Научная статья на тему 'Потенциал соблюдения принципов этики для формирования личности спортсмена'

Потенциал соблюдения принципов этики для формирования личности спортсмена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
585
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / ETHICS / СПОРТИВНАЯ ЭТИКА / SPORTS ETHICS / МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / MORAL CONSCIOUSNESS / НРАВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / MORAL RELATIONS / НРАВСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MORAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Ирина Сергеевна

В статье характеризуется сущность спортивной этики для формирования личности спортсмена; описывается потенциал соблюдения принципов спортивной этики для формирования компонентов морали спортивной этики: морального сознания, нравственных отношений и нравственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The potential of principles of ethics for the formation of the personality of the athlete

The article characterizes the essence of sports ethics to the formation of the personality of the athlete; describe how potential compliance with the principles of sports ethics for forming components of the morality of sports ethics: moral consciousness, moral relations and moral activities.

Текст научной работы на тему «Потенциал соблюдения принципов этики для формирования личности спортсмена»

переходили к аналитическим, а затем и к проблемным высказываниям учащихся через введение соответствующих ограничений (требований). Эти мотивированные высказывания способствовали развитию интереса учащихся не только к произведениям нравственной тематики, но и к урокам литературного чтения.

5. Эффективным приемом на уроке литературного чтения, а, следовательно, формирования нравственной воспитанности, являются специально составленные ситуативные задачи (ситуации). В ходе их решения младшие школьники применяли известные им нравственные понятия, оценивали поступки литературных героев, выражая свое личное отношение к ним.

Таким образом, можно сделать вывод, что эффективность формирования нравственной воспитанности младших школьников на уроках литературного чтения зависит от систематического и целенаправленного использования методов, форм, приемов, способствующих глубокому и эмоциональному усвоению учащимися литературных произведений. Содержание учебного материала на уроках литературного чтения, способствовало формированию нравственной воспитанности младших школьников: нравственных качеств, свойств личности учащихся, хорошего художественного вкуса, усвоению общечеловеческих ценностей, доброты, четности, ответственности, уважения к старшим, любви к Родине, народу, его духовным богатствам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вавилова, И.В. Формирование нравственной воспитанности личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.В. Вавилова. -Екатеринбург : РГПУ, 2009. - 23 с.

2. Подласый, И.П. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст] / И.П. Подласый. - М. : Владос, 2000. - 400 с.

3. Шилова, М.И. Учителю о воспитанности школьников / М. И. Шилова. - М. : Педагогика, 1990. - 144 с. - (Библиотека учителя).

4. Щукина, Г.И. Педагогика школы / Г.И. Щукина. - М. : Просвещение, 1998. - 236 с.

УДК 17

И.С. Осипова г. Шадринск

Потенциал соблюдения принципов этики для формирования личности

спортсмена

В статье характеризуется сущность спортивной этики для формирования личности спортсмена; описывается потенциал соблюдения принципов спортивной этики для формирования компонентов морали спортивной этики: морального сознания, нравственных отношений и нравственной деятельности.

Этика, спортивная этика, моральное сознание, нравственные отношения, нравственная деятельность.

I.S. Osipova Shadrinsk

The potential of principles of ethics for the formation of the personality of the

athlete

The article characterizes the essence of sports ethics to the formation of the personality of the athlete; describe how potential compliance with the principles of sports ethics for forming components of the morality of sports ethics: moral consciousness, moral relations and moral activities.

Keywords: Ethics, sports ethics, moral consciousness, moral relations, moral activity.

Отечественные ученые современности всё внимательнее анализируют влияние спортивной этики на формирование нравственности спортсменов, рассматривают особенности трансформации ценностей олимпийского спорта в контексте воздействия на социализацию российской молодежи. С.И. Самыгин, Н.П. Любецкий, П.С. Самыгин отмечают необходимость воспитания представителей современной молодежи на основе этических ценностей спорта, необходимых для формирования социально зрелой личности, способной проявлять заботу о собственном здоровье и здоровье других людей, а также вести здоровый образ жизни [4]. Подчеркивается актуальность акцента внимания на гуманистической составляющей современного спорта, ценностях, связанных с возможностью развивать в рамках спортивной деятельности разнообразные физические, психические и духовные качества человека, содействовать целостному развитию личности, формированию нравственной, эстетической, физической и др. культуры [1, 2, 3].

