Научная статья на тему 'К проблеме освоения критико-философского наследия М. О. Меньшикова'

К проблеме освоения критико-философского наследия М. О. Меньшикова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
165
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРА РУБЕЖА XIX-ХХ ВЕКОВ / ПУБЛИЦИСТИКА / КРИТИКО-ФИЛОСОФСКОЕ НАСЛЕДИЕ М. О. МЕНЬШИКОВА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Крижановский Николай Игоревич

В статье осмыслены различные аспекты освоения критико-философского наследия русского публициста М. О. Меньшикова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме освоения критико-философского наследия М. О. Меньшикова»

№ 1 (48), 2013

жизнь Юга России"

священный 75-летию Витторио Страды. М., 2005. С.719-720.

11. Васильева-Шальнева Т. Б. Коммунистическая идея как объект игры в романе В. Войновича «Москва 2042» // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2011. № 3 (25).

12. Шохина В. Восемнадцатое брюмера генерала Букашева. URL: http://www.fandom.ru/about_ fan/shohina_1.htm

13. Там же.

14. Войнович В. Я вернулся... С. 8.

15. Смирнов А. Ю. Традиции литературной антиутопии в романе В. Н. Войновича «Москва 2042» ...

m. v. pokotylo. v. n. voinovich's novel «moscow 2042»: genre specificity

Considering the aspects of the genre of V.N. Voinovich's novel «Moscow 2042», the author of the article proves that the signs of dystopia prevail in this synthetic genre. Key words: V. N. Voinovich's works, utopia, anti-utopia, dystopia.

Н. И. КРИЖАНОВСКИй

К ПРОБЛЕМЕ ОСВОЕНИЯ КРИТИКО-ФИЛОСОФСКОГО НАСЛЕДИЯ М. О. МЕНЬШИКОВА*

В статье осмыслены различные аспекты освоения критико-философского наследия русского публициста М. О. Меньшикова.

Ключевые слова: литература рубежа Х1Х-ХХ веков, публицистика, критико-философское наследие М. О. Меньшикова.

Современный интерес к творческому наследию выдающегося русского журналиста Михаила Осиповича Меньшикова (1859-1918) обусловлен несколькими факторами. Интерес научного сообщества к критико-философской палитре публицистики переломной для российского общества эпохи конца XIX - начала ХХ века, неотъемлемой частью которой являлась журналистская деятельность М. О. Меньшикова, неизменно растет. В связи с этим целесообразно ввести в исследовательский контекст корпус работ мыслителя (многие из которых еще при жизни М. О. Меньшикова были высоко оценены известными деятелями эпохи -Н. С. Лесковым, Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым,

A. С. Сувориным, С. Я. Надсоном), расширив представление об этом объекте научного и научно-публицистического дискурса за счет сохранившихся дневников, записных книжек, переписки. Необходимо определить особенности эволюции мировоззрения М. О. Меньшикова, с одной стороны, в контексте публицистики предреволюционного и революционного времени, с другой - в контексте отечественной литературной критики и публицистики.

К настоящему времени сформировались разные подходы к оценке творческого наследия русского мыслителя. Представители «правой» мысли (Ю. Алёхин, А. Воронцов, В. Кожинов, Н. Ли-совой, А. Мелкова, М. Поспелов, О. Платонов,

B. Распутин, А. Репников, А. Савельев, С. Сань-кова, М. Смолин, Ю. Сохряков, В. Трофимова, И. Шафаревич, П. Шлемин и др.) достаточно высоко оценивают значение работ М. О. Меньшикова в истории отечественной публицистики, говорят о

его заслугах как русского патриота, национального мыслителя, журналиста. «Левые» (А. Богданович, А. Волынский, Д. Заславский, Н. Михайловский, М. Неведомский, В. Поссе, М. Протопопов, А. Рейтблат, Т. Соловей, В. Соловей и др.), напротив, в большинстве своем стремятся показать вто-ричность, ущербность, ошибочность сделанного М. О. Меньшиковым. Все вышесказанное определяет актуальность предпринятого исследования.

