the basis of variability of pedagogically useful didactic provision, which helps take into account the factors influencing the formation of the basic structural elements of pedagogical activity. With this in mind, the author has designed the structural-functional model of preparing the teaching staff of military institutions of higher education for pedagogical activities. The article sheds light upon organizational and pedagogical conditions of preparing the teaching staff for pedagogical activities based on regarding the entity of teacher training as a specially organized pedagogical process which is oriented at acquiring professionally significant competences. Their realization promotes the formation of such professionally significant competences of an instructor as communicative, technological, regulatory, reflexive, and prognostic. The contents of training oriented towards forming professionally significant competences is carried out on the basis of the modular approach, which includes the courses aimed at forming the elements of professional competence. Their combination in a module depends on the initial characteristics of teaching experience. The modular approach also includes the differential approach in accordance with the peculiarities of the available professional teaching experience. Significant parameters of productivity in realizing the organizational and pedagogical conditions are educators' motivation on covering the programme and activization of self-education activities of officers in the sphere of educational practice.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия подготовки преподавателей военных вузов к профессиональной деятельности»

УДК 355/359+378

Мухамедина Э.Ж.

Военный институт Национальной гвардии Республики Казахстан Е-mail: vno.pvvu@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ ВУЗОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Представленная статья посвящена проблемам повышения качества образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, которое актуализирует проблему целенаправленной организации педагогической подготовки военных педагогов на основе компетентностного и субъектного подходов, определяющих цели и результаты их обучения.

Существующая обязательная педагогическая подготовка офицеров-преподавателей вузов проводится, в основном, по программе «Школа начинающего преподавателя». Однако эта подготовка является только начальным этапом в становлении офицера-преподавателя и не соответствует требованиям, предъявляемым к уровню профессионализма военных педагогов.

Пополнение преподавательского состава военных вузов осуществляется за счет офицеров, окончивших адъюнктуру и офицеров, пришедших из войск, обладающих практическим профессиональным опытом, но не имеющих глубоких знаний в области психологии, педагогики и методики преподавания учебных дисциплин.

Разноуровневая подготовка преподавателей военного вуза потребовала дифференцированного подхода к разработке системы на основе вариативного педагогически полезного дидактического обеспечения, позволяющей в комплексе учитывать факторы, влияющие на формирование основных структурных компонентов педагогической деятельности. В этой связи, автор разработал структурно-функциональную модель подготовки преподавателей военных учебных заведений к педагогической деятельности.

В статье рассмотрены организационно-педагогические условия подготовки преподавателей к профессиональной деятельности, базирующиеся на понимании сущности педагогической подготовки преподавателей военных учебных заведений как специально организованного педагогического процесса, направленного на овладение офицерами профессионально-значимыми для преподавательской деятельности компетенциями. Их реализация способствует формированию совокупности профессионально-значимых компетенций преподавателя: коммуникативной, технологической, регулятивной, рефлексивной и прогностической.

Содержание подготовки, ориентированной на формирование профессионально-значимых компетенций осуществляется на основе модульного подхода, включающего курсы, ориентированные на формирование составляющих профессиональной компетентности, сочетание которых в модуле зависит от начальных характеристик имеющегося опыта преподавателей; а также дифференцированного подхода в соответствии с особенностями имеющегося профессионально-педагогического опыта.

Значимыми показателями продуктивности реализации предложенных организационно-педагогических условий является мотивированность преподавателей на освоение программ подготовки и активизация самообразовательной деятельности офицеров-преподавателей в области педагогической деятельности.

Ключевые слова: организационно-педагогические условия, вариативное дидактическое обеспечение, преподаватель военного вуза, профессиональная деятельность, профессионально-значимые компетенции.

Современная высшая школа поставлена перед необходимостью обеспечения высокого качества образовательных результатов за счет поиска внутренних резервов самой системы, а также оперативного внедрения инновационных педагогически полезных (целесообразность, эффективность и экономическая эффективность) образовательных продуктов различного назначения. Особая роль в решении этих задач отводится преподавательскому составу вузов, их готовности и уровня профессиональной компетентности.

Необходимость повышения качества образования в соответствии с требованиями ФГОС

актуализирует проблему целенаправленной организации педагогической подготовки военных преподавателей на основе компетентностного и субъектного подходов, определяющих цели и результаты их обучения.

Исследуя проблемы подготовки кадров для Национальной гвардии, выделим еще одну, актуальную для ведомственного образования Национальной гвардии, - проблему подготовки педагогических научных кадров, преподавателей для Военного института Национальной гвардии.

