УДК 378 ББК Ч 489.8
Лариса Витальевна Черепанова,
д-р пед. наук, проф., Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: [email protected]
К проблеме оценивания результатов подготовки бакалавров и магистров педагогического образования в компетентностной парадигме1
В статье поднята одна из актуальных проблем высшего профессионально-педагогического образования на современном этапе - поиска и разработки методов, приёмов и технологий формирования и оценивания у бакалавров и магистров педагогического образования профессиональных компетенций. Компетентностный подход, утвердившийся сегодня в качестве стратегии профессиональной подготовки, диктует необходимость использования в образовательном процессе таких средств, которые бы смогли сформировать у студентов опыт разнообразных видов деятельности и способность его использовать в профессиональных ситуациях. Одним из методов формирования компетенций могут стать компетент-ностно ориентированные задачи. Статья содержит описание разнообразных компетент-ностно ориентированных задач, посредством которых возможно не только формирование, но и оценивание профессиональных компетенций в области педагогической деятельности у бакалавров и магистров педагогического образования. Представлен возможный подход для типологии компетентностно ориентированных задач.
Ключевые слова: ФГОС ВПО третьего поколения, высшее профессиональное педагогическое образование, бакалавр педагогического образования, магистр педагогического образования, компетентностный подход, компетенция, профессиональная компетенция, компетентностно ориентированная задача, итоговый контроль, промежуточный контроль, методы оценивания результатов образования.
Larisa Vitalyevna Cherepanova,
Doctor of Pedagogy, Professor, Transbaikal State University (Chita, Russia), e-mail: [email protected]
On Assessing Learning Outcomes for Bachelor’s and Master’s Degree Programs in Education within Competence Paradigm
The article reveals one of the most debatable issues of contemporary higher teacher training education, i. e. the elaboration of methods, techniques and technologies of developing and assessing professional competences of Bachelors and Masters of Education. The competence approach possessing the status of a professional training strategy requires the use of such educational means that could enable students to gain their experience in various activities and develop their ability to apply this knowledge in professional situations. Competency-oriented tasks might be viewed as one of the competence developing methods. The article contains the description of various competency-oriented tasks that serve as a means of professional competence development and assessment in the course of training Bachelors’ and Masters’ of Education. A certain approach to the typology of competency-oriented tasks has been suggested.
Keywords: Federal State Standards for Higher Education, higher professional teachers training education, Bachelor of Education, Master of Education, competence approach, competence, professional competence, competency-oriented task, final control, intermediate control, methods of learning outcomes assessment.
Переход в России высшей школы на фе- При компетентностном подходе обуче-
деральные государственные образователь- ние ориентировано на результат, значимый
ные стандарты третьего поколения оконча- в практической, учебной, профессиональ-
тельно утвердил в качестве системообразу- ной деятельности человека, его повседнев-
ющего компетентностный подход. ной жизни - опыт разных видов деятельно-
Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, № 6.3687. 2011.
36
© Черепанова Л. В., 2013
сти и способность его использовать в разных жизненных ситуациях [4].
Результатом высшего педагогического образования выступают сформированные компетенции в педагогической и культурно-просветительской деятельности (на ступени бакалавриата); в педагогической, научно-исследовательской, управленческой, проектной, методической и культурно-просветительской деятельности (на ступени магистратуры). Подготовка бакалавров и магистров педагогического образования в компетентностной парадигме требует решения множества задач, одна из которых -создание методов, приёмов и технологий промежуточного и итогового оценивания качества образования.
Цель данной статьи - представить ком-петентностно ориентированную задачу как один из методов формирования профессиональных компетенций и оценивания результатов подготовки бакалавров и магистров педагогического образования в компетентностной парадигме.
Согласно ФГОС ВПО третьего поколения [1] бакалавр педагогического образования по профилю «русский язык и литература» должен владеть целым рядом профессиональных компетенций в области педагогической деятельности:
- реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
- применять современные методики и технологии для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
- применять современные методы диагностирования достижений учащихся (ПК-3);
- использовать возможности образовательной среды для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
- включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнёрами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
- организовывать сотрудничество обучающихся (ПК-6);
- обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитатель-
ном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7).
На ступени бакалавриата одна из дисциплин, направленная на формирование, прежде всего, профессиональных компетенций, - «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)». Призванная решить множество задач, связанных с профессиональным становлением будущего учителя русского языка, эта дисциплина в первую очередь направлена на формирование компетенций в области педагогической деятельности. Индикаторами их сформи-рованности служит целая система знаний и умений. Назовём из них, на наш взгляд, базовые.