До революции творчество Меньшикова часто становилось объектом критики публицистов враждебного лагеря (А. Богданович, А. Волынский, В. Поссе, М. Протопопов), тем не менее имя журналиста попало и в два издания «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона (Т. 37, 1896; Т. 26, 1917), в «Военную энциклопедию» (Т. 15, 1914) и в книгу о наиболее выдающихся современниках Н. И. Афанасьева [1]. На протяжении 1920 -1930-х годов наследие Меньшикова упоминалось лишь в специальной литературе и только в отрицательном контексте (см., например, статью Д. И. Заславского в «Литературной энциклопедии» 1934 г. [2]). Впоследствии о Меньшикове советские исследователи предпочитали умалчивать: о нем нет отдельной статьи в «Краткой литературной энциклопедии» (1962-1978), в «Литературном энциклопедическом словаре» (1987). Исключением стали 11-томное собрание сочинений Лескова (1956-1958), 22-томное собрание сочинений Л. Н. Толстого (1978-1985) и 30-томное полное собрание сочинений А. П. Чехова (1974-1983), где не упомянуть о русском публицисте было просто невозможно.

Работы М. О. Меньшикова после октября 1917

* Работа подготовлена в рамках исполнения научного гранта РГНФ № 12-04-00078 а

"Культурная жизнь Юга России"

№ 1 (48), 2013

года (за исключением переписки) не публиковались. Возвращение отечественному читателю наследия публициста и критика началось в конце 1980-х: оживился интерес к его творчеству, появились работы Ю. Алёхина, А. Воронцова, А. Гу-мерова, В. Кожинова, Н. Лисового, А. Мелковой, О. Платонова, М. Размолодина, А. Рейблата, А. Реп-никова, В. Распутина, С. Саньковой, С. Сергеева, М. Смолина, Ю. Сохрякова, И. Шафаревича, П. Шлемина, Н. Яковлевой, М. Поспелова (внук М. О. Меньшикова) и др.

В современной науке сложились своего рода центры по сбережению и изучению наследия М. О. Меньшикова: в Валдайском филиале Новгородского музея-заповедника, Центральном московском музее-архиве личных собраний (ЦМАМЛС), РГАЛИ, отделах рукописей РГБ и РНБ и других учреждений культуры собраны переписка, дневники, записки, личные вещи публициста.

Для постижения личности и творчества важно изучение биографии писателя. М. О. Меньшиков (род. 23 сент. 1859 г. по старому стилю) был сыном многодетной и бедной семьи из Ново-ржева (Псковская губ.). Был крещен 25 сентября (7 окт. по новому стилю). Религиозные родители прививали детям православную веру. Он писал о детстве: «Были и добрые длинные вечера <...> дети забирались на теплую печку, тушили лампу, чтобы не тратить дорогой керосин, и все вместе с отцом и матерью долго пели любимые песни. Кончались эти вечера пением молитвы "Слава в Вышних Богу"» [3].

В 1870 году семья перебралась в город Опочка, Михаил поступил в уездное училище. Закончив его в 1873 году, он благодаря помощи родственника смог поступить в Кронштадтское Техническое училище Морского ведомства. Произведенный по окончании училища (1878) в кондукторы корпуса флотских штурманов, он находился на действительной военной службе с 1875 по 1892 год и ушел в отставку в чине штабс-капитана с правом ношения мундира.

На протяжении всей жизни публицист с болью в сердце воспринимал проблемы армии и флота, публиковал о них статьи в «Кронштадтском вестнике», «Морской газете», «Неделе», «Новом времени». Авторы «Военной энциклопедии» пишут: «Главная тема этих статей - необходимость вооружаться изо всех сил, чтобы быть в военном отношении впереди других народов» [4]. Статьи Меньшикова об обмундировании армии, о нехватке артиллерии и ружей, о слабом укреплении подступов к Санкт-Петербургу, о необходимости сохранить некоторые крепости имели практические последствия - в ответ на поднятую проблему начинались мероприятия по устранению указанных недостатков. Однако военная карьера не в полной мере удовлетворяла широкую натуру М. О. Меньшикова, в 1880-1883 годах он стал вольнослушателем Петербургского университета, в середине 1880-х пытался поступить в Юридическую академию. К тому же литература постепенно занимала все больше места в жизни молодого военного.