В этой связи, обратимся к работе А.В. Ведерниковой «Развитие профессионально-

личностного потенциала будущего педагога в условиях модернизации педагогического образования». Автор отмечает: «Модернизация педагогического образования предопределила существенные изменения в профессиональной подготовке педагогов. В связи с этим, актуальным является становление будущего педагога как субъекта профессионально-педагогического образования и его профессиональное развитие» [4, С. 75].

В данной статье автор раскрывает основные средства, способы и условия профессионального развития педагога. Профессиональное развитие педагога понимается нами как непрерывный процесс и результат сознательного, качественного изменения себя как субъекта профессионально-педагогической деятельности и становления профессионального потенциала.

Профессиональный потенциал - это перспектива личности в овладении средствами проявления своей индивидуальности в профессии и через профессию [4, С. 75].

Вышесказанное актуально для становления системы профессиональной подготовки военных педагогов.

Анализ образовательной деятельности ряда военно-учебных заведений России, Казахстана и других стран позволяет нам выделить некоторые пути совершенствования педагогической подготовки преподавательского состава: военно-профессиональное и педагогическое совершенствование; повышение научной квалификации и уровня информационной подготовки; формирование духовно-патриотических ценностей [5], [9], [14], [15] и др.

Проблема подготовки преподавателей высших военных учебных заведений относится к числу наиболее актуальных в системе военного образования страны [6], [7].

Системность и качество педагогической подготовки преподавателей военных вузов является одним из решающих факторов в достижении успешности образовательной деятельности военных учебных заведений, в подготовке высококвалифицированных офицеров для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан [11].

Фундаментом успешной педагогической деятельности является основательная педаго-

гическая подготовка, педагогическая компетенция, педагогическая культура и мастерство, знания теории и методики профессиональной педагогики.

По мнению В.А. Сластенина, педагогическая деятельность - особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе [8].

Под подготовкой военных преподавателей к педагогической деятельности мы понимаем комплекс мероприятий, направленный на создание и реализацию методической системы на базе вариативного дидактического обеспечения, способствующий решению задач формирования различного вида профессиональных компетенций и готовности к деятельности с позиции методолога, дидакта, методиста, консультанта, координатора и разработчика. Кроме того, педагогическая деятельность требует от преподавателя двойной подготовки: человеческой и специальной.

В настоящее время пополнение преподавательского состава военных вузов осуществляется за счет офицеров окончивших адъюнктуру и офицеров, пришедших из войск, обладающим практическим профессиональным опытом, но не имеющих глубоких знаний в области психологии, педагогики и методики преподавания учебных дисциплин. Результаты опроса преподавательского состава военного вуза показали, что преподавательскую деятельность ведут начинающие педагоги (стаж до трех лет), опытные (от трех до пяти лет) и наставники (свыше пяти лет). Первые составляют 20%, вторые - 45% и третьи - 35%.

Существующая обязательная педагогическая подготовка офицеров-преподавателей вузов проводится, в основном, по программе «Школа начинающего преподавателя». Однако эта подготовка является только начальным этапом в становлении офицера-преподавателя и не соответствует требованиям, предъявляемым к уровню профессионализма военных педагогов.

Сегодня возрастает потребность уделить особое внимание к проблемам повышения ка-

чества образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, которое актуализирует проблему целенаправленной организации педагогической подготовки военных педагогов на основе компетентностного и субъектного подходов, определяющих цели и результаты их обучения.

Для результативного осуществления педагогической деятельности в военном вузе, на наш взгляд подготовка педагогов должна проводиться в системе, включающей следующие взаимосвязанные направления: психолого-педагогическое, технологическое и специально-информационное (рис. 1) [10].

Психолого-педагогическая подготовка педагогов к педагогической деятельности имеет свою специфику. Особенность деятельности педагога предполагает наличие трех профессиональных компетенций: рефлексивно-педагогической, регулятивной и социальной. При этом результативная педагогическая деятельность педагогов зависит от уровня их профессиональной компетентности во всех этих сферах.

Технологическое направление подготовки педагогов к педагогической деятельности обеспечивает формирование у них операциональной, организационной и коммуникативной компетенций, а также способов и приемов ме-

тодической деятельности в процессе обучения курсантов.

Специально-информационная подготовка педагогов к педагогической деятельности способствует формированию специальной, информационно-компьютерной и прогностической компетенций. Она включает фундаментальные знания по своей профессии, а также основ средств информатизации образования, умение педагогов целенаправленно использовать их в своей практической деятельности, прогнозировать дальнейшее развитие системы [9], [10].