Знания:
- методологии педагогических исследований, проблем образования, обучения, воспитания, социализации;
- теории и технологии обучения и воспитания;
- содержания преподаваемого предмета.
Умения:
- использовать методы педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;
- учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся;
- проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий;
- осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений.
Методами как формирования умений, так и диагностики их сформированности в компетентностной парадигме современного профессионально-педагогического образования могут служить компетентностно ориентированные задачи.
Под компетентностно ориентированной задачей мы понимаем объект мыслительной деятельности, требующий получения искомого результата в новых профессионально ориентированных условиях на основе использования имеющегося опыта, прогнозирования, сопровождаемые рефлексией.
Покажем, какие компетентностно ориентированные задачи могут служить методами формирования и промежуточного контроля
профессионально-педагогических умений, в частности умения проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий:
• Даны 2 варианта объяснения нового материала по теме «Правописание НЕ с прилагательными» (6 класс). Какой метод объяснения нового материала использовал учитель? Правильно ли он организован? Если нет, то какие изменения Вы бы внесли? Какой вариант Вы выберете для себя? Объясните почему.
Вариант I
Читаем теоретические положения параграфа «Правописание НЕ с прилагательными», составляем вопросы к нему:
1. С какими прилагательными употребляется НЕ? (Важно не пропустить первую строчку правил).
2. Когда с полными и краткими качественными прилагательными НЕ пишется слитно?
3. Когда - раздельно?
4. Сколько предложений мы должны записать, чтобы подтвердить положение параграфа? Запишите их и графически обозначьте орфограмму.
1) В дожде и непроглядном тумане выли волки.
2) Солотча - извилистая неглубокая река.
3) Небо над ними было уже не серебряное, а невыразимого цвета весенней сирени.
Вариант II
1. Работа по таблице. Повторяется правописание НЕ с существительными (правая
часть табл. закрыта).
Таблица
Правописание не с существительными и прилагательными
Небрежность, ненастье, неряха Небрежный, ненастный, неряшливый
Неправда, нездоровье Неправдивый, нездоровый
Это была не правда, а ложь Мальчик был не правдивый, а лживый
Пребывание на юге принесло ему не здоровье, а болезнь Не здоровому человеку, а больному нужен врач
1) Прочитайте первые примеры. Почему НЕ пишется слитно с существительными небрежность, ненастье, неряха?
2) Как образовались существительные неправда, нездоровье? Почему они пишутся с НЕ слитно?
3) Почему в последних примерах эти же существительные пишутся с НЕ раздельно?
2. Открывается правая часть таблицы. Учащиеся самостоятельно (по аналогии с существительными) делают вывод о правописании НЕ с прилагательными.
3. Работа с учебником.
Учащиеся читают, подбирают примеры к каждому пункту правила из упражнений и, пользуясь образцом рассуждения, обосновывают правильность правописания.
• Прочитайте и подумайте, какой из вариантов подведения итогов кажется Вам более эффективным? Обоснуйте своё мнение.
а) Что нового вы узнали на уроке? Приведите примеры.
б) Сформулируйте правила написания НЕ с прилагательными.
в) Когда НЕ с полными и краткими прилагательными пишется слитно? Раздельно?
• Подберите из любого школьного учебника русского языка упражнения, которые бы формировали у школьников опознавательные, классификационные, аналитические, синтетические, творческие умения. Обоснуйте свой выбор.
• Изучите материал темы «Имя существительное» по учебнику В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой «Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 классов» и по сборнику упражнений и задач для 5 класса. Распределите материал сборника упражнений и задач по этапам работы с языковым понятием. Объясните, почему Вы распределили материалы именно так, а не иначе.
• Изучите материал темы «Определение» по учебнику В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой «Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 классов» и по сборнику упражнений и задач для 8-9 классов. Распределите материал сборника упражнений и задач по этапам работы с языковым понятием. Объясните, почему Вы распределили материалы именно так, а не иначе.
• Подберите текст для контрольного диктанта (из любого сборника текстов диктантов) и проанализируйте его с точки зрения содержания, объёма и насыщенности орфограммами и пунктограммами.
Сделайте вывод о соответствии данного текста нормативам. Подготовьте текст к диктовке (разделите предложения на синтагмы, продумайте интонацию). Проведите контрольный диктант в своей группе.
