УДК 373.211.24 ББК Ч410.4
ГСНТИ 14.35.07
Код ВАК 13.00.08
Позолотина Елена Викторовна,
аспирант, кафедра русского языка и методики его преподавания в начальных классах, Уральский государственный педагогический университет; заведующий, детский сад № 8; 624090, г. Верхняя Пышма, ул. Кривоусова, д. 37, к. 6/2;
e-mail: [email protected]
К ПРОБЛЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коммуникация; коммуникативная компетентность; критериально-диагностический аппарат; критерии и показатели коммуникативной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ); диагностические задания.
АННОТАЦИЯ. В данной статье описан критериально-диагностический аппарат, способствующий определению уровня сформированности коммуникативной компетентности педагога ДОУ. Автором предложено определение коммуникативной компетентности педагога ДОУ. Определена необходимость совершенствования уровня сформированности коммуникативной компетентности педагога как необходимого условия для эффективного взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений. Дано определение критериальано-диагностического аппарата и выделены критерии коммуникативной компетентности педагога ДОУ. Для каждого из критериев автор статьи определил показатели оптимального, достаточного и критического уровней сформированности коммуникативной компетентности педагога ДОУ. В статье дано описание диагностических материалов, позволяющих проверить уровень сформированности коммуникативной компетентности педагогов ДОУ. Впервые описан опросник, который дает возможность определить уровень сформиро-ванности у педагога умения адекватно оценивать свои навыки коммуникации и умения оценивать партнера по коммуникации. Второе диагностическое задание, описанное в статье, направлено на определение уровня сформированности знаний о коммуникативной компетентности педагога ДОУ в профессиональной деятельности. Деловая игра, представленная автором статьи, дает возможность установить уровень сформированности коммуникативной компетентности в практической профессиональной деятельности. Предложенные автором материалы дают возможность объективно оценить коммуникативную компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения.
Pozolotina Elena Viktorovna,
Post-graduate Student, Department of Russian and Methods of Teaching in Primary School, Ural State Pedagogical University,
Ekaterinburg, Russia. Director of Municipal Autonomous Preschool Educational Institution Kindergarten No. 8.
THE PROBLEM OF COMMUNICATIVE COMPETENCE EVALUATION OF A PRESCOOL TEACHER
KEYWORDS: communication; communicative competence; criterion-diagnostic apparatus; criteria and indicators of communicative competence of preschool teachers; diagnostic tasks.
ABSTRACT. This article describes a criterion-diagnostic apparatus, contributing to the evaluation of the level of formation of communicative competence of a preschool teacher. The author suggested the definition of communicative competence of a preschool teacher. The necessity of improving the level of formation of the communicative competence of the teacher is proved, as a prerequisite for effective interaction of the teacher with all participants of the educational process. The definition of criterion-diagnostic apparatus is given; the criteria of communicative competence of a preschool teacher are singled out. For each of the criteria, the author determined the optimal, sufficient and critical levels of formation of communicative competence of a preschool teacher. The article describes diagnostic materials to check the level of formation of communicative competence of preschool teachers. It is the first time that the questionnaire is described, which allows to determine the level of formation of the teachers' skills to adequately evaluate their communication skills and the ability to evaluate the communication partner. The second diagnostic task, described in the article, aimed at determining the level of formation of knowledge about the communicative competence of preschool teachers in their professional activities. The business game presented in the article gives an opportunity to evaluate the level of formation of communicative competence in professional activities. The tasks provided by the author of the article make it possible to objectively evaluate the communicative competence of a teacher of preschool educational institution.
О;
»рганизация коммуникативного процесса в сфере дошкольного образования имеет свои особенности, обусловленные спецификой профессиональной деятельности педагогов. Необходимо подчеркнуть, что такая деятельность связана с созданием условий для превращения каж-
дого участника коммуникативной деятельности в субъекта, равного участника диалогового взаимодействия [8, с. 153].
Создание дошкольных образовательных учреждений нового типа, соответствующих современным образовательным стандартам, определяет необходимость наличия
© Позолотина Е. В., 2016
в образовательном процессе педагога-профессионала. Объективной реальностью современного образования является наличие в дошкольном образовании педагога, способного выстроить взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса, то есть педагога, обладающего коммуникативной компетентностью.