Нами в процессе исследования темы были выявлены следующие организационно-педагогические условия, способствующие эффективности педагогической подготовки преподавателей военных учебных заведений: адаптация офицеров-преподавателей к педагогическому процессу в военном вузе; формирование у офицеров-преподавателей мотивации к педагогической подготовке и готовности к самообразовательной деятельности; создание структурно-функциональной модели педагогической подготовки преподавателей военных учебных заведений; разработка полезного дидактического обеспечения педагогической подготовки преподавателей военных вузов; овладение офицерами профессионально-значимыми для преподавательской деятельности компетенциями (представлены на рис.2).

Рисунок 1. Направления подготовки военных педагогов

Нами в исследовании впервые определены организационно-педагогические условия подготовки преподавателей вузов к профессиональной деятельности. Организационно-педагогические условия подготовки преподавателей к профессиональной деятельности в военном вузе как среда, устойчивые обстоятельства, определяющие ход, специфику специально организованного педагогического процесса, направленного на овладение офицерами профессионально-ценностным самоопределением и профессионально-значимыми для преподавательской деятельности компетенциями.

Также в работе уточнен понятийный аппарат теории профессионального образования: профессиональная подготовка военных преподавателей, структурно-функциональная модель, дидактическое обеспечение, модульный подход, дифференцированный подход.

Педагогическая подготовка преподавателей военных вузов - организованный педагогический процесс, направленный на овладение офицерами знаниями, формирование у них практических навыков и умений и профессионально важных личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности в качестве преподавателей.

Структурно-функциональная модель педагогической подготовки преподавателей во-

енных вузов - совокупность целевого, содержательного, технологического, результативного и рефлексивного структурных компонентов, и мониторинг внешней и внутренней среды военного вуза.

Под дидактическим обеспечением (ДиО) понимается учебный комплекс, разработанный на основе требований социального заказа и образовательных стандартов, который включает в себя совокупность взаимосвязанных по дидактическим целям и педагогическим задачам воспитания, образования и развития разнообразных видов педагогически полезной содержательной учебной информации на различных носителях и методических указаний по их использованию в процессе подготовки военных преподавателей.

Модульный подход в высшем военном образовании представляет собой концепцию организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения - модульное построение содержания и структуры профессионального обучения.

Дифференцированный подход в процессе профессиональной подготовки представляет собой отбор методов, средств и организационных форм; подбор, структуризация и представление содержательной образовательной информации,

Организационно-педагогические условия, обеспечивающие педагогическую подготовку преподавателей военных учебных заведений

1. Адаптация офицеров-преподавателей к учебному процессу в военном вузе

2. Формирование у офицеров-преподавателей мотивации к педагогической подготовке и готовности к самообразовательной деятельности

3. Создание структурно-функциональной модели педагогической подготовки преподавателей военных учебных заведений

4. Наличие полезного дидактического обеспечения педагогической подготовки преподавателей военных вузов

5. Овладение офицерами профессионально-значимыми для преподавательской деятельности компетенциями

Рис. 2. Организационно-педагогические условия педагогической подготовки преподавателей

военных учебных заведений

составление учебно-профессиональных разноуровневых задач, предъявляемых к военным преподавателям.

Как говорилось выше, понятие «дидактическое обеспечение» (ДиО) трактуется в различных источниках. В психолого-педагогической и методической литературе оно рассматривается как многоуровневый, поэтапный, комплексный и динамический процесс методического, научного, информационного и учебно-материального воздействия на учебную работу [1]; совокупность средств, направленных на повышение целевой результативности процесса профессиональной подготовки кадров и включающих:

а) диагностику образовательного процесса;

б) дидактическое сопровождение преподавателя вуза; в) дидактическое сопровождение; г) учебно-методический комплекс; д) учебно-методическую деятельность преподавателей [2]; педагогическая личностно-ориентированная технология, основанная на выявленных закономерностях, принципах и условиях ее реализации, которая включает: цель и ее обоснование, диагностический инструментарий, уровневый дидактический материал, адаптированный к индивидуальным особенностям обучающихся, а также методические рекомендации для педагога [3]; совокупность трех элементов: а) модель выпускника, носящая прогностический характер и включающие востребованные в будущем качества личности; учебно-методический комплекс, включающий в себя совокупность взаимосвязанных по дидактическим целям и задачам образования разнообразных видов профессиональных и надпрофессиональных знаний, умений и навыков, гарантирующий повышение качества подготовки специалистов [12]; совокупность компонентов: а) целевого (система дидактических, развивающих и воспитательных целей преподавания); б) содержательного (отбор содержания курса по критериям внутри-предметной целостности, профессиональной целесообразности, познавательной мотивации, перспективы, апперцепции, минимума необходимого содержания и времени); в) процессуального (методика преподавания, ориентированная на усвоение знаний через разрешение проблемных ситуаций) [13] и др.