Использование таких задач на практических и лабораторных занятиях поможет бакалаврам освоить методики и технологии формирования предметных компетенций (лингвистической (языковедческой), языковой, коммуникативной и культуроведческой) и универсальных учебных действий.
На этапе итогового контроля, в том числе государственной итоговой аттестации (государственного экзамена), могут быть использованы следующие компетентностно ориентированные задачи. Их специфика состоит в том, что они выполняются выпуск-никами-бакалаврами на материале текстов (художественных, публицистических или научных), которые им предлагаются для филологического анализа в качестве практической части билетов междисциплинарного экзамена.
• Подготовьте текст к диктовке для проведения контрольного диктанта в классе. Расскажите, в чём заключается такая подготовка и в чём особенность подготовки данного текста.
• Покажите, как на данном текстовом материале организуются разнообразные упражнения по орфографии (специальные и неспециальные).
• Покажите, как на данном текстовом материале организуются разнообразные упражнения по пунктуации (специальные и неспециальные).
• Покажите, как можно провести на материале данного текста изучение темы школьного курса русского языка (тема на выбор студента). Как вы считаете, определяет ли текст выбор учителем темы для изучения?
• Покажите, как можно организовать сопутствующее повторение, используя данный текст. Расскажите, в чём сущность такого повторения.
• Сформулируйте задания по синтаксису, направленные на формирование у учащихся опознавательных, аналитических и творческих умений. Расскажите, в чём сущность этих умений и особенность их формирования.
• Сформулируйте задания по морфологии, направленные на формирование у учащихся опознавательных, аналитических и творческих умений. Расскажите, в чём сущность этих умений и особенность их формирования.
• Сформулируйте задания по словообразованию, направленные на формирование у учащихся опознавательных, аналитических и творческих умений. Расскажите, в чём сущность этих умений.
• Покажите, как вы будете проводить словарно-семантическую работу со словом «гипнотизёр» (слово из предложенного студентам текста). Сформулируйте задания по актуализации этого слова. Определяет ли текст выбор учителем приёма семантиза-ции слова? Своё мнение обоснуйте.
• Подберите слова (2-3) для словарно-орфоэпической и словарно-орфографической работы. Покажите, как вы будете проводить такую работу на уроке. Как текст определил выбор слов? Своё мнение обоснуйте.
• Покажите, как, используя данный текст, учитель знакомит учащихся с рече-ведческим понятием «текст». Назовите этапы работы с понятием.
• Покажите, используя данный текст, организацию и проведение содержательного и структурного анализа текста на подготовительном этапе изложения. Как текст определяет организацию учителем работы с ним?
• Сформулируйте темы (2) сочинений на основе данного текста. Предложите учащимся возможный план будущего сочинения (для каждой темы). Объясните, почему вы сформулировали именно эти темы.
Таким образом, компетентностно ориентированные задачи могут быть эффективным средством и формирования профессиональных компетенций в области педагогической деятельности, и оценивания их сфор-мированности на ступени бакалавриата.
На ступени магистратуры по направлению подготовки 050100 - Педагогическое образование согласно ФГОС ВПО третьего поколения [2] магистр педагогического образования должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности в области педагогической, на-
учно-исследовательской, управленческой, проектной, методической и культурно-просветительской деятельности.
Компетентностный подход реализуется всеми дисциплинами, составляющими учебный план. В магистерской программе «Методические технологии в филологическом образовании», направленной на подготовку специалиста в области преподавания русского языка, способного и готового проектировать и осуществлять профессиональную деятельность в условиях современной парадигмы образования, профильного и многоуровневого обучения, а также научно-исследовательскую деятельность в области лингводидактики, особую роль играют дисциплины профессионального цикла учебного плана: «Методология филологического образования в основной и средней школе», «Компетентностный подход как стратегия филологического образования», «Текстоцентрический подход в обучении языку», «Преподавание языка на профильном уровне», «Виды речевой деятельности и их формирование», «Инновационные технологии в обучении языку».
Дисциплина «Методология филологического образования в основной и средней школе» направлена на формирование следующих профессиональных компетенций в области педагогической деятельности:
- готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приёмов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);
- готовность проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16).