На основе изученных трудов М. М. Бахтина, Г. Х. Бакирова, Н. В. Казариновой, Е. В. Клюева, В. Н. Кунициной, М. Ю. Олеш-кова и других ученых, которые рассматривали коммуникативную компетентность педагога как одно из важных качеств личности [13], мы сформулировали определение коммуникативной компетентности педагога ДОУ - это качество личности [3], обладающей знаниями о нормах и ограничениях в профессиональном общении, о факторах эффективной коммуникации, владеющей умениями строить собственное высказывание с учетом норм и ограничений в профессиональном общении и факторов эффективной коммуникации, навыками анализа и коррекции собственного речевого высказывания с учетом норм и ограничений в профессиональном общении и факторов эффективной коммуникации.
Результативность взаимодействия педагога со всеми участниками образовательных отношений может быть определена с учетом разных параметров: отношения с воспитанниками, с родителями (законными представителями ребенка), с другими педагогами и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения [6]. Однако результативность данного процесса возрастет, если сам педагог и руководители ДОУ владеют умением оценивать уровень коммуникативной компетентности [1]. Для оценивания уровня коммуникативной компетентности педагога ДОУ нами предложен критериально-диагностический аппарат, который может быть реализован как в процессе послевузовского образования, так и непосредственно в профессиональной деятельности педагога ДОУ.
Критериально-диагностический аппарат - это совокупность методов и методик, направленных на оценивание какого-либо процесса и выявление его динамики. Наполняемость критериально-
диагностического аппарата определяется сущностью самого явления. Поэтому в диагностике сформированности коммуникативной компетентности педагога ДОУ мы учитывали следующие критерии:
- знание о нормах и ограничениях в профессиональном общении;
- знание факторов эффективной коммуникации в профессиональной деятельности;
- умение строить собственное высказывание с учетом норм и ограничений в профессиональном общении;
- умение строить собственное высказывание с учетом факторов эффективной коммуникации в профессиональном общении;
- владение педагогом навыками анализа и коррекции собственного речевого высказывания с учетом норм и ограничений в профессиональном общении;
- владение педагогом навыками анализа и коррекции собственного речевого высказывания с учетом факторов эффективной коммуникации в профессиональном общении.
Для каждого из критериев нами были определены показатели оптимального, достаточного и критического уровня проявления знаний, умений и навыков, характеризующих коммуникативную компетентность
[14, с. 142-145].
Находясь на оптимальном уровне сформированности коммуникативной компетентности, педагог имеет представление о предмете и теме высказывания, владеет знаниями о разнообразных средствах языка и факторах эффективной коммуникации. Кроме того, педагог осознает целевую установку коммуникации и умеет логично высказываться, умеет строить собственное высказывание с учетом норм и ограничений, используя разнообразные средства языка, с учетом факторов эффективной коммуникации. Еще одним важным показателем оптимального уровня является владение педагогом навыками анализа и коррекции собственного речевого высказывания с учетом норм и ограничений, факторов эффективной коммуникации, с учетом адресата, ситуации коммуникации, предмета коммуникативного взаимодействия.
Достаточным уровнем сформирован-ности коммуникативной компетентности обладает педагог, который имеет представления о предмете и теме высказывания, знает нормы и ограничения коммуникации, но не обладает знаниями о требованиях к реализации разнообразных средств языка в профессиональном общении. Кроме того, педагог умеет строить собственное высказывание с учетом норм и ограничений, но в процессе коммуникации не всегда учитывает их, а также умеет строить собственное высказывание с учетом факторов эффективной коммуникации, но не способен сразу осознать целевую установку и логично выразить свою позицию. Следующими важными показателями достаточного уровня сформи-рованности коммуникативной компетентности педагога ДОУ являются владение навыками анализа и коррекции собственного речевого высказывания с учетом норм, ограничений и факторов эффективной комму-
никации, хотя при этом педагог их не учитывает при взаимодействии с адресатом. Чаще всего анализ процесса коммуникации производится педагогом после педагогического взаимодействия, что не позволяет в профессиональной деятельности достичь коммуникативной цели.