Дидактическое обеспечение используется для организации обучения, контроля и коррек-

ции процесса педагогической подготовки военных преподавателей. Кроме того, ДиО применяется в качестве педагогической поддержки (целенаправленная деятельность по созданию с учетом индивидуально-типологических, возрастных особенностей и интеллектуальных возможностей будущих военных преподавателей, комплекса условий и средств, способствующих результативности их подготовки и формированию совокупности компетенций, а также навыков к самообразованию, самоорганизации и самоуправлению), а слушателями - в качестве средства учебной деятельности.

С учетом решения задач в нашем исследовании, при построении содержания и структуры ДиО педагогической подготовки военных преподавателей, используются следующие принципы: дидактической полезности, последовательности и систематичности, модульности, многоуровневости, адаптивности и нелинейного структурирования. Системообразующим является принцип дидактической полезности, тогда как все остальные принципы являются производными от него, конкретизируют и раскрывают условия его воплощения.

Полезность проектирования и разработки ДиО должна быть направлена на получение воспитывающего и развивающего эффекта. Каждый компонент ДиО вносит свою лепту в получение общего результата, учитывающие ведущие принципы педагогики: принцип воспитывающего и развивающего обучения; фундаментальность и профессиональная направленность содержания, методов, средств и организационных форм обучения.

Технологический компонент в структуре модели представлен в виде технологии, направленной на реализацию ДиО, которая учитывает разные факторы, влияющие на эффективность педагогической подготовки военных преподавателей, обеспечивает дифференцированный подход и возможность реализации индивидуальных образовательных траекторий в процессе их подготовки. Технологический компонент обусловливает отбор методов, средств и форм организации подготовки военных педагогов к педагогической деятельности. Кроме того, в его структуру входит педагогический мониторинг, обеспечивающий сбор и анализ результатов подготовки военных педагогов.

Использование технологии в процессе подготовки военных педагогов обеспечивает формирование у них профессиональных компетенций, позволяющих преподавателям с высокой продуктивностью реализовывать учебную деятельность курсантов в изменяющихся условиях образовательного процесса военного вуза, находить оптимальные, разнообразные и нестандартные пути решения задач в профессиональной деятельности.

Уровень педагогической подготовки военных преподавателей в рамках нашего исследования определяли по степени и качеству усвоения ими содержания специальных курсов. С этой целью разработаны специальные тестовые задания, которые были ориентированы на критерии педагогической подготовки: умение проектировать процесс обучения; педагогическое мастерство; коммуникативные умения.

Преподаватель обязан знать базовые понятия дидактики: обучение, преподавание, учение, цели, задачи, содержание, принципы и законы, методы, формы организации и средства обучения и др. Процесс дидактического совершенствования должен быть постоянным и непрерывным.

В процессе становления начинающих преподавателей их главное внимание должно быть сосредоточено на изучении в курсе дидактики - методов обучения.

Метод обучения - одно из важнейших понятий дидактики, характеризующее процессуальную сторону взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся. В педагогической практике метод обучения - это упорядоченный, дидактически обоснованный способ достижения учебно-воспитательной цели, представляющий собой систему последовательных действий преподавателя, организующего с помощью средств обучения учебно-познавательную деятельность обучающихся по усвоению ими содержания обучения.

Основной перекос, как мы считаем, в целях повышения квалификации, которую организаторы видят в дисциплинарной информированности. Однако, осовременить свои предметные, дисциплинарные знания преподаватели могут, по их словам, и без помощи специального обучения, тогда как приобрести необходимую им психолого-педагогическую квалификацию они

не могут самостоятельно и остро нуждаются в помощи специально разработанных программ и их дидактического обеспечения. В решении этой проблемы созданное нами вариативное ДиО в комплексе своих компонентов весьма востребовано как полезное дидактическое обеспечение, способствующее повышению уровня педагогической подготовки преподавателей военных учебных заведений в рамках рассмотренных путей и форм.