Его литературные наклонности проявились до-

вольно рано. Во время учебы в Кронштадте по его инициативе был организован ученический журнал «Неделя», который он редактировал в течение всех лет пребывания в училище. Заграничные походы на русских судах по Балтийскому морю, Атлантическому океану и Средиземному морю с продолжительными остановками во Франции, Италии, Греции оказали влияние на молодого человека, обогатили впечатлениями, дали ценный материал для публицистической работы Меньшикова.

Находясь под впечатлением от посещения портов Европы и размышляя о современных ему культурных и политических событиях, он писал очерки, которые с 1878 года стали появляться на страницах петербургских газет «Кронштадтский вестник», «Голос» и некоторых других, а в 1884-м были собраны в книгу «По портам Европы» [5]. С конца 1870-х публицист печатался также в «Санкт-Петербургских ведомостях».

С 1883 года М. О. Меньшиков сблизился с поэтом С. Я. Надсоном, ценившим его незаурядный публицистический талант. В 1886 году Надсон писал Гайдебурову: «Меньшиков у Вас подвизается очень недурно - остроумно и бойко. Помогите ему выбраться на ровную дорогу» [6].

С середины 1880-х Меньшиков часто публикуется в «Неделе» П. А. Гайдебурова. Успеху газеты способствовали его передовые статьи и еженедельные фельетоны по самым разнообразным вопросам. С 1892 года, после выхода в отставку, М. О. Меньшиков целиком посвящает себя литературной деятельности и становится штатным сотрудником этой газеты и одновременно входит в круги отечественного литературного сообщества - знакомится с Н. С. Лесковым, Я. П. Полонским, Н. Н. Страховым, Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым. «Эти встречи определили дальнейшее творчество Меньшикова. Все перечисленные знаменитые писатели благожелательно и с сочувствием отнеслись к начинающему литератору, отмечая большой талант и незаурядность Меньшикова», -пишет В. Б. Трофимова [7].

В течение 1890-х Меньшиков являлся секретарем редакции «Недели», ведущим литературным критиком и публицистом газеты и ее приложений, одновременно сотрудничая в журнале «Русская мысль». Однажды ему пришлось пережить эпизод, «когда жизнь держалась на волоске»: 20 марта 1896 года Н. И. Жеденов - герой статьи «Красноярский бунт» (Неделя. 1896. № 10), разоблачавшей его как нерадивого земского начальника, - явился в редакцию и выстрелом в упор ранил М. О. Меньшикова.

Как отмечает Н. И. Афанасьев, в 1890-х годах Меньшиков «был уже главным сотрудником "Недели", помощником редактора и заместителем его во время отлучек. Его статьями собраны несколько десятков тысяч рублей на голодающих, - на каковые суммы были устроены столовые, которыми руководил А. И. Пругавин» [8].

До закрытия газеты в 1901 году Меньшиков издал ряд литературно-критических, нравственно-философских работ, которые впоследствии

№ 1 (48), 2013 "Культурная жизнь Юга России"

вышли отдельными сборниками: «О писательстве», «Думы о счастье», «Народные заступники», «О любви», «Начала жизни», двухтомник «Критические очерки». В 1894 году в журнале «Русская мысль» была опубликована статья «Совесть и знание».

Меньшиков остался одним из ведущих и наиболее плодовитых публицистов, имевшим влияние на широкие круги читателей. С 1901 по 1917 год он вел рубрику «Письма к ближним» и публиковал еженедельно по две-три статьи, не считая больших воскресных фельетонов (материалы на тему дня). С 1902 года эти работы стали выходить отдельными томами под названием «Из писем к ближним» (в 1902-1916-м издано 15 томов). В этой своеобразной летописи предреволюционной эпохи были отражены политические, экономические, социальные, религиозные проблемы жизни общества. Иногда Меньшиков по приглашению заграничных издателей печатался в английском журнале «Monthly Review», в немецкой газете «Allgemeine Zeitung». Порой его работы в отрывках или полностью перепечатывались в зарубежных и отечественных изданиях. Оценивая дар публициста, расцветший на страницах «Нового времени», Н. И. Афанасьев писал, что в статьях М. О. Меньшикова «сказывается талантливый писатель и замечательный аналитик <...> С выводами М. О. (Михаила Осиповича. - Н. К.) можно не соглашаться, но невозможно не считаться с его доводами, всегда достаточно обоснованными» [9].