Средствами их формирования у магистров также могут служить компетентност-но ориентированные задачи. Например:
• Подготовьте по теме «СПП с придаточным изъяснительным» (9 класс) разные виды беседы:
- подготовительную (перед объяснением темы),
- сообщающую (метод объяснения нового материала),
- воспроизводящую (при закреплении и в процессе выполнения упражнений),
- обобщающую ( в конце изучения темы «СПП с придаточным изъяснительным»),
- повторительную (в конце изучения темы «СПП»),
- эвристическую.
Покажите, когда и при каких условиях целесообразно использовать эти виды бесед.
• Подготовьте по теме «СПП с придаточным изъяснительным» (9 класс) разные методы объяснения нового материала (слово учителя, чтение текста параграфа). Ответьте на вопрос, в каких случаях целесообразно использование каждого из методов объяснения нового материала. Своё мнение обоснуйте.
• Подумайте и ответьте на вопрос, какие приёмы вы использовали в разных методах объяснения нового материала по теме «СПП с придаточным изъяснительным» (9 класс). Обоснуйте своё решение.
• Составьте алгоритм распознавания СПП с придаточным изъяснительным. Покажите, как этот алгоритм помогает учащимся освоить способ действия.
• Найдите и прочитайте в журналах «Русский язык в школе», «Русская словесность» за 2000-2013 гг. 1 статью, в которой рассказывается о новом методе или приёме обучения русскому языку. Подготовьте о нём реферативный рассказ.
• Попробуйте определить (кратко или развёрнуто, на ваше усмотрение) содержание обучения в аспекте темы вашей магистерской диссертации. Его можно оформить в виде табл.:
компоненты содержания содержание компонента
знания
умения, навыки
способы действия
• Попробуйте определить (кратко или развёрнуто, на ваше усмотрение) результаты обучения в виде требований к уровню подготовки в аспекте темы вашей магистерской диссертации. Их можно оформить в виде табл.:
Критерии требований Требования к уровню подготовки
Что должны знать /понимать
Что должны уметь, быть способными делать
Какими способами действия должны владеть (как должны уметь что-то делать)
Дисциплина «Инновационные технологии в обучении языку» направлена на формирование следующих профессиональных компетенций в области педагогической деятельности:
- способность применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
- готовность использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);
- способность руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);
- готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приёмов обучения, к анализу результатов и процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);
- способность проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15);
- готовность проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16).
Формирование данных компетенций возможно средствами таких компетентност-но ориентированных задач:
• Познакомьтесь с содержанием ступеньки Дневника достижений учащегося по русскому языку. 6 класс / Л. В. Черепанова.-М.: Мнемозина, 2010. Выполните задания и оцените себя (заполните таблицы самооценивания). Ответьте на вопросы:
- С какими трудностями при самооценивании вы столкнулись?
- Попробуйте выяснить, с чем это связано.
- Как вы считаете, возможно ли таким методом научить школьника самооценке на основе развития рефлексии?
• Разработайте рефлексивный языковой портфель по модели, данной в кн. Л. В. Черепановой «Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку», по темам (один на выбор):
1) Структура предложения (§ 15-19) (к учебнику С. И. Львовой и В. В. Львова «Русский язык. 8 класс», ч. 1).
2) Структура предложения (§ 20-24) (к учебнику С. И. Львовой и В. В. Львова «Русский язык. 8 класс», ч. 1).
3) Односоставные предложения (§ 2530) (к учебнику С. И. Львовой и В. В. Львова «Русский язык. 8 класс», ч. 1).
4) Предложения с однородными членами (§ 31-35) (к учебнику С. И. Львовой и В. В. Львова «Русский язык. 8 класс», ч. 1).
5) Предложения с обособленными членами (§ 36-42) (к учебнику С. И. Львовой и В. В. Львова «Русский язык. 8 класс», ч. 1).
• Разработайте тематический языковой портфель по своей, выбранной в предыдущем задании теме.
• Подготовьте материалы, которые могли бы быть в исследовательском языковом портфеле по своей, выбранной в предыдущем задании теме.
• Разработайте 2-3 темы моно проектов (по темам русского языка, связанным с магистерской диссертацией). При разработке помните, что монопроект выполняется одним учеником, двумя или проектной группой на уроке.
Разработка должна включать:
1) формулировку задания;
2) сформулированные задачи (задачу) деятельности;
3) план предполагаемых действий;
4) определённый продукт деятельности;
5) вид презентации проектов.