На основе материалов изыскания нами разработано и внедрено в педагогический процесс полезное вариативное дидактическое обеспечение, которое включает в себя: научные издания: «Педагогическая подготовка преподавателей высших военных учебных заведений: проблемы и пути решения»; «Теория и практика педагогической подготовки преподавателей высших военных учебных заведений»; учебные пособия: «Педагогический процесс в высших военных учебных заведениях (на материалах ВВУ ВВ МВД Республики Казахстан)»; «Основы педагогического образования преподавателей высших военных учебных заведений»; «Педагогическая подготовка преподавателей высших военных учебных заведений: педагогические технологии»; «Военная педагогика» (части 1 и 2); программы для ЭВМ, составляющие компьютерную поддержку: «Педагогическое образование - основа профессиональной подготовки преподавателей высших военных учебных заведений»; «Подготовка преподавателей высших военных учебных заведений на основе педагогических технологий» и спецкурсы «Педагогические технологии»; «Педагогическое мастерство»; «Культура и техника речи»; «Инновации в образовании».

Исследование показало, что разработанное вариативное ДиО дает возможность рефлексивного управления педагогической подготовкой военных преподавателей, позволяет оценивать и совершенствовать уровень их подготовки с учетом накопленной информации о процессе обучения.

В заключении необходимо отметить, что на основе анализа проблемы педагогической подготовки преподавателей военных вузов и результатов, полученных в процессе педагогического эксперимента, доказана выдвинутая нами гипотеза об эффективности применения

структурно-функциональной модели и вариативного дидактического обеспечения. Решены поставленные в соответствии с целью исследования задачи и сформулированы основные теоретические выводы и положения.

Впервые определены организационно-педагогические условия подготовки преподавателей вузов к профессиональной деятельности.

Разработаны методики реализации дифференцированного подхода в подготовке.

Сконструировано модульное содержание, включающее курсы, ориентированные на формирование составляющих профессиональной компетентности, сочетание которых в модуле зависит от начальных характеристик имеющегося опыта преподавателей.

Выявлены типы тестов для определения сформированности основных компонентов

профессиональной компетентности преподавателя вуза.

Впервые предложена структурная модель дидактического обеспечения процесса подготовки преподавателей.

Таким образом, использование разработанной структурно-функциональной модели и предлагаемого вариативного ДиО позволяет повысить уровень педагогической подготовки военных преподавателей. Реализация организационно-педагогических условий подготовки преподавателей вуза к реализации современных задач профессиональной деятельности способствует формированию совокупности профессионально-значимых компетенций преподавателя: коммуникативной, технологической, регулятивной, рефлексивной и прогностической.

14.09.2015

Список литературы:

1. Ананьин О.Ю. Дидактическое обеспечение учебной работы в вузе. Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 2004.

2. Бочкарева Е.В. Дидактическое обеспечение учебной деятельности студентов-заочников туристского вуза. Автореф. дис.....

канд. пед. наук. - М., 2007.

3. Булдакова И.Н. Личностно-ориентированная технология творческого развития учащихся в дидактическом процессе. Автореф. дис. канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2009.

4. Ведерникова Л.В. Развитие профессионально-личностного потенциала будущего педагога в условиях модернизации педагогического образования. // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 5. - С 75-78.

5. Жаксылыков Р.Ф. Особенности организации повышения квалификации офицеров Национальной гвардии Республики Казахстан. // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 16. - С. 226-229.

6. Жаксылыков Р.Ф. Педагогические условия подготовки офицерских кадров для Национальной гвардии. // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 4. - С. 81-85.

7. Жаксылыков Р.Ф. Роль и место военного образования и военной науки в строительстве вооруженных сил государства. // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 4. - С. 108-111.

8. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. -3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.

9. Скибицкий Э.Г., Ахметова Э.Ж. Теория и практика педагогической подготовки преподавателей высших военных учебных заведений: Монография - Новосибирск: САФБД, 2012. - 227 с.

10. Скибицкий Э.Г., Фадейкина Н.В. Профессионализм педагогов - непременное условие повышения качества дистанционного обучения. Межвузовский сб. науч. тр. - Новосибирск: СИФБД, 2006. - С. 6-12.

11. Стамбеков Т.М. Проектирование профессиональных стандартов для системы военно-профессиональной подготовки. Дисс... докт. пед. наук. - Алматы, 2006. - 173 с.

12. Ткаченко И.А. Дидактическое обеспечение повышения качества подготовки специалистов технического профиля в вузе. Автореф. дис. канд. пед. наук. - Кемерово, 2008.

13. Шапкина В.А. Дидактическое обеспечение профессионально направленного преподавания курса «Техническая механика». Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2005.

14. Argyle M., Furnham F., Graham. Social situations: Cambrige University press. - 1981.

15. Harre R. Social being. Oxford: Bleckwell. - 1979.

Сведения об авторе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мухамедина Эльвира Жумабековна - преподаватель кафедры военной педагогики и психологии Военного института Национальной гвардии Республики Казахстан, г. Петропавловск,

e-mail: vno.pvvu@mail.ru

vno.pvvu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.