Педагог, находящийся на критическом уровне сформированности коммуникативной компетентности, отличается тем, что при проведении опроса показывает необходимые знания о нормах и ограничениях в профессиональном общении, но в рамках практических занятий и в практической коммуникативной деятельности испытывает значительные затруднения в определении этих ограничений. Кроме того, важным показателем критического уровня можно считать то, что педагог определяет предмет и тему высказывания в профессиональной деятельности, но не владеет разнообразными средствами языка, не владеет логикой высказывания в профессиональном общении, затрудняется в выражении своей позиции в речи и не может осознавать цель коммуникации. Критический уровень проявляется у педагога и в тех случаях, когда он теоретически умеет строить собственное высказывание с учетом норм, ограничений и факторов эффективной коммуникации, но в процессе коммуникации свои навыки не использует, затрудняется сформулировать свою целевую установку и выразить свою позицию в речи. При взаимодействии с партнерами педагог затрудняется в анализе и корректировке собственных речевых высказываний с учетом норм, ограничений и факторов эффективной коммуникации, не способен корректировать свои высказывания с учетом особенностей адресата, ситуации и предмета взаимодействия.
Опираясь на перечисленные выше критерии, мы разработали диагностические задания, которые позволяют получить достоверные сведения об уровне сформированно-сти коммуникативной компетентности педагога ДОУ.
При этом мы учитывали, что в ходе профессионального взаимодействия с участниками образовательных отношений у педагога дошкольного образовательного учреждения вырабатывается представление о себе как участнике коммуникативной деятельности. Самооценка связана с одной из важных потребностей человека - потребностью в самоутверждении, со стремлением педагога найти свое место в профессиональной коммуникативной деятельности, утвердить себя как полноправного партнера по коммуникации и свое собственное мнение. Профессиональная самооценка педагога, в рамках которой он пытается сформулиро-
вать свою значимость, определяет уровень знаний и достижений педагога, является одним из критериев коммуникативной компетентности. Значимым критерием адекватности самооценки педагога может быть сравнение ее с оценками партнеров по коммуникативной деятельности на основе рефлексивного анализа. Расхождение между самооценкой и ожиданиями от партнеров по коммуникативному взаимодействию приводит к неадекватной оценке себя и невозможности эффективного построения процесса коммуникации в профессиональной деятельности. Отсутствие навыка адекватной самооценки и оценки партнера по коммуникации нарушает процесс коммуникации в профессиональной деятельности.
Для диагностики сформированности умения «адекватно оценивать свои навыки коммуникации» у педагога мы составили опросник. Данный опросник содержит суждения, достоверность или недостоверность которых педагогу необходимо определить самостоятельно. Кроме того, педагог должен ранжировать наиболее важные, на его взгляд, характеристики коммуникативной компетентности, проявляющейся в профессиональной деятельности. Педагог дважды выбирает суждения из предложенного списка. В первый раз выбор, сделанный педагогом, отражает его самооценку коммуникативных навыков. Повторное ранжирование суждений определяет ожидания педагога по отношению к партнеру по коммуникации в профессиональной деятельности. Материал данного опросника позволяет определить равнозначность сделанных выборов при самооценке и ожидании от партнеров по коммуникации. Как правило, оценивая себя, педагог либо занижает оценку собственных коммуникативных навыков, либо завышает ее. Наши наблюдения подтверждает Н. Н. Ежов, который отмечает, что педагог, испытывающий затруднения в коммуникативной деятельности, обычно имеет заниженную самооценку [4, с. 48-49]. Проводя данный опрос, необходимо помнить, что самооценка педагога складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом. Поэтому анализ выбранных им показателей эффективной коммуникации является важным моментом при оценке уровня сформирован-ности коммуникативной компетентности педагога.