Популярность снискали острые статьи Меньшикова о падении нравов и «власти тьмы» в деревне, о необходимости физического и нравственного здоровья, о преодолении бедности, о борьбе с пьянством. Печатные выступления на темы «инородческой опасности», постепенного «внутреннего завоевания» страны создали ему в либеральных и революционных кругах репутацию журналиста-охранителя. Однако публицист не был членом каких-либо партий, он стоял за утверждение приоритета русских национальных интересов в России.

В 1908 году М. О. Меньшиков стал одним из учредителей и идеологом Всероссийского национального союза, цель которого состояла в содействии «господству русской народности в пределах Империи, укреплению сознания русского народного единства, устройству русской бытовой самопомощи, развитию русской культуры и упрочению русской государственности на началах самодержавной власти Царя в единении с законодательным народным представительством» [10]. Статьи Меньшикова способствовали организации и развитию «Общества трезвости», «Общества борьбы с детской смертностью», «Всероссийского общества св. Ольги».

В литературно-философскую полемику с автором вступали такие признанные авторитеты отечественной мысли, как Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Я. П. Полонский, Д. С. Мережковский, о. Иоанн Кронштадтский, митрополит Антоний (Вадков-ский), А. Н. Пыпин, В. И. Ульянов (Ленин) и др. С некоторыми из оппонентов М. О. Меньшико-

ва связывали теплые отношения. В 1890-х М. О. Меньшиков часто выступал в поддержку нравственно-философской позиции Л. Н. Толстого. Продолжая до конца жизни оставаться поклонником художественного таланта великого писателя, он не мог в 1900-1910-е не полемизировать с отношением Л. Н. Толстого и его последователей к Православию и важнейшим государственным институтам.

В 1907 году М. О. Меньшиков женился на М. В. Афанасьевой (урожд. Поль), от этого брака в 1908-1917 годы родились шестеро детей: сыновья Григорий и Михаил, дочери Лидия, Ольга, Мария и Татьяна. Вместе с его большой семьей проживали также О. Л. Самсонова (дочь жены от первого брака) и Яков (внебрачный сын Михаила Осиповича).

Зиму 1917-1918 годов семейство провело в городке Валдае (Новгородская губ.), к весне 1917 года Меньшикова отстранили от работы в «Новом времени». После Февральской революции он остался без средств к существованию. В доме на Образцовой горе близ озера Валдай, купленном еще в 1914 году, Меньшиков вплоть до своей трагической гибели продолжал писать «в стол». Февральские события приостановили его журналистскую работу, Октябрьская революция окончательно закрыла возможности профессиональной деятельности: попытки вернуться в Москву и устроиться в издательстве И. Д. Сытина не увенчались успехом. Чтобы прокормить семью, он вынужден был служить конторщиком снабженческой организации, расположившейся в помещениях его собственного дома.

Дневники и записки 1917-1918 годов - ярчайшая характеристика эпохи - отразили его неустанную работу по осмыслению русской жизни и своего места в мире. М. О. Меньшикова арестовали в собственном рабочем кабинете 1/14 сентября 1918 года. Неделю он провел в местной тюрьме ЧК и 7/20 сентября был расстрелян на берегу Святого озера напротив Иверского монастыря, его могила находится на кладбище валдайской церкви Петра и Павла.

В 1993 году публицист реабилитирован. «Без М. О. Меньшикова, - справедливо отмечает Ю. Алёхин, - невозможно полно и объективно представить себе литературу и историю России в сопредельных областях двух столетий. Никогда, включая и наше время, оперативная работа пера не достигала такого эффективного воздействия на умы и деяния современников, никогда не захватывала столь широкой волной событийный пласт времени» [11].

Михаил Осипович Меньшиков - одна из значимых фигур в отечественной общественной жизни конца XIX - начала ХХ веков. Современное обращение к анализу его наследия в критико-философ-ском контексте эпохи позволит ввести в научный оборот корпус малоизвестных публицистических текстов, в новом свете увидеть творчество классиков русской литературы (А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова), осмыслить аспекты творческого и жизненного взаимодействия публициста с современниками (Л. Н. Толстой,

"Культурная жизнь Юга России" 68 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

№ 1 (48), 2013

А. П. Чехов, А. С. Суворин, П. П. Перцов, В. В. Розанов, А. М. Горький), выявить особенности представления эпохи на страницах работ Меньшикова, определив специфику мировоззренческих установок творчества публициста.