Актуальность рассматриваемой проблемы состоит уже в том, что в настоящее время спорт, спортивная культура, олимпийская культура являются социально значимыми явлениями, носящими общемировое, общественное и личностное значение. Однако, вследствие такого масштаба значимости, спорт и его ценности, трактуются зачастую двояко, в угоду политическим, экономическим и другим тенденциям. Этому способствуют современные тенденции развития спорта, а именно: рост спортивных достижений, резкое омоложение спорта, профессионализация спорта, кризис олимпизма и пр.

Для сторонников спорта он выступает в качестве средства проявления высоких человеческих достоинств, таких как: мир, дружба, взаимопонимание и культурное взаимообогащение народов, всестороннее и гармоничное развитие личности и ее культуры [3]. В тоже время, в средствах массовой информации иногда приходится наблюдать негативную оценку роли спорта в современном обществе.

Обращение к принципам этики как науки о морали и нравственности, и спортивной этики, позволит, на наш взгляд, обрести гармонизацию в формировании личности юных спортсменов.

Этика, в том числе и спортивная, является отражением человеческого и общественного идеала.

Поскольку этика регулирует отношения между субъектами деятельности, то она крайне важна для адекватного формирования личности спортсмена. Соблюдение принципов спортивной этики:

- научает спортсменов создавать, поддерживать и укреплять спортивные отношения (в том числе и спортивное поведение), объективно способствующие достижению высших результатов;

- становится основой для уважительного отношения к партнерам, и особенно к зрителям, как к необходимому условию деятельности (всякого рода скандалы и скандальное поведение здесь допускаются в качестве антуража, своего рода рекламы, то есть опять-таки условий, способствующих успеху деятельности);

-не допускает обмана между участниками спортивных отношений (однако мы не рассматриваем технологические, технические, методические секреты профессионального спорта);

-формирует у спортсменов навыки соблюдения корпоративной чести, то есть достойного представления своего клуба, своей организации, страны, публичной демонстрации их престижа;

- научает проявлять солидарность, когда дело касается обеспечения, защиты интересов и прав товарищей по профессии, независимо от их клубной и национальной принадлежности;

- не позволяет использовать ценности спорта для антигуманистических, антиобщественных или преступных целей;

- усиливает нравственное влияние спорта, повышает ответственность всех участников спортивной деятельности за свое поведение;

- способствует улучшению морального климата в молодежной среде.

Для формирования личности спортсмена важно то, что подлинная этика в спорте связана с такими ценностными понятиями, как патриотизм, долг и ответственность, дружба и коллективизм, честь и достоинство, справедливость и бескорыстие.

Именно поэтому спортивная этика изучает, среди прочих, и проблемы нравственного воспитания спортсменов.

Важно понимать, что для того, чтобы ценности этики и спортивной этики соблюдались спортсменом, у него должны быть сформированы все три компонента морали спортивной этики: моральное сознание, нравственные отношения и нравственная деятельность.

Моральное сознание отражает восприятие личностью общепринятых норм нравственности; взаимоотношений в спортивном коллективе; идей, представлений, идеалов, функционирующих в спортивном сообществе. Это совокупность этических знаний, нравственных взглядов, убеждений, чувств, потребностей. Целостность нравственного сознания обеспечивается нравственными принципами и нормами, важнейшей из которых является ценностная ориентация. Под ценностной ориентацией подразумевают способность нравственного сознания в самых различных жизненных ситуациях направлять действия личности. Ценностная ориентация обеспечивает единство сознания и поведения, целенаправленность в моральном выборе, регулирует действия личности в сложных ситуациях, которые возникают в спортивной деятельности.

Нравственные отношения в спорте представляют собой особый вид общественных отношений, рассматриваемый с точки зрения их нравственного качества, моральной ценности их мотивов и результатов. Речь идет не только об отношениях между личностями (спортсмены, тренеры, болельщики и т.д.), но и между личностью и своей командой, обществом, государством, страной, а также между отдельными командами, спортивными обществами, федерациями, странами.

И, наконец, нравственная деятельность в области спорта является реализуемой на деле морали; это совокупность, система нравственных поступков, направленных на повышение этической культуры. Многочисленные исследования показывают, что успех в спорте определяется трудолюбием, дисциплинированностью, добросовестностью и другими позитивными моральными качествами. Специфика спорта предполагает преодоление трудностей, способность побеждать свои слабости в трудные моменты соревнований, проявлять уверенность в себе, хладнокровие.