• Сформулируйте по одному проектному заданию (теме) для практико ориентированного, исследовательского, информационного, творческого, ролевого проектов. Задания (темы) должны быть связаны с магистерской диссертацией.
• Создайте памятку для своих учеников «Как организовать себя при работе над проектом». Последовательность действий в Памятке должна соответствовать структуре деятельности.
• Проанализируйте любой школьный учебник русского языка для любого класса на предмет того, как учебник реализует дифференцированный подход
а) на уровне содержания обучения;
6) на уровне методов (упражнений и задач) обучения.
• Составьте план-конспект урока русского языка (класс, тема, учебник по выбору магистранта) дифференцированного обучения. Помните: дифференциация должна
41
просматриваться на каждом структурном компоненте урока.
Компетентностно ориентированные задачи в системе магистерской подготовки могут быть классифицированы по разным основаниям. Мы полагаем, что в качестве таких оснований в компетентностной парадигме образования могут выступать: 1) вид компетенции, 2) вид профессиональной деятельности.
В соответствии с этими основаниями первую группу задач составляют ситуации общекультурной компетенции, при решении которых необходимо продемонстрировать определённый общеинтеллектуальный и общекультурный уровень, способность использовать знание современных проблем науки и образования, преобразовывать и интерпретировать это знание. Примерами таких задач могут послужить следующие:
• Данными каких антропоцентрических парадигм филологической науки вы будете иллюстрировать функции языка на уроках русского языка. Свой выбор парадигм обоснуйте.
• Какой метод лингвистической компаративистики вы выберете для доказательства родства русского языка и славянских языков. Свой выбор обоснуйте.
• Какой метод структурной лингвистики вы выберете для проведения учащимися лингвистического эксперимента с целью установления различий/сходства синтаксических структур (на уроке синтаксиса в 9 классе). Докажите, что именно этот метод целесообразно использовать в данной ситуации.
Во вторую группу входят ситуации общепрофессиональной компетенции, решение которых свидетельствует о наличии у магистров готовности осуществлять профессиональную коммуникацию, профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру.
• Представьте, что вы руководитель кафедры русского языка в школе (руководитель методического объединения учителей русского языка). Сформулируйте для учителей русского языка темы для самообразования. Объясните, чем вы руководствовались при их определении.
• Определите тему «круглого стола» по обсуждению подходов в обучении русскому
42
языку, обозначенных во ФГОС по русскому языку второго поколения. Расскажите о том, что Вы хотели бы обсудить со своими коллегами.
Третья группа - ситуаций профессиональной компетенции. Её, в свою очередь, составляют задачи, связанные с видами профессиональной деятельности магистра педагогического образования: 1) ситуации профессиональной компетенции в области педагогической деятельности, решение которых указывает на сформированные у магистров способности и готовности использовать современные методики и технологии организации, реализации, диагностики и оценивания качества образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях, руководить исследовательской работой обучающихся, формировать образовательную среду и реализовывать задачи инновационной образовательной политики;
2) ситуации профессиональной компетенции в области научно-исследовательской деятельности, решение которых говорит о сформированных у выпускников готовностях и способностях анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач, самостоятельно осуществлять научное исследование, используя собственные креативные способности и современные методы науки; 3) ситуации профессиональной компетенции в области методической деятельности, при решении которых необходимо показать готовности к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области, разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приёмов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов; 4) ситуации профессиональной компетенции в области управленческой деятельности, решение которых свидетельствует о наличии у магистра готовности исследовать, проектировать, оценивать эффективность технологий менеджмента, применять комплекс методов стратегического и оперативного анализа, использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учрежде-
нием, организовывать и реализовывать управленческий процесс с использованием инновационных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы;
5) ситуации профессиональной компетенции в области проектной деятельности, решение которых свидетельствует о наличии готовности и способностей проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов; технологий и методик обучения; форм, методов контроля качества образования; 6) ситуации профессиональной компетенции в области культурно-просветительской деятельности, решение которых указывает на сформированность у магистров педагогического образования способностей и готовностей разрабатывать, реализовывать стратегии и программы просветительской деятельности.
Покажем примеры компетентностно ориентированных задач, которые могут служить средством как текущего и промежуточного, так и итогового контроля сформиро-ванности профессиональной компетенции в разных сферах профессиональной деятельности.
• Докажите, что часть «С» ЕГЭ по русскому языку является средством диагностики и оценивания качества сформирован-ности предметных компетенций (языковой, коммуникативной, культуроведческой) и универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных).