Литература

1. Афанасьев Н. И. Современники: альбом биографий: в 2 т. Т. 1. СПб., 1909. С. 173-175.

2. Литературная энциклопедия: в 11 т. Т. 7. М., 1934. Стлб. 190.

3. Меньшиков М. О. Выше свободы: Статьи о России. М., 1998. С. 415.

4. Военная энциклопедия: в 18 т. Т. 15. СПб., 1914. С. 264.

5. Меньшиков М. О. По портам Европы. 1878-

1879: очерки заграничного плавания на фрегате «Князь Пожарский». Кронштадт, 1884.

6. Российский архив (История Отечества в свидетельтвах и документах ХУШ-ХХ вв.). Вып. IV: М. О. Меньшиков. Материалы к биографии. М., 1993. С. 5.

7. МеньшиковМ. О. Великорусская идея / сост., предисл. и комм. В. Б. Трофимовой: в 2 т. Т. 1. М., 2012.С. 7-8.

8. Афанасьев Н. И. Современники ... С. 173174.

9. Там же. С. 174.

10. Меньшиков М. О. Письма к ближним. СПб., 1908. С. 349.

11. Алёхин Ю. К живым адресатам // Меньшиков М. О. Выше свободы . С. 440.

n. i. krizhanovsky. to the problem of the development of m. o. menshikov's critical and philosophical heritage

Various aspects of the development of critical and philosophical heritage of Russian journalist M. O. Menshikov are considered in the article.

Key words: literature at the turn of the XIX-XX centuries, political journalism, critical and philosophical heritage of M. O. Menshikov.

Л. П. ЛОБКОВСКАЯ

К ВОПРОСУ О РАСПРОСТРАНЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Рассматривая характеристики английского языка как глобального, автор статьи объясняет появление большого пласта англоязычной интернациональной лексики совокупностью экстралингвистических (политических, экономических, культурных и пр.) и лингвистических факторов.

Ключевые слова: заимствование, язык общения, лингвистические/ экстралингвистические причины заимствования.

Изучение явлений и процессов, порождаемых межъязыковыми отношениями, имеет давнюю историю и представляется традиционным для науки о языке. Повышенный интерес к развитию интерлингвистики выражается, в частности, в поиске естественного языка, способного служить единым языком общения для населения планеты. Таким языком для многих (D. Crystal, R. W. Bailey, С. Г. Тер-Минасова, Т. В. Максимова и др.) видится английский, постепенно приобретающий статус глобального, о чем свидетельствует большое количество англицизмов в составе интернациональной терминологии (не случайно французы иронически спрашивают: Parlez-vous franglais?). Подобная смена языковых влияний обусловлена тем, что «английский язык приобрел статус Lingua franca (языка общения) ХХ века» [1], языка с «множеством культурных традиций» [2].

Необходимо отметить, что язык становится международным не благодаря свойственным ему структурным особенностям, богатству словаря, литературы или тому, что он некогда был проводником великой культуры, авторитетных религиозных воззрений. По словам Д. Кристала, «любой

из этих факторов может побудить нас заняться его изучением, однако ни какой-то из них в отдельности, ни все в совокупности не могут способствовать его распространению во всемирном масштабе» [3].

Среди главных причин, в силу которых язык обретает международный статус, - политическое могущество народов, говорящих на нем, военная мощь государства. Однако этого недостаточно. Для сохранения и дальнейшего распространения языка необходима сильная экономика. Так было всегда. Тем не менее, экономические факторы получили решающее значение только в начале ХХ века, постепенно приобретая глобальный масштаб благодаря совершенствованию техники связи (телеграф, телефон, радио) и возникновению крупных транснациональных корпораций. Развитие конкурентоспособных отраслей промышленности и подъем деловой активности вызвали бурный рост международной торговли, широкое распространение рекламы. Влияние прессы достигло беспрецедентного уровня, на первое место вышли средства радиовещания. Кинематограф и звукозапись способствовали появлению в мире

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.