Практика дошкольного образования последних лет показывает, что в настоящее время педагогические работники в своей практической коммуникативной деятельности редко опираются на знания, полученные ими в ходе обучения. Причинами такого явления могут быть как недостаточная осве-
домленность в вопросе коммуникации, так и изолированность знаний и практических навыков. Поэтому необходимо определить уровень знаний у педагогов ДОУ о нормах, ограничениях и факторах эффективной коммуникации. С этой целью мы разработали диагностическое задание, которое включает две части: «Укажите факторы, учет которых помогает достичь цели коммуникации в профессиональной деятельности» и «Укажите требования, которые, на ваш взгляд, являются эффективным инструментом для достижения цели коммуникации в профессиональной деятельности». В каждой части в качестве готовых ответов даны несколько суждений. Педагог имеет право выбрать любое количество верных, на его взгляд, вариантов. Первая часть дает возможность определить уровень сформированности знаний о нормах и ограничениях эффективной коммуникации в профессиональной деятельности. Вторая часть позволяет уточнить знания педагогов ДОУ о факторах эффективной коммуникации. Анализ ответов позволяет определить и спланировать дальнейшую работу по обогащению знаний педагогов о нормах, ограничениях и факторах эффективной коммуникации в профессиональной деятельности. Кроме того, полученный результат дает возможность увидеть соотношение и несоответствие самооценки коммуникативной компетентности педагога ДОУ и внешней объективной оценки педагогом партнера по коммуникации в профессиональной деятельности.
Для обеспечения валидности результатов по определению уровня сформирован-ности коммуникативной компетентности педагога ДОУ рекомендуем деловую игру «Моя профессиональная роль». Данная игра дает возможность установить уровень сфор-мированности коммуникативной компетентности в практической профессиональной деятельности. Для объективности оценки результатов на каждого участника составляется индивидуальный лист оценок, в котором фиксируются проявленные педагогом умения в ходе выполнения заданий. Деловая игра состоит из двух частей.
Первая половина игры «Моя профессиональная роль» позволяет нам услышать высказывания каждого педагога в соответствии с поставленной игровой задачей. Все участники внимательно слушают каждого участника игры, при необходимости задают уточняющие вопросы фиксируют достижение коммуникативной цели говорящего. Услышанные высказывания преподаватель фиксирует в индивидуальном листе, соотнося их с критериями коммуникативной компетентности:
• имеет представление о предмете и теме высказывания,
• владеет знаниями о разнообразных средствах языка, факторах эффективной коммуникации,
• умеет строить собственное высказывание с учетом норм и ограничений, используя разнообразные средства языка, факторы эффективной коммуникации,
• умеет логично выражать свои мысли.
Немаловажным критерием коммуникативной компетентности педагога в профессиональной деятельности является умение педагога делать выводы и обсуждать полученные результаты коммуникативного взаимодействия [6]. Поэтому вторая половина игры «Моя профессиональная роль» направлена на определение сформирован-ности этих умений у педагогов ДОУ. Игровое задание второй половины игры организовывается в виде обсуждения услышанного в первой половине игры. Каждый педагог озвучивает свое мнение о том, кто из выступающих оказался наиболее убедительным в выражении своей ролевой позиции. Участники игры имеют возможность задавать уточняющие вопросы, высказывать замечания и пожелания своим коллегам. Групповое обсуждение позволяет оценить уровень сформированности коммуникативной компетентности каждого педагога в соответствии со следующими критериями:
• осознает целевую установку коммуникации и умеет логично высказываться,
• умеет строить собственное высказывание с учетом норм и ограничений, используя разнообразные средства языка, факторы эффективной коммуникации,
• умеет логично выражать свои мысли,
• владеет навыками анализа и коррекции собственного речевого высказывания с учетом норм и ограничений, факторов эффективной коммуникации, с учетом адресата, ситуации, предмета коммуникативного воздействия.
Использование индивидуальных оценочных листов в ходе проведения деловой игры «Моя профессиональная роль» является одним из факторов объективной фиксации результатов и аргументированного установления уровня сформированности коммуникативной компетентности каждого участника игры [10].
Полагаем, что предложенный нами критериально-диагностический аппарат для оценивания уровня сформированности коммуникативной компетентности педагога ДОУ дает возможность объективно оценивать данное явление, что значимо для профессионального роста педагогов, результативного взаимодействия участников образовательных отношений в дошкольных образовательных учреждениях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакиров Г. Х. Тренинг управления персоналом. СПб. : Речь, 2004.
2. Бакиров А. К. НЛП. Люди, которые играют роли. СПб. : Речь, 2002.
3. Бахтин M. M. Эстетика словесного творчества. M. : Искусство, l979-
4. Ежова Н. Н. Научись общаться! : коммуникативные тренинги. Ростов н/Д. : Феникс, 20l4.
5. Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Саввова M. Р. Русский язык и культура речи : учебник / под ред. Н. А. Ипполитовой. M. : ТК Велби; Проспект, 2007.
6. Клюев Е. В. Речевая коммуникация. Успешность речевого взаимодействия. M. : Символ-Плюс, 2002.
7. Куницына В. Н. Mежличностное общение : учебник для вузов. СПб. : Питер, 200l.
S. Лашкова Л. Л. Развитие коммуникативной компетентности педагогов в процессе методической работы дошкольного образовательного учреждения / / Омский научный вестник. 2009. № 4 (79).
9. Mенькина С. M. Коммуникативная компетентность от теории к практике формирования // Среднее профессиональное образование. 2011. №l2. С. 3-5.
10. Mорева Н. А. Тренинг педагогического общения : учеб. пособие для вузов. M. : Просвещение, 2003.
11. Накамото С. Гений общения. Как им стать? Спб. : Питер, 20ll.
12. Ненашева А. В., Осинина Г. Н., Тараканова И. Н. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: Семинары-практикумы, тренинги, рекомендации. M. : Учитель, 20l4.
13. Олешков M. Ю. Дидактическая коммуникативная ситуация: проблема моделирования // Mир образования - образование в мире. 2008. №l. С. 182-194.
14. Позолотина Е. В. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ // Сб. науч. ст. по итогам меж-дунар. науч.-практ. конф. СПб. : Санкт-Петербургский ин-т проектного менеджмента, 20l5. С. 142-145.
15. Хуторской А. Ключевые компетентности. Технология конструирования // Народное образование. 2003. № 5.
REFERENCES
1. Bakirov G. Kh. Trening upravleniya personalom. SPb. : Rech', 2004.
2. Bakirov A. K. NLP. Lyudi, kotorye igrayut roli. SPb. : Rech', 2002.
3. Bakhtin M. M. Estetika slovesnogo tvorchestva. M. : Iskusstvo, l979.
4. Ezhova N. N. Nauchis' obshchat'sya! : kommunikativnye treningi. Rostov n/D. : Feniks, 2014.
5. Ippolitova N. A., Knyazeva O. Yu., Savvova M. R. Russkiy yazyk i kul'tura rechi : uchebnik / pod red. N. A. Ippolitovoy. M. : TK Velbi; Prospekt, 2007.
6. Klyuev E. V. Rechevaya kommunikatsiya. Uspeshnost' rechevogo vzaimodeystviya. M. : Simvol-Plyus, 2002.
7. Kunitsyna V. N. Mezhlichnostnoe obshchenie : uchebnik dlya vuzov. SPb. : Piter, 200l.
8. Lashkova L. L. Razvitie kommunikativnoy kompetentnosti pedagogov v protsesse metodicheskoy raboty doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya // Omskiy nauchnyy vestnik. 2009. № 4 (79).
9. Men'kina S. M. Kommunikativnaya kompetentnost' ot teorii k praktike formirovaniya // Srednee profes-sional'noe obrazovanie. 20ll. №l2. S. 3-5.
10. Moreva N. A. Trening pedagogicheskogo obshcheniya : ucheb. posobie dlya vuzov. M. : Prosveshchenie, 2003.
11. Nakamoto S. Geniy obshcheniya. Kak im stat'? Spb. : Piter, 2011.
12. Nenasheva A. V., Osinina G. N., Tarakanova I. N. Kommunikativnaya kompetentnost' pedagoga DOU: Seminary-praktikumy, treningi, rekomendatsii. M. : Uchitel', 20l4.
13. Oleshkov M. Yu. Didakticheskaya kommunikativnaya situatsiya: problema modelirovaniya // Mir ob-razovaniya - obrazovanie v mire. 2008. №l. S. l82-l94.
14. Pozolotina E. V. Kommunikativnaya kompetentnost' pedagoga DOU // Sb. nauch. st. po itogam mezh-dunar. nauch.-prakt. konf. SPb. : Sankt-Peterburgskiy in-t proektnogo menedzhmenta, 2015. S. 142-145.
15. Khutorskoy A. Klyuchevye kompetentnosti. Tekhnologiya konstruirovaniya // Narodnoe obrazovanie. 2003. № 5.
Статью рекомендует д-р филол. наук, проф. М. Л. Кусова.