• Обоснуйте правомерность тезиса: ГИА по русскому языку направлена на оценивание предметных компетенций.
• Сформулируйте темы проектов, направленных на формирование одной из предметных компетенций (компетенция по выбору магистранта). Докажите, что сформулированная тема содействует формированию данной предметной компетенции.
• Предложите методы и технологии обучения, обоснуйте целесообразность их использования на профильном этапе обучения.
• Предложите свои мероприятия (действия), направленные на изучение культурных потребностей ваших учеников, связанных с осознанием различных функций языка.
• Предложите в рамках Недели русского языка в школе темы для
а) тематического вечера по современной лингвистике/ культуре ораторской речи (риторике);
б) лектория «Современная лингвистика: какая она?».
Обоснуйте свои предложения. В обосновании укажите, как предложенные вами темы вечера или лектория выполняют просветительскую функцию.
• Составьте содержание Интернет-странички (12 выпусков в год) на школьном сайте (одной странички на выбор).
а) Интернет-страничка «Лингвистика в лицах».
б) Интернет-страничка «Отражение в языке культуры русского народа».
Объясните, как материалы этой странички будут содействовать популяризации научных знаний и культурных традиций.
• Предложите темы (не менее 2) для общешкольных проектов (на месяц, учебный год и др. сроки), направленных на формирование художественно-культурной среды средствами предмета «Русский язык». Покажите возможности каждой темы проекта.
• Предложите свои мероприятия по организации учителей русского языка в школе для участия в опытно-экспериментальной работе по теме вашего магистерского исследования.
Подобные компетентностно ориентированные задачи стимулируют креативное мышление бакалавров и магистров, побуждают их к переносу знаний и опыта деятельности, полученных в обучении, в разные моделируемые виды своей будущей профессиональной деятельности, убеждают в необходимости такого освоения содержания курсов магистратуры, которое позволит им использовать приобретённый опыт в реальной жизни, т. е. компетентности.
Компетентностно ориентированные задачи - один из практических методов формирования и оценивания сформированности компетенций выпускников на ступени бакалавриата и магистратуры. Создание целостной системы методов промежуточного и итогового оценивания результатов высшего профессионально-педагогического образования в русле компетентностного подхода -одна из актуальных на современном этапе перехода на ФГОС ВПО третьего поколения проблема.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 - Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). URL: http://www.isobr.uspu.ru/doki/article/241 (дата обращения: 25.08.2013).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 - Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»). URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm35-1.pdf (дата обращения: 10.02.2013).
3. Черепанова Л. В. Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку. Новосибирск: Наука, 2006. 324 с.
4. Черепанова Л. В. Теоретические основы оценки уровня квалификации учителя в условиях компетентностной парадигмы современного образования // Вектор науки Тольяттинск. гос. ун-та. Тольятти: Изд-во ТГУ. 2011. №2(5). С. 206-209.
5. Черепанова Л. В. Дневник достижений учащегося по русскому языку. 6 класс. М.: Мнемозина, 2010. 109 с.
References
1.Federalny gosudarstvennyobrazovatelnystandartvysshegoprofessionalnogoobrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100 - Pedagogicheskoye obrazovaniye (kvalifikatsiya (stepen) «bakalavr»). URL: http://www.isobr.uspu.ru/doki/article/241 (data obrashcheniya: 25.08.2013).
2. Federalny gosudarstvenny obrazovatelny standart vysshego professionalnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100 - Pedagogicheskoye obrazovaniye (kvalifikatsiya (stepen) «magistr»). URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm35-1.pdf (data obrashcheniya: 10.02.2013).
3. Cherepanova L. V. Formirovaniye lingvisticheskoy kompetentsii pri obuchenii russkomu yazyku. Novosibirsk: Nauka, 2006. 324s.
4. Cherepanova L. V. Teoreticheskiye osnovy otsenki urovnya kvalifikatsii uchitelya v usloviyakh kompetentnostnoy paradigmy sovremennogo obrazovaniya // Vektor nauki Tolyattinsk. gos. un-ta. Tolyatti: Izd-vo TGU. 2011. № 2(5). S. 206-209.
5. Cherepanova L. V. Dnevnik dostizheny uchashchegosya po russkomu yazyku. 6 klass. M.: Mnemozina, 2010. 109 s.
Статья поступила в редакцию 28 августа 2013 г.