Нормы спортивной этики заключаются в том, что каждый спортсмен должен:

- считать преданность делу спорта, честность, принципиальность, беспристрастность, справедливость, прямоту и благородство главными моральными принципами и следовать им в своей деятельности;

- любой ценой защищать здоровье спортсменов и содействовать их благополучию;

- не идти ни на какие компромиссы, вступающие в противоречие со справедливостью и порядочностью;

- публично, невзирая на лица, разоблачать любую коррупцию и нечестность;

- противостоять расовой, национальной и религиозной дискриминации, решительно пресекать ее и не иметь дела с теми, кто ее проповедует;

- не использовать средства массовой информации для дискредитации и оскорбления спортивного сообщества;

- воздерживаться от неэтичного поведения, которое могло бы бросить тень на людей, связанных со спортом;

- не добиваться материальной выгоды за счет ущемления интересов коллег и спортсменов;

- соблюдать равенство людей, связанных с панкратионом, уважать их права, независимо от их материального благосостояния или занимаемого положения;

- не пользоваться неточными сведениями с целью ввести кого-либо в заблуждение, а представлять на рассмотрение только проверенные факты для того, чтобы наилучшим образом решить возникшую проблему;

- не заниматься какой-либо деятельностью, которая может привести к конфликтной ситуации или несправедливым решениям во время соревнований.

По сути, значение этики для формирования личности спортсмена заключается в особой моральной ответственности спортсмена перед обществом, в формировании нравственных отношений в спорте.При этом формирование личности спортсмена зависит от конкретной системы нравственного воспитания, выбранной тренером в качестве ориентира, от сознательной активности личности спортсмена, реализующего и транслирующего моральное сознание, нравственные отношения и нравственную деятельность в тренировочной и соревновательной деятельности по отношению к болельщикам, другим спортсменам, тренерскому и вспомогательному составу, судьям. Спортсмен становится носителем особой общественной миссии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич, В.К. Гуманистический вектор спорта высших достижений [Текст] / В.К. Бальсевич // Спорт, духовные ценности, культура. - 1997. - Вып. 3. - С. 287-291.

2. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.И. Лубышева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2010. - 272 с.

3. Пристинский, В. Н. Гуманистические ценности физической культуры и спорта как средство формирования нравственной и эстетической культуры человека [Электронный ресурс] / В.Н. Пристинский, Н.А. Курысько, Т.Н. Пристинская, В.Д. Нотченко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2008. - №11. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/gumanisticheskie-tsennosti-fizicheskoy-kultury-i-sporta-kak-sredstvo-formirovaniya-пгауБ^еппоу^^еИсЬезкоу-ШШгу-сЬйоуека. - 06.04.2017.

4. Самыгин, С. И. Спортивная этика и трансформация ценностей олимпийского спорта в контексте воздействия на социализацию современной российской молодежи [Электронный ресурс] / С.И. Самыгин, Н.П. Любецкий, П.С. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2016. -№ 6-7. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sportivnaya-etika-i-transformatsiya-tsennostey-olimpiyskogo-sporta-v-kontekste-vozdeystviya-na-sotsializatsiyu-sovremennoy-rossiyskoy. - 06.04.2017.

УДК 371.1

Ю.Н. Рюмина, г. Шадринск

Формирование профессиональных компетенций педагогов в процессе социально-педагогического проектирования

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты обучения бакалавров основам социально-педагогического проектирования.

Проектирование, социально-педагогическое проектирование.

YU.N. Ryumina, Shadrinsk

Formation of professional competencies of teachers in the process of social and pedagogical design

The theoretical and practical aspects of teaching bachelors to the basics of social and pedagogical design are considered in the article.

Keywords: design, social and pedagogical design.

На современном этапе развития общества особое значение для социальной сферы приобретают технологии прогнозирования и проектирования. Они связаны с выработкой подходов, моделей решения различного рода социальных проблем и отслеживания их реализации. Во многом прогнозирование и проектирование в социальной сфере определяется необходимостью инновационных путей решения возникающих проблем комплексного характера: социально-культурных, социально-педагогических, социально-медицинских, социально-психологических и пр.

Объясняется это тем, что социальное проектирование является как научной, так и практической деятельностью по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на основе социального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.